Научная статья на тему 'Проблемные вопросы подготовки экспертов экспертно-криминалистических подразделений МВД России'

Проблемные вопросы подготовки экспертов экспертно-криминалистических подразделений МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТ / ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОМИССИИ / EXPERT / EXAMINATION / FORENSIC UNIT / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / EXPERT-QUALIFICATION COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболевская С.И.

В ряде случаев экспертиза позволяет установить существенные элементы механизма совершения преступления и иные обстоятельства, которые не могут быть установлены при помощи других процессуальных действий. В связи с этим на эксперта возлагается огромная ответственность за правильность экспертных выводов. Для того чтобы дать качественное экспертное заключение, эксперт должен быть грамотным и всесторонне подготовленным в рамках своей экспертной специализации. В статье рассматриваются проблемы подготовки экспертов для получения права самостоятельного производства судебных экспертиз, а также подтверждения квалификации, предлагаются варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES CONCERNING THE TRAINING OF EXPERTS FOR THE FORENSIC UNITS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

In some cases, the examination allows to establish the essential elements of the mechanism of committing a crime and other circumstances that can not be established by other procedural actions. In this regard, the expert has a great responsibility for the correctness of expert conclusions. In order to give a qualitative expert conclusion, the expert should be competent and fully trained within the framework of his (her) expert specialization. The author of the article analyzes the problems of experts’ training for obtaining the right to independently conduct forensic examinations, as well as the confirmation of qualifications. The ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы подготовки экспертов экспертно-криминалистических подразделений МВД России»

Раздел 12. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов

СОБОЛЕВСКАЯ С.И., кандидат юридических наук, доцент, svetik2000@pisem.net Кафедра организации расследования преступлений и судебных экспертиз; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

SOBOLEVSKAYA S.I.,

Candidate of Legal Sciences,

associate professor,

svetik2000@pisem.net

Chair of crime detection and forensics;

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75,

Tyumen, 625049,

Russian Federation

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

МВД РОССИИ

Аннотация. В ряде случаев экспертиза позволяет установить существенные элементы механизма совершения преступления и иные обстоятельства, которые не могут быть установлены при помощи других процессуальных действий. В связи с этим на эксперта возлагается огромная ответственность за правильность экспертных выводов. Для того чтобы дать качественное экспертное заключение, эксперт должен быть грамотным и всесторонне подготовленным в рамках своей экспертной специализации. В статье рассматриваются проблемы подготовки экспертов для получения права самостоятельного производства судебных экспертиз, а также подтверждения квалификации, предлагаются варианты их решения.

Ключевые слова: эксперт; экспертиза; экспертно-криминалистическое подразделение; образовательные организации; дополнительное профессиональное образование; экспертно-квали-фикационные комиссии.

PROBLEMATIC ISSUES CONCERNING THE TRAINING OF EXPERTS FOR THE FORENSIC UNITS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In some cases, the examination allows to establish the essential elements of the mechanism of committing a crime and other circumstances that can not be established by other procedural actions. In this regard, the expert has a great responsibility for the correctness of expert conclusions. In order to give a qualitative expert conclusion, the expert should be competent and fully trained within the framework of his (her) expert specialization. The author of the article analyzes the problems of experts' training for obtaining the right to independently conduct forensic examinations, as well as the confirmation of qualifications. The ways of their solution are proposed.

Keywords: expert; examination; forensic unit; educational organizations; additional vocational education; expert-qualification commissions.

Образование является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Можно утверждать, что именно образование является системообразующим фактором национальной безопасности (как внешней, так и внутренней) государства, фактором его стабильности и развития.

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека декларирует право каждого

человека на образование*. Конституция Российской Федерации, являясь Основным Законом государства, закрепляет это право каждого человека в ст. 46.

Принятый в 2012 году Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании») также закрепляет данное право и содержит в себе

* Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. 1998. 10 дек.

основные положения, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование*.

В статье 2 ФЗ «Об образовании» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Таким образом, можно сформулировать цель образования в Российской Федерации, которой является обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества. Данная цель закономерно включает в себя ряд промежуточных задач, к которым можно отнести следующие:

- формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях;

- приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

- реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

- обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;

- подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества;

- социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений.

* Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. N 273-Ф3 // Рос. газ. 2012. 31 дек.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных ФЗ «Об образовании», организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Кроме этого, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Таким образом, в Российской Федерации созданы условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

ФЗ «Об образовании» является основным документом в данной сфере, иные нормативные правовые акты не должны противоречить содержащимся в нем положениям.

Однако нами еще в 2015 году в рамках мониторинга правоприменения в Российской Федерации** выявлено противо-

** Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (см.: Рос. газ. 2011. 25 мая) и Постановлением Правительства РФ от 19 авг. 2011 г. N 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» (см.: Рос. газ. 2011. 24 авг.).

речие указанному закону подзаконного нормативного акта, а именно Положения об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 9 января 2013 г. N 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России»*. И даже внесенные в данный приказ изменения от 9 января 2017 года не устранили выявленное противоречие.

Рассмотрим данную проблему более подробно. Условно весь процесс подготовки эксперта экспертно-криминалистиче-ского подразделения системы МВД России и дальнейшей его деятельности можно разделить на следующие этапы:

1) прием гражданина на должность эксперта;

2) получение права на самостоятельное проведение экспертных исследований;

3) подтверждение права на самостоятельное проведение экспертных исследований.

Итак, этап 1 - прием гражданина на должность эксперта экспертно-кримина-листических подразделений системы МВД России. На первый взгляд, вопросов по нему нет.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Профессиональная подготовка экспертов органов внутренних дел в насто-

* Рос. газ. 2013. 8 мая; URL: http://www.pravo. gov.ru

ящее время осуществляется в форме пятилетней очной подготовки специалистов высшей категории по специальности «Судебная экспертиза» в вузах системы МВД России (Московский университет МВД России им. К.Я. Кикотя, Санкт-Петербургский университет МВД России, Волгоградская академия МВД России и др.), а также в некоторых так называемых гражданских вузах. По окончании вузов специалисты могут работать в экспертных учреждениях, проводя экспертизы, как правило, по традиционным видам экспертиз (баллистика, трасология, почерковедение, техническое исследование документов, дактилоскопия и т.д.).

Образовательных организаций, готовящих таких специалистов по специальным видам экспертиз, в системе МВД практически нет (исключение - Восточно-Сибирский институт МВД России, где ведется подготовка экспертов по пожарно-технической и автотехнической экспертизам) [1, с. 5-6].

Допустим, гражданин подал заявление о приеме на работу на должность эксперта в ЭКЦ МВД России по специализации «Компьютерные экспертизы». Очевидно, что и высшее образование у него должно быть в данной области. Однако возникает вопрос: какое именно? Какой должен быть профиль направленности обучения? Например, Тюменский индустриальный университет готовит студентов по следующим специальностям: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника и 09.03.02 Информационные системы и технологии. По данным специальностям готовят студентов и другие вузы страны. Однако профильность обучения в разных вузах тоже отличается. Например, в рамках данной специальности предлагаются следующие профили обучения: информационные системы и технологии, информационные технологии в образовании, информационные технологии в дизайне, безопасность информационных технологий и другие. Такая же ситуация и по специальности 09.03.01 Информатика и вычислительная техника.

Возникает вопрос о том, можно ли принять гражданина на должность эксперта ЭКц МВД России, если он имеет специализацию «Информационные технологии в дизайне»? Согласно изложенным

в образовательном стандарте компетенциям значительное количество дисциплин преподается студентам по всем профилям обучения. Кроме того, на дисциплины отводится разное количество часов. Есть ли такие критерии отбора кандидатов на службу? До недавнего времени этот вопрос решался исключительно руководителем экспертно-криминалистического подразделения. Исходили из того, что базовый уровень у кандидата имеется, а в дальнейшем сотрудник будет проходить первоначальное обучение как по общеправовому направлению, так и по методикам проведения экспертных исследований. В настоящее время ситуация несколько изменилась. копии документов кандидата на службу отсылаются в г. Москву, в ЭКЦ МВД России, откуда приходит решение о том, можно ли принять на службу данного претендента на должность эксперта или нет. В связи с этим возникают следующие вопросы: по каким критериям оценивается кандидат и где эти критерии закреплены? Пока ответа на данный вопрос нет. Отдельным негативным моментом является временной критерий - время доставления документов почтой, а также время рассмотрения документов. Считаем, что данный вопрос нуждается в проработке, которая закономерно должна завершиться принятием нормативного документа, четко и логично регламентирующего все имеющиеся противоречия.

Если гражданин поступает на службу в органы внутренних дел на должность эксперта экспертно-криминалистического подразделения, его направляют в образовательные организации системы МВД России для прохождения профессиональной подготовки, где он получает общую правовую, физическую и иные виды первоначальной подготовки согласно рабочим программам, принятым в министерстве. Однако после завершения обучения эксперт еще не может самостоятельно проводить различные виды экспертиз, в связи с чем ему необходимо выполнить еще ряд требований и условий.

Этапы 2 и 3 тесно связаны между собой. И проблемы этих этапов также схожи, поэтому проанализируем их одновременно.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства

судебной экспертизы осуществляются экс-пертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Допустим, кандидат на службу был принят на должность эксперта. Чтобы получить право на самостоятельное производство судебных экспертиз, он должен пройти подготовку по конкретному виду экспертной специальности, установленному нормативными правовыми актами МВД России.

Приказом МВД России от 9 января 2013 г. N 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» утвержден Перечень экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводятся аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотр уровня самостоятельной подготовки экспертов.

Так, например, ряд судебных экспертиз содержит только одну экспертную специальность, а следовательно, и одно направление для подготовки, обучения и сдачи экзамена на право самостоятельного производства судебных экспертиз: дактилоскопической, баллистической, лингвистической, компьютерной и т.д. Но есть и судебные экспертизы, по которым имеется ряд экспертных специальностей, соответственно, чтобы «открыть» всю экспертизу, т.е. получить возможность самостоятельно проводить все ее разновидности, обучение необходимо проходить несколько раз, отдельно по каждой экспертной специальности. К таким экспертизам относятся: автотехническая - 4 экспертные специальности, биологическая экспертиза тканей и выделений человека - 4 экспертные специальности, медико-криминалистическая - 2 экспертные специальности, фоноско-пическая - 2 экспертные специальности. Экспертиза материалов, веществ и изделий содержит 12 экспертных специальностей.

С целью аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотра уровня квалификации

создаются и функционируют в порядке, установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Центральная экспертно-квалификационная комиссия Министерства внутренних дел Российской Федерации в Экспертно-кри-миналистическом центре Министерства внутренних дел Российской Федерации, экспертно-квалификационные комиссии управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, экспертно-квалификационные комиссии образовательных организаций системы МВД России, осуществляющих обучение по специальности «Судебная экспертиза».

Экспертно-квалификационные комиссии наделяются полномочиями по проведению аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз, пересмотру уровня квалификации, а также по предоставлению права самостоятельного участия в качестве специалистов в процессуальных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях.

Гражданин, принятый на должность эксперта экспертно-криминалистического подразделения МВД России, чтобы пройти аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз определенного вида, должен сначала пройти обучение по данному направлению. Исключение составляют выпускники образовательных организаций системы МВД России, осуществляющих обучение по специальности «Судебная экспертиза», которым право самостоятельного производства судебных экспертиз, а также участия в качестве специалистов в процессуальных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях присваивается по окончании данного учебного заведения.

По остальным претендентам возникает закономерный вопрос: где и в какой

форме будет проводиться обучение эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз определенного вида?

До недавнего времени этот процесс обучения проводился на местах в территориальных экспертно-криминали-стических подразделениях, следующим этапом было прохождение обучения в базовых (кустовых) экспертно-кримина-листических подразделениях либо в ЭКЦ МВД России и после этого претендент на право самостоятельного производства судебных экспертиз определенного вида представлял необходимые документы в экспертно-квалификационные комиссии. По этой же схеме фактически проходило и подтверждение экспертной квалификации, которое должно проводиться 1 раз в 5 лет. Однако именно эта схема обучения противоречит п. 1 ст. 17. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Экспер-тно-криминалистические центры МВД России и их структурные подразделения не являются образовательными организациями, следовательно, обучение сотрудников проводить не могут. Возникает закономерный вопрос: какие образовательные организации могут помочь в решении данной проблемы?

Как показывает практика, круг таких образовательных организаций весьма широк и зависит от местонахождения самого экспертно-криминалистического подразделения, а также от наличия в этих населенных пунктах (или в территориально близких) образовательных организаций, способных организовать и провести данное обучение.

В разных регионах складывается различная практика: договоры на оказание образовательных услуг заключаются как с образовательными организациями системы МВД России, так и с «гражданскими» вузами страны. И если в первом случае имеются некоторые гарантии грамотного понимания цели обучения, ее направленности на конечный результат - объективное и полное установление механизма

преступления, раскрытие и расследование преступлений, то к подготовке экспертов для системы МВД России в «гражданских» вузах, как нам представляется, могут возникнуть некоторые вопросы, выходящие, однако, за рамки данной статьи.

Так, согласно Концепции развития экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2016-2018 годы), утвержденной приказом МВД России от 24 ноября 2016 г. N 758, совершенствованию деятельности экс-пертно-криминалистического подразделений служит всестороннее и оперативное обеспечение потребностей органов внутренних дел и иных правоохранительных органов при эффективном применении современных экспертно-криминалистиче-ских средств и методов для осуществления мероприятий по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений*. Соответственно, необходимо четко понимать, для каких целей даются эти знания и как это может быть использовано. А это, как нам представляется, можно получить, применительно к теме обсуждения, именно в образовательных организациях системы МВД России. Обучение в образовательных организациях системы МВД России позволит реализовать одну из важных задач, которые стоят перед экспертно-криминалистическими подразделениями, - выполнение экспертных исследований, а также судебных экспертиз на уровне, позволяющем использовать их результаты в качестве действенной основы при формировании надежной доказательственной базы в ходе уголовного судопроизводства и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Необходимость обучения экспертов именно в образовательных организациях системы МВД России отстаивает и Т.В. Аверьянова, которая предложила «...оставив существующую подготовку экспертов специальных видов экспертиз,.. при вузах МВД, имеющих экспертные факультеты, открыть магистратуру, где в течение двух лет будут проходить обучение бакалавры, окончившие вузы по определенным специальностям (химики, физики, биологи и т.д.) в целях получения необходимых

* Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

юридических знаний, в первую очередь -основ судебной экспертизы» [1, с. 6].

Однако необходимо отметить, что одной из экономических составляющих решения рассматриваемого вопроса является расположение образовательных организаций системы МВД России, осуществляющих обучение по специальности «Судебная экспертиза», в европейской части страны. Достижение поставленных перед экспертно-криминалистическими подразделениями задач должно реализо-вываться на основе ряда факторов, в том числе экономии и сокращения расходования средств федерального бюджета в деятельности экспертно-криминалистических подразделений. Представляется, что возможным решением этой проблемы является предоставление возможности обучения в рамках повышения квалификации в организациях дополнительного профессионального образования МВД России, поскольку вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки относятся к их сфере деятельности. Так, в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России уже имеется положительный опыт проведения обучения экспертов в порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки. Данный процесс проходит во взаимодействии профессорско-преподавательского состава института с сотрудниками Экспер-тно-криминалистического центра УМВД России по Тюменской области.

Думается, что эта практика может быть успешно продолжена и развита. Так, можно использовать накопленный за рубежом опыт, заимствовать который предлагает В.Н. Хрусталев. Речь идет о системе контроля надежности проводимых экспертных исследований. В западных странах этим занимаются специальные подразделения (в Великобритании, например, - отдельная группа по контролю за качеством научного центра Министерства внутренних дел), которые систематически высылают региональным лабораториям образцы для контроля исследований, причем время от времени эти образцы высылаются через местные полицейские органы вместе с подлинными делами. Полученные результаты тщательно анализируются. Ежегодно каждый сотрудник проходит аттестацию по характеристикам, выдаваемым руководи-

телем сектора или отдела, а руководство судебно-экспертных учреждений с учетом результатов контроля качества производимых сотрудником исследований решает вопрос о его продвижении по служебной лестнице или расторжении трудового контракта. [2, с 150-152]. Думается, что такую практику можно внедрить, используя силы профессорско-преподавательского состава института.

А месторасположение института, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав позволят успешно решать поставленные задачи в плане подготовки экспертов ряда специализаций экспертно-криминалистических подразделений системы МВД России.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы и предложения по ряду проблем в рамках рассматриваемого вопроса:

1. На сегодняшний день так и не решена до конца проблема подготовки экспертов, дающей право самостоятельного производства судебных экспертиз, и порядка пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе

Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Нет нормативных актов, устанавливающих квалификационные требования к претенденту на должность эксперта в экспертное подразделение МВД России, получившему базовое высшее или среднее специальное образование.

3. Подготовку экспертов, дающую право самостоятельного производства судебных экспертиз, и пересмотр уровня их профессиональной подготовки целесообразно проводить в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4. одним из возможных вариантов решения вопросов подготовки экспертов, дающей право самостоятельного производства судебных экспертиз, и пересмотра уровня их профессиональной подготовки является предоставление возможности обучения в рамках повышения квалификации в организациях дополнительного профессионального образования МВД России, поскольку вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки относятся к их сфере деятельности.

Список литературы

1. Аверьянова Т.В. Некоторые проблемы совершенствования профессиональной подготовки слушателей вузов МВД // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. N 4-2. С. 3-9.

2. Хрусталев В.Н. Проблемы судебной экспертизы требуют своего разрешения // Судебная экспертиза. 2011. N 4. С. 148-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.