72
, х В.Д. Кортнева
£ ^
11 Демографический кризис в России:
^ си
I предпосылки возникновения
си ^
I I и перспективы развития
§ ср
О С
а
В статье анализируются подходы к определению демографической политики, охарактеризованы средства, применяемые государствами для решения демографических проблем. Дается определение демографической политики и определяется роль демографических процессов для всего политического процесса в современной России. Также статья раскрывает причины возникновения и обострения демографического кризиса в России.
Ключевые слова: демографическая политика, демографический кризис, меры демографической политики, депопуляция, причины депопуляции, предпосылки демографического кризиса.
Процессы социальной модернизации общества как целостной системы, структурные элементы которой тесно взаимосвязаны друг с другом, затронули и демографическую сферу, претерпевшую за последние годы многочисленные преобразования. Изменение стиля жизни различных слоев населения, обусловленное сдвигами в структуре ценностей и появлением новых потребностей, утверждением прав женщин на возможность карьерного роста, профессиональной самореализации, свобода выбора форм проведения личного досуга привели к трансформации моделей репродуктивного поведения. Глобальной тенденцией экономически развитых стран и государств с переходной экономикой явилось распространение массовой однодетности, что, в свою очередь, привело к усугублению в этих странах демографической ситуации [2, с. 166].
Необходимо отметить, что демографические проблемы в современном мире признаны наиболее значимыми. В каждом государстве внимание к проблемам демографии отражается в национальной демографической политике, а также в ее составляющих - семейной и миграционной политике.
Попытки установления контроля государства над брачностью, рождаемостью, миграцией и другими демографическими процессами имели место еще в Древнем мире. Демографическая политика современных государств отличается разнообразием целей и широтой подходов к их реализации. Как правило, в каждом государстве в соответствии с имеющимися
демографическими характеристиками формулируются концепция и цель ^ „ демографической политики, избираются формы и методы ее правового х § обеспечения [7, с. 38]. ш =з
При проведении анализа демографической политики государства, пол- 3 ноты ее мер, эффективности, необходимо изначально иметь теоретиче- | ские знания и представления в данной сфере. Высокой теоретической 2 ценностью обладает интерпретация В.Г. Глушковой, в которой демографическая политика названа системой мер, предпринимаемых государством для воздействия на естественное движение населения и достижения определенных демографических результатов [4, с. 206]. Созвучное определение дается М.А. Клуптом: «Демографическая политика представляет собой комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении» [5, с. 311]. Широкое определение демографической политики подразумевает деятельность государства в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, охраны окружающей среды, занятости, налоговой политики, транспорта, строительства, жилищно-коммунальной сферы, что непосредственно или косвенным образом влияет на состояние жизни семей. В нее включаются меры, целью которых является поддержка семей с несовершеннолетними детьми (выплаты и пособия, налоговые льготы); обеспечение льготами работников, имеющих родительские обязанности (пособия по уходу за ребенком, больничные листы, декретный отпуск); создание системы дневного пребывания ребенка (ясли, детские сады, группы продленного дня, секции и кружки, летние лагеря); другие службы и льготы для семей с детьми в сфере социальной защиты, образования, жилищной политики, здравоохранения; законодательство, непосредственно нацеленное на семью (в т.ч. фиксирующее усыновления, разводы и т.д.) [3, с. 68].
Кроме административных и экономических мер регулирования демографических процессов, выделяют также меры информационно-пропагандистского характера и организационные меры. Главная задача информационных - подготовка общественного мнения в необходимости проведения демографической политики, отвечающей национальным интересам страны. К ним относятся: формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения; определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям; политика планирования семьи; половое образование молодежи. К мероприятиям организационного характера относятся: создание властных структур в стране, занимающейся решением демографических проблем; создание общественных организаций (советов, фондов и др.), работающих по конкретным
, х демографическим проблемам; создание советов, консультаций, занимаюсь I щихся решением проблем семьи, в том числе и многодетных; создание ^ £ служб доверия, помогающих молодым семьям; совершенствование рабо-§ ^ ты служб, занимающихся созданием информационной базы о демогра-ш у фических процессах, в т.ч. о миграции населения; создание и поддержка 1 о служб, ведущих борьбу с наркоманией, алкоголизмом, курением. Таким ё с образом, меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.
В последние годы в России на уровне государства и общества происходило постепенное осознание необходимости проведения активной семейно-демографической политики, ориентированной на семью с несколькими детьми. Основным объектом семейно-демографической политики с учетом демографической структуры населения остается семья. Это обусловлено серьезной обеспокоенностью российского государства и его институтов демографической проблемой, сложившейся в стране в последние два десятилетия. Об этой обеспокоенности говорит, во-первых, наличие большого количества государственных программ, направленных на улучшение и стабилизацию демографической ситуации, а во-вторых, тот акцент, который на протяжении нескольких лет делает в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Президент РФ.
Следует отметить, что глубокий кризис института семьи в России на фоне тяжелого социально-экономического положения обусловил развитие негативных демографических тенденций: падение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего возобновление поколений; сокращение легитимной брачности; рост числа разводов; распространение внебрачной рождаемости; ухудшение репродуктивного здоровья; высокая на фоне развитых стран смертность населения. И это далеко не все негативные тенденции, которые существуют сегодня в нашей стране.
Очевидно, что проблема демографического характера является в современной России одной из самых острых и злободневных. Все вышеперечисленные тенденции оказывают негативное воздействие на экономическое развитие, конкурентоспособность и стабильность нашей страны, на благосостояние ее граждан. Чтобы избежать негативного влияния этих факторов на потенциал государства, последнее вынуждено постоянно разрабатывать все новые методы управления демографическими процессами, искать способы оптимизации существующего состояния демографических характеристик.
Выработка эффективной демографической политики в условиях депо- ^ „ пуляции - первостепенная задача, решение которой предполагает иссле- 1 дования в области экономики, права, социологии. Лишь методом комп- щ | лексного изучения данных естественных и прикладных наук возможно 3 предотвратить демографическую катастрофу, но главное в этом вопро- | се - формирование общенациональной правовой концепции регулирова- 2 ния демографических проблем, создание эффективной законодательной базы в этой области.
Также следует добавить, что проблему численности и структуры населения необходимо включить к приоритетным направлениям в политике государства, т. к. численность и состав населения оказывают прямое воздействие на выполнение поставленных целей и задач во всех областях жизнедеятельности человека. Только многочисленное население может сохранить государственные территории (такие территории, которыми обладает Россия), кроме того, высокая доля трудоспособного населения может выполнить имеющиеся экономические и социальные программы, а значит, способствовать укреплению позиций (политических, военных, экономических и др.) собственной страны. Таким образом, только при наличии демографического потенциала государства можно рассчитывать на достижение его процветания.
Демографический кризис, охвативший Россию, порождает острую полемику по вопросам демографической политики. Возникает закономерный вопрос о причинах возникновения и обострения демографического кризиса в России, принявшего трагические формы.
Какие социальные силы и факторы вызвали его, а каковы перспективы его разрешения? Поиск ответов на эти непростые вопросы определяет нынешнюю полемику в российском обществе и среде российских ученых, а также остроту противоборства различных политического сил. Ответы на эти вопросы предопределяют и выбор соответствующей семейно-демографической политики [8, с. 95].
Демографические изменения, которые были привнесены в жизнь ходом социально-экономического развития на основе рыночных процессов, не отрицает никто из ученых, как отечественных, так и зарубежных, но оценка этих трансформаций оказывается принципиально различной. В науке существуют многочисленные попытки обоснования российского демографического феномена.
Одни авторы считают, что неблагоприятные жизненные условия, а именно отсутствие необходимого жилья (собственной квартиры), достаточного семейного дохода, развитой социальной инфраструктуры, доступных детских дошкольных учреждений, являются препятствием
76
х для роста рождаемости. Другие исследователи полагают, что время ^ у многодетности безвозвратно ушло, сформировались новые стереотипы ^ £ репродуктивного поведения, другие стили жизни семей, потребности,
х си
§ ^ социальные установки и жизненные ценности, соответствующие вызо-У у вам современного этапа развития. В связи с этим никакие материальные 1 о стимулы и привилегии не способны не только сформировать установки на многодетность, но даже сделать доминирующей двух-, трехдетную модель семьи [2, с. 166-167].
По одной из версий, главные причины депопуляции в России - политика власти и радикальные реформы. Соответственно предлагаются и пути решения демографических проблем. Это, во-первых, возвращение во времена тоталитаризма и реставрация его социальной политики. Во-вторых, в рамках «демографической технологии» предлагаются запретительные меры, направленные на подъем рождаемости, типа запрета разводов, абортов, регулирования рождаемости, восстановления налога на бездетность и т.п. Словом, установление тоталитарного контроля над репродуктивным процессом, подобного тому, что проводится в Китае, только с противоположными целями. Некоторые из ученых идут еще дальше, предлагая переход к индустриальным способам производства людей: найму работниц с конкурентоспособной зарплатой для рождения детей и с дальнейшим их воспитанием в государственных воспитательных учреждениях (детских домах, домах ребенка, интернатах) [8, с. 95]. Другими словами, полное упразднение семьи в качестве предприятия по воспроизводству человека и передача этой функции всецело в руки государства.
Многие демографы считают, что высокая смертность связана с незавершенностью процессов модернизации страны, включая социокультурный аспект, разрушением системы медицинской помощи, рекламой алкогольных напитков, распространением наркотиков и ухудшением положения с охраной труда и промышленной безопасности на предприятиях, в связи с нежеланием владельцев нести ненужные, по их мнению, расходы. Особенно ярко это проявилось в случаях аварий на шахтах. Другой причиной является возросшая неуверенность в будущем, отсутствие перспектив развития, что приводит к развитию депрессий, связанных с ними болезней и самоубийств. Академик Е.И. Чазов даже выступил с гипотезой, что неуверенность в будущем является основной причиной демографического кризиса в России [Там же, с. 96].
Здесь представляется интересным проанализировать результаты проведенного опроса экспертов, в качестве которых выступили работники социальных служб, здравоохранения, представители научного сообщества, органов власти и управления. Экспертам было предложено
ответить на вопрос: какой фактор является для семьи сдерживающим от ^ „ рождения первого, второго, третьего и последующих детей. Результаты х § исследования представлены в таблице 1 [6, с. 28]. щ |
Таблица 1 3
Проблемы, удерживающие семьи от рождения детей, % *
Проблемы 1-го ребенка 2-го ребенка 3-го и последующих детей
Финансовые проблемы 6,2% 8,8% 12,0%
Проблемы с жильем 8,8% 12,0% 12,0%
Неуверенность в будущем и другие социальные проблемы, связанные с социальным здоровьем 36,2% 32,4% 28,4%
Социальные проблемы, связанные с развитием девиантного поведения самих родителей, в т.ч. алкоголизм и наркомания 6,0% 9,2% 11,2%
Требования рыночной экономики и стремление быть как можно дольше конкурентоспособными на рынке труда 36,0% 30,0% 22,0%
Снижение значимости детства как такого в общей системе ценностей общества 6,8% 7,6% 14,4%
Таким образом, основными проблемами, удерживающими семьи от рождения первого ребенка, по мнению экспертов, являются неуверенность в будущем и другие социальные проблемы, связанные с социальным здоровьем, а также требования рыночной экономики и стремление быть как можно дольше конкурентоспособными на рынке труда.
Относительно второго ребенка действие этих факторов несколько сокращается, хотя и продолжает оставаться основным. В отношении рождения второго ребенка большее значение приобретают финансовые и жилищные проблемы, а также снижение значимости детства как такого в общей системе ценностей общества. Действие последних проблем в качестве сдерживающего фактора для рождения третьего и последующих детей еще более усиливается. Это отражает преимущественную ориентацию семей на одно-, двухдетность и в целом то обстоятельство, что семьи с большим числом детей сталкиваются с более широким спектром проблем, которые могут расцениваться как препятствие для рождения последующих детей.
Правительством России последние несколько лет проводится активная демографическая и семейная политика, направленная на стабилизацию
78
1
, х численности населения, рост рождаемости, повышение уровня и ка-^ I чества жизни семей с детьми («Концепция демографической политики £ £ Российской Федерации на период до 2025 года). В рамках реализации § ^ указанной государственной стратегии введен комплекс мер пронаталист-ш у ского характера, включающий увеличение размеров пособий по уходу за 1 о ребенком, дифференцированных в зависимости от очередности рождения с= с детей; распространение права получения этих пособий на неработающих женщин; использование компенсаций за посещение ребенком детского дошкольного учреждения; реализация материнского (семейного) капитала. В регионах России отрабатывается правовой механизм передачи земельных участков в собственность многодетных семей для индивидуального жилищного строительства. В ближайшее время предполагается реализация мер, направленных на стимулирование рождаемости в регионах со сложной демографической ситуацией, в виде специального пособия при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ими трех лет. Дополнительные меры, выполняющие компенсационную функцию и играющие определенную стимулирующую роль, оказались недостаточными для массового распространения двух-, трехдетной, а тем более многодетной семьи.
Несмотря на рост рождаемости, отмеченный в последние годы, в России устойчиво сохраняется и доминирует малодетный образ жизни, укорененный в практиках повседневности, социальных установках и жизненных ориентациях семей. Социологи, демографы, экономисты не прекращают споры о роли материальных стимулов в повышении рождаемости, с одной стороны, и степени влияния ценностных ориентаций на принятие решений о количестве детей в семье - с другой. Все большее число ученых приходит к выводу, что для радикального сокращения масштабов депопуляции, обеспечений условий для замещения поколений и поддержания простого воспроизводства населения необходимо целенаправленное формирование у молодежи потребности в семье с несколькими детьми. Исходя из этого, наряду с политикой материального стимулирования рождаемости необходима стратегия формирования потребности в детях и укрепления социального статуса семьи. Следует согласиться, что исследование вопроса о месте потребности в детях в структуре других потребностей имеет не только научное, но и большое практическое значение. Оно поможет в определении путей смены малодетного образа жизни среднедетным, что возможно только при кардинальном изменении всей системы потребностей [1, с. 44].
Следует отметить, что демографическая политика, сколько бы определений не давали ученые данному явлению, прежде всего, представляет
собой совокупность мероприятий, направленных на оптимизацию и ста- ^ „ билизацию демографических процессов в обществе. Поскольку эти х § демографические процессы и явления, как уже говорилось выше, спо- щ J собны прямым образом воздействовать на уровень национальной бе- i зопасности страны, на уровень благосостояния ее граждан и уровень * их жизни, можно сделать вывод о том, что проведение эффективной s демографической политики - важнейшая задача государственной власти. А сама семейно-демографическая политика является неотъемлемой частью общегосударственной политики.
На сегодняшний день большинство государств рассматривает демографическую политику как важнейший инструмент управления демографическими процессами. Россия не является исключением. Особое геополитическое положение, социально-политическое и экономическое развитие России обусловливают необходимость выработки собственной модели демографического развития и демографической политики с учетом ее региональных особенностей.
Библиографический список
1. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. М., 2006.
2. Блинова Т.В., Вяльшина А.А. Репродуктивные предпочтения сельских женщин и ценность детей в семье // Социология. 2013. № 8. C. 165-170.
3. Вартумян А.А. Компаративистский анализ современных концепций и стратегий демографической политики // Политика и общество. 2012. № 3. C. 66-73.
4. Демография / Под ред. В.Г. Глушковой. М., 2004.
5. Клупт М.А. Демография регионов Земли. СПб., 2008.
6. Коломасова Е.Н., Романовская Е.С., Савинов Л.И. Семейно-демографиче-ская политика в условиях урбанизации // Социология города. 2011. № 2. С. 23-29.
7. Никулина Ю.А., Нижник Н.С. Правовые средства обеспечения демографической политики в странах Западной Европы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 38-45.
8. Фролкин П.П., Шатило Я.С. Демографическая политика и демографическая ситуация в Российской Федерации // Информационная безопасность регионов. 2012. № 2 (11). С. 93-97.