Научная статья на тему 'Перспективы развития внешнеэкономической деятельности сельского хозяйства в условиях реализации экспортной политики АПК'

Перспективы развития внешнеэкономической деятельности сельского хозяйства в условиях реализации экспортной политики АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / продукция / импорт / экспорт / agriculture / products / import / export.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. В. Ковалева

В статье рассматриваются вопросы развития экспортной политики в области производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации и Алтайском крае. Оценка изменения структуры экспорта сельскохозяйственной продукции во многом объясняется влиянием факторов внешней среды, особенно санкционных мероприятий, способствующих увеличению производства сельскохозяйственной продукции и ее интенсивному экспорту. В большинстве товарных категорий экспортные поставки в натуральном исчислении не приводят к увеличению уровня выручки, что частично объясняется изменением мировых цен сырьевую продукцию агропромышленного комплекса по многим категориям товаров, а также с проблемами доступа на зарубежные рынки. В последние годы наблюдается тенденция изменения структуры экспорта продукции сельского хозяйства в сторону сокращения при незначительном изменении направлений экспорта по отдельным сырьевым и товарным категориям продукции агропромышленного комплекса. вития экспортного потенциала российских производителей продукции агропромышленного комплекса, предусматривает проведение разъяснительной работы путем информирования компаний о возможностях роста, информационно-консультационную поддержку потенциальных экспортеров, развитие соответствующих компетенций в области экспортной деятельности. Для увеличения количества доступных зарубежных рынков будет предлагаться реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступа на приоритетные экспортные рынки отечественных производителей по линии ветеринарного и фитосанитарного надзора, а также на устранение тарифных и таможенных барьеров доступа. Увеличение количества доступных экспортных рынков сырьевой сельскохозяйственной продукции будет способствовать увеличению объема экспорта российской Реализация программы разпродукции агропромышленного комплекса и эффективности развития отрасли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSPECTIVE DEVELOPMENT IN THE AGRICULTURE OF CONDITION EXPORT POLICY AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article deals with the issues of development of export policies in agricultural production in the Russian Federation and Altai region. In recent years there has been trend of the export structure of agricultural products to reduce with slight change in export destinations for individual commodities and agro-industrial products product categories. Assessment of changes in the structure of agricultural exports is largely due to the influence of external factors, especially the sanctions measures to increase agricultural production and its intensive export. In most Product categories of exports in natural calculation does not result in an increase in the level of revenue that is due to changes in world prices for raw materials products of the agro-industrial complex for many product categories, as well as with problems of access to foreign markets. Implementation of the Programs for the development of export capacity of Russian producers of agricultural products provides awareness by educating companies about the opportunities for growth, information and consulting support to potential exporters, the development of relevant competencies in the field of export activities. To increase the number of available foreign markets will be offered to implement measures aimed at ensuring access to priority export markets to domestic producers through veterinary and phytosanitary oversight, as well as the removal of tariff and customs barriers to access. The increase in the number of available raw material export markets of agricultural products will help to increase Russian exports of agroindustrial products and the efficiency of the development of the industry as whole.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития внешнеэкономической деятельности сельского хозяйства в условиях реализации экспортной политики АПК»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОЙ

ПОЛИТИКИ АПК

И.В. Ковалева, д-р экон. наук, профессор Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10576

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития экспортной политики в области производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации и Алтайском крае. В последние годы наблюдается тенденция изменения структуры экспорта продукции сельского хозяйства в сторону сокращения при незначительном изменении направлений экспорта по отдельным сырьевым и товарным категориям продукции агропромышленного комплекса.

Оценка изменения структуры экспорта сельскохозяйственной продукции во многом объясняется влиянием факторов внешней среды, особенно санкционных мероприятий, способствующих увеличению производства сельскохозяйственной продукции и ее интенсивному экспорту.

В большинстве товарных категорий экспортные поставки в натуральном исчислении не приводят к увеличению уровня выручки, что частично объясняется изменением мировых цен сырьевую продукцию агропромышленного комплекса по многим категориям товаров, а также с проблемами доступа на зарубежные рынки. Реализация программы развития экспортного потенциала российских производителей продукции агропромышленного комплекса, предусматривает проведение разъяснительной работы путем информирования компаний о возможностях роста, информационно-консультационную поддержку потенциальных экспортеров, развитие соответствующих компетенций в области экспортной деятельности. Для увеличения количества доступных зарубежных рынков будет предлагаться реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступа на приоритетные экспортные рынки отечественных производителей по линии ветеринарного и фитосанитарного надзора, а также на устранение тарифных и таможенных барьеров доступа. Увеличение количества доступных экспортных рынков сырьевой сельскохозяйственной продукции будет способствовать увеличению объема экспорта российской продукции агропромышленного комплекса и эффективности развития отрасли в целом.

Ключевые слова: сельское хозяйство, продукция, импорт, экспорт.

Сельское хозяйство и продукция АПК являются стратегическими направлениями развития экспортной политики России и агроориентированных регионов. В последние годы наблюдается тенденция изменения структуры экспорта продукции сельского хозяйства в сторону сокращения при незначительном изменении направлений экспорта по отдельным сырьевым и товарным категориям продукции АПК.

Экспортная политика является стратегическим элементом развития отраслей сельского хозяйства. В то же время по итогам 2015 г. объем экспорта продукции сельского хозяйства в денежном выраже-

нии сократился более чем на 14% до 16,2 млрд долл. США; импорт - на 33,4% до 26,6 млрд долл. США [1]. Основной экспортной культурой России по-прежнему является пшеница. В 2015 г. объем экспорта пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи) снизился в натуральном выражении [2, 3].

В структуре экспорта товарных категорий на экспорт семян сельскохозяйственных растений приходилось 1,7%; в структуре импорта - 0,9%. Динамика внешней торговли семенами следовала общей тенденции снижения стоимостных объемов торговли. Из общего объема завозимых

семян, импортозависимость по семенам сахарной свеклы составила более 75%, подсолнечника 44%, кукурузы - 45%, овощных культур - 34% [3, 4].

В импорте сельскохозяйственной продукции продолжилась тенденция на снижение, однако темпы замедлились: снижение составило 7,8% (до 11,7 млрд долл. США) [5]. С 2017 г. экспортные поставки продовольствия и сельскохозяйственного сырья увеличились, так, по данным Федеральной таможенной службы России (далее ФТС), уровень экспорта продовольствия и сырьевой продукции сельского хозяйства увеличился более, чем на 18% и составил 14,01 млрд. долл. [5].

Изменение структуры экспорта сельскохозяйственной продукции в 2017 г. в сравнении с 2014 г. в физическом объеме во многом объясняется влиянием факторов внешней среды, особенно санкционных мероприятий, способствующих увеличению производства сельскохозяйственной продукции и ее интенсивному экспорту. В то же время увеличение предложения на рынке экспорта зерновых культур на 35% повлекло за собой снижение стоимостного показателя на два процента. В большинстве товарных категорий экспортные поставки в натуральном исчислении не приводят к увеличению уровня выручки, что частично объясняется изменением мировых цен по многим категориям товаров, а также с проблемами доступа на зарубежные рынки.

Наблюдается устойчивая тенденция сокращения стран-партнеров по экспортным сделкам продукции АПК. Так, число стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции в Россию сократилось с 181 в 2014 г. до 171 в 2017 г. Вместе с тем, по отдельным категориям товаров география поставок расширяется.

С географической точки зрения, снижение экспортных поставок можно отметить в торговле с Турцией, Польшей, Нидерландами, Францией, Испанией и др. странами ЕС. Вместе с тем Россия увеличила объемы экспорта в Египет, Вьетнам, Ливан, Бангладеш, Китай и пр.

Статистика ФТС показывает, что экспортные поставки России на Украину в

физическом выражении за 3 года выросли почти в 2 раза - с 334,7 тыс. т (2014 г.) до 625,6 тыс. т. 2017 г. По итогам 1-Ш кварталах 2017 г. на Украину пришлось более 65% российского экспорта свинины, 34% экспорта мяса домашней птицы и 17% молочной продукции [3, 8].

Так, по отдельным товарным позициям наблюдается рост экспортных поставок сахара-сырца; мяса и мясных субпродуктов (вырос на 58%); рыбы, ракообразных увеличился более, чем на 32%; фруктов и орехов - на 30%. В то же время сократился экспортный спрос на продукцию муко-мольно-крупяной промышленности - более, чем на 10%; снизился экспорт табака и табачной продукции (на 8 %); овощей (на 7%).

Особую роль в развитии сельскохозяйственного производства и экспортных возможностей играют «наращивание организационного потенциала, способность создавать благоприятный предпринимательский климат, и реализация конкурентных преимуществ регионов России» [2].

Исходя из состояния аграрного сектора экономики РФ, на современном этапе можно высоко оценить перспективы развития российского экспорта органической продукции. Дополнительным стимулом для отечественных производителей продовольствия может стать введение с 1 января 2017 г. в России единых правил сертификации органической продукции. Можно ожидать, что дальнейший рост экспортных поставок сельскохозяйственной продукции станет главным фактором для ускоренной технологической модернизации отрасли, качественного развития экспортной инфраструктуры.

Реализация программы развития экспортного потенциала российских производителей продукции АПК предусматривает проведение разъяснительной работы путем информирования компаний о возможностях роста (в т.ч. формах и механизмах государственной поддержки), информационно-консультационную поддержку потенциальных экспортеров, развитие компетенций в области экспортной деятельности через создание специальных учебных программ.

Помимо этого, предполагается содействие формированию на базе существующих кооперативных организаций, или «с нуля», экспортных кооперативов для консолидации выработанных на базе единых стандартов партий продукции малых и средних производителей и экспорта, повышения привлекательности экспортных рынков для таких производителей за счет использования эффекта масштаба.

В регионах Российской Федерации, выпускающих сельскохозяйственную продукцию активно развивается экспортная торговля. Так, в Алтайском крае

170 региональных компаний и предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, сотрудничают с Центром экспорта. В 2017 году Центр предоставил порядка 500 услуг субъектам предпринимательства. Организовано участие алтайских компаний в международных выставках в Китае, Турции, Казахстане, Индонезии,

Узбекистане и бизнес-миссиях в Иран и Монголию.

При содействии Центра предприниматели края заключили более 50 экспортных контрактов, 17 из них в 2017 году - на поставку продукции на сумму более 355 млн рублей. В планах Центра на текущий год -организация участия алтайских компаний в международных выставках в Казахстане, Узбекистане, Иране, Азербайджане и России, а также бизнес-миссии в Китай. Добавятся и новые услуги. В частности, по приведению продукции в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта товаров и обеспечению защиты интеллектуальной собственности за рубежом; предоставлению субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в межрегиональных и международных выста-вочно-ярмарочных мероприятиях [13] (рис. 1).

Рисунок. Товарная структура экспорта Алтайского края, 2017 г. [8]

В регионе разработана Программа «Экспорт продукции АПК», при этом планируется достижение объема экспорта продукции АПК (в стоимостном выражении) в размере 501 млн. долл. США к концу 2024 года за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), создания экс-

портно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК (табл. 1).

Таблица 1. Целевые показатели Программы «Экспорт продукции АПК» в Алтайском крае [8]_

Наименование показателя Период, год

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Объем экспорта продукции АПК, млн. долл. США 185,8 189,5 193,8 235,1 256,5 294,5 337,2 403,7 501,0

Это позволит увеличить количество ние доступа на приоритетные экспортные компаний, готовых поставлять продукцию рынки отечественных производителей по на внешние рынки, что будет способство- линии ветеринарного и фитосанитарного вать увеличению объема экспорта продук- надзора, а также на устранение тарифно-ции АПК. таможенных барьеров доступа. Увеличе-

Для увеличения количества доступных ние количества доступных рынков будет зарубежных рынков будут реализованы способствовать увеличению объема экс-мероприятия, направленные на обеспече- порта продукции АПК.

Библиографический список

1. Алпатов А. Российский экспорт зерна и его инфраструктурное обеспечение / А. Алпатов, А. Осипов, О. Сидоренко, О. Завгороднева, Д. Федюшин // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - С. 18-24.

2. Гутенев В. Агропром должен стать госприоритетом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agro2b.ru/ru/news/35659-Vladimir-Gutenev-Agroprom-dolzhen-stat-gosprioritetom.html (дата обращения 12.01. 2019)

2. Горбатов А.В. Противостояние России и стран Запада в условиях применения экономических санкций / А.В. Горбатов, О.С. Шаурина // Фундаментальные исследования. -2016. - № 9-3. - С. 565-570; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40785 (дата обращения: 16.01.2019).

3. Статистика внешней торговли Российской Федерации. Федеральная таможеннаяслужбаhttp:/^ustoms.ru/index.php?0/o20option=com_content&view=artide&id=26 274:20(дата обращения: 16.01.2019).

4. Экспорт российского продовольствия стал выгоднее продажи оружия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/07/eksport-rossijskogo-prodovolstviia-stal-vygodnee-prodazhi-oruzhiia.html (дата обращения 27.12.2018)

5. Экспорт сельхозпродукции из РФ достиг фантастических объемов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agromfo.com/1706201602-eksport-selxozprodukcii-iz-rf-dostig-fantasticheskix-obemov/ (дата обращения 01.12.2018)

6. http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/defau lt.aspx www.ra-national.ru./ (дата обращения 17.01.2019)

7. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/tab-sel3.htm(дата обращения 18.01.2019)

8. https://Vww.a/tairegion22.m/region_news/uchastniki-vneshneekonomicheskoi-deyatelnosti-altaiskogo-kraya-podveli-itogi-deyatelnosti-za-2017-god_652827.html/ (дата обращения 18.01.2019)

THE PERSPECTIVE DEVELOPMENT IN THE AGRICULTURE OF CONDITION EXPORT POLICY AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

I.V. Kovaleva, doctor of economic sciences, professor Altai state agricultural university (Russia, Barnaul)

Abstract. The article deals with the issues of development of export policies in agricultural production in the Russian Federation and Altai region. In recent years there has been trend of the export structure of agricultural products to reduce with slight change in export destinations for individual commodities and agro-industrial products product categories. Assessment of changes in the structure of agricultural exports is largely due to the influence of external factors, especially the sanctions measures to increase agricultural production and its intensive export.

In most Product categories of exports in natural calculation does not result in an increase in the level of revenue that is due to changes in world prices for raw materials products of the agro-industrial complex for many product categories, as well as with problems of access to foreign markets. Implementation of the Programs for the development of export capacity of Russian producers of agricultural products provides awareness by educating companies about the opportunities for growth, information and consulting support to potential exporters, the development of relevant competencies in the field of export activities. To increase the number of available foreign markets will be offered to implement measures aimed at ensuring access to priority export markets to domestic producers through veterinary and phytosanitary oversight, as well as the removal of tariff and customs barriers to access. The increase in the number of available raw material export markets of agricultural products will help to increase Russian exports of agro-industrial products and the efficiency of the development of the industry as whole.

Keywords: agriculture, products, import, export.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.