Научная статья на тему 'Цели активной семейно-демографической политики в связи с тенденциями динамики населения РФ'

Цели активной семейно-демографической политики в связи с тенденциями динамики населения РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ПИРАМИДЫ / ПРОСЕМЕЙНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / FAMILY-DEMOGRAPHIC POLICY / POPULATION DYNAMICS / SEX-AGE PYRAMIDS / PRO-FAMILY WAY OF LIFE / DEMOGRAPHIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонов А.И.

Динамика населения и социальная динамика определяют общественное развитие на отдельных исторических этапах. В контексте современной демографической ситуации решающую роль приобретает научное обоснование целей демографической политики: повышение ценности семейно-детного и здорового образа жизни возможно, повышение рождаемости до уровня простого воспроизводства достижимо, привлечение иммигрантов неприемлемо в качестве единственного средства компенсации убыли населения. Эффективность воздействия государства на демографические процессы осуществима при радикальной трансформации взаимоотношений науки и государственного управления посредством создания системы демографической технологии, нормативного прогнозирования и проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOALS OF THE ACTIVE FAMILY-DEMOGRAPHIC POLICY IN CONNECTION WITH POPULATION DYNAMICS IN RUSSIAN FEDERATION

The dynamics of the population and social dynamics determine social development at certain historical stages. In the context of the current demographic situation, the scientific substantiation of the goals of demographic policy plays a decisive role. It is possible to increase the value of a family-child and a healthy lifestyle, raising the birth rate to the level of instant replacement is achievable, attracting immigrants is unacceptable in case it gets the only mean of compensating the population loss. The effectiveness of the state’s impact on demographic processes is feasible only in case of a radical transformation of the relationship between science and public administration through the creation of a system of demographic technology, normative forecasting and design.

Текст научной работы на тему «Цели активной семейно-демографической политики в связи с тенденциями динамики населения РФ»

264

ЦЕЛИ АКТИВНОЙ СЕМЕЙНО-

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ В СВЯЗИ

С ТЕНДЕНЦИЯМИ

ДИНАМИКИ

НАСЕЛЕНИЯ РФ

THE GOALS OF THE ACTIVE

FAMILY-DEMOGRAPHIC

POLICY IN CONNECTION

WITH POPULATION

DYNAMICS

IN RUSSIAN FEDERATION

А.И. АНТОНОВ

Заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный профессор МГУ, д.филос.н.

A.I. ANTONOV

Head of the Department of Sociology of Family and Demography, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Dr. Science, Professor

АННОТАЦИЯ

Динамика населения и социальная динамика определяют общественное развитие на отдельных исторических этапах. В контексте современной демографической ситуации решающую роль приобретает научное обоснование целей демографической политики: повышение ценности семейно-детного и здорового образа жизни возможно, повышение рождаемости до уровня простого воспроизводства достижимо, привлечение иммигрантов неприемлемо в качестве единственного средства компенсации убыли населения. Эффективность воздействия государства на демографические процессы осуществима при радикальной трансформации взаимоотношений науки и государственного управления посредством создания системы демографической технологии, нормативного прогнозирования и проектирования. ABSTRACT

The dynamics of the population and social dynamics determine social development at certain historical stages. In the context of the current demographic situation, the scientific substantiation of the goals of demographic policy plays a decisive role. It is possible to increase the value of a family-child and a healthy lifestyle, raising the birth rate to the level of instant replacement is achievable, attracting immigrants is unacceptable in case it gets the only mean of compensating the population loss. The effectiveness of the state's impact on demographic processes is feasible only in case of a radical transformation of the relationship between science and public administration through the creation of a system of demographic technology, normative forecasting and design.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Семейно-демографическая политика, динамика населения, половозрастные пирамиды, просемейный образ жизни, демографические процессы.

2

KEYWORDS

Family-demographic policy, population dynamics, sex-age pyramids, pro-family way of life, demographic processes.

1. Современные тренды демографических изменений, связанные с изменениями демографических структур и процессов, уходят своими истоками в послевоенные годы ХХ столетия. Это видно по конфигурациям демографических пирамид России 1979-1989-1999-2015 гг.: «впадины» на пирамидах — это людские потери во времена войн и катаклизмов, а также последствия снижения интенсивности рождений из-за постепенного (межпоколенного) ослабления потребности семьи в детях. На пирамиде 2015 г. видна новая демографическая волна, связанная с ростом численности когорт 80-х годов рождения. Этот «выступ» (наряду с таймингом рождений, материнским капиталом и пособиями на детей) привел к росту суммарных коэффициентов рождаемости СКР до 1,8 рождений в среднем на женщину. Однако очередная волна, вовсе не позитивного свойства (вступление в репродуктивный период 20-39 лет уменьшающихся по численности когорт 1990 годов рождения), обещает в предстоящие 10-15 лет сокращение рождаемости. Это обстоятельство наряду с ослаблением интенсивности репродуктивных установок уже привело в 2015-2017 гг. к уменьшению доли первых и вторых рождений, к снижению рождаемости и вновь к росту естественной убыли населения в первые месяцы 2018 г. В дальнейшем этот тренд будет вести к падению рождаемости до уровня 1,5 и менее рождений, если не начать тормозить этот процесс посредством активизации политики по стимулированию трехдет-ной семьи. Отказ от активной семейно-демографической

политики неминуемо ведет к депопуляции, что наглядно демонстрируют пирамиды населения Центрального Федерального Округа и его регионов (ЦФО 2013 и 2050, Костромская обл. 2013 и 2050). Возможная ориентация на сохранение нынешней численности РФ за счет ежегодного привлечения иммигрантов в пределах 800 000-900 000 (без повышения рождаемости и при КСР ниже 1,5) дает в долгосрочной перспективе 2080 г. снижение численности российского населения до 59,9 млн при возрастании до 66-70% в составе населения иммигрантов и их потомков. Таким образом, компромиссная политика по сочетанию материальных стимулов к реализации имеющейся у населения потребности в детях с массовым привлечением иммигрантов из разных стран мира неминуемо ведет к конверсии национального состава страны (см. рис. 1-4).

2. До сих пор нет понимания необходимости ограничения внесемейной стихии рыночно-индустриальной и рыночно-информационной экономики, где остается ориентация зарплаты работника на его индивидуальное обеспечение, а не на благополучие семьи с детьми. Ныне зарплата работника не учитывает родительский труд в семье по содержанию детей, уходу за ними, по охране здоровья, их воспитанию и обучению. Поэтому следует заменить внесемейный принцип «за равный труд — равная зарплата» просемейным принципом «за равные результаты труда, в т.ч. родительского, — равный уровень жизни».

3. Современная практика проведения демографической политики сосредоточена на второстепенной задаче устранения негативных последствий кризиса семейных функций, на социальной поддержке тех брачно-сексуальных и роди-тельско-детских формирований, которые образовались из

268

осколков распада полной семьи с несколькими детьми. Тактика первого этапа демографической политики — улучшение условий реализации уже имеющейся потребности семьи в детях, т.е. в двух детях. Соответствующие пособия и льготы хотя и не допускают резкого снижения душевого дохода в семьях после рождения ребенка, тем не менее, лишь облегчают элементарное содержание маленьких детей в семье и вовсе не направлены даже на улучшение воспитания и образования. В условиях новой негативной демографической волны 90-х годов и сокращения репродуктивного контингента наполовину, а также с учетом снижающихся репродуктивных ориентаций и блокировкой их под влиянием санкций, динамика населения в стране, скорее всего, будет близка не к среднему, а к низкому варианту прогноза Росстата1. Для предотвращения прогнозируемой депопуляции и сохранения нынешней численности (147 млн) недостаточно мер по улучшению условий реализации наличной потребности населения всего в двух детях. Недостаточно также мер по снижению смертности и увеличению продолжительности жизни. Совершенно неприемлема политика массового привлечения иммигрантов для компенсации естественной убыли населения. Прогноз численности населения РФ на 2080 г. с низкой рождаемостью и очень высоким процентом иммиграции неутешителен — население сокращается до 60 млн, причем на две трети это иммигранты, их дети и внуки2. Помимо экономических, социокультурных и политических

1 Демографический ежегодник России [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. 2015. По среднему варианту суммарный коэффициент рождаемости снижается до 1,75 в 2027 г., а затем повышается до 1,96 в 2050 г., что ведет к снижению численности РФ до 146,4 млн; по низкому варианту СКР =1,55 в 2025 г. и повышается до 1,6 в 2050 г. при снижении численности населения до 129,1 млн.

2 Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. — М. 2002.

проблем ассимиляции, внешняя иммиграция из Азии и Африки к тому же требует пересмотра Конституции России в связи с национальным самоопределением автономных республик РФ.

4. Все перечисленные задачи тактического плана должны сопровождаться действиями в рамках проектов и программ стратегического характера по формированию потребности семьи в том числе детей, которое обеспечивает простое воспроизводство населения (3-4 детей или 2,1 рождений на женщину, т.е. среднедетность в половине всех семей). Успешная борьба с низкой рождаемостью и малодетно-стью семьи, разумеется, возможна на прочной материально-жилищной базе, но при условии научного обоснования целей, направлений и средств семейно-демографической политики. При использовании достижений прикладной социологии, экономики и демографии, разрабатывающих региональные и локальные нормативные прогнозы и социальные планы, предстоит создать государственную систему демографической технологии, в рамках которой должны готовиться проекты — программы изменений семейно-де-мографических процессов на федеральном и региональном уровнях. Подобные нормативные прогнозы и конкретные проекты — планы демографической развития в централизованном и в административно-территориальном разрезе способны радикально изменить взаимодействие науки и государственных ведомств и тем самым осуществить действенный контроль за реализацией проектных планов и заданий.

5. Чтобы реализовать стратегические цели демографического развития по стимулированию рождаемости и распространению среднедетной семьи, чтобы стали дей-

270

ствовать социальные стимулы повышения престижа родительского и репродуктивного труда семьи с несколькими детьми, следует предварительно решить ряд тактических задач. Во-первых, предварительно устранить все существующие до сих пор наказания за рождение детей (увеличение платы за коммунальные услуги, платы за проезд в транспорте, за услуги в бытовой сфере, в сферах дошкольного и школьного воспитания, в сфере детского здравоохранения и т.п.). При этом обязательно сохранить все фактические льготы и выплаты на семью и детей. Во-вторых, необходимо также постепенно перейти к 100-процентной компенсации уменьшения душевого дохода и ухудшения жилищных условий при деторождении в семьях с несколькими детьми. Лишь при удовлетворении этих двух условий сможет действовать система ДНК — доходов-налогов-кредитов, направленная на повышение роста уровня жизни прежде всего в семьях с несколькими детьми (семейная зарплата одному из родителей за профессиональный родительский труд по содержанию, воспитанию и обучению детей на дому; в семьях однодоходных с одним работающим вне семьи родителем и в семьях двухзарплатных взимать подоходный налог с семьи один раз со снижением налоговых ставок в зависимости от числа детей процентов кредита). В основу всех финансовых расчетов должна быть помещена модель полной семьи с 3-4 детьми; налог должен взиматься единожды с общего семейного дохода; минимальный прожиточный минимум должен исчисляться для семьи в целом, а не для индивида. Обеспечение семьи с несколькими детьми домами и квартирами является самой лучшей инвестиционной политикой государства. Следует сфокусировать всю работу по повышению ценности

и престижа семейного образа жизни на подрастающих поколениях: надо готовить их к будущим ролям отца-матери, мужа-жены.

6. В средствах массовой информации положение института семьи в обществе должно найти адекватное освещение, причем приоритетной темой является совместная деятельность родителей и детей на дому с применением современных технических средств и возможностей интернет-сетей, что будет способствовать укреплению семейного образа жизни. Наряду с нынешними двухзарплатными семьями, дополняемыми системами социального обеспечения и страхования, следует медленно и постепенно конструировать и вводить в практику новые модели семьи, нового семейного образа жизни. Предстоит продумать жизнеобеспечение семьи в рамках профессионального родительства на дому — воспитание дошкольников и обучение детей школьного возраста предоставляется самим родителям (одному из них — в соответствии со средней зарплатой воспитателей в детсадах и учителей в школах). Главным в активизации демографической политики является стратегия второго этапа, когда ставится абсолютно новая и исторически беспрецедентная цель повышения интенсивности рождаемости, и тем самым вводятся в действие меры усиления потребности личности и семьи в 3-4 детях, способствующие широкому распространению среднедетной семьи.

(Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Межрегиональные исследования жизненных ценностей и нетранзитивности се-мейно-детных ориентаций женщин, мужчин и семейных пар на основе сквозного анализа сопоставимых данных (19762020 гг.)» №18-011-01037)

Приложения

Рис. 1. Половозрастная структура России в 1979-2015 гг.

-400 000 -300 000 -200 000 -100 000 0 100 000 200 000 300 000 400 ООО

■ Женщины ■ Мужчины

Рис. 2.1. Половозрастная структура Центрального Федерального округа в 2013 г.

.400000 зооооо 200 то юоскй о юс соо гооооо зсоаю ^ссок

■ Шеншины ■Мужчины

Рис. 2.2. Половозрастная структура Центрального Федерального округа в 2050 г.

-20 000 -15 000 -10 000 -5 000 0 5 000 10 000 15000 20 000

■ Женщины ■ Мужчины

Рис. 3.1. Половозрастная структура Костромской области в 2013 г.

274

-20000 -15000 -10 000 -5000 0 5 000 10000 15000 20 000

I Женщины ■ Мужчины

Рис. 3.2. Половозрастная структура Костромской области в 2050 г.

Рис. 4. Половозрастная пирамида населения России в 2080 г. (59,9 млн)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.