ISSN 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
И.А. ЦХОВРЕБОВА,
заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук, доцент
(Академия управления МВД России)
Экспертно-криминалистическая деятельность органов внутренних дел: содержание и регламентация
В статье раскрывается содержание эксперт-но-криминалистической деятельности органов внутренних дел, анализируются основные ее направления, приводятся нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность эксперт-но-криминалистических подразделений, представлена структура экспертно-криминалистиче-ских подразделений в системе МВД России.
Экспертно-криминалистическая деятельность, государственная судебно-экспертная деятельность, сведущие лица, специальные знания, справка об исследовании.
Федеральным законом РФ «О полиции» регламентированы основные направления ее работы, к которым, в частности, отнесено осуществление эксперт-но-криминалистической деятельности [13, п. 12 ч. 1 ст. 2]. Экспертно-криминалистиче-ские подразделения (центры, отделы, отделения) территориальных органов МВД России осуществляют государственную судебно-экспертную деятельность с применением технических средств и специальных знаний по заданию следующих государственных органов и должностных лиц: суда, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя; органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; подразделений государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность; нотариуса; избирательных комиссий. Содержание и порядок ее организации определены Наставлением по организации экспертно-криминалистиче-ской деятельности [19].
Следует заметить, что понятия «экспертно-криминалистическая деятельность» и «государственная судебно-экспертная деятельность» не тождественны: первое имеет более широкое толкование, поскольку включает в себя несколько функций, однако второе законодательно закреплено и определяется как «организация и производство судебной экс-
пертизы в процессе уголовного, административного, гражданского, арбитражного судопроизводства» [4, ст. 1].
Экспертно-криминалистическая как работа сведущих лиц1, осуществляемая в процессуальной и непроцессуальной форме.
В уголовном судопроизводстве экспертно-криминалистическая деятельность регламентируется нормами УПК РФ и предусматривает следующее:
1) производство сотрудниками эксперт-но-криминалистических подразделений судебных экспертиз и исследований [5, ст. 144, 195—207, 283] (возможно выполнение 27 видов экспертиз по 47 экспертным специальностям);
2) участие сотрудников экспертно-кри-миналистических подразделений в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов в целях применения технических средств в исследовании материалов уголовного дела; для постановки вопросов эксперту; для разъяснения сторонам и суду вопросов из области специальных знаний [5, ст. 58, 164, 168, 251, 270 и др.].
Часто при проверке сообщений о преступлениях возникает необходимость в проведении исследований объектов. В этих случаях, в соответствии со ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, а также исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в них специалистов. Исследования проводятся в порядке очередности поступивших материалов в срок не позднее 3 суток со дня их регистрации, в исключительных случаях срок их проведения может быть продлен до 30 суток. Результаты оформляются в виде справки об исследовании, которая подписывается сотрудником, его проводившим, и руководителем экспертно-кри-миналистического подразделения.
S
н и о X
Л
<
И
н «
:|5 О X
Л
<
И
н S
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
bS S н
bS
<
а С
к S а
О и н
65
1 Лица, обладающие специальными знаниями в различных областях науки, техники, искусства и ремесла (эксперты, специалисты).
S н и о X
л
<
И
н «
:|S
о X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
bS S н
bS
<
а С
к S а
О и н
66
Существенное значение имеет проблема установления процессуального статуса справки об исследовании объекта, проведенном до возбуждения уголовного дела. Удельный вес таких исследований очень велик, и во многих случаях без них невозможно определить, имеются ли признаки преступления. В частности, только путем экспертного исследования может быть установлено, является ли объект наркотическим или психотропным веществом, растением, содержащим наркотические средства или психотропные вещества, радиационным источником, ядерным материалом, экологически опасными веществами и отходами, огнестрельным оружием, взрывчатым веществом, природным драгоценным камнем, драгоценным металлом и пр.
Кроме того, во многих ситуациях, связанных с обнаружением трупа, нанесением телесных повреждений человеку, невозможно принять решение без проведения судебно-медицинского исследования. Применительно к последнему заметим, что редакция ст. 144 УПК РФ нуждается в дополнении, поскольку не предусматривает возможности проведения до возбуждения уголовного дела исследований живых лиц, что создает значительные трудности правоприменителю. Полагаем, целесообразно в ст. 144 УПК РФ фразу «...исследований документов, предметов, трупов и привлекать...» изменить на «.исследований документов, предметов, живых лиц, трупов и привлекать.» (выделено нами — И.Ц.).
Между тем в УПК РФ отсутствуют прямые указания, являются ли справки об экспертных исследованиях источником доказательств и правомерно ли относить их согласно ч. 2 ст. 74, ст. 84 УПК РФ к таким видам доказательств, как «иные документы»? Это обусловливает неоднозначную трактовку правоприменителем положений указанных статей и пренебрежение потенциальным доказательством. В результате следственная практика идет по пути назначения исследований объекта на стадии возбуждения уголовного дела и последующего назначения судебной экспертизы в отношении того же объекта и по тем же вопросам на стадии предварительного расследования. Это указывает не только на неумение субъектов расследования манипулировать надлежащими процессуальными средствами, обеспечивающими достоверность получения доказательств, но и на необоснованный перерасход процессуальных средств.
Как представляется, целесообразность назначения судебной экспертизы в отношении объекта по вопросам, которые были разрешены в ходе исследования, проведенного до
возбуждения уголовного дела, должна определяться не механически, а исходя из обстоятельств уголовного дела. При этом следует учитывать, что справка об исследовании является разновидностью такого доказательства, как «иной документ», следовательно, обладает признаками и свойствами доказательств, перечисленных в ст. 74 УПК РФ. Во-первых, исследование объекта, проводимое до возбуждения уголовного дела, является процессуальным действием (предусмотрено УПК РФ), и, во-вторых, данный документ, как и любое доказательство, может и должен быть подвергнут обязательной проверке и оценке с точки зрения его допустимости и достоверности.
Что касается участия сотрудников экс-пертно-криминалистических подразделений в качестве специалистов в производстве процессуальных действий, отметим, что они применяют все доступные средства, методы и приемы, исходя из конкретных задач, поставленных перед ним дознавателем, следователем или судом, и в соответствии с рекомендованными методиками. Чаще всего специалист привлекается к осмотру места происшествия, получению образцов для сравнительного исследования, допросу, обыску, выемке, проверке показаний на месте, следственному эксперименту, освидетельствованию, осмотру трупа, эксгумации.
При производстве процессуального действия компетенция эксперта-специалиста ограничена рамками содействия в обнаружении, закреплении и изъятии следов, веществ и предметов; фиксации хода и результатов процессуального действия с помощью фото, видеоаппаратуры, а также с применением других технических средств; оказания помощи в получении образцов для сравнительного исследования, если их получение не является частью судебной экспертизы; разъяснений по вопросам, касающимся области профессиональных знаний.
В административном судопроизводстве экспертно-криминалистическая деятельность осуществляется при наличии оснований, установленных КоАП РФ, предусматривает производство судебных экспертиз [6, ст. 26.4] и оказание содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств [6, ст. 25.8].
В сфере оперативно-разыскной деятельности экспертно-криминалистическая работа ведется при наличии оснований, установленных Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», который предусматривает организацию и проведение
301
оперативно--разыскных мероприятий с применением экспертно-криминалистических средств и методов [1, ст. 6]. В рамках указанного Закона сотрудники экспертно-крими-налистических подразделений принимают участие в исследовании предметов (веществ) и документов в целях выявления признаков преступлений, а также в обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; содействуют установлению личности неопознанных трупов, отбору образцов для сравнительного исследования; изготавливают субъективные портреты, разыскные таблицы (содержащие криминалистически значимую информацию).
В целях осуществления вышеизложенного они имеют право применять фотосъемки, видео- и аудиозаписи, иные экспертно-кри-миналистические средства при проведении оперативно-разыскных мероприятий, а также использовать, в пределах компетенции, экс-пертно-криминалистические учеты [18]. Отметим, что таких учетов 15 видов.
Экспертно-криминалистическая деятельность при осуществлении государственной геномной регистрации регламентируется положениями Федерального закона РФ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и предусматривает добровольную и обязательную государственную геномную регистрацию (деятельность по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации) [12, ст. 8, 9]. К компетенции экспертно-кри-миналистических подразделений территориальных органов МВД России отнесено проведение исследований поступившего биологического материала лиц, подлежащих государственной геномной регистрации, и занесение информации об этом в информационные карты, а также ее учет, хранение и классификация путем формирования и ведения федеральной базы данных геномной информации. Оператором федеральной автоматизированной информационной системы по обработке геномной информации выступает ЭКЦ МВД России.
Экспертно-криминалистическая деятельность при осуществлении государственной дактилоскопической регистрации регламентируется положениями Федерального закона РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и предусматривает добровольную или обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию (получение, учет, хранение, классификация и выдача дактилоскопической
информации, установление или подтверждение личности человека) [3, ст. 7]. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация происходит в соответствии с Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации [23]. Учет, хранение и классификацию данного вида информации осуществляют Главный информационно-аналитический центр МВД России, информационные центры территориальных органов МВД России путем формирования и ведения дактилоскопических массивов в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
Экспертно-криминалистическая деятельность по предупреждению преступлений осуществляется в двух основных формах.
1. Разработка и утверждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России криминалистических требований МВД России к оружию и патронам к нему. Из последних нормативных разработок в этом направлении следует назвать Криминалистические требования МВД России к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия [22], созданных в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оружии» [2] и согласованных с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии [16].
2. Проведение исследований и экспертной оценки степени защищенности бланков ценных бумаг в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ [14, 15] и МВД России.
Экспертно-криминалистическая деятельность при реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, а также законами соответствующих субъектов. При соответствующем запросе избирательной комиссии сотрудник экспертно-криминалистического подразделения органов внутренних дел участвует в качестве специалиста в деятельности по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях или участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей.
Отметим, что, в соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации» [10], ст. 43 Федерального закона РФ «О выборах депу-
к н и о X
л
<
и
н «
О X
л
<
и н к
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
Б
н
<
а С
к К а
О и н
67
S н и о X
л
<
И
н «
:|S
о X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
bS S н
bS
<
а С
к S а
О и н
68
татов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [11], ст. 38 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [7], заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Судебные экспертизы и исследования могут назначаться и проводится в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам при проверке сообщения о преступлении, в процессе оперативно-разыскной деятельности, а также при производстве по делам об административных правонарушениях. Однако необходимость в применении специальных знаний, в частности, при производстве судебной экспертизы, возникает в гражданском и арбитражном процессе. Так, ГПК РФ предусматривает производство судебных экспертиз [9, ст. 79—86], дачу консультаций, пояснений и оказание технической помощи суду, в том числе фотографирование, составление планов и схем, отбор образцов для экспертизы, оценку имущества [9, ст. 188]. В арбитражном судопроизводстве производство судебных экспертиз возможно при наличии соответствующих оснований [8, ст. 55, 82—87].
До недавнего времени экспертно-крими-налистические подразделения органов внутренних дел оказывали содействие судам по гражданским и арбитражным делам, что было установлено не только Федеральным законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельность в Российской Федерации» [4, ст. 1], но и ведомственными нормативными правовыми актами: Наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России [19], Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел [17].
Между тем Федеральный закон РФ «О полиции» обязал производить судебные экспертизы только по уголовным делам и делам об административных правонарушениях [13, п. 18 ч. 1 ст. 12]. Причем в ч. 2 ст. 12 данного Закона указано, что «иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон». Полагаем, такое решение продиктовано главной идеей законодателя — избавить полицию от «несвойственных функций». Безусловно, в этом есть резон,
поскольку производство экспертиз для нужд гражданского и арбитражного процесса сопряжено не только с материальными затратами, но и с отвлечением экспертов (как правило, специалистов редких экспертных специальностей) от производства экспертиз по уголовным делам.
Такое положение обусловило необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством ведомственных нормативных правовых актов МВД России, регулирующих вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел. В частности, изменения коснулись приказа МВД России от 11 января 2009 г. № 7, который исключил возможность проведения судебной экспертизы по гражданским и арбитражным делам [21].
Задачи по организации и осуществлению экспертно-криминалистической деятельности в органах внутренних дел возложены на экспертно-криминалистические подразделения, создание и ликвидация которых происходят согласно приказу МВД России «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД России на районном уровне» [20].
В систему экспертно-криминалистиче-ских подразделений органов внутренних дел входят Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалисти-ческий центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ЭКЦ МВД России), 92 ЭКЦ в составе территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, с закреплением соответствующей зоны обслуживания. В структуре ЭКЦ выделяются базовые межрегиональные отделы (отделения) по проведению специальных экспертиз и исследований, которые также создаются при соответствующем территориальном органе МВД России. В них по заданиям органов внутренних дел обслуживаемого региона производятся исходя из имеющихся возможностей специальные виды экспертиз и исследований, а также проводится обучение экспертов. Вместе с тем ЭКЦ являются самостоятельными подразделениями, непосредственно подчиненными территориальному органу МВД России, при котором они созданы. Однако единое организационно-методическое руководство ими в системе МВД России осуществляет ЭКЦ МВД России — головное экспертное подразделение, обеспечивающее функции Министерства по организации экс-пертно-криминалистической деятельности.
301
2.
3.
4.
5.
6.
Список литературы
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 10 июля 2012 г. № 114-ФЗ) // СЗ РФ.1995. № 33. Ст. 3349. Об оружии: Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 10 июля 2012 г. № 113-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (в ред. от 27 июня 2011 г. № 156-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3806. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 16 октября 2012 г. № 173-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ) // Рос. газ. 2005. 24 мая. 12. О государственной геномной регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ (с изм. от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. № 49. Ст. 5740. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г. № 88-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 24 января 1995 г. № 78 (в ред. от 25 июня 2012 г. № 635) // СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 425. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 817 (в ред. от 16 января 2007 г. № 15) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4590.
9. 10
11
13
14
15.
16. О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии: постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 (в ред. от 26 декабря 2011 г. № 1132) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2575.
17. Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалисти-ческих подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (с приложением Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-кри-миналистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, Перечня родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалисти-ческих подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации): приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 // Рос. газ. 2005. 30 авг.
18. Об организации использования эксперт-но-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации (с приложением Инструкции по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации, Правил ведения экспер-тно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации): приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 (в ред. от 30 декабря 2010 г. № 902).
19. Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 11 января 2009 г. № 7 (в ред. от 20 июля 2011 г. № 855).
20. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 28.
21. О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России и признании утратившим силу приказа МВД России от 10 июня 2009 г. № 445: приказ МВД России от 20 июля 2011 г. № 855.
22. Об утверждении Криминалистических требований Министерства внутренних дел Российской Федерации к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему: приказ МВД России от 20 сентября 2011 г. № 1020 // Рос. газ. 2011. 21 окт.
23. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: приказ МВД России от 14 июля 2012 г. № 696 // Рос. газ. 2012. 15 авг.
E-mail: [email protected]
S н и о X
Л
<
и
н «
:|5 О X
Л
<
И
н S
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
bS S н
bS
<
а С
к S а
О и н
69