Научная статья на тему 'Экспорт сельскохозяйственной продукции - новые возможности для российского агробизнеса'

Экспорт сельскохозяйственной продукции - новые возможности для российского агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / ПРОГНОЗ ЭКСПОРТА / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / EXPORT / AGRICULTURAL PRODUCTS / FOOD SECURITY / STATE SUPPORT OF EXPORT / EXPORT ESTIMATE / EXPORT SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин В.И.

Актуальность исследования обусловлена современным состоянием экспортного потенциала аграрного сектора экономики Российской Федерации, а также проблемами экспортно ориентированных субъектов агробизнеса. Формирование в мире высокой потребности в продовольствии определяет необходимость решения проблем, возникающих в процессе экспорта сельскохозяйственной продукции. Цель статьи заключается в анализе современного состояния и установлении ключевых проблем при продвижении российской сельскохозяйственной продукции на внешние рынки. Методологией исследования послужила систематизация и сопоставительный анализ ресурсного потенциала и механизма государственной поддержки, обеспечивающее формирование основных экспортных трендов в российском агробизнесе. Ведущим подходом в исследовании является системный анализ, в процессе которого происходит рассмотрение экспорта в аграрном секторе экономики как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих приемлемый уровень государственной поддержки экспортно ориентированных субъектов агробизнеса. Установлены ключевые проблемы российских экспортеров при продвижении сельскохозяйственной продукции на внешние рынки, а также конкретизированы основные направления совершенствования государственной поддержки экспорта. Выявлены лимитирующие факторы, определяющие основные задачи, стоящие перед отечественным АПК и тем самым минимизирующие влияние негативных аспектов роста экспорта продукции. Представлена система поддержки экспорта продукции российского агробизнеса, ключевым компонентом которой является адекватная региональная политика обеспечивающая создание новых интеграционных связей. Материалы статьи представляют практическую ценность для формирования адекватной государственной экспортной политики и обеспечения роста экспорта сельскохозяйственной продукции, произведенной субъектами агробизнеса в Российской Федерации на внешние рынки, а также при прогнозировании и планировании развития экспортно ориентированных субъектов агробизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савкин В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTS - NEW PERSPECTIVES FOR RUSSIAN AGRICULTURAL BUSINESS

Export potential of the agricultural sector of the Russian Federation, as well as problems between the participants of agricultural business are the key factors that underlie this research. High demand for food supplies defines the necessity to tackle the problems as they appear during the process of export of agricultural products. The main objective of this article is to analyse the current conditions and to establish key problems in promoting Russian agricultural products to exterior markets. The methodological basis for this research is systematization and comparative analysis of resource provision and mechanisms of state support, that provide the formation of major export trends within the Russian agricultural business. The main approach in this research is system analysis that reveals agricultural export as a whole complex of interconnected elements, which provide necessary levels of state support for export-oriented agricultural business. The key promotion problems of Russian exporters are indicated. The major directions for the improvement of state support are specified. The limiting factors that determine the main tasks of the agricultural industry, and thereby minimize the impact of negative factors on the growth of exports of the agricultural industry are revealed. The system of export support is presented, the key component of which is an adequate regional policy, which should provide the creation of new integration links. The materials of the article are practically valuable for the formation of an adequate state export policy and providing the growth of agricultural exports produced by agricultural business entities in the Russian Federation to foreign markets, as well as in forecasting and planning the development of export-oriented agricultural business entities.

Текст научной работы на тему «Экспорт сельскохозяйственной продукции - новые возможности для российского агробизнеса»

УДК / UDC 339.564:631.155.2

ЭКСПОРТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО АГРОБИЗНЕСА

EXPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTS - NEW PERSPECTIVES FOR RUSSIAN AGRICULTURAL BUSINESS

Савкин В.И., доктор экономических наук, профессор Savkin V.I., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

E-mail: v.i.savkin@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена современным состоянием экспортного потенциала аграрного сектора экономики Российской Федерации, а также проблемами экспортно ориентированных субъектов агробизнеса. Формирование в мире высокой потребности в продовольствии определяет необходимость решения проблем, возникающих в процессе экспорта сельскохозяйственной продукции. Цель статьи заключается в анализе современного состояния и установлении ключевых проблем при продвижении российской сельскохозяйственной продукции на внешние рынки. Методологией исследования послужила систематизация и сопоставительный анализ ресурсного потенциала и механизма государственной поддержки, обеспечивающее формирование основных экспортных трендов в российском агробизнесе. Ведущим подходом в исследовании является системный анализ, в процессе которого происходит рассмотрение экспорта в аграрном секторе экономики как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих приемлемый уровень государственной поддержки экспортно ориентированных субъектов агробизнеса. Установлены ключевые проблемы российских экспортеров при продвижении сельскохозяйственной продукции на внешние рынки, а также конкретизированы основные направления совершенствования государственной поддержки экспорта. Выявлены лимитирующие факторы, определяющие основные задачи, стоящие перед отечественным АПК и тем самым минимизирующие влияние негативных аспектов роста экспорта продукции. Представлена система поддержки экспорта продукции российского агробизнеса, ключевым компонентом которой является адекватная региональная политика обеспечивающая создание новых интеграционных связей. Материалы статьи представляют практическую ценность для формирования адекватной государственной экспортной политики и обеспечения роста экспорта сельскохозяйственной продукции, произведенной субъектами агробизнеса в Российской Федерации на внешние рынки, а также при прогнозировании и планировании развития экспортно ориентированных субъектов агробизнеса.

Ключевые слова: экспорт, сельскохозяйственная продукция, продовольственная безопасность, государственная поддержка экспорта, прогноз экспорта, система поддержки экспорта.

Export potential of the agricultural sector of the Russian Federation, as well as problems between the participants of agricultural business are the key factors that underlie this research. High demand for food supplies defines the necessity to tackle the problems as they appear during the process of export of agricultural products. The main objective of this article is to analyse the current conditions and to establish key problems in promoting Russian agricultural products to exterior markets. The methodological basis for this research is systematization and comparative analysis of resource provision and mechanisms of state support, that provide the formation of major export trends within the Russian agricultural business. The main approach

in this research is system analysis that reveals agricultural export as a whole complex of interconnected elements, which provide necessary levels of state support for export-oriented agricultural business. The key promotion problems of Russian exporters are indicated. The major directions for the improvement of state support are specified. The limiting factors that determine the main tasks of the agricultural industry, and thereby minimize the impact of negative factors on the growth of exports of the agricultural industry are revealed. The system of export support is presented, the key component of which is an adequate regional policy, which should provide the creation of new integration links. The materials of the article are practically valuable for the formation of an adequate state export policy and providing the growth of agricultural exports produced by agricultural business entities in the Russian Federation to foreign markets, as well as in forecasting and planning the development of export-oriented agricultural business entities.

Key words: export, agricultural products, food security, state support of export, export estimate, export support system.

Введение. Экспорт является одним из приоритетов современной экономики любого государства, в том числе и Российской Федерации. Поставки за рубеж сельскохозяйственного сырья и продовольствия, создают базу для дальнейшего устойчивого развития аграрного сектора экономики и позволяют реально оценивать перспективы отрасли. Мировой спрос на продовольствие быстро растет, равно, как и возрастают объемы производимой продукции. По отдельным оценкам, прогнозируемый глобальный спрос на сельскохозяйственную продукцию к 2050 году может достигнуть 100-110% по сравнению с 2005 годом [1, 2].

Динамичное развитие аграрного сектора экономики играет важнейшую роль как в обеспечении продовольственной независимости государства, так и в формировании конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции на рынке агропродовольствия [3]. Поэтому агробизнес призван к достижению целей устойчивого развития: продовольственная безопасность, качество; социальная справедливость; агробиоразнообразие и другие [4-7]. Формирование новой парадигмы в системе экспорта сельскохозяйственной продукции -наиважнейшая задача государственной политики любой страны, стремящейся обеспечить свое достойное место в мировой экономике.

Одним из направлений стратегического развития Российской Федерации является развитие экспортно ориентированной экономики. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы предусматривается - «формирование условий ... обеспечивающих ... конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса» [9]. В этих рамках на государственном уровне определены три основных приоритета:

1. Формирование системы продвижения экспорта продукции российского агропромышленного комплекса на зарубежных рынках.

2. Содействие деятельности ветеринарному и фитосанитарному надзору по расширению доступа на зарубежные рынки продукции российского агропромышленного комплекса.

3. Создание центра анализа экспорта продукции агропромышленного комплекса и изучение потенциальных зарубежных рынков сбыта.

Важно отметить, что с учетом государственных экспортных приоритетов и необходимо рассматривать определение и реализацию новых возможностей для российского агробизнеса. Вместе с тем, технологическая революция диктует не

только потребность отвечать на новые вызовы, но также и дает новые возможности для государства [8]. Создание эффективного экономического механизма развития экспорта субъектами агробизнеса должно обеспечивать определение не только направлений устойчивого функционирования национальной системы экспорта, но и насущных проблем российских экспортеров при продвижении сельскохозяйственной продукции на внешние рынки.

Цель исследования - изучение экспортного потенциала аграрного сектора экономики России и на этой основе установление проблем и выработка предложений по формированию современной организационно-экономической системы экспорта сельскохозяйственной продукции субъектами агробизнеса.

Методология исследования. В методологии исследования за основу взят системно-диалектический подход, который предопределяет необходимость изучения российского агроэкспорта как динамичного объекта, внутренне взаимосвязанного и взаимодействующего с внешней средой. Методология исследования обусловила использование следующих методов: теоретических (анализ, синтез, конкретизация, обобщение); эмпирических (изучение российского и зарубежного опыта); математической статистики и графического изображения результатов исследования проблем экспорта продукции аграрного сектора экономики.

Базой исследования являлся аграрный сектор экономики Российской Федерации, обеспечивающий формирование связей и системную интеграцию отечественного агробизнеса в мировую экономику. Исследования проводились в ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина».

Результаты и обсуждение. Экспорт продукции российского агропромышленного комплекса на зарубежных рынках. По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, объем экспорта сельскохозяйственной продукции по итогам 2017 года составил 20,7 млрд долл. США. Важно, что объем российского экспорта в 2017 году превысил почти в 13 раз уровень 2000 года (1,6 млрд долл. США). Целевые ориентиры - увеличение объема экспорта продукции сельского хозяйства: в 2018 году до 19 млрд долл. США, в 2019 году - до 20,2, а в 2020 году - до 21,4 млрд долл. США. В этой связи в 2017 году на реализацию приоритетных мероприятий государством были предусмотрены федеральные бюджетные ассигнования в размере 728,4 млн руб. которые расходовались на формирование системы продвижения российской агропродукции за рубежом.

В структуре экспорта основными товарными группами являются зерно и продукция мукомольно-крупяной промышленности, готовая продукция, рыба и ракообразные, продукция масложировой промышленности (табл. 1). В группе «Зерно и продукты мукомольно-крупяной промышленности» большую долю занимает именно зерно, а продукты её переработки в экспортном ассортименте незначительны.

Основной проблемой для российского агробизнеса в экспорте сельскохозяйственной продукции остается низкий уровень ее переработки. Это влечет за собой невысокую добавленную стоимость, а также заведомо мало конкурентоспособные характеристики предлагаемого товара. Вместе с тем потенциал переработки российского сельскохозяйственного сырья огромен, а это дополнительные возможности не только по наращиванию объемов экспорта, но и новые возможности по диверсификации стран покупателей.

Таблица 1 - Структура экспорта по видам продукции агропромышленного комплекса Российской Федерации в 2017 году__

Вид продукции Доля в экспорте, %

Зерно и продукты мукомольно-крупяной промышленности 37,5

Рыба и ракообразные 16,8

Продукция масложировой продукции 13,1

Продукция свеклосахарной промышленности 2

Мясо и мясопродукты 1,6

Прочая продукция 11,2

Готовая продукция в объеме экспорта - 17,8%

Примечание. Составлено автором по данным [9].

Сложившийся в последние годы ассортимент российской экспортной продукции во многом предопределяет географию внешней торговли. Основными покупателями российской продукции являются страны дальнего зарубежья, на которые в 2017 году пришлось более 70% (15,9 млрд долл. США) от стоимости всего российского агроэкспорта. Лидерами среди стран-импортеров российской агропродукции в 2017 году стали - Египет с объемом экспорта 1,78 млрд долл. США, Турция (1,78 млрд), Китай (1,77 млрд), Южная Корея (1,46 млрд), Казахстан (1,45 млрд) и Республика Беларусь (1,01 млрд). На долю этих стран приходилось в 2017 году 44,6% экспорта российской продукции АПК (табл. 2).

Таблица 2 - Страны-импортеры (лидеры) российской продукции АПК в 2017 году

Страна-импортер Объем экспорта, млрд долл. США Доля в экспорте, %

Египет 1,78 8,6

Турция 1,78 8,6

Китай 1,77 8,6

Южная Корея 1,46 7,1

Казахстан 1,45 7,0

Республика Беларусь 1,01 4,9

Примечание. Составлено автором по данным [9].

Примечательно, что большая часть экспорта российской готовой агропродукции приходится на страны бывшего СССР. Её основными покупателями в 2017 году стали - Казахстан (0,83 млрд долл. США, или 22,6% общего объема), Беларусь (0,57 млрд, или 15,5%), Турция (0,26 млрд, или 7,1%), Украина (0,22 млрд, или 6%) и Азербайджан (0,18 млрд долл. США, или 4,9%). Совсем незначительная доля готовой продукции поставляется в страны дальнего зарубежья, что является неприемлемым для экспортоориентированный экономики.

По прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ, в ближайшие годы государство будет только наращивать поставки агропродукции на внешние рынки. Это связано, во-первых, с имеющимся потенциалом по увеличению производства в части наличия огромных земельных ресурсов, а во-вторых в ограниченности собственного потребления ввиду достижения порога продовольственной безопасности по основным видам продовольствия. К 2025 году экспорт продовольствия, по прогнозу Минсельхоза РФ достигнет 30 млрд долл. США (рис. 1). Наибольший рост экспорта Минсельхоз России запланировал именно по готовой продукции. Это связано, в первую очередь с ожиданиями увеличения мощностей по переработки сырья, а также с освоением новых рынков.

30

<

3

о

25

о

20

17,9

10

15

0

5

0,25

мясо

зерно и продукты масложировая готовая переработки продукция продукция

ВСЕГО

□ 2017 год

Ш2025 год

Рисунок 1 - Прогноз по экспорту сельскохозяйственной продукции из Российской Федерации, млрд долл. США1

Таким образом, траектория дальнейшего роста экспорта сельскохозяйственной продукции должна стать главным фактором для ускоренной технологической модернизации отрасли, при условии качественного развития экспортной инфраструктуры, обеспечивающей не только сырьевой характер поставок. Формирование открытой и прозрачной государственной экспортной политики, которая обязана сконцентрировать в себе приоритеты аграрного экспорта - необходимое условие успешного продвижения российской сельскохозяйственной продукции на внешние рынки.

Лимитирующие факторы российских экспортеров при продвижении сельскохозяйственной продукции на внешние рынки. Существующая система экспорта продукции российского агропромышленного комплекса на зарубежные рынки в основном базируется на поддержке экспортеров через предоставление субсидий субъектам аробизнеса по компенсации части затрат на транспортировку продукции наземным транспортом. Однако, кроме этого, основными факторами, лимитирующими рост экспорта российского АПК, также являются:

- дефицит у отечественных товаропроизводителей аналитической информации о потенциальных рынках, а также существующих в странах рыночных, экономических и политических барьерах;

- недостаток государственной поддержки экспорта: финансовой и нефинансовой;

- ограниченная институциональная поддержка экспорта со стороны государства;

- недостаточная конкурентоспособность отечественной товарно-сырьевой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью;

- слабые кооперационные и интеграционные связи отечественных товаропроизводителей.

1 Разработано автором по данным Минсельхоза РФ

На сегодняшний день можно говорить, что названные лимитирующие факторы негативно отражаются на системе поддержки экспорта продукции АПК из Российской Федерации. Важно учитывать, что лимитирующие факторы роста экспорта отечественной агропродукции и поддержка экспорта имеют разнонаправленное действие при преодолении межгосударственных торговых барьеров (рис. 2). В этой связи, первостепенным должно являться то, что при прогнозировании воздействия лимитирующих факторов необходимо достигать максимальной адаптивности субъектов агробизнеса к внешним и внутренним условиям при осуществлении экспортных поставок. Отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям и экспортерам приходится конкурировать с иностранными компаниями, которые пользуются более гибкой

Рисунок 2 - Разнонаправленное влияние лимитирующих факторов и поддержки экспорта на экспортоориентированный агробизнес2

Основными задачами, стоящими перед отечественным АПК и минимизирующими негативное влияние лимитирующих факторов на рост экспорта продукции АПК, можно назвать:

- оказание комплексной информационно-аналитической поддержки отечественным товаропроизводителям-экспортерам продукции;

- создание и развитие системы коммуникации с международными торговыми организациями, региональными органами управления АПК, отраслевыми ассоциациями и союзами, а также признанными международными сообществами и представителями бизнеса;

- развитие кооперации с целью создания благоприятных условий для обеспечения выхода на зарубежные рынки, вовлечение малых и средних сельхозтоваропроизводителей в экспортную деятельность;

- увеличение количества и качества экспортно ориентированных оптово-распределительных центров, расположенных на основных логистических маршрутах перевозки сельскохозяйственной продукции на экспорт;

- государственная поддержка экспортеров продукции АПК, способствующая минимизации затрат не только на транспортировку продукции.

С точки зрения экономики, российский агробизнес должен ориентироваться прежде всего на выгоду при экспорте сельскохозяйственной продукции, однако существующее положение дел таково, что большие первоначальные затраты на создание конкурентоспособной наукоемкой и экспортно ориентированной материально-технической базы становятся тем препятствием, которое не удается еще преодолеть отечественным производителям.

2 Разработано автором

Система поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции.

Экспорт является неотъемлемым фактором экономического роста, а его расширение позволяет повысить устойчивость экономики и диверсифицировать производство. Мировой опыт указывает, что единой системы поддержки экспорта не существует. Государства используют различные подходы в отношении поддержки своих экспортно ориентированных товаропроизводителей, которые зависят от уровня экономического развития страны, национальных приоритетов, конкурентоспособности, ситуации в мире и взаимодействия с международными структурами. Поддержка экспорта в Российской Федерации должна рассматриваться как целостная система, развивающаяся по трем основным направлениям - финансовые и нефинансовые инструменты, а также формирование региональной политики поддержки экспортеров. (рис. 3)

Рисунок 3 - Система поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции

российского АПК3

Важным компонентом предлагаемой системы поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции можно считать - формирование адекватной региональной политики, которая должна обеспечивать создание интеграционных связей и в итоге взаимных соглашений, обеспечивающих диверсификацию торговых связей и протекционистские меры во внешней торговле. Региональная компонента системы поддержки экспорта призвана обеспечивать внесение предложений по корректировке государственной политики поддержки экспорта. Тем самым обеспечивается реализация одного из главных постулатов управления - принципа постоянного улучшения.

3 Разработано автором

Выводы. Таким образом, недостаточное развитие экспортного потенциала в российском агробизнесе, с одной стороны отрицательно влияет на стабильность производства, доходы, рентабельность товаропроизводителей в том числе и за счет избыточного предложения на внутреннем рынке, а с другой стороны, это создает новые возможности для отечественного агробизнеса -реально оценить свой производственный и интеллектуальный потенциал и тем самым сконцентрироваться на решении реальных задач способных достичь цели -устойчивый рост экспорта продукции.

Формирование современной организационно-экономической системы экспорта сельскохозяйственной продукции должно базироваться на государственной политике поддержки экспорта, учитывающей взаимодействие финансовых и нефинансовых инструментов, а также адекватной региональной политики, призванной через формирование интеграционных связей обеспечивать диверсификацию торговых связей и использование протекционистских мер продвижения продукции российского агробизнеса.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. The yield gap of global grain production: A spatial analysis / K. Neumann, P.H. Verburg, E. Stehfest, C. Müller // Agricultural Systems. 2010. Vol. 103. Is. 5. P. 316-326.

2. Global food demand and the sustainable intensification of agriculture / Tilman D., Balzer C., Hill J., Befort B L. // PNAS. 2011. № 108 (50). P. 20260-20264.

3. Agroecologist education for sustainable development of farming and food systems / C.A. Francis, G. Lieblein, T.A. Breland, E.S. Jensen // Agronomy Journal. 2017. № 109 (1). P. 23-32.

4. Towards resilience through systems-based plant breeding. A review / E.T.L. van Bueren, P.C. Struik, N. van Eekeren, E. Nuijten // Agronomy for Sustainable Development. 2018. № 38. P 21-42.

5. Modern Organizational and Economic Aspects and Staffing Issues in Breeding and Seed Production / T.I. Gulyaeva, V.I. Savkin, E.Y. Kalinicheva, O.V. Sidorenko, E.V. Buraeva // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol 9 No 8. Pp. 1789-1798.

6. Савкин В.И., Карпова О.И., Ловчикова Е.И. Экспортный потенциал аграрного сектора России // АПК: Экономика, управление. 2016. № 9. С. 49-55.

7. Савкин В., Прока Н. Продовольственная безопасность государства: состояние и прогноз // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. С. 25-37.

8. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России / Г.И. Идрисов, В.Н. Княгинина, А.Л. Кудрин, Е.С. Рожкова // Вопросы экономики. 2018. № 4. С. 5-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы» // URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (дата обращения 11.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.