УДК 620.2
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.3.18
И. И. ВОРОБЬЕВ*
Экспертное обеспечение таможенных органов: состояние и проблемы
Освещаются проблемные вопросы, возникающие при взаимодействии таможенных органов и Центрального экспертно-криминалистического управления Российской Федерации в процессе организации и проведения таможенных экспертиз, а также использовании их результатов. Предлагаются пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: таможенная экспертиза, товар, таможенные риски, таможенные органы, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление, Центры электронного декларирования.
ВОРОБЬЕВ
Игорь Иванович - подполковник таможенной службы, начальник экспертно-исследовательского отдела № 2 (пгт Домодедово) Экспертно-криминалистической службы г. Москва. [email protected].
VOROBYEV I. I. - Lieutenant Colonel of the Customs Service, Chief of the Expert Research Department No. 2 (Domodedovo) of the Forensic Services of Moscow.
I.I. VOROBIEV
Expert Facilitation of Customs Authorities:
State and Topical Issues
The article highlights the problematic issues arising from the interaction between customs authorities and the Central Forensic Science Department of the Russian Federation during the process of organizing and conducting customs examinations, as well as using their results. The author puts forward the ways of solving the identified problems.
Keywords: customs examination, goods, customs risks, customs authorities, Central Forensic Customs Administration, Electronic Declaration Centers.
Сегодня осуществляется реализация одного из наиболее важных разделов Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года. Мы наблюдаем серьезные преобразования в системе таможенных органов, реформирование их внутренней структуры, изменение подходов к осуществлению
* Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление. 125130, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 29 А.
Central Forensic Customs Administration. d. 29 A, Klara Zetkin street, Moscow, Russian Federation, 125130.
таможенного контроля. Главной инновацией является размежевание внутри таможенной системы, в которой, наряду с традиционными таможенными органами (таможнями и подчиненными им таможенными постами), осуществляющими фактический контроль и процедуру закрытия транзита, производящими досмотровые операции и правоохранительную деятельность, внедряются новые структурные элементы - центры электронного декларирования (ЦЭД), призванные обеспечить процесс декларирования товаров путем подачи электронной таможенной декларации.
Такие серьезные изменения в таможенной системе не могли не затронуть Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление Федеральной таможенной службы (ЦЭКТУ). Это специализированное управление, деятельность которого направлена на решение особых задач, требующих специальных знаний и обеспечивающих практические потребности таможенных органов - проведение экспертиз и исследований товаров, транспортных средств и других объектов при таможенном контроле и осуществлении правоохранительной деятельности.
Подразделения ЦЭКТУ в настоящий момент обладают уникальной аппаратурой для решения поставленных задач. Его квалифицированные кадры способны не только реализовывать имеющиеся, но и разрабатывать новые методики исследований; организовывать и проводить прикладные научные исследования по экспертным проблемам в сфере таможенного дела; осуществлять разработку и испытания технических средств, применяемых в таможенных целях, подготовку проектов нормативных актов по вопросам осуществления таможенной экспертизы и проведения экспертных исследований.
Центральный аппарат ЦЭКТУ осуществляет руководство деятельностью филиалов, обеспечивает координацию и контроль судебно-экспертной, экспертно-исследовательской и научно-методической деятельности; разрабатывает методическое, информационное и аналитическое обеспечение деятельности филиалов и таможенных органов по вопросам экспертиз и исследований; производит аттестацию экспертов на право самостоятельного производства экспертиз по разным направлениям.
Из этого обзора видно, какое важное место в ФТС России занимает экспертно-криминалистическая служба и решение каких для всей таможенной системы задач на нее возложено.
Современное развитие ЦЭКТУ осуществляется в соответствии с Концепцией развития системы экспертного обеспечения таможенной службы1, нацеленной на создание условий для усиления
1 О проекте концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года: решение Коллегии ФТС России от 23.09.2011.
научно-методической составляющей деятельности экспертных служб России и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Из этого документа видно, что специальные научные знания, которыми обладают эксперты ЦЭКТУ, являются важным инструментом таможенного контроля, а таможенная экспертиза выступает в качестве одной из наиболее эффективных мер по минимизации таможенных рисков. Своевременный анализ массива экспертных заключений по разным группам товаров позволяет прогнозировать риски и принимать верные решения по их минимизации, а также о статусе товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС).
Экспертно-криминалистические подразделения ЦЭКТУ работают в тесном взаимодействии с таможенными органами. Результаты этого взаимодействия обобщаются и анализируются в ЦЭКТУ, на основании чего выявляются устойчивые случаи недостоверного декларирования товаров. Это позволяет повысить эффективность выявления правонарушений на стадии декларирования и таможенного контроля, а также в значительной мере предотвращать совершение таких нарушений.
Важной тенденцией современного развития ФТС России является внедрение передовых информационных технологий. В рамках этой тенденции введены электронные декларации на товары, сокращается круг документов и сведений, представляемых на бумажных носителях, введен внутренний электронный документооборот. Применительно к подразделениям экспертно-криминалистической службы это выразилось во введении электронного порядка назначения таможенных экспертиз и экспертиз по делам об административных правонарушениях.
С этой целью был разработан программный продукт АИС «БД «Экспертиза», призванный обеспечить эффективное взаимодействие таможенных органов ФТС России и ЦЭКТУ. Таможенные органы теперь имеют возможность направлять эксперту свои вопросы в отношении товаров в электронном виде и оперативно получать заключения. Внедрение этой программы позволило увеличить оперативность взаимодействия, а также предоставило возможность контроля сроков и качества проведенных экспертиз.
На практике реализована возможность передачи в электронном виде документов между АИС «АИСТ-М» и АИС «БД «Экспертиза». Соответственно, появилась возможность автоматизировать документооборот между таможенными органами и подразделениями ЦЭКТУ с помощью передачи в электронном виде документов между комплексами программных средств (КПС) АИС «АИСТ-М» и АИС «БД «Экспертиза». При этом информация, переданная из АИС «АИСТ-М», в автоматическом режиме размещается в соответствующих полях АИС «БД «Экспертиза»
и позволяет оперативно проводить контроль сроков и качества проведенных экспертиз в реальном времени. В рамках процедуры декларирования товаров, т. е. при подаче деклараций на товары в электронном виде, имеется возможность обмена документами между АИС «АИСТ-М» и АИС «БД «Экспертиза». Также отметим, что АИС «БД «Экспертиза» не является статичным продуктом и постоянно обновляется и модернизируется. Так, в результате проведенной Центральным информационно-техническим таможенным управлением модернизации появились новые возможности для обмена документами между базами данных АИС «БД «Экспертиза» и АИС «Правоохрана», что значительно сократило время для принятия решения должностными лицами таможенных органов.
Вместе с тем в настоящий момент процесс назначения таможенных экспертиз в электронной форме применяется не во всех случаях, а только в случаях таможенного декларирования товаров и транспортных средств и при подаче декларации на товары (ДТ). В отношении физических лиц (при отсутствии декларирования ими товаров) алгоритм информационного взаимодействия между АИС «АИСТ-М» и АИС «БД «Экспертиза» не применяется, т. к. нет привязки программного продукта к декларации. Предполагается, что эта проблема в ближайшее время будет решена путем комплексной модернизации соответствующих программных продуктов.
Отметив значительные успехи, выявленные в экспертном обеспечении деятельности таможенных органов силами подразделений экспертно-криминалистической службы на современном этапе, необходимо обратить внимание и на ряд проблемных вопросов этого взаимодействия.
Первой среди них является неспособность значительного числа должностных лиц таможенных органов грамотно определить круг вопросов, нуждающихся в установлении, по конкретному делу при назначении таможенных экспертиз и исследований в таможенных целях. Как показывает практика, нередки случаи, когда должностными лицами таможенных органов в решении о назначении таможенной экспертизы перед экспертом ставятся вопросы, ответы на которые требуют значительных временных затрат и специальных познаний, но при этом не влияют на заявленный в декларации на товары код (по ТН ВЭД ЕАЭС) и не решают иных практических задач, стоящих перед таможенными органами. Так называемые «лишние» вопросы отвлекают таможенного эксперта от проведения других (находящихся в очереди) экспертиз, важных с точки зрения выполнения таможенным органом установленных показателей эффективности деятельности.
С 1999 г. ведется планомерная работа по формированию перечня типовых вопросов, задаваемых эксперту при назначении экспертиз и исследований в таможенных целях (по приоритетным группам товаров),
с тех пор этот «вопросник» неоднократно редактировался и дополнялся2. В научной и учебной литературе неоднократно поднимались вопросы о необходимости актуализации методических рекомендаций по постановке вопросов перед экспертом3. Но даже лучшие методические рекомендации будут бесполезны, если их не применять. Исходя из этого, целесообразным было бы введение соответствующего обучения для должностных лиц таможенных органов, правомочных назначать проведение экспертиз.
Другой важной проблемой является запаздывание в актуализации неэффективных рисков. Например, назначение в соответствии с действующими обязательными к применению профилями риска таможенных экспертиз в отношении ряда товаров (стоматологические материалы, им-плантаты, медицинское диагностическое оборудование и др.) является устойчиво неэффективным. Как показывает практика, в результате выполнения таких экспертиз таможенным органом, принявшим решение о назначении таможенной экспертизы, подтверждается заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, задекларированный в 31 графе ДТ. В этом случае доначисления в бюджет отсутствуют (по информации из справок обратной связи, полученной из таможенного органа, принявшего решение о назначении таможенной экспертизы), дела об административных правонарушениях не возбуждаются, т. е. результат проведенной в ЦЭКТУ таможенной экспертизы в денежном выражении является нулевым и, следовательно, таможенные эксперты работают на «мусорную корзину». Информация по таким неэффективным экспертизам систематически анализируется в ЦЭКТУ и доводится до таможенных органов с целью проведения актуализации таких неэффективных профилей риска с целью их отмены.
Третьей проблемой во взаимодействии таможенных органов с ЦЭКТУ, являются случаи неисполнения таможенными органами отдельных положений приказа ФТС России № 2264 от 20.11.2014, определяющего порядок отбора проб (образцов) для таможенной экспертизы и сроки ее осуществления. В процессе практической деятельности экспертно-криминалистические подразделения сталкиваются с нарушениями, допущенными при отборе проб (образцов) товаров по решению о назначении таможенной экспертизы ЦЭД и несоблюдением срока передачи в ЦЭКТУ материалов и объектов исследования для производства экспертиз. Говоря об этом, необходимо отметить причины объективного и субъективного
2 О перечне вопросов для экспертов: письмо ФТС России от 20.08.2014 № 01-11/39451.
3 Андреева Е. И., Токарев П. И. О стандартизации методов выборки и взятия проб (образцов) товаров для таможенной экспертизы // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 39-40; Нестеров А. В. Экспертиза в таможенных целях: учебное пособие. Люберцы: РИО РТА, 2017. 240 с.
характера. К объективным можно отнести сложности практического внедрения и эксплуатации новых передовых технологий при осуществлении таможенного контроля, необходимость модернизации существующих программных продуктов АИС «АИСТ-М» и АИС «БД «Экспертиза», удаленность многих ЦЭД от таможенных органов фактического контроля, где непосредственно находится товар. Субъективным фактором является неспособность или нежелание ряда должностных лиц таможенных органов приспосабливаться к работе в новых условиях. Каждый из этих факторов влияет на сроки и качество произведенных экспертиз.
И четвертым моментом, на котором бы хотелось остановиться, является неполное исполнение некоторыми таможенными органами отдельных положений приказа ФТС России от 17.01.2014 № 62, определяющего процедуру информирования по результатам проведенной экспертизы, в части, касающейся своевременности информирования ЦЭКТУ В частности, имеют место случаи несвоевременного предоставления таможенными органами, принявшими решение о назначении таможенной экспертизы и получившими экспертное заключение, справок обратной связи. Несвоевременное поступление в ЦЭКТУ из таможенных органов, принимавших решение о назначении таможенной экспертизы, информации о мерах, принятых по ее результатам (сумме доначислений, штрафах, количестве возбужденных дел об административных правонарушениях), существенно влияет на итоговые показатели деятельности ЦЭКТУ. Нарушение таможенными органами сроков представления справок обратной связи, кроме того, снижает качество отчетной информации, предоставляемой ЦЭКТУ в ФТС России, в которой отсутствует оценка эффективности фактически выполненной экспертно-криминалистическими подразделениями работы, в частности, по доначислению средств в бюджет.
По этому вопросу руководством экспертно-криминалистических служб ЦЭКТУ ведется разъяснительная работа с таможенными органами, данная проблема озвучивается на оперативных совещаниях и рабочих встречах в таможенных органах начальниками структурных подразделений ЦЭКТУ. На наш взгляд, было бы целесообразным предусмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, ответственных за своевременность предоставления указанной отчетной информации в ЦЭКТУ
В заключение отметим, что проведение в ФТС России организационно-штатных мероприятий, направленных на оптимизацию штатной численности таможенных органов и создание ЦЭД, не должны существенно повлиять на нагрузку экспертных подразделений ЦЭКТУ Таможенными органами (таможнями и подчиненными им таможенными постами) будет осуществляться фактический таможенный контроль декларируемых
в ЦЭД товаров, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, а также правоохранительная деятельность.
Важно также подчеркнуть, что результативность и качество экспертиз, проведенных ЦЭКТУ, приводят к дополнительным начислениям в федеральный бюджет. У таможенных органов при взаимодействии с ЦЭКТУ имеются все необходимые ресурсы и возможности для защиты экономических интересов ЕАЭС на современном этапе. Именно поэтому целесообразно обратить внимание на пути решения проблемных вопросов во взаимоотношениях таможенных органов и экспертно-криминалистических подразделений, ставших предметом изучения в настоящей публикации.
© Воробьев И. И., 2019 © УогоЫеу I. I., 2019
Для цитирования:
Воробьев И. И. Экспертное обеспечение таможенных органов: состояние и проблемы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3(88). С. 18-24.