Научная статья на тему 'Законодательное регулирование и особенности института ссылки в российской империи второй половины XVIII в'

Законодательное регулирование и особенности института ссылки в российской империи второй половины XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
618
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЫЛКА / ССЫЛКА НА ПОСЕЛЕНИЕ / ССЫЛКА В КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ / НАКАЗАНИЕ / УКАЗЫ / КОЛОНИЗАЦИЯ СИБИРИ / ГУМАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упоров Иван Владимирович

В статье раскрываются вопросы правовой регламентации института ссылки в ее уголовно-правовом и уголовно-исполнительном значении в России второй половины XVIII в., когда ссылка стала применяться только как наказание. Автор анализирует соответствующие правовые акты, дает оценку условиям отбывания ссылки, выявляет цели, которое ставило российское государство перед ссылкой как мерой государственного принуждения. Отмечается, что ссылка как вид уголовного наказания использовалась государством для решения экономических задач за счет дешевого труда ссыльных. Системное правовое регулирование ссылка получила лишь к концу XVIII в. в виде ряда правовых актов, которые позже были консолидированы в известный Устав о ссыльных 1822 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование и особенности института ссылки в российской империи второй половины XVIII в»

УДК 343

Упоров Иван Владимирович

доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор. Краснодарский университет МВД России uporov@list.ru

Законодательное

РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ССЫЛКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

Ivan V. Uporov

Doctor of Historical Sciences, PhD, professor of the University of Krasnodar Russian Interior Ministry uporov@list.ru

Legislative regulation

AND ESPECIALLY THE INSTITUTE LINKS RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY

Аннотация. В статье раскрываются вопросы правовой регламентации института ссылки в ее уголовно-правовом и уголовно-исполнительном значении в России второй половины XVIII в., когда ссылка стала применяться только как наказание. Автор анализирует соответствующие правовые акты, дает оценку условиям отбывания ссылки, выявляет цели, которое ставило российское государство перед ссылкой как мерой государственного принуждения. Отмечается, что ссылка как вид уголовного наказания использовалась государством для решения экономических задач за счет дешевого труда ссыльных. Системное правовое регулирование ссылка получила лишь к концу XVIII в. в виде ряда правовых актов, которые позже были консолидированы в известный Устав о ссыльных 1822 г.

Ключевые слова: ссылка, ссылка на поселение, ссылка в каторжные работы, наказание, указы, колонизация Сибири, гуманизация.

Annotation. The article deals with questions of legal regulation of in-links Institute in its penal and penitentiary value in Russia in the second half of the XVIII century. When the link was applied only as a punishment. The author analyzes the relevant legal acts, gives an estimate of the conditions of serving links, identifies the goals set by the Russian State shall before referred to as a measure of state coercion. It is noted that the reference as a form of criminal punishment used by the State to address the economic problems at the expense of cheap labor exiles. Systemic legal regulation of reference received until the end of XVIII in. in the form of a number of legal acts, which were later consolidated in the famous Charter of exiles 1822.

Keywords: link, a link to the settlement, the reference to hard Rabo you, punishment, decrees, colonization of Siberia, humanization.

Ссылка как вид государственного принуждения на законодательном уровне стала регулироваться, начиная с Соборного уложения 1649 г. Однако, тогда она применялась не только как наказание за совершенные преступления, но и как вид политической опалы. Со временем вторая составляющая стала заметно уменьшаться, и, начиная со второй половины XVIII в., ссылка применяется в основном уже как разновидность наказания (ссылка на поселение и ссылка в каторжные работы). Однако, нужно иметь в виду, что ссылка могла назначаться не только властными структурами, но и помещиками в отношении крепостных крестьян. Это уникальное явление в истории российской правоохранительной деятельности находило отражение, в частности, в императорских указах 1760 и 1765 гг. («О приеме в Сибирь на поселение от помещиков, дворцовых, синодальных, архиерейских, монастырских, купеческих и государственных крестьян, с зачетом их за рекрут» и «О приеме Адмиралтейской коллегией присылаемых от

помещиков для смиренья крепостных людей, и об употреблении их в тяжкую работу»).

Так, согласно Указу от 13 декабря 1760 г. [1], ссылке в сибирские губернии, иркутские провинции, Нерчинский уезд, где места «к хлебопашеству весьма удобны», подлежали трудоспособные крестьяне в возрасте до 45 лет, которые, по оценке самих помещиков, «вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными предерзостными поступками, многия вред, разрушения и безпокойства приключают, и другим, подобным себе, наивящие к таким же вредным поступкам примеры подают». В документе подчеркивается, что такое заселение сибирских мест «государственный интерес требует». Женатых крестьян предусматривалось посылать вместе с семьями. В конце текста Указа отмечалось, что как во время пути, так и на месте поселения ссыльным «никому напрасно изнурения не чинить, но всякому из них пристойное призрение показывать, дабы и сами те отправляемые на оное посе-

112

ление люди ... могли от побегов и предерзостей удержаться, и в лучших и добропорядочных поступках жизнь свою спокойно препровождать тщились; а ежели кто из тех людей, пренебрегши такое о них попечение, побег или прочие какие предерзости учинит, с таковыми поступать как с преступниками ея императорского величества указов, без всякой пощады». Ссылка была вечной и шла в зачет рекрутских наборов. По Указу от 17 января 1765 г. [2], «буде кто из помещиков людей своих по предерзостному состоянию заслуживающих справедливое наказание, отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых ... принимать и употреблять в тяжкую работу на такое время, на сколь помещики их похотят».

Содержание Указов вызывает двойственную оценку. С одной стороны, они свидетельствуют, выражаясь современным языком, о нарушении прав человека, поскольку решение о наказании, и достаточно суровом, принимают не судебные органы, а помещики; эти меры А.А. Пушкаренко справедливо называл «беспрецедентными и чрезвычайными», в которых «проявился произвол карательной власти крепостников, дарованной им в «золотой век» российского дворянства [3, с. 504]. С другой стороны, переселенные в Сибирь крестьяне нередко попадали в более благоприятные условия, чем на помещичьих землях в европейской России, в частности, «ссыльные имели сравнительно широкую свободу передвижения и могли легально перемещаться далее на восток» [4, с. 53]. Кроме того, пожалуй, впервые на законодательном уровне предписывалось к ссыльным относиться гуманно. Право помещиков на ссылку своих крестьян было отменено только в 1811 г.

Некоторым образом менялось назначение и исполнение ссылки. Так, по Указу 1753 г. вечная ссылка в каторгу назначалась приговоренным к смертной казни. Казнь заменялась вечной ссылкой (с обязательными работами), которая все более сближалась по условиям отбывания с вечной каторгой [5, с. 374]. Происходит также разделение ссылки на 1) ссылку как уголовное наказание (в каторжные работы, на поселение) и 2) ссылку как меру административную (на житье). Ссылка на поселение рассматривается нами как вид лишения свободы, он сходен с современным институтом колоний-поселений, который, собственно, и имеет прообразом ссылку на поселение XVIII в. Несмотря на указанное разделение, в ссылку на житье направлялись также и лица, осужденные за преступления небольшой тяжести. Сосланные же на вечное поселение поступали в распоряжение казенного управления и до 1798 г. трудоспособные из них назначались в работы на строительство, на предприятиях или хлебопашество, а неспособные содержались в тюрьмах или приселялись к деревням [6, с. 273 ]. Однако в целом различие между ссылкой на вечное поселение и ссылкой на житье еще не было четким.

В продолжение государственной политики, заложенной еще в XVII в., наказание в виде ссылки в каторгу и на поселение по-прежнему активно используется государством для извлечения прагма-

тических целей политико-экономического характера, то есть для обеспечения дешевой рабочей силой на строительстве государственных объектов, в работах на предприятиях, а также для колонизации отдаленных районов. Как замечает HP. Фельдштейн, правительству «в изобилии нужны были рабочие руки, и подневольный труд поглощал собою другие составные части этого наказания» [7, с. 131-132]. Д.А. Дриль писал, что «нравственные условия каторги того времени были поистине ужасными» [8, с. 12 ]. В 1795 г. генерал-адъютант Князев в письме к генерал-прокурору писал, что «ссылочные невольники для работы везде нужны, где только крепости инженерного ведомства по границам находятся, наипаче же потому, что во многих местах вольнонаемных людей ни за какие деньги отыскать невозможно» [9, с. 435]. Этой причиной объясняется появление Указа от 13 сентября 1797 г. [10], согласно которому все преступники разделяются на три категории: осужденных в каторгу вместо смертной казни должны быть, по наказанию кнутом, отправляемы в работы в Нерчинск; осужденные на вечную ссылку препровождаются в иркутскую суконную фабрику; наконец, осужденные к телесным наказаниям и без него к заключению в смирительный и рабочий дома, на срок или навсегда, предписывалось отправлять на строительство крепостей.

Крайней неорганизованностью, непродуманностью отличалось составление и исполнение Указа о населении отдаленного Сибирского края от 17 октября 1799 г. [11], которым предполагалось укрепить территории, пограничные с Китаем (между Байкалом, Верхней Ангарой и Нерчинском) путем ссылки туда на поселение различных категорий подданных, в том числе преступников с предоставлением различных льгот и пособий на обзаведение хозяйством. Начиная с 1800 г., туда планировалось направить не менее десяти тысяч человек. Осужденные к каторжным работам и к простой ссылке должны были именоваться ссылочными. По истечении десяти лет «порядочной и прилежной жизни», по засвидетельствованию земского начальства, они могли переходить в состояние «государственных поселян». Всем «посельщикам» велено было отводить на каждую душу по 30 десятин земли в местах самых плодородных, построить для первых двух тысяч поселян дома за счет казны, приготовить для них земледельческие и прочие орудия, снабдить потребным скотом и семенами для посева и в течение первых десяти лет освободить от всяких податей. Однако и эти благие намерения остались невыполненными.

Здесь подтверждалось расхождение содержания нормативных актов в отношении условий содержания преступников, которые со времен Екатерины 11 получили вектор определенной гуманизации, и реальности, которая была значительно суровее. Оказавшиеся значительно более дорогими съестные припасы и недостаток таковых, серьезные лишения, которым подвергались ссыльные на пути к месту поселения, приводили к массовым заболеваниям, что в итоге не позволило осуществить этот проект. К концу XVIII в. произошло более жесткое разделение ссыльных на вечное поселение и ссыльных в каторжные

113

работы. Так, с 1798 года первых перестают посылать для работы в те места, где были каторжане. В 1799 г. сокращается перечень преступных деяний, за которые могло быть назначено наказание в виде ссылки в каторжные работы. К числу таковых были отнесены лишь убийства, квалифицированные виды кражи и грабежи [12, с. 271 ]. Этот момент весьма характерный и важный - он отражает стремление государства к более справедливой карательной политике.

В последующем серьезным изменениям подверглось управление ссылкой. Было сочтено нужным, чтобы все вопросы водворения ссыльных находились под общим наблюдением сибирского генерал-губернатора, а непосредственное их ведение - под контролем гражданских губернаторов, выделив для этого специальный аппарат и дав губернаторам полную свободу действий. Тем самым правительство предполагало упростить и ускорить решение всех организационных, а также материальнобытовых вопросов, во множестве возникавших при поселении на конкретные места ссыльных преступников. Все это предусматривалось Положением для поселения в Сибири 1806 г. [13]. Основными местами поселения указывались Забайкалье и Нижнеудинский округ. Как и ранее, предполагалось оказывать поселенцам содействие в постройке домов, снабжении хлебом и семенами. Кроме того, предусматривалось не распределять их по различным населенным пунктам, а образовывать особые поселения. «Водворение людей» производилось по решению губернаторов и под общим надзором генерал-^бернатора. Предусматривались должности смотрителей поселенцев, при этом они разделялись на «казенных» (жили в селениях, построенных за счет казны) и «собственных» (селились по своему усмотрению).

По утверждению Н.Г. Фельдштейна, в XVIII и начале XIX вв. государству так и не удалось решить с помощью наказания в виде ссылки поставленные перед ним задачи. Более того, этот автор писал о «полном крушении отдельных колонизационных попыток» (это не поколебало тем не менее стремления государства осуществить с помощью ссылки «мечту обратить Сибирь в густо населенную провинцию» [7, с. 138]). На наш взгляд, такая оценка излишне категорична, поскольку при всех недостатках и просчетах, с большим скрипом, но все же ссылка исполнялась, и государство реально имело от этого определенные результаты. В полной мере осуществить планы колонизации Сибири и извлечения выгод от эксплуатации труда осужденных преступников государство не смогло в силу указанных выше причин (отсутствие необходимых материально-финансовых средств, неподготовленность персонала, несовершенство государственного управления, отсутствие коммуникаций, отдаленность районов ссылки и др.).

Государство в значительной степени стало «заложником» присоединения огромных территорий, когда, с одной стороны, существовала крайняя необходимость в заселении окраинных земель, в развитии в них промышленности и сельского хозяйства, укрепления границ; а с другой

стороны - нехватка государственных «мощностей» и населения (рабочей силы), готового добровольно осесть в тех краях для реализации этих проектов.

Можно предположить, что здесь речь шла уже о стратегических государственных интересах. Поступиться своей государственной территорией Россия не могла, что было связано, во-первых, с установившейся мировой практикой, в соответствии с которой каждое государство стремится расширить свои границы, что представляет собой объективный государственно-исторический процесс, и, во-вторых, с теми потенциальными природными богатствами, разработка которых сулила несомненные экономические выгоды и отказываться от которых Россия не намеревалась. Исходя из этого, можно, пожалуй, говорить о вынужденности государства использовать отправку в отдаленные районы и труд осужденных к лишению свободы ради высших государственных интересов. Хотя, разумеется, данное обстоятельство ни в коей мере не оправдывает тех плохих условий, в которых осужденным приходилось отбывать наказание.

Заметим также, что неудовлетворительному состоянию реализации наказания в виде лишения свободы способствовало длительное отсутствие соответствующей законодательной базы. Соборное уложение 1649 г., на котором основывался институт ссылки, уже давно отстало от реалий жизни, а многочисленные указы и решения местных (губернских) властей лишь усложняли, утяжеляли и запутывали государственное управление российской пенитенциарной системой. В результате, как писал П.Д. Калмыков, на практике нередко случалось так, что осужденные за тяжкие преступления привлекались к легким работам и, наоборот, совершившие деяния невысокой степени общественной опасности, надрывали свое здоровье на возведении государственных сооружений или в рудниках [14, с. 301]. Новые правовые акты, регулирующие институт ссылки, появляются только с началом XIX в., среди которых фундаментальным стал Устав о ссыльных 1822 г.

Таким образом, во второй половине XVIII в. государство по-прежнему активно использовало осужденных преступников для решения своих задач: колонизации новых территорий, строительства различных объектов, укрепления окраинных земель. Ссылка в каторжные работы и ссылка на поселение стали основными видами уголовного наказания вообще. Эти разновидности лишения свободы приобретают все более отчетливые различия. Государство предпринимает меры для стимулирования производительного труда ссыльных и закрепления их на постоянное место жительства в районах ссылки. Однако, эти меры не давали ожидаемых результатов, и многие поселенцы после окончания срока наказания уезжали; значительным было и число побегов. Что касается ссыльных в каторжные работы, то государство практически не уделяло внимания бытовым условиям их содержания, в результате чего места их проживания зачастую превращались в притоны, рассадники разврата и пьянства.

114

В числе основных причин такого положения следует назвать отсутствие единого для всей России законодательства, регулирующего назначение и исполнение наказания в виде ссылки, недостаток у государства необходимых материальных и финансовых средств, неповоротливость государственного аппарата. Отдельные вопросы, связанные с назначением и исполне- нием ссылки, регулировались указным правом, однако соответствующие нормативные акты были не столько продуманным регулятором, сколько реакцией правительства на те или иные критические ситуации. Такое положение продолжалось до начала XIX в., когда данному вопросу стало уделяться больше внимания.

Литература: Literature:

1. Указ Сената от 13.12.1760 г. «О приеме в Сибирь на поселение от помещиков, дворцовых, синодальных, архиерейских, монастырских, купеческих и государственных крестьян, с зачетом их за рекрут» // ПСЗ-1. № 11166. 1. Decree of the Senate of 13.12.1760 «On admission to Siberia by the landlords, the palace, the Synod of Bishops, monasteries, merchants and peasants government, setting off for their recruits' // COR-1. Number 11166.

2. Указ Сената от 17.01.1765 г. «О приеме Адмиралтейской коллегией присылаемых от помещиков для смиренья крепостных людей, и об употреблении их в тяжкую работу» // ПСЗ-1. № 12311. 2. Decree of the Senate from 17.01.1765 «On receiving the Admiralty sent in by landowners for the meek of serfs and on-NII eating them in the hard work» // COR-1. Number 12311.

3. Комментарий к Указу 1765 года // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 5. М., 1987. С. 501-505. 3. Commentary to Decree 1765 // Russian legislation X-xX centuries. V. 5. M., 1987. P. 501505.

4. Колесников АД. Географические знания и землероходческая роль сибирских крестьян XVIII века // Крестьянство в Сибири XVIII - начала XX веков. Новосибирск, 1975. С. 48-62. 4. Kolesnikov A.D. Geographical knowledge and zemlerohodcheskaya role Siberian peasants XVIII century // peasants in Siberia XVIII - early XX centuries. Novosibirsk, 1975. P. 48-62.

5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Пг.- Киев, 1915. 5. Vladimir-Budanov M.F. Review the history of Russian law. Pg.- Kiev, 1915.

6 . Фойн ицкий ИД. Ссылка на за ладе в ее историческом развитии и современном состоянии. СПб., 1881. 6. Foynitsky I.J. Link to the west in its historical development and modern-mennom condition. SPb., 1881.

7. Фельдштейн Н.Г. Ссылка. М., 1893. 7. Feldstein N.G. Link. M., 1893.

8. Дриль ДА. Сссылка во Франции и России. СПб., 1899. 8. D.A. Dril. Sssylka in France and Russia. SPb., 1899.

9. Филиппов А. О наказании по законодательству Петра Великого, в связи с реформой. М., 1891. 9. Filippov A. About punishment under the law of Peter the Great, in connection with the con-reform. M., 1891.

10. Указ именной от 13.09.1797 г. «О распределении уголовных и других преступников по важности их в каторжную работу на поселение ив крепостные работы» // ПСЗ-1. № 18140. 10. Decree names from 13.09.1797, «On the distribution of criminal and other criminals on the importance of them in servitude to settle ive serfs work» // COR-1. Number 18140.

11. Указ от 17.10.1797 г. «О населении Сибирского края, прилежащего к границам Китайским, отставными солдатами, преступниками, подлежащими к ссылке и отдаваемыми от помещиков крепостными людьми с зачетомв рекруты, и о выгодах для сих поселенцев» // ПСЗ-1. № 19157. 11. Decree of 10.17.1797 «On the population of Siberian region, adjacent to the borders of China, retired soldiers, criminals, subject to reference and to give the landlords with serfs zachetomv recruits, and the benefits to the settlers now» // COR-1 . Number 19157.

12. Бернер А.Ф. Учебник уголовного права. СПб., 1865. 12. Berner A.F. Textbook of Criminal Law. SPb., 1865.

13. Положение для поселения в Сибири от 29.06.1806 г. // ПСЗ-1. № 22189. 13. Provision for settlement in Siberia from 29.06.1806 // COR-1. Number 22189.

14. Калмыков П.Д. Учебник угол овного права. М., 1864. 14. Kalmyikov P.D. Textbook of Criminal Law. M., 1864.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.