Научная статья на тему 'Экспертно-криминалистическая деятельность органов внутренних дел: содержание и регламентация'

Экспертно-криминалистическая деятельность органов внутренних дел: содержание и регламентация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5095
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPERT AND FORENSIC ACTIVITY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE STATE JUDICIAL AND EXPERT ACTIVITY / СВЕДУЩИЕ ЛИЦА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / SPECIAL KNOWLEDGE / СПРАВКА ОБ ИССЛЕДОВАНИИ / THE CERTIFICATE OF FORENSIC STUDY / EXPERTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цховребова И. А.

The contents of expert and forensic activity of law-enforcement bodies are revealed, their main directions are analyzed, the normative rules regulating the activity of expert and forensic divisions are provided, the structure of expert and forensic divisions in the system of the Ministry of the Interior of Russia is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expert and forensic activity of law-enforcement bodies: the contents and the regulation

The contents of expert and forensic activity of law-enforcement bodies are revealed, their main directions are analyzed, the normative rules regulating the activity of expert and forensic divisions are provided, the structure of expert and forensic divisions in the system of the Ministry of the Interior of Russia is presented.

Текст научной работы на тему «Экспертно-криминалистическая деятельность органов внутренних дел: содержание и регламентация»

ISSN 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)

И.А. ЦХОВРЕБОВА,

заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук, доцент

(Академия управления МВД России)

Экспертно-криминалистическая деятельность органов внутренних дел: содержание и регламентация

В статье раскрывается содержание эксперт-но-криминалистической деятельности органов внутренних дел, анализируются основные ее направления, приводятся нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность эксперт-но-криминалистических подразделений, представлена структура экспертно-криминалистиче-ских подразделений в системе МВД России.

Экспертно-криминалистическая деятельность, государственная судебно-экспертная деятельность, сведущие лица, специальные знания, справка об исследовании.

Федеральным законом РФ «О полиции» регламентированы основные направления ее работы, к которым, в частности, отнесено осуществление эксперт-но-криминалистической деятельности [13, п. 12 ч. 1 ст. 2]. Экспертно-криминалистиче-ские подразделения (центры, отделы, отделения) территориальных органов МВД России осуществляют государственную судебно-экспертную деятельность с применением технических средств и специальных знаний по заданию следующих государственных органов и должностных лиц: суда, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя; органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; подразделений государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность; нотариуса; избирательных комиссий. Содержание и порядок ее организации определены Наставлением по организации экспертно-криминалистиче-ской деятельности [19].

Следует заметить, что понятия «экспертно-криминалистическая деятельность» и «государственная судебно-экспертная деятельность» не тождественны: первое имеет более широкое толкование, поскольку включает в себя несколько функций, однако второе законодательно закреплено и определяется как «организация и производство судебной экс-

пертизы в процессе уголовного, административного, гражданского, арбитражного судопроизводства» [4, ст. 1].

Экспертно-криминалистическая как работа сведущих лиц1, осуществляемая в процессуальной и непроцессуальной форме.

В уголовном судопроизводстве экспертно-криминалистическая деятельность регламентируется нормами УПК РФ и предусматривает следующее:

1) производство сотрудниками эксперт-но-криминалистических подразделений судебных экспертиз и исследований [5, ст. 144, 195—207, 283] (возможно выполнение 27 видов экспертиз по 47 экспертным специальностям);

2) участие сотрудников экспертно-кри-миналистических подразделений в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов в целях применения технических средств в исследовании материалов уголовного дела; для постановки вопросов эксперту; для разъяснения сторонам и суду вопросов из области специальных знаний [5, ст. 58, 164, 168, 251, 270 и др.].

Часто при проверке сообщений о преступлениях возникает необходимость в проведении исследований объектов. В этих случаях, в соответствии со ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, а также исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в них специалистов. Исследования проводятся в порядке очередности поступивших материалов в срок не позднее 3 суток со дня их регистрации, в исключительных случаях срок их проведения может быть продлен до 30 суток. Результаты оформляются в виде справки об исследовании, которая подписывается сотрудником, его проводившим, и руководителем экспертно-кри-миналистического подразделения.

S

н и о X

Л

<

И

н «

:|5 О X

Л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а

С

<

bS S н

bS

<

а С

к S а

О и н

65

1 Лица, обладающие специальными знаниями в различных областях науки, техники, искусства и ремесла (эксперты, специалисты).

S н и о X

л

<

И

н «

:|S

о X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а

С

<

bS S н

bS

<

а С

к S а

О и н

66

Существенное значение имеет проблема установления процессуального статуса справки об исследовании объекта, проведенном до возбуждения уголовного дела. Удельный вес таких исследований очень велик, и во многих случаях без них невозможно определить, имеются ли признаки преступления. В частности, только путем экспертного исследования может быть установлено, является ли объект наркотическим или психотропным веществом, растением, содержащим наркотические средства или психотропные вещества, радиационным источником, ядерным материалом, экологически опасными веществами и отходами, огнестрельным оружием, взрывчатым веществом, природным драгоценным камнем, драгоценным металлом и пр.

Кроме того, во многих ситуациях, связанных с обнаружением трупа, нанесением телесных повреждений человеку, невозможно принять решение без проведения судебно-медицинского исследования. Применительно к последнему заметим, что редакция ст. 144 УПК РФ нуждается в дополнении, поскольку не предусматривает возможности проведения до возбуждения уголовного дела исследований живых лиц, что создает значительные трудности правоприменителю. Полагаем, целесообразно в ст. 144 УПК РФ фразу «...исследований документов, предметов, трупов и привлекать...» изменить на «.исследований документов, предметов, живых лиц, трупов и привлекать.» (выделено нами — И.Ц.).

Между тем в УПК РФ отсутствуют прямые указания, являются ли справки об экспертных исследованиях источником доказательств и правомерно ли относить их согласно ч. 2 ст. 74, ст. 84 УПК РФ к таким видам доказательств, как «иные документы»? Это обусловливает неоднозначную трактовку правоприменителем положений указанных статей и пренебрежение потенциальным доказательством. В результате следственная практика идет по пути назначения исследований объекта на стадии возбуждения уголовного дела и последующего назначения судебной экспертизы в отношении того же объекта и по тем же вопросам на стадии предварительного расследования. Это указывает не только на неумение субъектов расследования манипулировать надлежащими процессуальными средствами, обеспечивающими достоверность получения доказательств, но и на необоснованный перерасход процессуальных средств.

Как представляется, целесообразность назначения судебной экспертизы в отношении объекта по вопросам, которые были разрешены в ходе исследования, проведенного до

возбуждения уголовного дела, должна определяться не механически, а исходя из обстоятельств уголовного дела. При этом следует учитывать, что справка об исследовании является разновидностью такого доказательства, как «иной документ», следовательно, обладает признаками и свойствами доказательств, перечисленных в ст. 74 УПК РФ. Во-первых, исследование объекта, проводимое до возбуждения уголовного дела, является процессуальным действием (предусмотрено УПК РФ), и, во-вторых, данный документ, как и любое доказательство, может и должен быть подвергнут обязательной проверке и оценке с точки зрения его допустимости и достоверности.

Что касается участия сотрудников экс-пертно-криминалистических подразделений в качестве специалистов в производстве процессуальных действий, отметим, что они применяют все доступные средства, методы и приемы, исходя из конкретных задач, поставленных перед ним дознавателем, следователем или судом, и в соответствии с рекомендованными методиками. Чаще всего специалист привлекается к осмотру места происшествия, получению образцов для сравнительного исследования, допросу, обыску, выемке, проверке показаний на месте, следственному эксперименту, освидетельствованию, осмотру трупа, эксгумации.

При производстве процессуального действия компетенция эксперта-специалиста ограничена рамками содействия в обнаружении, закреплении и изъятии следов, веществ и предметов; фиксации хода и результатов процессуального действия с помощью фото, видеоаппаратуры, а также с применением других технических средств; оказания помощи в получении образцов для сравнительного исследования, если их получение не является частью судебной экспертизы; разъяснений по вопросам, касающимся области профессиональных знаний.

В административном судопроизводстве экспертно-криминалистическая деятельность осуществляется при наличии оснований, установленных КоАП РФ, предусматривает производство судебных экспертиз [6, ст. 26.4] и оказание содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств [6, ст. 25.8].

В сфере оперативно-разыскной деятельности экспертно-криминалистическая работа ведется при наличии оснований, установленных Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», который предусматривает организацию и проведение

301

оперативно--разыскных мероприятий с применением экспертно-криминалистических средств и методов [1, ст. 6]. В рамках указанного Закона сотрудники экспертно-крими-налистических подразделений принимают участие в исследовании предметов (веществ) и документов в целях выявления признаков преступлений, а также в обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; содействуют установлению личности неопознанных трупов, отбору образцов для сравнительного исследования; изготавливают субъективные портреты, разыскные таблицы (содержащие криминалистически значимую информацию).

В целях осуществления вышеизложенного они имеют право применять фотосъемки, видео- и аудиозаписи, иные экспертно-кри-миналистические средства при проведении оперативно-разыскных мероприятий, а также использовать, в пределах компетенции, экс-пертно-криминалистические учеты [18]. Отметим, что таких учетов 15 видов.

Экспертно-криминалистическая деятельность при осуществлении государственной геномной регистрации регламентируется положениями Федерального закона РФ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и предусматривает добровольную и обязательную государственную геномную регистрацию (деятельность по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации) [12, ст. 8, 9]. К компетенции экспертно-кри-миналистических подразделений территориальных органов МВД России отнесено проведение исследований поступившего биологического материала лиц, подлежащих государственной геномной регистрации, и занесение информации об этом в информационные карты, а также ее учет, хранение и классификация путем формирования и ведения федеральной базы данных геномной информации. Оператором федеральной автоматизированной информационной системы по обработке геномной информации выступает ЭКЦ МВД России.

Экспертно-криминалистическая деятельность при осуществлении государственной дактилоскопической регистрации регламентируется положениями Федерального закона РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и предусматривает добровольную или обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию (получение, учет, хранение, классификация и выдача дактилоскопической

информации, установление или подтверждение личности человека) [3, ст. 7]. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация происходит в соответствии с Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации [23]. Учет, хранение и классификацию данного вида информации осуществляют Главный информационно-аналитический центр МВД России, информационные центры территориальных органов МВД России путем формирования и ведения дактилоскопических массивов в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

Экспертно-криминалистическая деятельность по предупреждению преступлений осуществляется в двух основных формах.

1. Разработка и утверждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России криминалистических требований МВД России к оружию и патронам к нему. Из последних нормативных разработок в этом направлении следует назвать Криминалистические требования МВД России к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия [22], созданных в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оружии» [2] и согласованных с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии [16].

2. Проведение исследований и экспертной оценки степени защищенности бланков ценных бумаг в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ [14, 15] и МВД России.

Экспертно-криминалистическая деятельность при реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, а также законами соответствующих субъектов. При соответствующем запросе избирательной комиссии сотрудник экспертно-криминалистического подразделения органов внутренних дел участвует в качестве специалиста в деятельности по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях или участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей.

Отметим, что, в соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации» [10], ст. 43 Федерального закона РФ «О выборах депу-

к н и о X

л

<

и

н «

О X

л

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и н к

X

<

а

X О

о

ва

<

а

С

<

Б

н

<

а С

к К а

О и н

67

S н и о X

л

<

И

н «

:|S

о X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а

С

<

bS S н

bS

<

а С

к S а

О и н

68

татов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [11], ст. 38 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [7], заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Судебные экспертизы и исследования могут назначаться и проводится в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам при проверке сообщения о преступлении, в процессе оперативно-разыскной деятельности, а также при производстве по делам об административных правонарушениях. Однако необходимость в применении специальных знаний, в частности, при производстве судебной экспертизы, возникает в гражданском и арбитражном процессе. Так, ГПК РФ предусматривает производство судебных экспертиз [9, ст. 79—86], дачу консультаций, пояснений и оказание технической помощи суду, в том числе фотографирование, составление планов и схем, отбор образцов для экспертизы, оценку имущества [9, ст. 188]. В арбитражном судопроизводстве производство судебных экспертиз возможно при наличии соответствующих оснований [8, ст. 55, 82—87].

До недавнего времени экспертно-крими-налистические подразделения органов внутренних дел оказывали содействие судам по гражданским и арбитражным делам, что было установлено не только Федеральным законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельность в Российской Федерации» [4, ст. 1], но и ведомственными нормативными правовыми актами: Наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России [19], Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел [17].

Между тем Федеральный закон РФ «О полиции» обязал производить судебные экспертизы только по уголовным делам и делам об административных правонарушениях [13, п. 18 ч. 1 ст. 12]. Причем в ч. 2 ст. 12 данного Закона указано, что «иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон». Полагаем, такое решение продиктовано главной идеей законодателя — избавить полицию от «несвойственных функций». Безусловно, в этом есть резон,

поскольку производство экспертиз для нужд гражданского и арбитражного процесса сопряжено не только с материальными затратами, но и с отвлечением экспертов (как правило, специалистов редких экспертных специальностей) от производства экспертиз по уголовным делам.

Такое положение обусловило необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством ведомственных нормативных правовых актов МВД России, регулирующих вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел. В частности, изменения коснулись приказа МВД России от 11 января 2009 г. № 7, который исключил возможность проведения судебной экспертизы по гражданским и арбитражным делам [21].

Задачи по организации и осуществлению экспертно-криминалистической деятельности в органах внутренних дел возложены на экспертно-криминалистические подразделения, создание и ликвидация которых происходят согласно приказу МВД России «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД России на районном уровне» [20].

В систему экспертно-криминалистиче-ских подразделений органов внутренних дел входят Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалисти-ческий центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ЭКЦ МВД России), 92 ЭКЦ в составе территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, с закреплением соответствующей зоны обслуживания. В структуре ЭКЦ выделяются базовые межрегиональные отделы (отделения) по проведению специальных экспертиз и исследований, которые также создаются при соответствующем территориальном органе МВД России. В них по заданиям органов внутренних дел обслуживаемого региона производятся исходя из имеющихся возможностей специальные виды экспертиз и исследований, а также проводится обучение экспертов. Вместе с тем ЭКЦ являются самостоятельными подразделениями, непосредственно подчиненными территориальному органу МВД России, при котором они созданы. Однако единое организационно-методическое руководство ими в системе МВД России осуществляет ЭКЦ МВД России — головное экспертное подразделение, обеспечивающее функции Министерства по организации экс-пертно-криминалистической деятельности.

301

2.

3.

4.

5.

6.

Список литературы

1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 10 июля 2012 г. № 114-ФЗ) // СЗ РФ.1995. № 33. Ст. 3349. Об оружии: Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 10 июля 2012 г. № 113-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (в ред. от 27 июня 2011 г. № 156-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3806. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 16 октября 2012 г. № 173-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ) // Рос. газ. 2005. 24 мая. 12. О государственной геномной регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ (с изм. от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. № 49. Ст. 5740. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г. № 88-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 24 января 1995 г. № 78 (в ред. от 25 июня 2012 г. № 635) // СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 425. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 817 (в ред. от 16 января 2007 г. № 15) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4590.

9. 10

11

13

14

15.

16. О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии: постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 (в ред. от 26 декабря 2011 г. № 1132) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2575.

17. Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалисти-ческих подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (с приложением Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-кри-миналистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, Перечня родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалисти-ческих подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации): приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 // Рос. газ. 2005. 30 авг.

18. Об организации использования эксперт-но-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации (с приложением Инструкции по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации, Правил ведения экспер-тно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации): приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 (в ред. от 30 декабря 2010 г. № 902).

19. Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 11 января 2009 г. № 7 (в ред. от 20 июля 2011 г. № 855).

20. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 28.

21. О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России и признании утратившим силу приказа МВД России от 10 июня 2009 г. № 445: приказ МВД России от 20 июля 2011 г. № 855.

22. Об утверждении Криминалистических требований Министерства внутренних дел Российской Федерации к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему: приказ МВД России от 20 сентября 2011 г. № 1020 // Рос. газ. 2011. 21 окт.

23. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: приказ МВД России от 14 июля 2012 г. № 696 // Рос. газ. 2012. 15 авг.

E-mail: [email protected]

S н и о X

Л

<

и

н «

:|5 О X

Л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а

С

<

bS S н

bS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

а С

к S а

О и н

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.