DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-141-155
А.М. Игнатенко - старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики, Сочинский государственный университет, г. Сочи, allrededor@mail.ru,
A.M. Ignatenko - Senior Lecturer of the Department of Applied Mathematics and Computer Science, Sochi State University, Sochi;
Е.В. Онищенко - к.э.н., заместитель директора научно-образовательной библиотеки, старший научный сотрудник НИЦ, Сочинский государственный университет, г. Сочи, elon@list.ru,
E.V. Onishchenko - Ph.D., Deputy Director of the Scientific and Educational Library, Senior Researcher of the Research Center, Sochi State University, Sochi.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00530А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ИНСТРУМЕНТАРИЙ И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF THE TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL OF THE KRASNODAR REGION: TOOLS AND EXISTING PROBLEMS
Аннотация. В статье анализируется состояние и эффективность использования туристско-рекреационного потенциала Краснодарского края в период с 2014 по 2020 годы В процессе работы используются методы статистического анализа, экономико-статистического моделирования и корреляционно-регрессионного анализа. Применение данного инструментария позволяет не только исследовать структуру и динамику развития курортно-туристского комплекса, оценить его востребованность со стороны туристов, но и выявить взаимозависимость ряда социально-экономических показателей, характеризующих уровень жизни и благополучие местного населения от развития туристского сектора экономики Краснодарского края. Сделан вывод о недостаточности показателей статистического учёта в туристском секторе экономики на региональном уровне, в частности, по наличию и использованию всех видов туристско-рекреационных ресурсов (природно-рекреационных, культурно-исторических, социально-экономических), вовлекаемых в устойчивое воспроизводство регионального турпродукта. По мнению авторов, одним из инструментов получения таких данных может стать региональная туристская технологическая платформа, как система правил и алгоритмов сетевого взаимодействия всех заинтересованных участников туристской сферы в получении прорывных конкурентных преимуществ с использованием базовых и прикладных уникальных технологий (информационных, цифровых, организационных, коммуникационных, производственных, образовательных, социальных и др.).
Abstract. The article analyzes the state and efficiency of using the tourist and recreational potential of the Krasnodar Region in the period from 2014 to 2020. In the course of work, the methods of statistical analysis, economic and statistical modeling and correlation and regression analysis are used. The use of this toolkit allows not only to study the structure and dynamics of the development of the resort and tourist complex, to assess its demand from tourists, but also to reveal the interdependence of a number of socioeconomic indicators characterizing the standard of living and well-being of the local population on the development of the tourism sector of the Krasnodar region economy. The conclusion is made about the insufficiency of statistical accounting indicators in the tourism sector of the economy at the regional level, in particular, on the availability and use of all types of tourist and recreational resources (natural-recreational, cultural-historical, socio-economic) involved in the sustainable reproduction of regional tourism products. According to the authors, one of the tools for obtaining such data can be a regional tourist technological platform, as a system of rules and algorithms for network interaction of all interested participants in the tourism sector in obtaining breakthrough competitive advantages using basic and applied unique technologies (information, digital, organizational, communication, industrial, educational, social, etc.).
Ключевые слова: туризм, экономика туризма, туристско-рекреационный потенциал, региональный туристский продукт, туристская технологическая платформа, Краснодарский край.
Keywords: tourism, tourism economics, tourist and recreational potential, regional tourist product, tourist technological platform, Krasnodar Region.
Введение
Туристскому сектору экономики в последнее время уделяется повышенное внимание, как со стороны Правительства РФ, так и со стороны научного сообщества. Ему посвящены сотни работ, характеризующих его с разных сторон. На него возлагаются большие надежды в постпандемийный период, и не только в вопросе превращения его в локомотив развития экономики и социальной сферы регионов страны, обеспечивая существенный рост бюджетных доходов, но и в задаче по восстановлению и наращиванию человеческого капитала России.
Развитие туристского сектора экономики любого региона, безусловно, в первую очередь, зависит от его туристско-рекреационного потенциала. Опираясь на анализ работ Фатне-вой Е.А., Дроздова В.А., Яковенко И.М., Амирханова М.М., Зорина И.В., Квартального В.А., Кружалина В.М., Николаенко Т.В., Кускова А.С. и др. исследователей, под туристско-рекреационным потенциалом мы будем рассматривать «совокупность природных, природно-антропогенных и антропогенных ресурсов территории» (т.е. созданных под влиянием деятельности человека), «которые используются в настоящее время или могут быть использованы в индустрии туризма с учётом направлений её развития для удовлетворения изменяющихся потребностей туристов» [1].
Несмотря на существующие неоднозначные точки зрения в теории туризма, большинство учёных подразделяют туристско-рекреационные ресурсы на природные, культурно-исторические и социально-экономические, в свою очередь, включающие в себя материально-техническую базу рекреации и туризма, кадровые, информационные, технологические и прочие виды ресурсов.
Сложились и методологические подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала в зависимости от преследуемых целей и направлений деятельности учёных, интересующихся данной проблемой. На сегодняшний день применяется медико-биологическая, психолого-эстетическая, социально-экономическая, технологическая оценка, если исследуются вопросы технологии использования природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов для рекреации и туризма. При этом чаще всего используются методы количественных и качественных показателей, например, методика Н.С. Мироненко, Ю.А. Веденина, экспертная оценка, предложенная М.И. Мухиной [2], сугубо-экономический (интегральный метод) Е.И. Богданова с выходом на расширенное воспроизводство туристского потенциала территории [3] или комплексная оценка, разработанная Ушаковой Е.О. и др. [4]. В последние годы уделяется значительное место геоинформационному моделированию для полномасштабного объединения и последующей оценки эффективности использования туристско-рекреационного потенциала [5-6].
В нашем исследовании мы остановимся на возможных методах социально-экономической оценки с точки зрения изучения структурных пропорций в туристском секторе экономики и результатов от использования материально-технической базы развития туризма, учитывая отсутствие в Краснодарском крае, как и в других регионах нашей страны полных данных по учёту и комплексному мониторингу всех других, обозначенных выше видов ту-ристско-рекреационных ресурсов.1 Формирование полной статистической видимости всей ресурсной базы, а также показателей устойчивого воспроизводства региональных туристских продуктов на всех его стадиях (производства, распределения, обмена, потребления) - это огромная проблема, требующая отдельного рассмотрения.
1 В системе управления туристской отраслью в России сегодня сбор и накопление информации о состоянии туристских ресурсов регионов и страны в целом осуществляется различными ведомствами по отдельным его компонентам: природным, историко-культурным, социально-экономическим ресурсам. Основная информация сосредоточена в Федеральной службе государственной статистики и её территориальных органах, но она не является достаточно полной и к тому же содержит сводные показатели, что затрудняет проведение анализа эффективности использования туристскихресурсов в регионах России в территориальном разрезе [7].
Целью данной статьи является оценка современного состояния и эффективности использования задействованного туристско-рекреационного потенциала Краснодарского края на основе открытых имеющихся данных с применением методов статистического анализа, экономико-статистического моделирования и корреляционно-регрессионного анализа. Полученные результаты обладают определённой новизной и значимостью, так как используемый инструментарий применительно к нашему предмету исследования употребляется впервые.
Экономико-статистическое моделирование показателей материально -технической базы курортно-туристского комплекса Краснодарского края
Анализ данных Ростуризма показывает, что в 2020 году на долю Краснодарского края приходилось 18,75 % от общей численности коллективных средств размещения2 в России, что является значительной частью номерного фонда страны. Регион также выступает лидирующим по динамике роста числа коллективных средств размещения в Северо-Кавказском и Южном федеральным округах, почти в 3 раза обгоняя среднероссийские показатели роста данного сегмента в период с 2016 по 2020 годы (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика роста числа коллективных средств размещения в 2016-2020 гг. (тыс. чел.)*
Регионы 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп прироста 2020 г. к 2016 г., %
Россия 20534 25292 28074 28302 27328 33,00
Красно дарский край 3109 4641 5883 5759 5124 96,96
Республика Адыгея 53 71 84 102 90 69,81
Кабардино -Балкарская Республика 102 113 132 146 150 47,06
Республика Калмыкия 39 45 48 50 37 - 5,13
Карачаево-Черкесская Республика 71 86 86 90 95 33,80
Республика Северная Осетия-Алания 28 41 47 55 61 117,86
Ставропольский край 389 430 465 472 488 25,45
Астраханская область 265 334 331 321 335 26,41
Волгоградская область 382 433 459 464 445 16,49
Ростовская область 525 568 633 626 524 0,19
Республика Крым 1134 1257 1312 1320 1490 31,39
г. Севастополь 113 131 121 138 153 31,40
* Составлено авторами по: [8-11]
На фоне общего уменьшения размещённых лиц в коллективных средствах размещения по регионам и, в целом по стране во время пандемии COVID-2019, доля Краснодарского края в 2020 году составила 13,29 %, значительно уступая в пятилетней динамике роста (7,99 %) Республике Северная Осетия-Алания (112,41 %), Республике Адыгея (20,78 %), г. Севастополю (22,17 %) и Республике Крым (14,18 %) (таблица 2). Что позволяет говорить о недоиспользовании туристско-рекреационного потенциала региона под влиянием факторов внешней среды (закрытием границы, введением карантинных мер и пр.).
2 К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения - гостиницы (в том числе туристские и квартирного типа), мотели, пансионаты гостиничного типа, общежития для приезжих и другие организации гостиничного типа; специализированные средства размещения - санаторно-курортные организации (санатории, профилактории, пансионаты с лечением, оздоровительные лагеря и др.), организации отдыха (дома, пансионаты, базы, кемпинги и другие организации отдыха), туристские базы, туристские теплоходы.
Таблица 2 - Динамика численности размещённых лиц в коллективных средствах размещения в 2016-2020 гг. (тыс. чел.)*
Регионы 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп прироста 2020 г. к 2016 г., %
Россия 54431,0 61563,2 71538,1 76041,7 47380,0 - 12,95
Красно дарский край 5831,9 6622,8 8051,0 8298,6 6298,4 7,99
Республика Адыгея 92,4 108,4 116,0 144,1 111,6 20,78
Кабардино -Балкарская Республика 107,4 122,7 126,7 162,2 93,0 - 13,41
Республика Калмыкия 31,7 34,9 39,5 44.6 26,2 - 17,35
Карачаево-Черкесская Республика 115,4 99,9 103,2 105,2 89,5 - 22,44
Республика Северная Осетия-Алания 42,7 52,9 70,0 86,4 90,7 112,41
Ставропольский край 977,7 1000,6 1080,5 1124,2 661,1 - 32,38
Астраханская область 263,9 268,2 238,4 261,1 201,3 - 23,72
Волгоградская область 584,8 616,8 720 707,5 489,0 - 16,38
Ростовская область 925,2 1086,0 1262 1277,3 838,1 - 9,41
Республика Крым 1700,4 1591,3 2083,4 2379,6 1941,6 14,18
г. Севастополь 126,7 179,3 167,7 239,9 154,8 22,17
* Составлено авторами по: [8-11]
Для дальнейшего анализа используем следующие индикаторы развития туризма в Краснодарском крае, опираясь на имеющиеся доступные статистические данные за 20142020 гг.: коллективные средства размещения - У1; гостиницы и аналогичные средства размещения - У11; специализированные средства размещения - У12; туристические фирмы -У2; число прибытий иностранных граждан из стран дальнего зарубежья и стран СНГ - У3; число выездов российских граждан в страны дальнего зарубежья и страны СНГ - У4. В таблице 3 представлена динамика структуры коллективных средств размещения региона в 20142020 годы, на рисунке 1 - графическая интерпретация результатов.
Таблица 3 - Доля гостиничного сектора и специализированных средств размещения в общем объеме коллективных средств размещения Краснодарского края в 2014-2020 гг.*
Год Доля в общем числе коллективных средств размещения, %
Гостиницы и аналогичные средства размещения Специализированные средства размещения
2014 67,58 % 32,42 %
2015 67,83 % 32,17 %
2016 70,28 % 29,72 %
2017 83,78 % 16,22 %
2018 88,07 % 11,93 %
2019 88,24 % 11,76 %
2020 87,14 % 12,86 %
* Составлено авторами по: [8-9]
Из данных расчётов видно, что с 2014 года возрастает число гостиниц и аналогичных средств размещения по сравнению со специализированными средствами размещения. Так, если в 2014 году данный показатель составлял 76,58 %, то в 2020 году он увеличился на 19,58 % и составил 87,14 % от общего числа коллективных средств размещения региона. Доля же специализированных средств размещения, предоставляющих лечебные и лечебно-оздоровительные услуги, за указанный период сократилась с 32,42 % до 12,86 %, отражая негативную тенденцию «вымывания» лечебно-оздоровительных турпродуктов из продуктового портфеля региона.
Рисунок 1 - Распределение доли гостиничного сектора и специализированных средств размещения в общем объеме коллективных средств размещения Краснодарского края, %
Разработано авторами по: [8-9]
Динамика структуры специализированных средств размещения, представленная на рисунке 2, указывает на то, что основную её часть составляют организации отдыха, немного увеличивающие свою долю. Санаторно-курортные организации в среднем составляют 26,86 %, и лишь малая часть приходится на туристские базы, в течение последних 5 лет, практически, сохраняющих свою структуру на одном и том же уровне (в 2020 г. - 3,49 %).
3,48% 1,06% 1,52% 5,18% 3,99% 3,69% 3,49%
62,45% 78,51% 76,08% 69,77% 69.52% 65,88% 67,37%
34,07% 20,43% 22,40% 25,10% 26,50% 30,43% 29,14%
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
санаторно-курортные организации организации отдыха
туристские базы
Рисунок 2 - Динамика структуры специализированных средств размещения Краснодарского края в 2014-2020 гг. (%). Разработано авторами по: [8-9]
На рисунке 3 представлены данные о доходах коллективных средств размещения от предоставленных услуг.
59,26% 40,74%
50,45% 49,55%
49,44% 50,56%
44,47% 55,53%
52,29% 47,71%
48,18% 51,82%
41,74% 58,26%
гостиницы и аналогичные средства размещения специализированные средства размещения
Рисунок 3 - Доля дохода средств размещения в общем объеме от дохода коллективных средств размещения, %. Разработано авторами по: [8-9]
Как видно из рисунка, несмотря на то, что число гостиниц и аналогичных средств размещения значительно увеличилось к 2020 году, по сравнению со специализированными средствами размещения их доходы являются примерно одинаковыми, и только в 2020 году этот показатель выше на 18,52 %. Что было связано с большим числом размещенных лиц в данном сегменте.
Вместе с тем заметим, что отечественные лечебно-оздоровительные турпродукты, предлагаемые специализированными средствами размещения, являются более финансово ёмкими, более продолжительными по времени и, одновременно, более конкурентоспособными по критерию цена / качество в результате уникальных свойств бальнеологической базы курортов юга России и имеющихся отечественных технологических наработок. Данная статистика свидетельствует о том, что даже на фоне сокращения числа организаций, санаторно -курортная отрасль Краснодарского края пока продолжает играть ведущую роль в формировании финансового потока в экономику региона. Но дальнейшее прогрессирование данной тенденции может привести к плачевным результатам, прямым образом повлияв на уменьшение доходной части бюджета региона. Кроме этого, закрытие или перепрофилирование здравниц в апарт-отели может негативно сказаться на эффективности использования уникальных бальнеологических ресурсов региона и реализации функции туризма по сохранению и развитию человеческого потенциала россиян. Что, соответственно, отразится и на уровне конкурентоспособности регионального туристского продукта, как Краснодарского края, так и других регионов, повторяющих такую же тенденцию развития коллективных средств размещения.
Если анализировать данные о численности размещенных лиц и средней продолжительности пребывания 1 размещенного лица в средствах размещения Краснодарского края в динамике, то видно, что первый показатель имел тенденцию увеличения вплоть до 2020 года. И только ограничения, введённые последствиями СОУГО-19, повлияли на его снижение. Средняя продолжительность пребывания отдыхающих на курортах края сократилась с 6,65 до 5,73 дней (таблица 4) и это должно учитываться при разработке туров субъектами туристского рынка.
Таблица 4 - Число размещенных лиц и средняя продолжительность пребывания 1 размещенного лица в коллективных средствах размещения Краснодарского края в 2014-2020 гг.*
Год
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Спарклайн
Численность размещенных лиц, тыс. человек
4419
5560
5832
6623
8051
8299
6298
Средняя продолжительность пребывания 1 размещенного лица, дней
6,65
7,33
6,49
6,7
5,99
5,85
5,73
Составлено авторами по: [8-9]
Среди показателей деятельности туристических фирм выделим и проанализируем следующие: число туристических фирм - У21, число реализованных населению турпакетов -У22 (по территории России и по зарубежным странам), стоимость реализованных населению турпакетов - Y23 (по территории России и по зарубежным странам), средняя стоимость 1 турпакета - У24 (по территории России и по зарубежным странам).
В таблица 5 приведены данные об общем числе обследованных туристических фирм и доли их деятельности (в % к общему числу).
Таблица 5 - Число обследованных туристических фирм Краснодарского края и доля их деятельности в 2014-2020 гг. (в % к общему числу)*
Год Туроператорская деятельность Турагентская деятельность Туроператорская и турагентская деятельность Экскурсионная деятельность Число туристских фирм, охваченных обследованием (на конец года) -
всего
2014 г. 2,70 % 62,50 % 12,99 % 21,81 % 408
2015 г. 2,86 % 63,12 % 13,25 % 20,78 % 385
2016 г. 4,44 % 60,04 % 11,97 % 23,55 % 518
2017 г. 8,38 % 76,16 % 15,46 % н.д. 537
2018 г. 4,03 % 83,70 % 12,27 % н.д. 595
2019 г. 6,16 % 82,36 % 11,47 % н.д. 584
2020 г. 3,88 % 81,75 % 14,37 % н.д. 515
* Составлено авторами по: [8-9]. С 2017 года фирмы, занимающиеся экскурсионной детальностью, в статистических данных не отражены
На рисунке 4 представлена динамика данных показателей.
юо,оо%
83'70% 82'3№ 81,75%
80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
□ туроператорская деятельность Ртурагентская деятельность
□ туроператорская и турагентская деятельность ^экскурсионная деятельность
Рисунок 4 - Динамика деятельности туристических фирм в 2014-2020 гг.
(в % к общему числу турфирм). Разработано авторами по: [8-9]
Из данных видно, что основную долю турфирм составляют организации, занимающиеся турагентской деятельностью, причем этот показатель имеет динамику увеличения с 62,50 % в 2014 году до 81,75 % в 2020 году. Количество туроператоров, непосредственно занимающихся созданием туристских продуктов (разработкой туров), как и совмещающих турагентскую деятельность, в 2020 году занимает очень незначительную долю - 3,88 % и 14,37 % соответственно. Очевидно, что это наблюдается на фоне огромного имеющегося природно-рекреационного и культурно- исторического потенциала региона, однозначно, не вовлечённого в туристскую деятельность субъектов рынка по разным причинам. Поэтому не удивительно, что анализ основных финансовых показателей деятельности туристических фирм Краснодарского края за аналогичный период, безусловно, оказавшихся ещё под влиянием пандемии, свидетельствует о сокращении, как числа реализованных населению турпакетов в 2 раза, так и их общей стоимости в 1,8 раз, несмотря на тенденцию увеличения средней стоимости одного турпакета (таблица 6).
Таблица 6 - Показатели деятельности туристических фирм Краснодарского края в 2014-2020 гг.*
Показатель
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Спарклайн
Число реализованных населению тур-пакетов - всего, тыс. руб.
166,4
181,2
128,1
145,3
168,1
162,4
83,2
Сто им ость реализованных населению турпакетов - всего, млн. рублей
7066,2
7348,6
6412,8
8347,4
9549,3
9526,6
3907,6
Средняя стоимость одного турпакета, тыс. рублей
42,5
40,6
50
57,5
56,8
58,7
47
Число однодневных
посетителей-экскурсантов, тыс. человек
946,1
836,9
770
366,7
564,7
853,5
673,8
*
Составлено авторами по:
[8-9]
По динамике развития доли числа реализованных турпакетов и их стоимости по территории России и зарубежным странам можно проследить рост приоритета местных жителей края к внутреннему туризму, особенно в 2020 году (рисунок 5). В 2020 году доля турпакетов по территории России составила 82,57 % от общего числа реализованных турпакетов (83,2 тыс. ед.), увеличилась и их стоимость.
Рисунок 5 - Доля числа реализованных и стоимость реализованных турпакетов населению Краснодарского края по России и зарубежным странам в 2014-2020 гг. (%).
Разработано авторами по: [8-9]
Динамику показателей въездного и выездного туризма в Краснодарском крае можно проследить по представленным ниже данным анализа - доле прибытий иностранцев и выездов жителей Краснодарского края по целям поездки к общему числу в % (таблица 7). На рисунках 6 и 7 представлена графическая интерпретация данных расчетных показателей.
Таблица 7 - Доля числа прибытий иностранных граждан из стран дальнего зарубежья и стран СНГ в Краснодарский край и числа выездов российских граждан в страны дальнего зарубежья по целям, % к общему числу прибытий
и выездов
*
Число прибытий иностранных граждан из стран дальнего зарубежья и стран СНГ Число выездов российских граждан в страны дальнего зарубежья и страны СНГ
Год служебная туризм частная транзит обслуживающий персонал служебная туризм частная транзит обслуживающий персонал
2014 8,69 % 5,00 % 69,52 % 0,00 % 15,85 % 0,17 % 4,12 % 94,54 % 0,00 % 1,17 %
2015 10,42 % 3,47 % 69,66 % 0,00 % 14,86 % 0,26 % 3,84 % 94,91 % 0,00 % 0,98 %
2016 8,63 % 2,04 % 72,20 % 2,05 % 15,08 % 0,38 % 1,77 % 96,76 % 0,00 % 1,09 %
2017 0,55 % 1,86 % 68,31 % 2,61 % 15,78 % 0,03 % 4,32 % 91,58 % 0,15 % 0,97 %
2018 0,59 % 3,17 % 68,44 % 2,68 % 14,45 % 0,03 % 4,98 % 90,31 % 0,21 % 0,94 %
* Составлено авторами по: [8-9]. Показатели по 20 силу отсутствия статистических данных
9-2020 гг. не проанализированы в
Рисунок 6 - Число прибытий иностранных граждан из стран дальнего зарубежья и стран СНГ в Краснодарский край по целям, % от общего числа прибытий.
Разработано авторами по: [8-9]
Как видно из рисунка 6, по целям прибытий иностранных граждан в Краснодарский край, основная доля приходится на частные поездки. В среднем за 5 лет эта доля составляет 69,63%. Также значительную долю прибытий составляет обслуживающий персонал. В данную категорию входят водители автотранспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта, в среднем - 15,2 % за 5 лет.
Рисунок 7 - Число выездов российских граждан из Краснодарского края в страны дальнего зарубежья и страны СНГ по целям, % от общего числа выездов.
Разработано авторами по: [8-9]
Графический анализ показывает, что основную долю выездов российских граждан Краснодарского края составляют тоже частные поездки, больше 90 % за каждые 5 лет. И лишь на 2 месте доля туристических поездок - 3,8 % в среднем за 5 лет.
Представленные данные могут свидетельствовать о несовершенстве существующей статистической системы учёта в отношении определения (или выделения) целей въезда -выезда российских и иностранных граждан. Ведь в связи со стремительным развитием туристской индустрии в мире (вплоть до 2020 г.) сегодня в служебные поездки вполне могут попадать и деловые (корпоративная индустрия и индустрия встреч MICE), которые чаще всего в обязательном порядке затрагивают и туристскую составляющую. Безусловно, в должной статистической видимости нуждается весь спектр видов туризма, развивающихся в том или ином регионе, так как без оценки целей поездок сложно формировать востребованную турпродуктовую линейку и, тем более, выходить на определённые показатели конкурентоспособности турпродуктов по тому и или иному виду туризма.
Корреляционно-регрессионный анализ показателей курортно-туристского комплекса Краснодарского края во взаимосвязи с социально-экономическим развитием региона
Для более широкого экономико-статистического моделирования показателей туристского сектора региона введем дополнительные переменные, представляющие собой основные экономические и социальные показатели Краснодарского края: валовый региональный продукт, всего (млрд. руб.) - Х1; численность населения (тыс. чел.) - Х2; численность занятых в экономике (тыс. чел.) - Х3; численность безработных (тыс. чел.) - Х4; оборот розничной торговли (млрд. руб.) - Х5; оборот общественного питания (млрд. руб.) - Х6; объем платных услуг населению (млрд. руб.) - Х7; индекс потребительских цен (%) - Х8; среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике (руб.) - Х9; среднедушевые денежные доходы населения в месяц (руб.) - Х10; доход от предоставляемых услуг коллективных средств размещения (млн. руб.) - Y13; число туристов (граждан России), отправленных в зарубежные туры (чел.) - Y21; число туристов (граждан России), отправленных в туры по России (чел.) - Y22.
Для анализа воспользуемся языком программирования R. В таблицах 8 и 9 представлены парные коэффициенты корреляции показателей. Так как набор данных достаточно большой, то для более наглядного отображения взаимосвязей скомпонуем полученные коэффициенты в 2 группы: 1 группа, показывающая сильную связь между показателями (абсолютное значение коэффициента от 0,8 до 0,9) и очень тесную связь (абсолютное значение коэффициента выше 0,9).
Таблица 8 - Матрица коэффицие нтов парной корреляции между основными показателями социально-экономического и туристского сектора Краснодарского края, показывающая сильную взаимосвязь*
Х1 Х2 Х3 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 У2
Х1
Х2 0,85
Х5 0,89
Х7 0,80
Х8 -0,85 -0,81 -0,88 -0,86
Х9 0,88 0,87
Х10 0,86 -0,80
Y2 0,85 0,88 0,88
Y1 -0,84 0,87 0,89 0,87
Y11 -0,83 0,89 0,87
Y13 0,86 0,85
Y21 -0,82
* Рассчитано авторами по: [8-9]
Проанализируем наиболее интересные, на наш взгляд, корреляции.
Тесная и прямая связь наблюдается между следующими показателями: «валовый региональный продукт» и «численность населения», «валовый региональный продукт» и «оборот розничной торговли», «валовый региональный продукт» и «объем платных услуг населению», «валовый региональный продукт» и «среднедушевые денежные доходы населения в месяц». Очень тесная и обратная связь наблюдается между показателем «валовый региональный продукт» и «число туристов (граждан России), отправленных в зарубежные туры». Показатель «численность населения» имеет тесную и прямую связь с показателем численности «туристические фирмы» и обратную с «индекс потребительских цен». Достаточно тесная и прямая корреляция между показателями «число туристических фирм» и «численность занятых в экономике». Показатель «оборот розничной торговли» тесно коррелирует с «доход от предоставляемых услуг коллективных средств размещения».
Таблица 9 - Матрица коэффициентов парной корреляции между основными показателями социально-экономического и туристского сектора Краснодарского края, показывающая очень сильную взаимосвязь*
Х1 Х2 Х3 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Y2 Y1 Y11
Х3 0,98
Х5 0,99 0,94
Х6 0,96 0,97 0,94
Х7 0,99 0,99 0,98 0,97
Х9 0,94 0,95 0,97 0,93
Х10 0,98 0,94 0,98 0,93 0,96 0,92
Y1 0,95 0,98 0,92 0,96 0,97
Y11 0,94 0,96 0,92 0,95 0,97 0,996
Y13 0,90 0,94 0,97 0,93 -0,92 0,96 0,93 0,91
* Рассчитано авторами по: [8-9
Тесная и прямая связь между переменными «оборот общественного питания» и «среднемесячная начисленная заработная плата». Также необходимо отметить, что «среднемесячная заработная плата» тесно и прямолинейно коррелирует с показателями «коллективные средства размещения» и «гостиницы и аналогичные средства размещения». «Среднедушевые доходы населения» также прямо и сильно связаны с переменной «коллективные средства размещения». Естественная и логичная сильная взаимосвязь наблюдается между показателями «число туристических фирм» и «коллективные средства размещения».
Если анализировать наиболее интересные и очень тесные корреляции (таблица 9), то нужно отметить прямую зависимость между показателями «численность населения» и «коллективные средства размещения», «численность занятых в экономике» практически со всеми показателями, «оборот розничной торговли» и «коллективные средства размещения», «оборот общественного питания» и «коллективные средства размещения», «объем платных услуг населению» и «коллективные средства размещения».
Представленные расчёты позволяют сделать вывод о том, что заработная плата населения Краснодарского края и их доходы тесно связаны с туристской деятельностью региона. И это показано нами только на некоторых показателях, тесно затрагивающих туристский сектор экономики. А если опереться на оценку Всемирной торговой организации и Всемирного совета туризма и путешествий, где туристский сектор экономики тесно связан, либо влияет на развитие 52 отраслей национальных экономик, то, безусловно, представленная нами тесная и прямая связь с показателями, характеризующими социально-экономическое развитие региона, и, в первую очередь его «валовый региональный продукт» и «среднедушевые денежные доходы населения в месяц», будет значительно больше.
Проведем регрессионное моделирование показателей. В таблице 10 представлены результаты анализа наиболее интересных моделей и имеющих хорошие показатели качества и статистической значимости, как коэффициентов регрессии, так и уравнения в целом.
Таблица 10 - Результаты регрессионного моделирования показателей туристского сектора Краснодарского края*
№ п/п Модель Множественный коэффициент корреляции Коэффициент детерминации Значимость Б
1 XI =3225,61- 0,008 ^21 0,82 0,67 0,03
2 XI = 1405,02 + 0,22 0,7 0,69 0,04
3 XI =-2414,11- 0,03 ^13 + 5,26 -Х5 0,99 0,99 0,00014
4 Х1 = -7853,09- 0,08 ^13 + 229,53-Х6 0,9 0,81 0,03
5 Х1 = 3026,785 + 0,013 • Y13 - 0,0061 • Y21 - 0,0045 ^22 0,98 0,96 0,011
6 Х1 = 4023,92 - 0,008 • Y21 - 0,004 • Y22 0,93 0,86 0,02
7 Х10 = 21310,596 + 0,155 • Y13 0,85 0,72 0,015
* Рассчитано авторами по: [8-9]
Анализ данных результатов приводит нас к следующим выводам:
1. при отъезде 1 человека в зарубежный тур, валовый региональный продукт Краснодарского края снизится на 8 млн. руб. ;
2. при увеличении коллективных средств размещения на 1 единицу, валовый региональный продукт увеличится на 220 млн. руб.;
3. при увеличении дохода от предоставляемых услуг коллективных средств размещения на 1000рублей, среднедушевые денежные доходы населения увеличатся на 155 рублей;
4. если анализировать коэффициенты множественной регрессии, то оборот общественного питания при увеличении на 1 млрд. рублей, увеличивает валовый региональный продукт на 229, 53 млрд. рублей, а оборот розничной торговли в среднем увеличивает ВРП на 5,26 млрд. рублей.
Данные корреляционно- регрессионного анализа необходимо учитывать при составлении моделей управления туристским сектором Краснодарского края, включая использование таких инструментов самоорганизации туристской сферы регионов, как туристская технологическая платформа, где все её участники, во взаимодействии с органами управления туризмом в регионе, заранее смогут прогнозировать и планировать примерный объём регионального туристского продукта, учитывая каждую отрасль, его влияние на социально-экономическое развитие края, уровень жизни населения, и, в конечном итоге, на роль в сохранении и развитии
человеческого потенциала страны в зависимости от доли населения, вовлекаемой в отечественную туристскую сферу.
Заключение
На сегодняшний день Краснодарский край обладает одной из самых широко развитых туристско-ресурсных баз на территории Российской Федерации. В данном исследовании нами была предпринята попытка оценить состояние и эффективность использования материально-технической базы туристско-рекреационного потенциала региона в динамике, охватывая и пандемийный период. Однако для понимания того, как развивается тот или иной ту-ристско-курортный регион и создания сбалансированной системы управления, необходимо располагать актуальными данными, характеризующими весь туристско-рекреационный потенциал по всем видам ресурсов.
В настоящее время информация о туристско-рекреационных ресурсах рассредоточена в различных министерствах и ведомствах страны, а в регионах она нуждается в более тщательном отборе и своей структуризации для использования в управлении развитием туристского сектора экономики. Безусловно, это отражается на конкурентоспособности отечественных регионов не только на внутрироссийском, но и мировом туристских рынках, а также устойчивости (или неустойчивости) их социально-экономического и экологического развития. Часть регионов уже начинают создавать реестры своих туристских ресурсов с последующим их мониторингом, как, например Республика Крым, используя административный ресурс. Но, на наш взгляд, это лишь частичное решение проблемы. Потому что для регулярного мониторинга и обработки данной информации сегодня нужны не только финансовые и кадровые ресурсы, хотя и это представляется немаловажным, главное - это технологические ресурсы, причём используемые во всех отраслях и сферах, вовлечённых в создание и продвижение регионального туристского продукта. Необходима синергия всех субъектов туристского сектора экономики того или иного региона, понимание и желание на принципах самоорганизации договориться и объединиться с целью создания конкурентоспособного регионального туристского продукта, используя свой имеющийся потенциал и новейшие технологии. Мы имеем в виду не отдельную ГС-платформу, а туристскую технологическую платформу, как систему правил и алгоритмов сетевого взаимодействия всех заинтересованных участников туристской сферы в получении прорывных конкурентных преимуществ с использованием базовых и прикладных уникальных технологий (информационных, цифровых, организационных, коммуникационных, производственных, образовательных, социальных и др.) [12-14].
На наш взгляд, здесь не следует недооценивать важность выявления отраслей и сфер в процессе создания и предложения товаров и услуг туристам, в том числе необходимость отраслевой дифференциации деятельности, относящейся к туристскому сектору экономики. К сожалению, значительная часть отраслей и сфер в настоящее время не учитывается при расчете и реализации инвестиционных проектов, а также учёте влияния туристского сектора на экономику регионов. Это, в свою очередь, способствует зауженному стратегическому планированию и развитию не только отдельно взятой территории (или муниципалитета), но и всего региона в целом, каким является и Краснодарский край, в том числе.
Многогранность и многоаспектность туристского сектора экономики нацеливает на необходимость налаживания многочисленных взаимодействий и связей между всеми его субъектами как системы в контексте присущих ему воспроизводственных механизмов и трендов современного развития, а также учёта многоотраслевого характера создания и продвижения регионального туристских продукта на внутренний и мировой туристский рынки. Как показывает собственный опыт исследователей в сфере территориального планирования, туристский сектор экономики в комплексном его представлении и возможности саморегулирования способен генерировать более весомую долю в создании и реализации ВРП целого ряда регионов.
Следует заметить, что наше исследование лишь частично затрагивает тему совершенствования методов и инструментов определения и моделирования вклада туристского секто-
ра в экономику, показывая возможность их использования, наряду с давно забытыми методами (например, «затраты-выпуск»), а также теми, которые в силу своей затратности до сих не внедрены и не всегда применяются на практике в России, такие как сателлитные счета туризма, туристский мультипликатор и др. А ведь сегодня нам уже нужны другие инструменты, более совершенные технологически, с учётом возможностей цифровой эпохи, в которую погрузилась мировая экономика.
С другой стороны, эволюционное становление теории устойчивого развития туризма, обусловленное необходимостью выработки инструментов реализации принципов устойчивости на практике, нацеливает на обеспечение процесса устойчивого воспроизводства регионального туристского продукта (как экономической категории), способного непрерывно поддерживать оптимальные пропорции его расширенного воспроизводства, где особо востребованной выступает информация. И это огромный объём данных, который должен включать в себя не только количественные и качественные показатели по мониторингу состояния и потребления туристско-рекреационных ресурсов с целью обеспечения их неисчерпаемости и не ухудшения их состояния, но и параметры воспроизводственных циклов регионального туристского продукта. А также параметры, характеризующие потребителей-туристов и ре-креантов, их вкусы, предпочтения, степень удовлетворённости спроса, параметры предложения всего комплекса туристских продуктов, предназначенных для реализации на рынке и т.д. Всё это достижимо с использованием математического инструментария и востребованных современных интегральных информационных моделей туристской технологической платформы. Что при формировании соответствующих условий, действительно может стать инструментом и способом создания и реализации высоко конкурентных региональных турпро-дуктов, в том числе и Краснодарского края, как ведущего региона по восстановлению и наращиванию человеческого потенциала России.
Источники:
1. Фатнева Е.А Методические подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2014. - №5. - С. 250-253. - С. 250.
2. Преображенский В. С. Территориальная рекреационная система как объект изучения географических наук / В. С. Преображенский, Ю.А Веденин, И.В. Зорин, ЛИ. Мухина // Известия АН СССР. Серия География. - 1974. - №2. - С. 34-42.
3. Богданов Е.И. Планирование на предприятии туризма / Е.И. Богданов, ОН. Кострюкова, В.П. Орловская, П.М. Фенин. - Санкт-Петербург: Издательский дом Бизнес-пресса 2, 2003. - 288 с.
4. Ушакова Е.О. Методологические основы оценки ресурсов развития туризма региона: монография / Е.О. Ушакова, И.И. Золотарёв, С.А Вдовин. - Новосибирск: СГГА, 2014. - 194 с.
5. Махмудов Р.К., Верозуб Н.В. Геоинформационное моделирование туристско-рекреационного потенциала Ставропольского края // Наука. Инновации. Технологии. - 2020. - .№3. - С. 137-152.
6. Саранча М.А Рекреационный потенциал Удмурдской Республики: географический анализ и оценка: дисс...канд. геогр. наук. - Ижевск, 2006 - 187 с.
7. Онищенко Е.В. Методологические подходы создания информационной базы туристских ресурсов регионов страны и системы мониторинга их состояния // Туризм: право и экономика. -2020. - №2. - С. 22-26.
8. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края Статистический сборник/ Краснодар-стат - Краснодар, 2021. - 122с.
9. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края Статистический сборник/ Краснодар-стат - Краснодар, 2019. - 88с.
10.Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. - URL: https://rosstat.gov.ru.
11.Россия в цифрах. 2021: Краткий статистический сборник /Росстат- M., 2021 - 275 с.
12.Онищенко Е.В., Гордиенко С.В. Трансформация понятия «технологическая платформа» в контексте тенденций инновационного развития мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 1449-1466. - doi: 10.18334/vinec.10.3.110691.
13.Романова Г.М., Шарафутдинов ВН., Онищенко Е.В., Симонян Р.А Туристская технологическая платформа как инструмент развития туристской сферы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №6 (126). - С. 93-98.
14. Onishchenko E. V., Sharafutdinov V. N. Role of Tourist Technology Platforms After The Pandemic // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). e-ISSN: 2357-1330. CDSES 2020. IV International Scientific Conference «Competitiveness and the development of socio-economic systems» dedicated to the memory of Alexander Tatarkin. 2357-1330 © 2021 Published by European Publisher. Article no: 72. - Pages 676-686.Doi: 10.15405/epsbs.2021.04.72- URL: https://www.european proceedings.com/files/data/article/10060/13400/article_10060_13400_pdf_100.pdf. References:
1. Fatneva E.A Methodological approaches to the assessment of tourist and recreational potential // Bulletin of BSTUnamed after V.G. Shukhov. - 2014. - No.5. - P. 250-253.
2. Preobrazhensky V.S. Territorial recreational system as an object of study of geographical sciences / V.S. Preobrazhensky, Y.A Vedenin, I.V. Zorin, L.I. Mukhina // Izvestia of the USSR Academy of Sciences. Geography series. - 1974. - No.2. - P. 34-42.
3. Bogdanov E.I. Planning at the enterprise of tourism / E.I. Bogdanov, O.N. Kostryukova, V.P. Or-lovskaya, P.M. Fenin. - St. Petersburg: Publishing House Business Press 2, 2003. - 288 p.
4. Ushakova E.O. Methodological foundations for assessing the resources of tourism development in the region: monograph / E.O. Ushakova, I.I. Zolotarev, S.A Vdovin. - Novosibirsk: SGGA, 2014. - 194 p
5. Makhmudov RK, Verozub N.V. Geoinformation modeling of the tourist and recreational potential of the Stavropol Territory // The science. Innovation. Technologies. - 2020. - No.3. - P. 137-152.
6. Locust M.A Recreational potential of the Udmurda Republic: geographical analysis and assessment: dissertation of the Candidate of Geographical Sciences. - Izhevsk, 2006 - 187 p.
7. Onishchenko E.V. Methodological approaches to creating an information base of tourist resources of the country's regions and a system for monitoring their condition // Tourism: Law and Economics. -2020. - No. 2. - P. 22-26.
8. The resort and tourist complex of the Krasnodar Territory Statistical collection/ Krasnodarstat -Krasnodar, 2021. - 122 p.
9. Resort and tourist complex of Krasnodar Krai Statistical collection/ Krasnodarstat - Krasnodar, 2019. - 88 p.
10.Federal State Statistics Service. Official website. - URL: https://rosstat.gov.ru.
11.Russia in numbers. 2021: A brief statistical collection /Rosstat - M., 2021. - 275 p.
12.Onishchenko E.V., Gordienko S.V. Transformation of the concept of "technological platform" in the
context of trends in the innovative development of the world economy // Issues of innovative economy. - 2020. - Vol. 10. - No. 3. - P. 1449-1466. - doi: 10.18334/vinec.10.3.110691.
13.Romanova G.M., Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Simonyan R.A The tourist technological platform as a tool for the development of the tourist sphere // Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics. - 2020. - №26 (126). - P. 93-98.
14. Onishchenko E.V., Sharafutdinov V.N. Role of Tourist Technology Platforms After The Pandemic // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences (EPSBS). e-ISSN: 2357-1330. CDSES 2020. IV International Scientific Conference «Competitiveness and the development of socio-economic systems» dedicated to the memory of Alexander Tatarkin. 2357-1330 © 2021 Published by European Publisher. Article no: 72. - P. 676-686. Doi: 10.15405/epsbs.2021.04.72 - URL: https://www.europeanproceedings. com/files/data/ article/ 10060/13400/article_10060_13400_pdf_100. pdf.