Научная статья на тему 'Экспертное заключение по итогам 14 сессии координационного клуба ВЭО России "население России: каким оно будет?"'

Экспертное заключение по итогам 14 сессии координационного клуба ВЭО России "население России: каким оно будет?" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертное заключение по итогам 14 сессии координационного клуба ВЭО России "население России: каким оно будет?"»

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛюЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ 14 СЕССИИ КООРДИНАЦИОННОГО КЛУБА ВЭО РОССИИ

«НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ: КАКИМ ОНО БУДЕТ?»

Участники дискуссии

Сергей Бодрунов, президент Вольного экономического общества России, президент Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте, д.э.н., профессор;

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.ф.н., профессор;

Роман Голов, член Президиума ВЭО России, заведующий кафедрой «Производственный менеджмент и маркетинг»

М ,

Составитель А.И. АНТОНОВ

Заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.ф.н., профессор

352

Института инженерной экономики и гуманитарных наук МАИ, д.э.н., профессор;

Михаил Ершов, член Президиума ВЭО России, главный директор по финансовым исследованиям «Института энергетики и финансов», профессор Финансового университета при Правительстве РФ, член комиссии по банкам и банковской деятельности РСПП, д.э.н.;

Дмитрий Рогозин, заведующий Лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС;

Андрей Городецкий, руководитель научного направления «Институты современной экономики и инновационного развития» Института экономики РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.э.н., профессор;

Алексей Ракша, эксперт по демографической политике;

Валерий Елизаров, научный руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;

Елена Кочкина, руководитель специальных проектов, старший научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, к.п.н.;

Александр Щербаков, заместитель заведующего кафедры труда и социальной политики РАНХиГС, д.э.н., профессор;

Георгий Цаголов, действительный член Сената ВЭО России, профессор Международного университета в Москве, член Союза писателей России, академик РАЕН, д.э.н.

Основные тезисы

1. Современные тренды демографических изменений, связанные с изменениями демографических структур и процессов, уходят своими истоками в послевоенные годы

ХХ столетия. Это видно по конфигурациям демографических пирамид 1959, 1979, 1989, 1999, 2015 гг.: «впадины» на пирамидах — это людские потери во времена войн и катаклизмов, а также последствия снижения интенсивности рождений из-за постепенного (межпоколенного) ослабления потребности семьи в детях. На пирамиде 2015 г. видна новая демографическая волна, связанная с ростом численности когорт 80-х гг. рождения. Этот «выступ» (наряду с таймингом рождений, материнским капиталом и пособиями на, детей) привел к росту суммарных коэффициентов до 1,8 рождений в среднем на женщину. Однако очередная волна вовсе не позитивного свойства (вступление в репродуктивный период 20-39 лет уменьшающихся по численности когорт 1990 гг. рождения), обещает в предстоящие 10-15 лет сокращение рождаемости.

2. Это обстоятельство уже привело в 2015-2017 гг. к уменьшению доли первых и вторых рождений и далее будет вести к структурному снижению рождаемости до уровня 1,5 рождений, если не начать тормозить это падение посредством активизации политики по стимулированию трехдет-ной семьи. Отказ от активной семейно-демографической политики неминуемо ведет к депопуляции, что наглядно демонстрируют пирамиды населения Центрального федерального округа и его регионов. До сих пор нет понимания необходимости ограничения внесемейной стихии рыночно-индустриальной и рыночно-информационной экономики, где остается ориентация зарплаты работника на его индивидуальное обеспечение, а не на благополучие семьи с детьми. Ныне зарплата работника не учитывает родительский труд в семье по содержанию детей, уходу за ними, по охране здоровья, воспитанию и обучению их. Поэтому следует за-

354

менить внесемейный принцип «за равный труд — равная зарплата» просемейным принципом «за равные результаты труда, в т.ч. родительского, — равный уровень жизни».

4. Современная практика проведения демографической политики сосредоточена на второстепенной задаче устранения негативных последствий кризиса семейных функций, на социальной поддержке тех брачно-сексуальных и роди-тельско-детских формирований, которые образовались из осколков распада полной семьи с несколькими детьми. Тактика первого этапа демографической политики — улучшение условий реализации уже имеющейся потребности семьи в детях, т.е. в двух детях. Соответствующие пособия и льготы хотя и не допускают резкого снижения душевого дохода в семьях после рождения ребенка, тем не менее, лишь облегчают элементарное содержание маленьких детей в семье и вовсе не направлены даже на улучшение воспитания и образования. В условиях новой негативной демографической волны 90-х гг. и сокращения репродуктивного контингента наполовину, а также с учетом снижающихся репродуктивных ориентаций и блокировкой их под влиянием санкций, динамика населения в стране, скорее всего, будет близка не к среднему, а к низкому варианту прогноза Росстата1.

5. Для предотвращения прогнозируемой депопуляции и сохранения нынешней численности 147 млн недостаточно мер по улучшению условий реализации наличной потребности населения всего в двух детях. Недостаточно также мер по снижению смертности и по ежегодному привлечению

1 Демографический ежегодник России [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. 2015. По среднему варианту, суммарный коэффициент рождаемости снижается до 1,75 в 2027 г., а затем повышается до 1,96 в 2050 г., что ведет к снижению численности РФ до 146,4 млн; по низкому варианту, СКР =1,55 в 2025 г. и повышается до 1,6 в 2050 г. при снижении численности населения до 129,1 млн.

иммигрантов в пределах 400-500 тыс. человек. Прогноз численности населения РФ на 2080 г. с низкой рождаемостью и очень высоким процентом иммиграции оказался неутешительным — население сокращается до 60 млн, причем третью часть составляют чужеземцы2. Помимо экономических, социокультурных и политических проблем ассимиляции, внешняя иммиграция из Азии и Африки к тому же требует пересмотра Конституции России в связи с национальным самоопределением автономных республик РФ. Все перечисленные задачи тактического плана должны сопровождаться действиями в рамках проектов и программ стратегического характера по формированию потребности семьи в том числе детей, которое обеспечивает простое воспроизводство населения (трое-четверо детей, или 2,1 рождений на женщину, т.е. среднедетность в половине всех семей).

6. Успешная борьба с низкой рождаемостью и малодетно-стью семьи, разумеется, возможна на прочной материально-жилищной базе, но при условии научного обоснования целей, направлений и средств семейно-демографической политики. При использовании достижений прикладной социологии, экономики и демографии, разрабатывающих региональные и локальные нормативные прогнозы и социальные планы, предстоит создать государственную систему демографической технологии, в рамках которой должны готовиться проекты — программы изменений семейно-де-мографических процессов на федеральном и региональном уровнях. Подобные нормативные прогнозы и конкретные проекты — планы демографической развития в централизованном и в административно-территориальном разре-

2 Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. — М. 2002.

3

зе способны радикально изменить взаимодействие науки и государственных ведомств и тем самым осуществить действенный контроль за реализацией проектных планов и заданий.

7. Чтобы реализовать стратегические цели демографического развития по стимулированию рождаемости и распространению среднедетной семьи, чтобы стали действовать социальные стимулы повышения престижа родительского и репродуктивного труда семьи с несколькими детьми, следует предварительно решить ряд тактических задач. Во-первых, предварительно устранить все существующие до сих пор «наказания» за рождение детей (увеличение платы за коммунальные услуги, платы за проезд в транспорте, за услуги в бытовой сфере, в сферах дошкольного и школьного воспитания, в сфере детского здравоохранения и т.п.). При этом обязательно сохранить все фактические льготы и выплаты на семью и детей. Во-вторых, необходимо также постепенно перейти к 100-процентной компенсации уменьшения душевого дохода и ухудшения жилищных условий при деторождении в семьях с несколькими детьми.

8. Лишь при удовлетворении этих двух условий сможет действовать система ДНК — доходов-налогов-кредитов, направленная на повышение роста уровня жизни прежде всего в семьях с несколькими детьми (семейная зарплата одному из родителей за профессиональный родительский труд по содержанию, воспитанию и обучению детей на дому; в семьях однодоходных с одним работающим вне семьи родителем и в семьях двухзарплатных взимать подоходный налог с семьи один раз со снижением налоговых ставок в зависимости от числа детей процентов кредита). В основу всех финансовых расчетов должна быть помещена модель полной

семьи с тремя-четырьмя детьми; налог должен взиматься единожды с общего семейного дохода; минимальный прожиточный минимум должен исчисляться для семьи в целом, а не для индивида. Обеспечение семьи с несколькими детьми домами и квартирами является самой лучшей инвестиционной политикой государства. Следует сфокусировать всю работу по повышению ценности и престижа семейного образа жизни на подрастающих поколениях: надо готовить их к будущим ролям отца — матери, мужа — жены.

9. В средствах массовой информации положение института семьи в обществе должно найти адекватное освещение, причем приоритетной темой является совместная деятельность родителей и детей на дому с применением современных технических средств и возможностей интернет-сетей, что будет способствовать укреплению семейного образа жизни. Наряду с нынешними двухзарплатными семьями, дополняемыми системами социального обеспечения и страхования, следует медленно и постепенно конструировать и вводить в практику новые модели семьи, нового семейного образа жизни. Предстоит продумать жизнеобеспечение семьи в рамках профессионального родительства на дому — воспитание дошкольников и обучение детей школьного возраста предоставляется самим родителям (одному из них в соответствии со средней зарплатой воспитателей в детсадах и учителей в школах). Главным в активизации демографической политики является стратегия второго этапа, когда ставится абсолютно новая и исторически беспрецедентная цель повышения интенсивности рождаемости, и тем самым вводятся в действие меры усиления потребности личности и семьи в трех-четырех детях, способствующие широкому распространению среднедетной семьи.

358

Комментарии и дополнения

1. Статистика говорит о том, что доля безработицы в России составляет 5,2%, в количественном выражении это 3,9 млн человек. При этом среди молодежи до 25 лет этот показатель держится на уровне 20,6%. Данные эти, скорее всего, не отражают реальную картину, потому что в основу методологии положена информация из государственных служб занятости и Международной организации труда на основе соцопросов. Понятно, что это, по всей видимости, затрагивает крупные города, а не деревни, села и небольшие города. Поэтому можно предположить, что реальная ситуация несколько хуже.

2. Сейчас на нас начинает наваливаться мощный геополитический фактор санкций. Будем надеяться, что через санкции мы проскочим, но это потребует специальных целенаправленных мер, нужна активная экономическая бюджетная денежно-кредитная политика. Чем быстрее наши регуляторы к пониманию необходимости вот таких активных шагов подойдут, тем быстрее демографические и прочие общеэкономические проблемы мы будем в состоянии более успешно решать. Без успешного решения бюджетных денежно-кредитных и финансовых проблем мы проблему народонаселения не решим.

3. Сейчас формируется так называемая Стратегия развития здравоохранения до 2025 г. С одной стороны, мы все понимаем, что с таким здравоохранением мы не сможем решать задачи, которые внесены в стратегию демографического развития, а с другой стороны, в новую стратегию вписываются старые методологические, теоретические и инструментальные предпосылки, которые так себя дискредитировали в предыдущий период.

4. Продолжительность жизни у нас растет, однако есть определенные угрозы, которые сдерживают этот рост продолжительности жизни:

а) политика, направленная на поддержку пожилого человека как индивидуума, ошибочна, поскольку основная нагрузка ложится на семью, в которой живет этот человек. Старость, как говорят исследователи, не только у нас, но и на Западе, — это период времени, когда человек ощущает свою хрупкость и становится более социальным. Неслучайно основной бич старения — это одиночество;

б) любопытный момент: мы приходим к старикам и понимаем, что деньги не являются значимым элементом их жизни. Более того, получается, что подавляющее большинство трансфертов у нас идет от стариков в семьи, причем эти трансферты не зависят от уровня дохода старика;

в) нужно в социальной политике отказаться от приоритета рубля и измерения качества социальной жизни человека через рублевый эквивалент и приравнивать его жизнь, его счастье к тому довольствию, которое предоставляет государство.

5. Ряд экономистов и демографов не верят в то, что мат-капитал был эффективным. Но достаточно посмотреть на долю тех, кто, имея на одного ребенка меньше, родил второго и третьего ребенка по состоянию на 2006 и 2017 гг. В 2006 г. экономическая ситуация была замечательная, цены на нефть росли, доходы быстро росли уже семь лет подряд к этому моменту, тем не менее, никаких не было задатков того, что рождаемость вторых детей вырастет. 2017 г.: как бы кризис, все плохо, однако посмотрите, как развернулась динамика. 2,5 млн вторых и последующих детей с 2007 по 2017 гг. — вот эффект маткапитала. Все меры, включая ипо-

360

теку и поликлиники, — это всего-навсего 500 млрд за три года, в то время как им по маткапиталу сейчас выплачивается 400 млрд каждый год. Нам нужно маткапитал ни в коем случае не отменять, сделать его бессрочным, увеличивать его и добавлять его на третьих детей.

6. Большая проблема заключается в том, как устроено целеполагание демографической политики, как выстраиваются механизмы достижения этих целей. Если мы не будем понимать, не будет какого-то диалога между властью и экспертами, то мы обречены на фантазии и манипуляции с цифрами, наподобие указов о снижении смертности по тем или иным причинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.