Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ '

ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1120
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспертно-криминалистическая деятельность / таможенные органы / таможенная экспертиза / forensic activities / customs authorities / customs expertise

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — О М. Петрушина, Т В. Черникова, В Н. Чичерова

Одним из оперативных средств при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу является экспертиза. Экспертиза, которая назначается непосредственно в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС, получила название криминалистической экспертизы в таможенном деле. Все затраты, появившиеся у таможенных органов с осуществлением экспертизы идут из средств федерального бюджета. Исключение составляют лишь те случаи, когда экспертиза осуществляется не по инициативе таможенных органов. В статье рассмотрены основные составляющие экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов, определена сущность экспертизы. Проведен анализ основных показателей экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов за последние 3 отчетных года. Кроме того, выявлены основные проблемы, возникающие чаще всего при осуществлении таможенных экспертиз, а также при использовании их результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC EXPERTISE IN CUSTOMS AUTHORITIES

One of the operational means in the implementation of customs control of goods transported across the customs border is expertise. The examination, which is appointed directly in accordance with the requirements of the EAEU Customs Code, is called forensic examination in customs. All costs incurred by the customs authorities with the implementation of the examination come from the federal budget. The only exceptions are those cases when the examination is not carried out on the initiative of the customs authorities. The article considers the main components of the forensic activity of customs authorities, defines the essence of expertise. The analysis of the main indicators of forensic activity of customs authorities for the last 3 reporting years has been carried out. In addition, the main problems that arise most often during the implementation of customs examinations, as well as when using their results, are identified.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ »

13. Ангаева С.Д. Использование методологии воспроизводственного подхода для создания системы индикаторов устойчивого развития региона // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2007. - №2 915). - С. 99-101.

14. Онищенко Е.В., Гордиенко С.В. Трансформация понятия «технологическая платформа» в контексте тенденций инновационного развития мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2020. -Том 10. - №3. - С. 1449-1466. -doi: 10.18334/vinec.10.3.110691.

References:

1. Novoselov A. S. Regional markets. Moscow: Infra-M, 1999. - 479 p.

2. Sergeev A.M. Criteria and conditions of self-development of territorial systems // Journal of Economic Theory. -2017. - No. 3. - P. 40-46.

3. Zhertovskaya E.V., Yakimenko M.V. Analysis of theoretical approaches to the study of the reproductive process and the proportions of regional reproduction // Fundamental Research. - 2013. - No. 10-7. - P. 1511-1515. - URL: http://fundamental-research.ru/m/article/view?id=32616 (date accessed: 18.09.2021).

4. Bramwell B. Sustainable tourism: An evolving global approach.) / B. Bramwell, B. Lane // Journal of Sustainable Tourism. - 1993. - No. 1(1). - P. 1-5.

5. Harris, J.M. Basic principles of sustainable development. [Electronic source] / J. M. Harris. 2000. -. URL: http://www.ase.tufts.edu/gdae/publications/working_papers/Sustainable%20Development.pdf (date accessed: 15.10.2014).

6. Mowforth M. Tourism and Sustainability: New tourism in the third world / M. Mowforth, I. Munt. - NewYork, NY: Routledge, 1998. - 338 p.

7. Onishchenko E.V. Prerequisites for ensuring sustainable reproduction of regional tourist products in the light of trends in the development of global socio-economic processes // Sochi Journal of Economy. - 2017. - №11(2). - P. 124-137. - URL: http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1503580053.pdf.

8. Sharafutdinov V.N. Regional tourist product: definition and key parameters / / Izvestiya Sochi State University. -2015. - № 3-1 (36). - P. 197-207. - URL: http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1447240912.pdf.

9. Onishchenko E.V. Sharafutdinov V.N., Gordienko S.V. 3. Ensuring sustainable reproduction and competitiveness of Russian regional tourist products // Russian regions of recreational and tourist specialization: state, problems, prospects of development: A collective monograph. / SNITS RAS. - Sochi: printing house "Optima", 2019. - P. 109-167.

10. Vasilkov Yu.V. Process management. [electronic resource]. - URL: https://www.klubok.net/ article2279.html (date accessed: 18.09.2021).

11. Fedolyak V.S. Regional economy (Fundamentals of regional reproduction and management). - Saratov, 2016. - 86 p.

12. Gorshenina E.V. Regional economic research: theory and practice. Monograph. - Tver: Tver State University, 2009. - 203 p.

13. Angaeva S.D. Using the methodology of the reproduction approach to create a system of indicators of sustainable development of the region // Bulletin of the Siberian State Aerospace University named after Academician M. F. Reshetnev. - 2007. - №2 915). - P. 99-101.

14. Onishchenko E.V., Gordienko S.V. Transformation of the concept of "technological platform" in the context of trends in the innovative development of the world economy // Issues of innovative economy. - 2020. - Vol. 10. -No. 3. - P. 1449-1466 - doi: 10.18334/vinec.10.3.110691.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-280-283

О.М. Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, om_petrushina@mail.ru,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiol-kovskiy Kaluga State University;

Т.В. Черникова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, halsey2608@gmail.com,

T.V. Chernikova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

В.Н. Чичерова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, viktoriya.chicherova@mail.ru,

V.N. Chicherova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ FORENSIC EXPERTISE IN CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация. Одним из оперативных средств при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу является экспертиза. Экспертиза, которая назначается непосредственно в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС, получила название криминалистической экспертизы в таможенном деле. Все затраты, появившиеся у таможенных органов с осуществлением

Естественно-гуманитарные исследования № 38 (6), 2021_281

экспертизы идут из средств федерального бюджета. Исключение составляют лишь те случаи, когда экспертиза осуществляется не по инициативе таможенных органов. В статье рассмотрены основные составляющие экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов, определена сущность экспертизы. Проведен анализ основных показателей экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов за последние 3 отчетных года. Кроме того, выявлены основные проблемы, возникающие чаще всего при осуществлении таможенных экспертиз, а также при использовании их результатов

Abstract. One of the operational means in the implementation of customs control of goods transported across the customs border is expertise. The examination, which is appointed directly in accordance with the requirements of the EAEU Customs Code, is called forensic examination in customs. All costs incurred by the customs authorities with the implementation of the examination come from the federal budget. The only exceptions are those cases when the examination is not carried out on the initiative of the customs authorities. The article considers the main components of the forensic activity of customs authorities, defines the essence of expertise. The analysis of the main indicators of forensic activity of customs authorities for the last 3 reporting years has been carried out. In addition, the main problems that arise most often during the implementation of customs examinations, as well as when using their results, are identified.

Ключевые слова: экспертно-криминалистическая деятельность, таможенные органы, таможенная экспертиза.

Keywords: forensic activities, customs authorities, customs expertise.

Таможенная экспертиза в настоящее время является неотъемлемой частью работы таможенных органов, так как она необходима для разъяснения вопросов, которые возникают при совершении таможенных операций и (или) таможенного контроля. [1]

Для обеспечения реализации полномочий Федеральной таможенной службы России (далее -ФТС России) в области таможенных судебных экспертиз и исследований, экспертиз, назначаемых в рамках производства об административных правонарушениях, создано Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее - ЦЭКТУ). ЦЭКТУ является специализированным региональным таможенным управлением и осуществляет судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в интересах экономической безопасности государства.

Управление организует работу более 80 экспертных отделов и отделений, экспертные исследования которых выполняются по всем группам Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Регионы действия экспертно-криминалистических служб ЦЭКТУ определены действующими региональными таможенными управлениями ФТС России. Центральный аппарат ЦЭКТУ руководит деятельностью филиалов, а также осуществляет координацию и контроль судебно-экспертной, экспертно-исследовательской и научно-методической деятельности. Помимо этого, в полномочия Центрального аппарата ЦЭКТУ входит разработка методического, информационного и аналитического обеспечения деятельности его филиалов и таможенных органов по вопросам экспертиз и исследований.

В настоящее время подразделения ЦЭКТУ обладают уникальным оснащением для выполнения своих полномочий. Проводятся мероприятия для подбора квалифицированных кадров, способных к реализации поставленных задач и разработки новых методик исследований. В ходе реализации оперативного экспертно-криминалистического обеспечения таможенных органов при проведении таможенного контроля пристальное внимание ЦЭКТУ уделяет разработке и внедрению в экспертную практику современных экспресс-методов исследования товаров, документов, объектов, а также новых видов товаров.

Экспертно-криминалистические подразделения ЦЭКТУ ведут свою деятельность в тесном контакте с таможенными органами. Результаты данного взаимодействия аккумулируются и анализируются в ЦЭКТУ и на основании полученных результатов выявляются устойчивые связи недостоверного декларирования товаров. Данное взаимодействие позволяет повысить эффективность выявления правонарушений на стадии декларирования и таможенного контроля, а также в значительной мере предотвращать совершение таких нарушений. В интересах таможенных органов выполняются различные виды экспертиз и исследований.

Помимо этого, ЦЭКТУ выполняет различные экспертизы и исследования для иных органов государственной власти.

Рисунок 1 - Экспертно-криминалистическая деятельность в интересах таможенных органов

Динамика показателей деятельности таможенных органов в области экспертно-криминалистического обеспечения представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели деятельности таможенных органов в области

экспертно-криминалистического обеспечения в 2018-2020гг.[2]

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста 2020г. к, %

2018 г. 2019 г.

Общее количество проведенных экспертиз и исследований, ед. 39996 39205 30143 75,37 76,89

Таможенные экспертизы, ед. 21596 19728 16160 74,83 81,91

Экспертизы в рамках производства дел об АП, ед. 15510 16618 10477 67,55 63,05

Экспертизы в рамках уголовных дел, ед. 732 607 676 92,35 111,37

Исследования, ед. 2158 2252 2830 131,14 125,67

Экспертизы и исследования для других государственных органов, ед. 558 499 520 98,49 104,21

Исходя из данных, представленных в таблице 1 можно сказать, что за 3 года в динамике общее количество проведенных экспертиз и исследований экспертно-криминалистическими подразделениями таможенных органов снизилось с 39996 до 30413 (на 24,63 % по сравнению с 2018 годом и на 23,11 % по сравнению с 2019 г.).

Из общего количества проведенных экспертиз и исследований, наблюдается рост экспертиз в рамках уголовных дел (в 2020 году по сравнению с 2019 годом составил 11,37 %) и исследований (рост составил 31,14 % и 25,67 % по сравнению с базисным и прошлым годами соответственно).

По остальным показателям наблюдается отрицательная динамика. Так, в 2020 году количество таможенных экспертиз составило 16161 единицу, что 25,17 % ниже по сравнению с 2018 годом и на 18,19 % - по сравнению с 2019 годом.

Однако, сделать точные и обоснованные выводы, основываясь только на тенденции изменения выявленных правонарушений относительно прав Евразийского экономического союза и законодательства России в области таможенного дела по результатам только таможенных экспертиз и исследований нельзя. В связи с чем, необходимо рассмотреть динамику количества фактов нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства России о таможенном деле. Данные для анализа представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика фактов нарушения права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле в 2018-2020 гг.

Естественно-гуманитарные исследования № 38 (6), 2021_283

Мы видим, что за анализируемый период количество фактов нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства России о таможенном деле имеет тенденцию к снижению. Так, в отчетном периоде количество фактов нарушения составляло 7845 случаев, что на 64,93 % меньше по сравнению с базисным периодом и на 19,62 % - по сравнению с прошлым периодом. Выявленная тенденция может быть обусловлена повышением эффективности выполнения таможенными органами правоохранительной функции.

Как и в любых других подразделениях таможенных органов ЦЭКТУ также имеет свои проблемные вопросы. К таковым можно отнести: недостаточную подготовку высококвалифицированных кадров для проведения экспертно-криминалистической деятельности, слабую связь между подразделениями по всей стране, несовершенство материально-технического оснащения для проведения экспертиз и исследований.

Данные проблемы решаются улучшением технологий, используемых при проведении таможенного контроля, совершенствованием подготовки кадров, а также повышением роли экспертно-криминалистического обеспечения в системе таможенных органов.

В заключении также необходимо отметить важность и необходимость проведения качественных и результативных экспертиз и исследований, которые в свою очередь приводят к дополнительным начислениям в федеральный бюджет РФ, что относится к одной из основных функций таможенных органов в целом. Экспертиза должна проводиться высококвалифицированными кадрами с использованием современной материально-технической базы и необходимого инвентаря для получения качественных и достоверных результатов. При взаимодействии ЦЭКТУ и таможенных органов имеются все необходимые ресурсы для осуществления защиты экономических интересов не только РФ, но и ЕАЭС в современном мире.

Источники:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.

3. Короткова О.А., Острикова В.В. К вопросу совершенствования экспертизы законодательства/Современный ученый. 2020. № 4. С. 319-322.

4. Короткова О.А., Шавенкова Т.А. Антикоррупционная экспертиза в системе правового мониторинга//Теория государства и права. 2020. № 3 (19). С. 125-135.

5. Непарко М.В., Адаменко В.Ю., Агасян К.С. Анализ проведения таможенных экспертиз в деятельности ФТС России//Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-2 (57). С. 126-129.

6. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., Петрушина О.М. Назначение и производство экспертизы в таможенном деле//Дневник науки. 2019. № 8 (32). С. 35.

References:

1. The Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on 29.05.2019) (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union).

2. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation". - [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.

3. Korotkova O.A., Ostrikova V.V. On the issue of improving the expertise of legislation//A modern scientist. 2020. No. 4. pp. 319-322.

4. Korotkova O.A., Shavenkova T.A. Anti-corruption expertise in the system of legal monitoring//Theory of state and law. 2020. No. 3 (19). pp. 125-135.

5. Neparko M.V., Adamenko V.Yu., Agasyan K.S. Analysis of customs examinations in the activities of the Federal Customs Service of Russia//Economics and Business: theory and practice. 2019. No. 11-2 (57). pp. 126-129.

6. Filippov M.I., Moiseenkova A.O., Petrushina O.M. Appointment and production of expertise in customs//Diary of Science. 2019. No. 8 (32). p. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.