Научная статья на тему 'ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОСУДАРСТВОМ ДЕШЕВОГО ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ В XVIII ВЕКЕ'

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОСУДАРСТВОМ ДЕШЕВОГО ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ В XVIII ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рабочая сила / труд преступников / пенитенциарная политика / Петр I / государство / власть / labor / labor of criminals / penitentiary policy / Peter I / state / power

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И.В. Упоров

В российском государстве в течение длительного исторического периода государственная власть использовала осужденных преступников в качестве дешевой рабочей силы. В статье рассматриваются организационно-правовые особенности этого направления пенитенциарной государственной политики применительно в XVIII в., при этом речь идет об осужденных преступниках, приговоренных в наказаниям, связанных с лишением свободы, то есть, содержащихся в тюрьмах, на каторге, рабочих домах и др. Наиболее активно власть эксплуатировала дешевый труд преступников в годы правления Петра I, что с значительной степени обуславливалось грандиозными планами этого императора-реформатора, для чего требовалось возводить много различных объектов, и прежде всего военного и промышленного характера, создавать условия для их эксплуатации. Соответственно основное внимание в статье уделено первой четверти XVIII в. После Петра I его преемники (преемницы) снизили активность в данной сфере государственно-экономических отношений, а после октябрьской революции 1917 г. аналогичную политику осуществляла советская власть в рамках печально известного ГУЛАГа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLOITATION OF CHEAP LABOR BY THE STATE CONVICTED IN THE 18TH CENTURY

In the Russian state, over a long historical period, state authorities used convicted criminals as cheap labor. The article examines the organizational and legal features of this direction of penitentiary state policy in relation to the 18th century, while we are talking about convicted criminals sentenced to punishments associated with imprisonment, that is, held in prisons, hard labor, workhouses, etc. The authorities most actively exploited the cheap labor of criminals during the reign of Peter I, which was largely determined by the grandiose plans of this reformer emperor, which required the construction of many different objects, and primarily of a military and industrial nature, and the creation of conditions for their exploitation. Accordingly, the article focuses on the first quarter of the 18th century. After Peter I, his successors (successors) reduced their activity in this area of state-economic relations, and after the October Revolution of 1917, a similar policy was carried out by the Soviet government within the framework of the notorious Gulag.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОСУДАРСТВОМ ДЕШЕВОГО ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ В XVIII ВЕКЕ»

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОСУДАРСТВОМ ДЕШЕВОГО ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ В

XVIII ВЕКЕ

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-184-187

Аннотация. В российском государстве в течение длительного исторического периода государственная власть использовала осужденных преступников в качестве дешевой рабочей силы. В статье рассматриваются организационно-правовые особенности этого направления пенитенциарной государственной политики применительно в XVIII в., при этом речь идет об осужденных преступниках, приговоренных в наказаниям, связанных с лишением свободы, то есть, содержащихся в тюрьмах, на каторге, рабочих домах и др. Наиболее активно власть эксплуатировала дешевый труд преступников в годы правления Петра I, что с значительной степени обуславливалось грандиозными планами этого императора-реформатора, для чего требовалось возводить много различных объектов, и прежде всего военного и промышленного характера, создавать условия для их эксплуатации. Соответственно основное внимание в статье уделено первой четверти XVIII в. После Петра I его преемники (преемницы) снизили активность в данной сфере государственно-экономических отношений, а после октябрьской революции 1917 г. аналогичную политику осуществляла советская власть в рамках печально известного ГУЛАГа.

Ключевые слова: рабочая сила, труд преступников, пенитенциарная политика, Петр I, государство, власть.

В монархической России, как известно, более двухсот лет функционировал абсолютистский строй, соответственно права человека, и прежде всего в трудовой сфере, государством не гарантировались, и неудивительно, что власть стремилась извлечь экономическую выгоду от дешевого, можно сказать, бесплатного труда заключенных. Уже в XVII в. осуждаемые к ссылке направлялись в отдаленные места с целью обжития новых мест и более закрепления этих территорий за российским государством [1; 2]. Однако наиболее концентрированно в абсолютистской России труд осужденных использовался в эпоху Петра I - согласно его амбициозным планам переустройства многих сфер жизни государства, для чего требовался огромный массив рабочей силы.

С учетом этого в данный период государством активно эксплуатировался труд не только ссыльных, но и лиц, приговоренных к лишению свободы (тюремному заключению и др.), и эта категория лиц стала для государства наиболее выгодной, и при этом чаще всего преступники

направлялись на строительство разного рода объектов.

В этой связи следует заметить, что в рамках реформ Петра I возник особый принудительный труд осужденных преступников - «каторжные работы», где осужденные к этому виду уголовного наказания, то есть, к ссылке в каторгу, уже не имели права выбора рода занятий - они работали исключительно по назначению управляющих [3, с. 268]. Давая оценку развитию института уголовного наказания в петровский период, Н.Г. Фельдштейн отмечал, в частности, следующее: «Настоятельная потребность колонизовать окраины отступает на задний план и наперед выдвигаются другие нужды. Для тех грандиозных сооружений, которыми характеризуется начало XVIII в., правительству в избытке необходимы рабочие руки ... Подневольный труд доводится до полного поглощения собою других составных частей этого наказания и преобразует эту меру в совершенно новый институт каторжных работ» [4, с. 131-132].

В свою очередь, российский правовед И.Я.Фойницкий дополнял указанный тезис: «Нужда в рабочих руках в самой России создала каторжные работы. Первым пунктом их был Азов. Но существовали недолго и носили еще переходной характер, близкий к идее ссылки. Утратив Азов, правительство обратило внимание на балтийское побережье и устроило каторгу в Рогервике (ныне Балтийский порт)... но в 1767 году с окончанием сооружения порта значение этого пункта исчезло. В значительных размерах каторжный труд применен к сооружению новой столицы; его использовали также в обширных размерах в Оренбурге, частично для сооружения Ор-ской крепости, частично для разработки богатых пластов илецкой соли. Независимо от того, каторжные направлялись и во многие иные пункты - в Ригу, Ревель, Таганрог, где в них встречалась нужда. Наконец, вопреки первоначальным взглядам петербургского периода о направлении на работы в сибирские заводы и рудники только приговоренных на вечное житье в Сибири (если не было нужды сажать их на пашню), а не к каторге, в XVIII веке, со времени передачи в 1760 году екатеринбургских и Нерчинских рудников в ведомство берг-коллегии, они становятся местом исполнения каторги» [5, с. 23].

Аналогичным образом оценивал положение дел с трудоиспользованием арестантов и В.Н. Латкин: «Извлечение выгод из преступника как цель наказания крайне развилось при Петре Первом» [6, с. 417]. В рассматриваемый период еще не предусматривается обязательного содержания каторжников в специальных каторжных тюрьмах, и они работают и живут практически наравне с вольными рабочими, происходит отделение ссылки на каторгу от ссылки на поселение (житье). Но уже с 1721 г. каторга распадается на вечную и временную (урочные годы стали назначаться по указам), при этом тяжесть работ еще не имела карательного значения.

Однако четкого законодательного закрепления этих процессов еще не было, о чем свидетельствует, в частности, манифест о помиловании Екатерины I 1725 г., в соответствии с которым ссыльные в катор-

гу «на многие годы» и «выжившие» там 5 лет подлежали «отпущению на свободу» [7] (исключение составляли осужденные за государственные преступления, убийства и разбои). Между тем, как отмечалось выше, для петровских реформ требовались огромные людские ресурсы. Однако рабочей силы из числа вольнонаемных явно не хватало, и особенно в отдаленных, вновь осваиваемых районах, а также на тяжелых и грязных работах, и тем самым «экономика государства была поставлена в прямую зависимость от наличия осужденных преступников, которых можно было принудительно использовать для решения фискальных задач» [8, с. 33].

Для выполнения этой цели тысячи преступников перебрасывались с места на место, а многим из них наказание изменялось (в частности, смертная казнь заменялась ссылкой в каторжные работы) с тем, чтобы выжать из них трудовой ресурс. В литературных источниках встречаются сведения о том, что эксплуатация труда преступников приводила к безвременной смерти большого их количества, не говоря уже о болезнях, поскольку условия содержания осужденных определялись опять же исходя из необходимости поддерживать в них прежде всего «рабочее» начало [4, с. 2324]. Здесь, очевидно, нужно поставить вопрос о том, была ли у государства альтернатива, то есть могло ли оно обойтись без эксплуатации труда осужденных преступников?

На наш взгляд, ответ должен быть положительный, поскольку на состояние государственной безопасности это обстоятельство решающей роли не имело. Другое дело, что без привлечения осужденных преступников к решению экономических задач темпы преобразований, задуманных реформатором, могли быть, очевидно, несколько меньшими, либо могла быть значительно усилена эксплуатация непреступников, т.е. вольных людей. Организовать подневольный труд осужденных преступников было гораздо проще, и государство решило использовать, по существу, даровую рабочую силу.

Поэтому при тех условиях, в которых была тогда Россия (огромные территориальные пространства, экономическая отсталость, неразвитая инфраструктура), и в рамках стратегических реформ Петра I можно, видимо, говорить о вынужденности (в известной степени) такого решения. При ином подходе Россия, очевидно, еще больше проигрывала бы европейским странам в социально-экономическом развитии. Но это, конечно, лишь гипотезы.

Окончание правления Петра I и последующее время характеризовалось, как известно, тем, что энергия социально-экономических преобразований заметно снизилась, что повлекло и соответствующее ослабление интенсивности использования труда осужденных для решения фискальных задач [8, с. 22]. В конце XVIII - начале XIX вв. а этот процесс оказали влияние также дошедшие до России либеральные идеи европейских просветителей. В указанный период акцент в использовании труда осужденных сместился со строительных работ, что было характерно для петровской эпохи, на работы «по освоению природных богатств» [9, с. 111]. Наиболее тяжелый труд был в рудниках, где по этой причине, а также в силу их отдаленности, государству чрезвычайно трудно было привлечь вольнонаемных работников.

Об условиях работы там каторжан наглядно рассказано, в частности, в книге П.Ф. Якубовича «В мире отверженных. Записки бывшего каторжника» [10]. Можно еще отметить, что в середине XVIII в. каторжане достаточно активно использовались также на строительстве флота. И в этом смысле заслуживает внимания подоплека подготовки Указа 1765 г. о праве помещиков ссылать своих крестьян в каторгу. Инициатором этого правового акта выступила адмиралтейская коллегия, которая и ведала вопросами использования каторжан на соответствующих вопросах. Еще в октябре 1764 г. коллегия обратилась в сенат с предложением «о приеме партикулярных людей за предерзости в каторж-

ные работы и о заплате за них помещикам по одному рублю в месяц» [8, с. 30].

Указанным решением преследовались две основные цели: помещики отдавали ненужных и опасных им крестьян, имея за это материальное вознаграждение, а государство приобретало рабочую силу. Обосновывая такое предложение, коллегия указывала, что казенные расходы на одежду и провиант для каторжных, занятых на тяжелых работах, будут составлять не более двух рублей в месяц, а за «такую плату вольных работников никак достать не можно, ибо на обыкновенные адмиралтейские работы не менее трех рублей в месяц нанимаются» [11, с. 500].

Как видно, адмиралтейская коллегия руководствовалась чисто экономическими интересами, а «заплата» помещикам за сдаваемых в каторжную работу крестьян была призвана стимулировать их в этой области. Строительство портовых сооружений и судов требовало множества рабочей силы, и государство искало всяческие пути удешевить ее, и для этой цели оно эксплуатировало труд каторжан [9, с. 3031]. В целом же в XVIII В. институт привлечения к принудительному труду лиц, осуждаемых к наказаниям, связанным с лишением свободы, получает активное развитие. Такое ускорение во многом объясняется субъективным фактором, а именно личностью главы Российского государства Петра I, грандиозные планы преобразований которого требовали привлечения огромного количества рабочей силы. Организовать труд вольных людей в отдаленных районах на строительстве крупнейших объектов было достаточно хлопотно, и государство приняло решение эксплуатировать дешевую рабочую силу в лице осужденных преступников. Под влиянием указанных обстоятельств происходит соединение ссылки с принудительными работами и появляется наказание в виде ссылки в каторжные работы, используемые государством для решения своих фискальных задач.

Библиографический список

1. Кораблин К.К. Исторический опыт принудительной колонизации Сибири: роль каторги и ссылки в освоении территории Западной и Восточной Сибири (конец XVI - начало XX в.) // История государства и права. - 2010. - № 14. - С. 21-25.

2. Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных; пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи со времени возникновения русской тюрьмы до наших дней (1568-1880 гг.). - СПб., 1881. - С. 5.

3. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. - СПб., 1889.

4. Фельдштейн Н.Г. Ссылка. - М., 1893.

5. Фойницкий И.Я. Исторический очерк и современное состояние ссылки и тюремного заключения. - СПб., 1878.

6. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX ст.). -СПб., 1899.

7. Указ именной, объявленный из Сената от 26.01.1725 г. «Об облегчении преступникам наказаний, кроме тех, которые оказались виновными по первым двум пунктам, в смертоубийствах и разбое» // ПСЗ-1. № 4638.

8. Лисин А.Г., Петренко Н.И., Яковлева Е.И. Тюремная система России в XVIII - начале XIX вв. - М., 1996.

9. Кодан С.В. Реформа сибирской ссылки в первой половине XIX века // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. - М., 1982. - С. 109-114.

10. Якубович П.Ф. В мире отверженных. Записки бывшего каторжника. - СПб., 1907.

11. Российское законодательство Х-ХХ веков / отв. ред. Е.И. Индова. - М.: Юрид. литра, 1987. Т. 5.

EXPLOITATION OF CHEAP LABOR BY THE STATE CONVICTED IN THE 18TH

CENTURY

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. In the Russian state, over a long historical period, state authorities used convicted criminals as cheap labor. The article examines the organizational and legal features of this direction of penitentiary state policy in relation to the 18th century, while we are talking about convicted criminals sentenced to punishments associated with imprisonment, that is, held in prisons, hard labor, workhouses, etc. The authorities most actively exploited the cheap labor of criminals during the reign of Peter I, which was largely determined by the grandiose plans of this reformer emperor, which required the construction of many different objects, and primarily of a military and industrial nature, and the creation of conditions for their exploitation. Accordingly, the article focuses on the first quarter of the 18th century. After Peter I, his successors (successors) reduced their activity in this area of state-economic relations, and after the October Revolution of 1917, a similar policy was carried out by the Soviet government within the framework of the notorious Gulag.

Keywords: labor, labor of criminals, penitentiary policy, Peter I, state, power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.