Научная статья на тему 'Демографическая политика России: взаимосвязь экономического развития и воспроизводства населения'

Демографическая политика России: взаимосвязь экономического развития и воспроизводства населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1808
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ / ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ / ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дедков Егор Николаевич

В условиях современных мировых экономических и политических вызовов, которые отражаются на динамике развития стран, вопрос эффективной демографической политики становится стратегически важным, особенно для Российской Федерации. Влияние демографического фактора на экономику страны выражается через состояние трудовых ресурсов. Формирование, использование и распределение трудовых ресурсов тесно связано с демографическими параметрами населения: численностью, рождаемостью и смертностью, возрастно-половой структурой, миграцией и другими характеристиками демографической ситуации. Говоря простым языком, влияние демографии на экономику или экономическая демография оказывает как позитивное, так и негативное влияние, в зависимости от ряда факторов устройства страны. Например, такие факторы, как географический, исторический или социальный, формируют особый характер политических действий, предпринимаемых в системе государственного регулирования той или иной области демографической политики в целом. В статье представлены некоторые результаты проведенного автором изучения ряда ключевых показателей демографической политики современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическая политика России: взаимосвязь экономического развития и воспроизводства населения»

120 Раздел VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

В условиях современных мировых экономических и политических вызовов, которые отражаются на динамике развития стран, вопрос эффективной демографической политики становится стратегически важным, особенно для Российской Федерации. Влияние демографического фактора на экономику страны выражается через состояние трудовых ресурсов. Формирование, использование и распределение трудовых ресурсов тесно связано с демографическими параметрами населения: численностью, рождаемостью и смертностью, возрастно-половой структурой, миграцией и другими характеристиками демографической ситуации. Говоря простым языком, влияние демографии на экономику или экономическая демография оказывает как позитивное, так и негативное влияние, в зависимости от ряда факторов устройства страны. Например, такие факторы, как географический, исторический или социальный, формируют особый характер политических действий, предпринимаемых в системе государственного регулирования той или иной области демографической политики в целом. В статье представлены некоторые результаты проведенного автором изучения ряда ключевых показателей демографической политики современной России.

Ключевые слова: демографическая политика, Российская Федерация, народонаселение, прирост населения, динамика численности населения, экономическое развитие, социальная политика России.

Автор

Дедков Егор Николаевич

Студент кафедры политологии и международных отношений гуманитарного факультета Российского государственного социального университета (Москва, Россия)

Снижение уровня доходов населения, ощутимые последствия санкционного режима, повышение уровня социальной напряженности, реальной инфляции и безработицы, неравномерное распределение народонаселения, урбанизация, разница в условиях развития регионов, как и многие другие факторы, влияют на качественный потенциал демографии нашей страны.

Данные о народонаселении не должны характеризовать случайные или преходящие обстоятельства, а лишь закономерности демографических процессов. Для этого необходимо,

чтобы они охватывали многочисленную совокупность людей.

Особое значение в демографии занимает использование математических методов, которые позволяют установить критические соотношения, правильно измерить демографические явления, проанализировать связи между ними, выполнить прогнозные демографические расчеты.

Важно обозначить данные демографической ситуации в России по состоянию на 2018 год.

Численность населения России по данным на январь 2018 г.: 146 880 432 млн человек (9-е место

по численности в мире, после Китая, Индии, США, Индонезии, Пакистана, Бразилии, Нигерии и Бангладеша).

Количество мигрантов, постоянно или большую часть года находящихся в РФ: около 10 млн человек (по данным на 2016 г.), при этом около 4 млн из которых проживает в стране нелегально. Из них около 50% пребывают в Москве или Санкт-Петербурге.

Эти показатели серьезно осложняют общую экономическую ситуацию. Проявления нелегальной миграции снижают показатели социального обеспечения, влияют на систему формирования рабочих мест. Не секрет, что многие предприниматели в больших компаниях предпочитают взять нелегалов на работу с целью снижения затрат на заработную плату (а значит, за счет такой экономии увеличивается доход), ухода от налогов и обеспечения социальных и трудовых норм для данной категории работников. Таким образом, формируется так называемый теневой рынок экономики, не дающий прибыли в бюджет страны, а, следовательно, замедляющий ее развитие и создающий препятствия к расширению мер социальной поддержки коренного населения.

Распределение по «материковому» делению: около 68% граждан проживают в европейской части страны, с плотностью 27 человек на 1 кв. км. Остальная часть живет в азиатской части страны, с плотностью 3 человека на 1 кв. км. Здесь особо стоит отметить общую численность населения в обширном Дальневосточном регионе — около 6,3 млн человек, что составляет 4,3% от числа народонаселения России.

Распределение по типам населенных пунктов: 74,43% живут в городах.

Основные данные про населенные пункты: 15 городов в РФ имеют численность более 1 млн, 170 городов — более 100 тысяч.

Количество национальностей и этнических групп — более 200. Основная часть — русские (81%), татары (3,9%),

украинцы (1,4%), башкиры (1,1%), чуваши и чеченцы (по 1%), армяне (0,9%) и т.д.

Соотношение пенсионеров и работоспособных граждан: 1:2,4 (то есть на 10 пенсионеров приходится 24 работающих человека). По этому показателю РФ входит в десятку худших стран. Для сравнения: в Китае он составляет 3,5 (35 работающих на 10 пенсионеров), в США — 4,4, в Уганде — 9.

Разделение по полу (по данным на 2016 г.): около 67 897 млн мужчин и около 78 648 млн женщин.

Разделение по возрасту: пенсионеров — около 43 млн человек (по состоянию на 2016 г.), работоспособных — 82 млн (по состоянию на 2018 г.), детей до 15 лет включительно — около 27 млн, или 18,3% от общей численности граждан (по данным на 2017 г.).

Объектом наблюдения в конструировании и изучении демографических процессов выступают большие массы людей — население всей страны или ее части, большого города и т.д. Безусловно, в демографии главными являются научные методы сбора, обобщения и анализа соответствующих фактов, система характеристик демографических процессов в их взаимосвязи. Познание взаимовоздействия демографических явлений, их зависимости от экономических и других факторов. И, соответственно, на их основе построение прогнозов развития населения и определения пеней и средств политики народонаселения. Так проявляется роль демографии как системы знаний, самостоятельной науки о народонаселении.

Практическая задача демографии вместе с другими науками, изучающими народонаселение, — выработка обоснованной демографической политики государства с целью регулирования развития народонаселения и формирования общества.

Предвидение и научное обоснование демографических изменений и их взаимосвязи с экономическим и обще-

ственным развитием, исследование современной демографической ситуации и ее последствий невозможны вне изучения исторического развития процессов, что является предметом изысканий исторической демографии.

Надо понимать, что Россия переживает небывалый по разрушительной силе и далеко идущим последствиям демографический кризис, который эксперты называют беспрецедентным в мирное время. Проблема демографического развития, его влияние на социально-экономическую ситуацию в обществе, а также роль и воздействие миграционных процессов на эту проблему крайне актуальны в настоящее время.

Ключевой из демографических проблем является низкий уровень рождаемости в нашей стране. Власти неоднократно заявляли, что повышение рождаемости — одна из основных задач государства. Однако иметь ребенка, даже одного, большая финансовая нагрузка на семью. Даже минимальный расход составит никак не меньше 10 тыс. рублей ежемесячно, и это до подросткового возраста (сначала на пеленки, питание, затем на одежду, обувь, игрушки, книжки). А некоторые родители содержат своих детей еще дольше, практически до получения высшего образования (условно до 20-23 лет). Получается, что даже если семья хочет завести ребенка — она может попросту не потянуть этого в финансовом плане, и поэтому откладывает это серьезное решение.

В 2017 г. уровень рождаемости в России снизился сразу на 10,7%, следует из отчета Росстата. По подсчетам ведомства, за год в стране родились примерно 1,69 млн детей, что более чем на 203 тыс. меньше, чем в 2016-м. По этому показателю 2017-й оказался худшим годом последнего десятилетия; в последний раз меньше новорожденных в России было зафиксировано лишь в 2007 году (1,61 млн).

Чтобы упростить жизнь семьям с детьми и стимулировать рождаемость, в РФ принимаются такие меры финансовой поддержки, как:

• материнский капитал: единоразовое пособие в размере 453 тысяч (на 2018 г.), которое можно направить только на определенные затраты (чтобы родители не растратили деньги на свои нужды). Программа маткапитала появилась в 2007 г. и пока работает до 2021 г. Не исключено, что ее снова продлят, потому что ее уже несколько раз продлевали;

• выплаты за первенца: ежемесячная выплата, которая полагается семье, чей общий доход не дотягивает до регионального прожиточного минимума. В среднем по России в 2018 г. данная выплата составляет около 10 500 руб., тогда как в Москве — 14 252 руб.;

• пособие на ребенка до 1,5 лет — мера поддержки материнства. С 1 января 2018 г. в размере регионального прожиточного минимума (во всех регионах устанавливается индивидуально).

Государство также работает над обеспечением инфраструктуры. Это решение проблемы с нехваткой мест в детских садах и яслях. По текущим прогнозам, к 2021 г. все дети в возрасте от 2 месяцев до 3 лет должны иметь места без очередей и прочих проблем. Для этого во всех регионах реализуется программа строительства новых детских дошкольных учреждений. В общей сложности планируется создать более 700 новых объектов разной вместимости в соответствии с новыми требованиями.

Состояние современной демографической ситуации в стране нашло свое отражение и в Указе Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Не менее острая проблема — строительство перинатальных центров. Вынашивание ребенка, роды и первые месяцы после них требуют качественного и высокотехнологичного медицинского обслуживания. Ее также необходимо решать, строя новые современные центры.

В стадии обсуждения такие меры:

• дородовый сертификат: единора-зовая выплата в размере 100 тысяч, которая полагается просто за то, что женщина беременеет;

• пересмотр системы детских пособий. Сейчас их получают все: и малоимущие, и люди с нормальным доходом. Предлагается перераспределить средства, выделяя их только малоимущим и социально нуждающимся категориям населения;

• предоставление льгот семьям, в которых женщины рожают первенца до 30 лет.

Не исключено, что все эти проекты отклонят, потому что они «сырые», и решения по ним вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем.

В соответствии с положениями Концепции демографической политики России, ключевыми задачами демографического развития РФ до 2025 г., от которых принципиально зависит развитие экономики страны, являются следующие.

В основу демографической политики РФ положены следующие принципы:

• комплексность решения демографических задач — мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах — выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

• своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

• учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

• взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

• координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Что касается области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, то определены следующие приоритеты:

• формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;

• разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

• создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

• обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными

возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

• внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;

• разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронто-логической помощи.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и употреблению табака, принятию четких мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием. В частности, рассматривается возможность повышения возраста разрешения самостоятельного приобретения алкогольной продукции с 18 до 21 года.

Также в целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике суицида, включая развитие сети телефонов доверия, социальных служб, волонтеров, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.

Что касается проблемной зоны стимулирования рождаемости и укрепления семьи, то тут определены следующие приоритеты:

усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо: развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции); усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми; создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста; создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным

решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

• создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

• развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

• реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ;

• развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

• реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

• создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

• расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

• разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места. Критерии условий для улучшения материального положения семей предполагают разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы, гарантий трудоустройства, повышения квалификации и переподготовки, ответственность работодателей и бизнеса.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо совершенствование законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, программа социальной помощи, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий. В случае рождения ребенка выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье. Если немного окунуться в историю, то можно заметить очень эффективный советский опыт в виде предоставления социального жилья. Данную идею можно было бы подкорректировать с учетом нынешних реалий и запустить полномасштабную программу предоставления молодым семьям социального жилья. К сожа-

лению, существующие федеральные целевые программы «Молодая семья» и «Жилище» по поддержке молодых семей решают эту задачу не полностью.

Исследование отношения женщин и мужчин к гендерным ролям на рынке труда и в семье, к возможностям установления баланса семья — работа для членов семьи выявило также, что в основе дискриминации родителей на рынке труда лежат распространенные гендерные стереотипы (работников и работодателей), являющиеся барьером для гармоничного сочетания профессиональных и семейных ролей женщин и мужчин. Склонность работодателей к дискриминации работников с родительскими обязанностями зависит от возраста и наличия детей (в худшем положении находятся работники с маленькими детьми, в лучшем — с детьми старшего возраста по сравнению с бездетными, как наиболее надежными и ответственными), что подчеркивает традиционность структуры гендерных отношений.

Так, в области миграции и расселения определены следующие приоритеты:

• содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в РФ, а также стимулирование возвращения в РФ эмигрантов;

• привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в РФ, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в РФ с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

• совершенствование миграционного законодательства РФ;

• разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

• создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфес-сиональных конфликтов. Необходимо разработать такие

подходы к регулированию иммиграционных потоков, которые будут способствовать замещению естественной убыли населения Российской Федерации, стимулировать иммиграцию в Российскую Федерацию и общественно полезную интеграцию мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

К сожалению, сложно предсказать, до какого показателя вырос бы коэффициент рождаемости, но даже если бы удалось увеличить его в полтора раза (до 2,6), то уже через 18 лет Россия получила бы более 10 миллионов молодых трудоспособных граждан.

Необходимо предпринять меры для обеспечения сохранения численности населения в важных геополитических регионах РФ, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, создания особых экономических

условий для возвращения в Россию эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами, готовыми обеспечить технологический прорыв и качественный прирост в экономике страны.

Должны быть сформированы такие государственные приоритеты, которые будут помогать молодежи развивать-

ся в родных регионах и городах, а не концентрироваться в мегаполисах и агломерации Москвы. Это приведет к деформации и перенаселению одних регионов по отношению к другим, увеличению урбанизации и будет иметь чудовищные последствия для всей страны в целом.

Литература

1. Денисов И. Чего вы не знали о демографии России. Нас пугают вымиранием, но грядет перенаселение и борьба за ресурсы. — Август 9, 2018. — URL: http://reconomica.ru/ экономика/статистика/демография-россии-2018/ (дата обращения: 18.09.2018).

2. Демографический срыв. Данные РБК // ГАЗЕТА. — № 016 (2740) (3001). — URL: https:// www.rbc.ru/newspaper/2018/01/30/5a6eF6F59a7947507175ce75 (дата обращения: 20.09.2018).

3. Демографическая политика. Документы и события // Правительство России. — URL: http://government.ru/rugovclassiFier/4/events/ (дата обращения: 20.09.2018).

4. Каюков В.В., Мельчакова Ю.Л. Взаимосвязь демографических процессов с состоянием экономики // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 177-180. — URL: https:// moluch.ru/conF/econ/archive/93/4779/ (дата обращения: 20.09.2018).

5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (дата обращения: 22.09.2018).

6. Причины, которые чаще всего заставляют женщин отказываться от рождения детей. Информационный центр для родителей «Столица детства». — URL: https://stolicadetstva. com/news/1621/ (дата обращения 20.09.2018).

7. Жилищные программы для молодых семей. — URL: http://molodaja-semja.ru/how/ gosudarstvennye-programmy/ (дата обращения 20.09.2018).

8. КалабихинаИ.Е. Родительские обязанности и дискриминация в сфере занятости // Население и экономика. — 2017. — № 1(1). — С. 89-116.

9. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Семья, материнство и детство. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/motherhood/# (дата обращения 19.09.2018).

10. Рудницкая А.П., Новиков Е.А. Основные направления формирования, проблемы и задачи демографической политики в современной России // PolitBook. — 2015. — № 1. — С. 43-56.

11. РудницкаяА.П., КвартниковП.В. Роль гражданской активности в становлении ценностных ориентиров современной молодежи // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 1. — С. 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Мотрич Е.Л. Роль миграции в динамике населения Дальнего Востока России // Социальная политика и социология. — Т. 16. — 2017. — № 1 (120). — С. 43-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.