Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ: ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ: ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспроизводственный подход / концепция устойчивого воспроизводства / региональная экономика / региональный туристский продукт / туризм / экономика туризма / reproduction approach / the concept of sustainable reproduction / regional economy / regional tourist product / tourism / tourism economy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Е.В. Онищенко

В статье обосновывается перспективность применения концепции устойчивого воспроизводства региональных туристских продуктов в управлении развитием туристского сектора экономики регионов страны. Для решения поставленной цели проводится анализ теоретических подходов к исследованию воспроизводственных процессов, представленных в трудах зарубежных и отечественных учёных, включая теорию устойчивого развития туризма. Раскрывается сущность данной концепции, включая описание основных элементов, обеспечивающих расширенное воспроизводство регионального туристского продукта. Определяются ключевые участники воспроизводственного процесса с учётом многоотраслевого характера туриндустрии и необходимые принципы концепции. Сквозь призму особенностей создания региональных турпродуктов выделяются группы воспроизводственных пропорций, которые должны формироваться под влиянием интересов всех заинтересованных участников процесса. Особую важность представляют структурные (межотраслевые и внутриотраслевые) пропорции, пропорции структуры регионального туристского продукта, по мнению автора, в наибольшей степени, нуждающиеся в адекватной статистической видимости. Делается вывод о том, что методология воспроизводственного подхода может быть эффективно использована субъектами туристского рынка для формирования системы индикаторов устойчивого развития туризма в регионе. Но в современных условиях согласовать интересы участников воспроизводственного процесса и наладить тесное взаимодействие между ними возможно только с использованием платформенного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Е.В. Онищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SUSTAINABLE REPRODUCTION OF REGIONAL TOURIST PRODUCTS: ORIGINS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article substantiates the prospects of applying the concept of sustainable reproduction of regional tourism products in managing the development of the tourism sector of the economy of the country's regions. To solve this goal, the analysis of theoretical approaches to the study of reproduction processes presented in the works of foreign and domestic scientists, including the theory of sustainable development of tourism, is carried out. The essence of this concept is revealed, including the description of the main elements that ensure the expanded reproduction of the regional tourist product. The key participants in the reproduction process are determined, taking into account the diversified nature of the tourism industry and the necessary principles of the concept. Through the prism of the peculiarities of creating regional tourism products, groups of reproductive proportions are distinguished, which should be formed under the influence of the interests of all interested participants in the process. Of particular importance are the structural (intersectoral and intrasectoral) proportions, the proportions of the structure of the regional tourist product, in the author's opinion, most in need of adequate statistical visibility. It is concluded that the methodology of the reproductive approach can be effectively used by the subjects of the tourism market to form a system of indicators for sustainable tourism development in the region. But in modern conditions, it is possible to reconcile the interests of the participants in the reproduction process and establish close interaction between them only using a platform approach.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ: ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

3) модернизация материально-технической базы за счет улучшения тракторов, комбайнов и т.д;

4) соблюдение норм расхода сырья и материалов;

5) совершенствование внутрихозяйственного механизма материального стимулирования. Представленные выше материалы дают возможность сделать вывод, что на сегодняшний день

сельское хозяйство продолжает оставаться одной из важных отраслей как национальной, так и мировой экономики и входит в перечень главных вопросов, рассматриваемых на государственном уровне. Качественное, своевременное и комплексное осуществление мероприятий, направленных на улучшение производства продукции растениеводства сможет привести к повышению ее эффективности и в последующем к увеличению прибыли от реализации данной продукции. Это положительно скажется как на функционировании организации в целом, так и на экономике страны.

Источники:

1. Базуева, А. Д. Исследование финансового состояния организации / А. Д. Базуева, А. Н. Олейник, Д. И. Бело-слудцева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 12(59). -С. 1256-1259.

2. Болотнова, Е. А. Совершенствование финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края / Е. А. Болотнова, А. А. Храмченко, О. Г. Денисова, В. В. Кирячек // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 36(4). - С. 34-38.

3. Коврякова, Е. А. Экономическая оценка развития инновационной деятельности в рисоводстве Краснодарского края / Е. А. Коврякова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 96. - С. 931-941.

4. Олейник, А. Н. Особенности анализа финансовых результатов в организациях электроэнергетической отрасли / А. Н. Олейник // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 2(31). - С. 364-369.

5. Храмченко, А. А. Анализ и оценка финансовых рисков сельскохозяйственных организаций Краснодарского края / А. А. Храмченко, Е. А. Болотнова, А. И. Шевченко, А. Е. Крбашян // Вестник Академии знаний. -2019. - № 4(33). - С. 268-273.

References:

1. Bazueva, A. D. Research of the financial condition of the organization / A. D. Bazueva, A. N. Oleinik, D. I. Belos-ludtseva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2017. - No. 12 (59). - S. 1256-1259.

2. Bolotnova, E.A. Improvement of the financial condition of agricultural enterprises in the Krasnodar Territory / E.A. Bolotnova, AA Khramchenko, OG Denisova, VV Kiryachek // Natural and humanitarian research. - 2021. -No. 36 (4). - S. 34-38.

3. Kovryakova, EA Economic assessment of the development of innovative activity in rice growing of the Krasnodar Territory / EA Kovryakova // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2014. - No. 96. - S. 931-941.

4. Oleinik, A. N. Features of the analysis of financial results in the organizations of the electric power industry / A.N. Oleinik // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 2 (31). - S. 364-369.

5. Khramchenko, A. A. Analysis and assessment of financial risks of agricultural organizations in the Krasnodar Territory / A. A. Khramchenko, E. A. Bolotnova, A. I. Shevchenko, A. E. Krbashyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 4 (33). - S. 268-273.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-271-280

Е.В. Онищенко - к.э.н., заместитель директора научно-образовательной библиотеки, старший научный сотрудник НИЦ, Сочинский государственный университет, г. Сочи, elon@list.ru,

E.V. Onishchenko - Ph.D., Deputy Director of the Scientific and Educational Library, Senior Researcher of the Research Center, Sochi State University, Sochi.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ:

ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ THE CONCEPT OF SUSTAINABLE REPRODUCTION OF REGIONAL TOURIST PRODUCTS: ORIGINS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Аннотация. В статье обосновывается перспективность применения концепции устойчивого воспроизводства региональных туристских продуктов в управлении развитием туристского сектора экономики регионов страны. Для решения поставленной цели проводится анализ теоретических подходов к исследованию воспроизводственных процессов, представленных в трудах зарубежных и отечественных учёных, включая теорию устойчивого развития туризма. Раскрывается сущность данной кон-

цепции, включая описание основных элементов, обеспечивающих расширенное воспроизводство регионального туристского продукта. Определяются ключевые участники воспроизводственного процесса с учётом многоотраслевого характера туриндустрии и необходимые принципы концепции. Сквозь призму особенностей создания региональных турпродуктов выделяются группы воспроизводственных пропорций, которые должны формироваться под влиянием интересов всех заинтересованных участников процесса. Особую важность представляют структурные (межотраслевые и внутриотраслевые) пропорции, пропорции структуры регионального туристского продукта, по мнению автора, в наибольшей степени, нуждающиеся в адекватной статистической видимости. Делается вывод о том, что методология воспроизводственного подхода может быть эффективно использована субъектами туристского рынка для формирования системы индикаторов устойчивого развития туризма в регионе. Но в современных условиях согласовать интересы участников воспроизводственного процесса и наладить тесное взаимодействие между ними возможно только с использованием платформенного подхода.

Abstract. The article substantiates the prospects of applying the concept of sustainable reproduction of regional tourism products in managing the development of the tourism sector of the economy of the country's regions. To solve this goal, the analysis of theoretical approaches to the study of reproduction processes presented in the works of foreign and domestic scientists, including the theory of sustainable development of tourism, is carried out. The essence of this concept is revealed, including the description of the main elements that ensure the expanded reproduction of the regional tourist product. The key participants in the reproduction process are determined, taking into account the diversified nature of the tourism industry and the necessary principles of the concept. Through the prism of the peculiarities of creating regional tourism products, groups of reproductive proportions are distinguished, which should be formed under the influence of the interests of all interested participants in the process. Of particular importance are the structural (intersec-toral and intrasectoral) proportions, the proportions of the structure of the regional tourist product, in the author's opinion, most in need of adequate statistical visibility. It is concluded that the methodology of the reproductive approach can be effectively used by the subjects of the tourism market to form a system of indicators for sustainable tourism development in the region. But in modern conditions, it is possible to reconcile the interests of the participants in the reproduction process and establish close interaction between them only using a platform approach.

Ключевые слова: воспроизводственный подход, концепция устойчивого воспроизводства, региональная экономика, региональный туристский продукт, туризм, экономика туризма.

Keywords: reproduction approach, the concept of sustainable reproduction, regional economy, regional tourist product, tourism, tourism economy.

Введение

Пандемия 2020 года со всей очевидностью показала исключительную роль туризма для социально-экономического развития страны и определила необходимость серьёзных структурных изменений для восстановления отрасли, как на уровне Федерации, так и регионов России. Очевидно, что в этих условиях вопросы устойчивого обеспечения экономического роста регионов (особенно турист-ско-рекреационной специализации) и повышение эффективности использования их ресурсного потенциала напрямую будут связаны с налаживанием воспроизводственных процессов в туристских секторах экономики регионов, нацеленных на повышение конкурентоспособности отечественных региональных туристских продуктов на мировом туристском рынке.

К сожалению, воспроизводственные процессы в туристской сфере регионов страны сегодня формируются и функционируют в отсутствие единого системного управления со стороны региональных и муниципальных органов власти. Управление осуществляется главным образом в отношении учёта коллективных средств размещения, туристских компаний, ресторанов, регулирования обеспечения качества предоставленных услуг. Задачи по согласованию интересов всех участников туристского сектора экономики, насчитывающего более 50 отраслей и сфер, то есть вопросы системного управления даже не поднимаются и не ставятся для решения. Хотя для начала можно было бы уже выйти на формирование системы управления теми видами деятельности, которые включены в собирательную группировку «Туризм». Отсутствие системного подхода к воспроизводственному процессу туристского сектора экономики регионов страны, как единой, целой и открытой социально-экономической системы (на фоне отсутствия полной её статистической видимости), приводит к рассогласованию целей и задач развития туристского рынка, снижению конкурентоспособности отечественных региональных туристских продуктов на фоне успешных мировых аналогов.

Цель исследования - раскрыть историю происхождения, основные понятия и сущность концепции устойчивого воспроизводства региональных туристских продуктов; определить основных субъектов, которые должны участвовать в обеспечении устойчивого воспроизводства региональных турпродуктов; наметить перспективы её развития.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования базируются на анализе теоретических подходов к изучению воспроизводственных процессов, представленных в трудах зарубежных и отечественных учёных с начала XVIII века по настоящее время, а также теории по обеспечению устойчивого развития туризма в мире. В работе используется методология политической экономии, эволюционной экономики и общей теории систем на основе общенаучных методов формальной логики (анализ и синтез, абстракция, индукция и дедукция, общее и особенное), структурно-функциональный, системный и компаративный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Изначально формированию теории воспроизводства предшествовало возникновение политической экономии как науки, появившейся на первых этапах капитализма для поиска путей, обеспечивающих развитие собственной экономики европейских стран. Эволюцию данной теории можно проследить на примере трудов экономистов, которые внесли наибольший вклад в её развитие (таблица 1).

Таблица 1 - Основные этапы развития теории воспроизводственного процесса

Название течения Экономисты, внесшие наиболее значительный вклад Характеристика теоретических взглядов

1. Физиократы Ф. Кенэ (1694-1774) В масштабе всего общества провёл исследования воспроизводственного процесса, впервые в истории создал модель общественного воспроизводства, отражающую объём произведённого национального продукта и его использование.

А. Тюрго, В. Петти Перенесли анализ источников роста богатства народов из сферы обращения (внешней торговли) в сферу производства (сельского хозяйства). Ввели в теорию воспроизводства понятие чистого продукта - превышение годового продукта по отношению к затратам на его создание.

2. Классическая школа буржуазной политической экономии А. Смит (1723-1790) На примере всех отраслей, включая промышленность, раскрыл три основные категории теории воспроизводства - общественный продукт, национальный доход, национальное богатство. Расширил трактовку воспроизводства: к простому воспроизводству и потреблению добавил распределение (стихийное посредством рыночных механизмов).

Жан-Батист Сэй (1767-1832) Выделил три раздела - производство, распределение, потребление.

Д. Рикардо (1772-1823) Рассмотрел распределение исходя из положений трудовой теории стоимости, где прибыль включает часть стоимости товара, источник которой - труд наёмного работника.

3. Политэкономия неоклассического синтеза К. Маркс (1818-1883) Сформулировал законы общественного воспроизводства: выделил базовые показатели национального продукта (совокупный (валовой) общественный продукт и национальный доход, которые рассмотрел на схемах простого и расширенного воспроизводства; провёл анализ воспроизводства в материально-вещественной и стоимостной формах; разделил общественное производство на производство средств производства и производство предметов потребления; включил в теорию воспроизводства понятие прибавочного продукта; доказал закономерность циклического характера капиталистического воспроизводства.

Л. Вальрас(1834-1910) Предложил строгую математическую схему описания процесса воспроизводства, где причинные экономические связи заменены приёмами количественного функционального анализа.

Д. М. Кейнс (1883-1946) Превратил теорию воспроизводства в самостоятельный раздел политэкономии - макроэкономику.

4. Современная теория воспроизводства (70-е гг. ХХ в. - настоящее время) И. Арженовский, А. Белоусов, В. Вильчак, Т. Бродская, Е. Горше-нина, А. Добрынина, Г. Клейнер, А. Маршалова, А. Новосёлов, Б. Орлов, О. Пчелинцев, В. Рутгай-зер, Р. Шнипер и др. Обосновали воспроизводственный подход к анализу и управлению региональной экономикой. Определили, что важнейшими характеристиками регионального воспроизводственного процесса являются воспроизводственные пропорции - относительные показатели, определяющие ключевые соотношения между выпуском продукции и используемыми в регионе ресурсами, уровнем развития производства и инфраструктуры и др.

Дальнейшее развитие концепции общественного воспроизводства, происходило по мере изменения парадигмы рыночных отношений, связанных с многогранностью и многоаспектностью изучаемого экономического явления в условиях нестабильности и под воздействием внешних факторов. При этом региональный рынок стал рассматриваться с позиции процесса воспроизводства как переплетения многочисленных взаимодействий субъектов региональной экономики, выступающих производителями и потребителями различных видов товаров и услуг [1], а «способность территории в условиях сложившейся в обществе макросреды обеспечивать расширенное воспроизводство валового регионального продукта за счёт собственных доходных источников» стало связываться с саморазвитием региона [2]. Основной же целью в современной теории воспроизводства выступает обеспечение устойчивости между потребностями и ресурсными ограничениями, достигаемое только на основе согласования интересов участников воспроизводства и определяемое через систему необходимых воспроизводственных пропорций [3].

Весьма очевидно, что аналогичные связи и взаимодействия должны происходить и на туристских рынках регионов между всеми его субъектами, которые также вовлечены в рыночные отношения и которые должны участвовать в обеспечении эффективного развития региональной экономики с точки зрения воспроизводственного процесса. Особенно если учесть многоотраслевой и системный характер создания и продвижения региональных туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках. То есть в данном случае весьма важно выделить другой объект исследования - не рынок, а региональный туристский продукт, т.к. именно от его количественных и качественных характеристик, его конкурентоспособности будет зависеть устойчивость развития туристского сектора экономики того или иного региона. Но к этому мы вернёмся чуть позже. Вторая теория, тесно связанная с поиском подходов обеспечения баланса интересов в экономическом, социальном и экологическом развитии туристских территорий (де-стинаций), - это концепция устойчивого развития туризма, также складывающаяся в несколько этапов: от решения проблем ресурсных ограничений роста в экономике, сохранения окружающей среды и предотвращения глобальной экологической угрозы до решения социальных проблем. Концепция устойчивого развития туризма явилась своего рода реакцией на стремительный рост туристского сектора мировой экономики и его влияния на туристские дестинации, включая предотвращение овертуризма [4-6].

Таким образом, как показывает проведённый выше анализ, появление теории устойчивого воспроизводства региональных турпродуктов применительно к современным рыночным условиям развития регионов России произошло не случайно. Основы данной теории являются результатом работы учёных Сочинского научно-исследовательского центра РАН в 2012-2020 гг. Разработке теории поспособствовали не только экономические, социально-культурные и экологические предпосылки глобального масштаба [7], но и накопленный опыт теоретико-практических подходов, сложившихся взглядов и мировоззрений ряда зарубежных и отечественных учёных, вплотную занимающихся управлением социально-экономических систем на уровне стран и регионов. При этом под региональным турпродуктом мы понимаем «ту часть валового продукта региона (ВРП), которая предназначается для туристского потребления и способна мотивировать притоки туристов в регион» [8, с. 198], а «под устойчивым воспроизводством регионального турпродукта, как экономической категории, - систему экономических отношений, способную непрерывно поддерживать оптимальные пропорции расширенного воспроизводства регионального турпродукта» [9, с. 111].

Если туристский сектор экономики рассматривать в виде совокупности отраслей или видов деятельности, участвующих в создании регионального туристского продукта (в том числе в создании цепочки его ценности), то можно проследить расширение перечня видов деятельности сферы туризма в современном её понимании, куда можно отнести туристскую деятельность, транспорт, гостиничную индустрию, санаторно-курортную сферу, общественное питание, страхование, медицину, банковские услуги, информационные сети и связь, торговлю, анимационную и музейную деятельность, сферу образования и т.д. При этом следует иметь в виду, что данный перечень постоянно обновляется и усложняется по мере увеличения запросов потребителей, расширения турпродуктовой линейки и улучшения самих характеристик продуктов и услуг. К тому же следует исходить из того, что туристская ресурсная база, как комплекс всех видов туристских ресурсов (природных, историко-культурных, социально-экономических, технологических и др.), является основным «сырьём» для создания региональных туристских продуктов. И решение задачи по налаживанию их устойчивого воспроизводства будет заключаться не только в восстановлении ресурсов и туристского производственного потенциала, но и в сохранении окружающей среды для будущих поколений, а также улучшении социально-экономических факторов качества и уровня жизни населения в регионе.

Ориентируясь на воспроизводственный подход А.С. Новосёлова к системе региональных рынков [1], а также разработанную исследователями наиболее полную структуру туристско-рекреационных ре-

сурсов, можно выявить основных субъектов, которые должны участвовать в обеспечении устойчивого воспроизводства регионального турпродукта (рисунок 1).

) )г

и

й гул

е с

т с у

о и

н б е ерт о п в о

оар в о т

м х

е и

и к

н с

е ь

ч л

е е

п т

с и

е б

б е

о с ерт о

е

п(

ы

н в

н о

а т

з с

я и

в р

с кн рут а с

о

ы Рч орп с

«

2 ^

& §8

I ю &'§

^ 8 О 0)

<и £

я

<и н

I

о и

Л

03

4 «

о

-а И

и

03

оо «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« о

¡¡¡г

и и

Рч

« «

ч ^

а о

03 «

н о

4

о «

00 «

^ Е а "

о 8 о ч « <и

3 &

0) «

И

<и ¡Г <и

а

и <и ю о

о

ч

и

о «

я

03

а а о -е

и «

а о

о

И И

03

00 «

« о

д х й д Я ¡5

Рч « Я

Р Е Г И О Н А Л Ь Н Ы Й

Т У Р И С Т С К И Й

П Р О

Д У К Т

Воспроизводство природных ресурсов (почвенные климатические, геоморфологические, гидрологические (в .т.ч. минеральные и бальнеологические), пляжные, почвенно-флористические, фаунистические, энергетические, ноосферные)

Воспроизводство историко-культурных ресурсов (памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные источники)

Воспроизводство продовольственных ресурсов (АПК)

Воспроизводство социально-бытовых услуг

Воспроизводство материально-технической базы

туризма (коллективные средства размещения, туристские базы, транспортная инфраструктура, товары для обеспечения материально -технической базы и пр.)

£

Воспроизводство трудовых (кадровых) ресурсов

Воспроизводство кредитно-денежных ресурсов

Воспроизводство информационных ресурсов

Воспроизводство технологических ресурсов

Воспроизводство управленческих ресурсов (включая нормативно-законодательное обеспечение)

Минприроды, ООПТ, природные парки и заповедники, заказники, Минкультуры, музеи, экскурсионные бюро, предприятия по предоставлению анимационных услуг, предприятия АПК, предприятия общественного питания, предприятия торговли и пр.

Санаторно-курортные организации, гостиничные предприятия, туристские базы, транспортные компании, предприятия общественного питания, ЖКХ, предприятия торговли, строительные компании и пр.

Образовательные заведения, учреждения науки, банки, федеральные и местные бюджеты, иностранный капитал, страховые компании, компании ИКТ и связи, СМИ, туристские компании, законодательные органы, администрации всех уровней и т.д.

Рисунок 1 - Субъекты, участвующие в воспроизводственном процессе регионального туристского продукта

Поскольку их деятельность должна осуществляться не автономно, а во взаимодействии друг с другом, то можно обозначить, что от уровня эффективности налаживания этого взаимодействия и формирования необходимых пропорций расширенного воспроизводства, в целом и будет зависеть качество и конкурентоспособность регионального турпродукта того или иного региона.

Более того, представленная схема позволяет определить основные элементы, обеспечивающие расширенное воспроизводство регионального турпродукта, то есть весь туристско-рекреационный потенциал, который должен быть задействован в данном процессе, с формированием интеграционных связей и коммуникаций, создающих условия для развития данной системы. Это природные и историко-культурные ресурсы как капитал, основные производственные, непроизводственные и оборотные фонды представленных предприятий и организаций, их кадровый потенциал, включая образовательный и профессиональный уровень, знания и информация, то есть весь используемый интеллектуальный капитал, включая технологии создания и реализации регионального туристского продукта.

Требованием к реализации воспроизводственного подхода к управлению процессом в региональной системе любого ранга, в том числе в туристском секторе экономики, является опора на следующие принципы.

1) Необходимость выделения воспроизводственных циклов (производство, распределение, обмен, потребление) и показателей, достаточных для характеристики каждого цикла в той или иной сфере. Основная их цель - создание сбалансированной системы для управления. В туристской сфере - это показатели, характеризующие весь туристско-рекреационный потенциал и эффективность его распределения и использования, в том числе определение наивысшего уровня специализации туристского района региона с учётом территориального размещения туристских ресурсов (туристское зонирование территории), показатели, характеризующие спрос и предложение и др.

2) Формирование пропорций между различными элементами системы, обеспечивающих эффективное социально-экономическое и экологическое развитие. Речь идёт не только о пропорциях, традиционно исследуемых в региональной экономике, но и пропорциях непосредственно туристского и производственного потребления ресурсной базы, включая её распределение по доле, потребляемой туристами и местным населением. В конечном счёте, должно быть такое размещение материально-технической базы туризма в регионе, при котором сохраняется равновесие между производственными мощностями и объемом производства туристских продуктов и услуг, с одной стороны, и наличием туристско-рекреационных, энергетических, водных, кадровых и пр. ресурсов региона - с другой.

Данный принцип обеспечивает также возможность форматирования разнообразных форм и параметров регионального турпродукта, выделяя его ядро и периферию, обеспечивая, таким образом, приоритетное финансирование развития ключевых видов туризма, активно насыщающих финансовыми потоками местные бюджеты региона.

3) Позитивная динамика каждого элемента системы не должна вести к дисбалансу остальных, обеспечивая в целом устойчивость её развития. В туристской сфере, в первую очередь, это означает необходимость учёта ограниченности туристской ресурсной базы региона, обеспечение экологической безопасности туризма, сохранения и устойчивого воспроизводства целостности природных, историко-культурных, социальных и материальных туристских ресурсов, соблюдение социальной справедливости, где туризм должен быть фактором роста благосостояния местного населения, а не источником социального недовольства и напряжения.

4) Соблюдение принципа технологичности и инновационности воспроизводственного процесса в региональной системе любого ранга, особенно в эпоху цифровизации, сегодня является императивом времени. В туризме это предполагает разработку и моделирование технологий устойчивого воспроизводства регионального турпродукта, обеспечивающих его конкурентоспособность.

5) Обеспечение применения всех условий процессного подхода к воспроизводственному процессу (его непрерывности, декомпозиции целей, наличие контрольных точек управления, соблюдение требований к показателям оценки той или иной стадии (фазы) и т.д. [10]. Рассмотрение данного вопроса является отдельной большой темой, требующей самостоятельного исследования.

Отечественные учёные выделяют шесть групп воспроизводственных пропорций, представляющих собой определённые количественные и качественные соотношения между различными показателями, образующими единую систему: общеэкономические, структурные, социально-экономические, экономико-демографические, экономико-экологические, финансово-экономические пропорции [11]. Попытаемся их рассмотреть на примере туристского сектора экономики, где внутриотраслевые пропорции воспроизводства должны формироваться под влиянием интересов всех субъектов, участвующих в данном процессе.

1. Общеэкономические пропорции определяют качество воспроизводственных процессов в стране в целом и роль в национальной экономике самого региона (между валовым национальным продуктом и национальным доходом, уровнем потребления и накопления, материальной сферой производства и сферой услуг, пропорции, характеризующие место экономики региона в экономике страны и др.). Применительно к сфере туризма, очевидно, это также будут пропорции между показателями отечественного туристского сектора экономики в целом и туристского сектора экономики региона, объём инвестиций в туриндустрию на федеральном уровне и уровне региона, соотношение въездного, выездного и внутреннего туризма, уровень потребления туристских услуг в потребительской корзине населения страны и региона, соотношение спроса со стороны туристов и уровень предложения туристских продуктов в регионе и др.

2. Структурные пропорции отражают соотношение между элементами туристского сектора экономики как системы, представлены межотраслевыми и внутриотраслевыми его пропорциями. Учитывая то, что туристский сектор экономики включает в себя более 50 отраслей и сфер, безусловно, выделить эти пропорции, не обладая полной статистической видимостью сегодня достаточно сложно, но необходимо. Так как, не располагая этими знаниями, невозможно будет определить, например, уровень потребления продуктов питания туристами и местным населением. То же самое касается и услуг ЖКХ, услуг связи, здравоохранения, банковских услуг и т.д. и т.п. Все эти данные, безусловно, должны закладываться и в систему стратегического планирования туристско-рекреационных регионов.

Весьма важно, на наш взгляд, также определить пропорции в самом региональном турпродукте, выявив его ядро и дополняющие виды туризма (периферию). То есть, в конечном итоге, не обратив на это всё внимание, управлять воспроизводственным процессом регионального турпродукта будет невозможно, т.к. все нестыковки и отсутствие полного представления об этих пропорциях выльются в некачественный и неконкурентоспособный на внутрироссийском и мировом рынке региональный тур-продукт. Что мы и можем сегодня иногда наблюдать, когда, например, турпродукты Турции, Египта значительно выигрывают перед отечественными аналогичными продуктами по цене и качеству, отработанной логистике предоставления комплексных туристских услуг, начиная от чартерного транспорта и, заканчивая системой «всё включено».

Например, межотраслевые связи туристского сектора экономики Краснодарского края, прежде всего, опираясь на собирательную группировку «Туризм» можно отразить схемой, представленной на рисунке 2. Согласно региональным экономическим исследованиям пропорции межотраслевого обмена определяются с помощью коэффициентов прямых материальных затрат, рассчитываемых с помощью межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Как отмечает М.В. Горшенина, в теории эти коэффициенты не должны быть больше единицы, но на практике по ряду отраслей эти коэффициенты могут единицу превышать, показывая свою убыточность [12]. Межотраслевой анализ является инструментом, позволяющим определить вклад туристского сектора в экономику. На нём основаны сателлитные счета туризма, используемые за рубежом. Но в России данная задача только ставится, не реализуясь.

№ отрасли 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 n

1 + + + + + + + + + +

2 + + + + + + + + + +

3 + + + + +

4 + + + + + +

5 + + + + + + + +

6 + + + + + +

7 + + + + +

8 + + + + + + + + + + + +

9 + + + + + + +

10 + + + + + + + + +

11 + + + + + +

12 + + + + + + + + + +

13 + + + + + + + + +

14 + + + + +

15 +

16 + + + + + + + + + + + + + + +

n

Рисунок 2 - Существующие межотраслевые связи в туристском секторе экономики Краснодарского края (экспертная оценка)

1 - деятельность по размещению посетителей, 2 - деятельность по предоставлению услуг общественного питания, 3 - железнодорожные пассажирские перевозки, 4 - автомобильные пассажирские перевозки, 5 - водные пассажирские перевозки, 6 - воздушные пассажирские перевозки, 7 -аренда автотранспорта, 8 - деятельность турагентов и туроператоров, 9 - деятельность в сфере культуры, 10 - спортивно-развлекательная деятельность, 11 - розничная торговля, 12 - страхование, 13 -деятельность санаторно-курортных организаций, 14 - АПК, 15 - деятельность по предоставлению связи, 16 - образовательная деятельность, п - другие отрасли

3. Социально-экономические пропорции могут напрямую характеризовать эффективность распределительных процессов, определяя, в том числе, роль туристского сектора экономики региона и его влияние на социально-экономическое положение местного населения (ВРП на душу населения, пропорции между личным и общественным потреблением, туристским потреблением и потреблением населения, проживающего на данной территории).

4. Экономико-демографические пропорции призваны обеспечивать определённый баланс между демографическим и экономическим потенциалом региона, его участие в воспроизводстве трудовых ресурсов для туристского сектора экономики, количеством занятых в производственной и непроизводственной сферах, половозрастной структурой населения, обеспеченностью и дефицитом кадров, занятых в туриндустрии и т.д.

5. Экономико-экологические пропорции для туристского сектора экономики региона также представляются весьма важными, т.к. они в итоге определяют потенциальную оптимальную рекреационную ёмкость данной территории, его пропускную способность для путешественников, экологическую ёмкость, то есть все те показатели, которые обеспечивают сохранение и рациональное устойчивое развитие природной экосистемы, недопущение её разрушения. Это пропорции между эксплуатацией и воспроизводством природно-рекреационных ресурсов, развитием туристского сектора экономики и уровнем природоохранной деятельности и др.

6. Финансово-экономические пропорции обеспечивают кругооборот финансово-денежных и материальных ресурсов, в том числе для устойчивого воспроизводства регионального турпродукта (пропорции между внешними и внутренними финансовыми источниками, созданным РТП и использованными ресурсами воспроизводства, пропорции между РТП и ВРП и др.).

Все виды пропорций тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, носят объективный характер и, безусловно, для сферы туризма их взаимозависимость должна учитываться в процессе управления в регионе. В то же время воспроизводственные пропорции представляют собой многофакторный процесс, который на практике из-за его неравномерности (связанной с изменениями в экономике, существующими циклами развития), а также сложностью выявления количественных и качественных данных, очень сложно измерить. Но, вместе с тем, что нам представляется весьма важным, именно методология воспроизводственного подхода может быть эффективно использована для формирования системы индикаторов устойчивого развития туризма в регионе, концентрируясь помимо представленных выше пропорций на пропорциях структуры регионального туристского продукта. «Под индикатором следует понимать параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться» [13]. Но постановка данной задачи выводит нас на необходимость целого цикла исследований, связанных с выделением таких индикаторов, а также поиском возможных источников получения информации по ним. Что в условиях информатизации и цифровизации ориентирует на использование платформенного подхода, активно получившего своё развитие в мировой экономике с начала нового столетия.

Заключение

Рассматривая воспроизводственные циклы в качестве базиса развития региональной экономики, мы разделяем точку зрения исследователей, согласно которой процесс управления развитием региона представляет собой налаживание такой системы, которая обладает способностью функционировать с помощью использования многочисленных взаимосвязей и взаимодействий субъектов региональной экономики; формирования таких пропорций воспроизводственного процесса, которые обеспечивают эффективное использование ее потенциала, а также устойчивое развитие социально-экономической и экологической подсистем региона. Все эти условия применимы и к туристско-рекреационной сфере региона.

Рассмотренные принципы к реализации воспроизводственного подхода к управлению процессом в туристском секторе экономике, а также предложенные группы воспроизводственных пропор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ций, по нашему мнению, демонстрируют важность и востребованность совершенствования имеющейся в России системы статистического учёта в туризме для более полного и адекватного представления реалий развития рекреации и туризма в регионах.

Предлагаемая концепция позволяет на основе многоотраслевого видения процесса создания и продвижения регионального туристского продукта (в аспекте функционирования всей туристско-рекреационной системы региона), перейти от управления отдельными проектами к управлению комплексным воспроизводственным процессом. Что, с одной стороны, может позволить устранять проблемы («разрывы»), связанные с нарушением связей в цепочке кругооборота создания потребительской ценности турпродуктов, а с другой - на основе повышения конкурентоспособности регионального туристского продукта и привлечения туристских и финансовых потоков в регион, обеспечить повышение благосостояния его граждан.

Весьма важным и перспективным представляется использование современных инновационных инструментов управления, способных объединить всех заинтересованных субъектов региона с налаживанием сетевых и партнёрских отношений власти, бизнеса, науки и общественности для распределения полномочий и функций в данном процессе, формирования эффективного взаимодействия в решении стратегических целей развития не только отдельно каждого субъекта, но и региона в целом. По нашему мнению, в современных условиях таким инструментом может стать туристская технологическая платформа как «система правил и алгоритмов сетевого взаимодействия всех заинтересованных участников» туристской сферы «в получении прорывных конкурентных преимуществ, функционирующая на основе базовых и прикладных уникальных технологий (информационных, цифровых, организационных, коммуникационных, производственных, образовательных, социальных и др.), способных обеспечить стратегическое инновационное развитие по выбранным направлениям со значительным экономическим и социальным эффектом» [14]. Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00530А.

Источники:

1. Новоселов А.С. Региональные рынки. М.: Инфра-М, 1999. - 479 с.

2. Сергеев А.М. Критерии и условия саморазвития территориальных систем // Журнал экономической теории.

- 2017. - №3. - С. 40-46.

3. Жертовская Е.В., Якименко М.В. Анализ теоретических подходов к изучению воспроизводственного процесса и пропорций регионального воспроизводства // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-7.

- С. 1511-1515. - URL: http://íundamental-research.ru/ru/article/view?id=32616 (дата обращения: 18.09.2021).

4. Bramwell, B. Sustainable tourism: An evolving global approach.) / B. Bramwell, B. Lane // Journal of Sustainable Tourism. 1993. No. 1(1).Pp. 1-5.

5. Harris, J.M. Basic principles of sustainable development. [Electronic source] / J.M. Harris. 2000. - .URL: http://www.ase.tufts.edu/gdae/publications/working_papers/Sustainable%20Development.pdf (дата обращения: 15.10.2014).

6. Mowforth, M. Tourism and Sustainability: New tourism in the third world / M. Mowforth, I. Munt. - NewYork, NY: Routledge, 1998. - 338 p.

7. Онищенко Е.В. Предпосылки обеспечения устойчивого воспроизводства региональных турпродуктов в свете тенденций развития мировых социально-экономических процессов // Sochi Journal of Economy. - 2017. -№11(2). - С. 124-137. - URL: http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1503580053.pdf.

8. Шарафутдинов В.Н. Региональный турпродукт: определение и ключевые параметры // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 3-1 (36). - С. 197-207. - URL: http://vestnik.sutr.ru/journals_n /1447240912.pdf.

9. Онищенко Е.В. Шарафутдинов В.Н., Гордиенко С.В. 3. Обеспечение устойчивого воспроизводства и конкурентоспособности российских региональных туристских продуктов // Российские регионы рекреационно-туристской специализации: состояние, проблемы, перспективы развития: Коллективная монография. / СНИЦ РАН. - Сочи: типография «Оптима», 2019. - С. 109-167.

10. Васильков Ю.В. Управление процессами. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.klubok.net/article2279. html (дата обращения: 18.09.2021).

11. Федоляк В.С. Региональная экономика (Основы регионального воспроизводства и управления). - Саратов, 2016. - 86 с

12. Горшенина Е.В. Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. - Тверь: Тверьской государственный университет, 2009. - 203 с.

13. Ангаева С.Д. Использование методологии воспроизводственного подхода для создания системы индикаторов устойчивого развития региона // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2007. - №2 915). - С. 99-101.

14. Онищенко Е.В., Гордиенко С.В. Трансформация понятия «технологическая платформа» в контексте тенденций инновационного развития мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2020. -Том 10. - №3. - С. 1449-1466. -doi: 10.18334/vinec.10.3.110691.

References:

1. Novoselov A. S. Regional markets. Moscow: Infra-M, 1999. - 479 p.

2. Sergeev A.M. Criteria and conditions of self-development of territorial systems // Journal of Economic Theory. -2017. - No. 3. - P. 40-46.

3. Zhertovskaya E.V., Yakimenko M.V. Analysis of theoretical approaches to the study of the reproductive process and the proportions of regional reproduction // Fundamental Research. - 2013. - No. 10-7. - P. 1511-1515. - URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32616 (date accessed: 18.09.2021).

4. Bramwell B. Sustainable tourism: An evolving global approach.) / B. Bramwell, B. Lane // Journal of Sustainable Tourism. - 1993. - No. 1(1). - P. 1-5.

5. Harris, J.M. Basic principles of sustainable development. [Electronic source] / J. M. Harris. 2000. -. URL: http://www.ase.tufts.edu/gdae/publications/working_papers/Sustainable%20Development.pdf (date accessed: 15.10.2014).

6. Mowforth M. Tourism and Sustainability: New tourism in the third world / M. Mowforth, I. Munt. - NewYork, NY: Routledge, 1998. - 338 p.

7. Onishchenko E.V. Prerequisites for ensuring sustainable reproduction of regional tourist products in the light of trends in the development of global socio-economic processes // Sochi Journal of Economy. - 2017. - №11(2). - P. 124-137. - URL: http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1503580053.pdf.

8. Sharafutdinov V.N. Regional tourist product: definition and key parameters / / Izvestiya Sochi State University. -2015. - № 3-1 (36). - P. 197-207. - URL: http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1447240912.pdf.

9. Onishchenko E.V. Sharafutdinov V.N., Gordienko S.V. 3. Ensuring sustainable reproduction and competitiveness of Russian regional tourist products // Russian regions of recreational and tourist specialization: state, problems, prospects of development: A collective monograph. / SNITS RAS. - Sochi: printing house "Optima", 2019. - P. 109-167.

10. Vasilkov Yu.V. Process management. [electronic resource]. - URL: https://www.klubok.net/ article2279.html (date accessed: 18.09.2021).

11. Fedolyak V.S. Regional economy (Fundamentals of regional reproduction and management). - Saratov, 2016. - 86 p.

12. Gorshenina E.V. Regional economic research: theory and practice. Monograph. - Tver: Tver State University, 2009. - 203 p.

13. Angaeva S.D. Using the methodology of the reproduction approach to create a system of indicators of sustainable development of the region // Bulletin of the Siberian State Aerospace University named after Academician M. F. Reshetnev. - 2007. - №2 915). - P. 99-101.

14. Onishchenko E.V., Gordienko S.V. Transformation of the concept of "technological platform" in the context of trends in the innovative development of the world economy // Issues of innovative economy. - 2020. - Vol. 10. -No. 3. - P. 1449-1466 - doi: 10.18334/vinec.10.3.110691.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-280-283

О.М. Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, om_petrushina@mail.ru,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiol-kovskiy Kaluga State University;

Т.В. Черникова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, halsey2608@gmail.com,

T.V. Chernikova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

В.Н. Чичерова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, viktoriya.chicherova@mail.ru,

V.N. Chicherova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ FORENSIC EXPERTISE IN CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация. Одним из оперативных средств при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу является экспертиза. Экспертиза, которая назначается непосредственно в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС, получила название криминалистической экспертизы в таможенном деле. Все затраты, появившиеся у таможенных органов с осуществлением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.