Научная статья на тему 'Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 1'

Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 1 Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
441
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУВЬ НА РЕЗИНОВОЙ ПОДОШВЕ / СЛЕДЫ НА ОДЕЖДЕ И КОЖЕ ПОТЕРПЕВШИХ / СПЕКТРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / FOOTWEAR ON A RUBBER SOLE / TRACES ON CLOTHES AND A SKIN OF VICTIMS / SPECTRAL METHODS OF RESEARCHES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сашко Сергей Юрьевич, Исаков В. Д., Лебедева Татьяна Вячеславовна

Произведена экспертная оценка повреждений и следов на теле и одежде потерпевших от ударов ногой, обутой в плотную обувь на резиновой подошве. Установлена возможность идентификации резиновой следообразующей поверхности подошвы обуви в качестве орудия травмы по привнесенным в зоны следов и повреждений химическим элементом, свойственным составу резины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сашко Сергей Юрьевич, Исаков В. Д., Лебедева Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert estimation of the damages on clothes and skin of the person

There was made an expert estimation of damages and traces on a body and clothes suffering from kicks in dense footwear on a rubber sole. There was established an opportunity to identify rubber surfaces of footwear as an instrument of trauma by the chemical elements peculiar to structure of rubber introduced in zones of traces and damages.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 1»

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

УДК 61

С. Ю. Сашко, В. Д. Исаков, Т. В. Лебедева

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ОДЕЖДЕ И КОЖНЫХ ПОКРОВАХ ЧЕЛОВЕКА

Сообщение 1

Бюро судебно-медицинской экспертизы ФГУЗ «КБ №122 им. Л. Г. Соколова ФМБА РФ», Санкт-Петербург

Бюро судебно-медицинской экспертизы Санкт-Петербурга

Повреждения, причиняемые тупыми предметами, являются наиболее распространенным видом механической травмы и занимают значительное место в судебно-медицинской практике. Повреждения этими предметами составляют 45-80% смертельной и 70-87% несмертельной травмы [1]. Примерно в половине случаев повреждения тупыми предметами наносятся орудиями естественной защиты — руками или ногами, в том числе обутыми в плотную обувь на резиновой подошве [2]. Следует отметить, что в настоящее время в судебно-медицинской практике достаточно часто встречаются случаи смертельной травмы, связанные с повреждениями от ударов носковой частью обуви по телу пострадавшего. А. Н. Белых [3] указывает, что удары стопой обутой ноги могут привести к разнообразным по объему и характеру повреждениям: от поверхностных ссадин и кровоподтеков до переломов костей черепа, верхних и нижних конечностей, ребер, а также разрывов внутренних органов.

В связи со сложностью диагностики этих повреждений судебные медики при проведении подобных экспертиз испытывают определенные трудности и не могут достоверно установить характер и особенности травмирующей поверхности предмета. Новые диагностические возможности открываются при определении химического состава следообразующей поверхности предмета травмы. Однако, многие вопросы судебно-медицинской идентификации следов-наложений и следов-повреждений на одежде и теле потерпевших, причиненные различными моделями обуви на резиновой подошве, до настоящего времени остаются малоизученными. Как это доказано проведенными ранее исследованиями [4-6], одним из важнейших доказательств факта причинения повреждений предметом с резиновой следообразующей поверхностью может служить установление материала травмирующей поверхности указанных предметов в области следов-наложений на коже и одежде пострадавших. Установлена частота выявления повышенного содержания химических элементов в следах и повреждениях на биологических и небиологических объектах от ударов носковой частью военных и специальных фасонов обуви по отношению к контрольным образцам, что представлено в табл. 1.

Данные проведенного эмиссионно-спектрального анализа следов на одежде и кожных лоскутах трупов подтвердили вышеуказанные результаты. Кроме того, в части

© С. Ю. Сашко, В. Д. Исаков, Т. В. Лебедева, 2010

Таблица 1. Частота случаев выявления повышенного содержания химических элементов в следах и повреждениях на биологических и небиологических объектах (усредненные данные в %)

Наименование изучаемого предмета Элементы

Ъп Ре N1 Са

Повреждения на биологических объектах сапогом военного фасона 100 100 50 -

Повреждения на небиологических объектах сапогом военного фасона 100 100 30 70

Повреждения на биологических объектах ботинком типа «Темп» 90 100 70 3

Повреждения на небиологических объектах ботинком типа «Темп» 90 - - -

следов (до 50%), были выявлены также магний, марганец, кремний и алюминий — химические элементы, входящие в состав изученных образцов резиновой подошвы обуви.

В связи с тем, что повреждения на кожных покровах и одежде пострадавших причиняются не только обувью военного образца, целью данного исследования было установление особенностей повреждений различными моделями обуви гражданских образцов, а также установление возможности идентификации резиновой следообразующей поверхности спектральными методами, в том числе и при различных сроках хранения объектов.

Методы. Исследовали образцы резиновой подошвы указанных моделей обуви, а также следы на хлопчатобумажных тканях белого, черного цвета, синей синтетической ткани и на кожных лоскутах от трупов мужского и женского пола в возрасте 36-75 лет, изъятых с областей бедер в течение не более суток после смерти.

Следы получали путем ударного контактного взаимодействия носковой части исследуемой модели обуви с тканью одежды, находящейся на бедре биоманекена, а также с кожными покровами биоманекена. Ткани со следами хранили в течение шести месяцев в закрытом помещении при комнатной температуре воздуха. Всего произведено более 500 объект-исследований.

Нами подвергнуты изучению следообразующие поверхности различных моделей обуви на резиновой черной подошве, а именно:

1. Демисезонный мужской ботинок отечественного производства, носковая часть которого по форме приближалась к П-образной с длиной горизонтальной части 5 см, шириной до 2 см. Толщина резиновой подошвы составляла 1 см.

2. Зимний мужской ботинок импортного производства, носковая часть которого была овальной формы с длиной дуги 10 см, шириной до 3,5 см и толщиной подошвы 1,2 см.

3. Демисезонная женская туфля импортного производства, носковая часть которой была удлиненной конфигурации, неправильно П-образной формы, длиной горизонтальной части 2,0 см, шириной 0,8 см с резиновой подошвой толщиной до 0,5 см и до 0,2 см в следообразующей части.

4. Зимний женский полусапог отечественного производства с овальной формой носковой части, длина дуги которой составляла 8 см, ширина 4 см, толщина подошвы — 2 см. Подошва была наборной и состояла, в свою очередь, из четырех параллельных слегка выступающих фрагментов толщиной от 0,4 до 0,2 см с достаточно выраженными краями и наличием вертикального шва средней части следообразующей поверхности.

Следы наложений и повреждений на биологических и небиологических объектах исследовали стандартными медико-криминалистическими методами, а также спектральными: 1 — методом рентгеноспектрального флуоресцентного анализа (РФА) с использо-

ванием спектрометра «Спектроскан LF» в диапазоне длин волн 900-2000 мА с регистрацией интенсивности обнаруженных спектров ^ импульсов /сек.) и вычислением ошибки измерений (ZN 0,5) [7]; 2 — методом эмиссионного спектрального анализа (ЭСА) с применением кварцевого спектрографа «ИСП-30» [8]. Для сравнения количественного содержания химических элементов, выявленных в следах с контрольными образцами кожи и тканей, проводилась статистическая обработка результатов фотометрирования с вычислением коэффициента статистической достоверности— «Т». Указанными выше спектральными методами исследовались также образцы резины изучаемых моделей обуви и контрольные образцы объектов. Для объективизации выводов применялись методы сравнительного анализа и экспертных оценок.

Результаты исследования и обсуждение. Результаты исследования образцов резиновой подошвы разных моделей обуви методом РФА представлены в табл. 2.

Таблица 2. Маркирующие элементы химического состава образцов резиновой подошвы различных моделей обуви, установленные методом РФА

Наименование объекта Содержание химических элементов

Ъп 1438 мА Ре 1936 мА

Образец резины демисезонного мужского ботинка 2474 312

Образец резины зимнего мужского ботинка 654 156

Образец резины демисезонной женской туфли 1055 176

Образец резины женского зимнего полусапожка 1488 303

Методом ЭСА в образцах резины кроме основных элементов — цинка и железа, установлены примеси кальция, кремния, алюминия, магния и марганца.

Сравнительный анализ результатов исследования образцов резины спектральными методами показал идентичность качественного химического состава для гражданских образцов обуви. Отличительной особенностью химического состава резиновой подошвы военных и специальных фасонов обуви (кирзовый сапог, ботинки сотрудников подразделений МВД РФ) является наличие никеля.

На светлых хлопчатобумажных и синтетических тканях в большинстве случаев были получены следы серого и черного цвета различной интенсивности иногда с четкими, иногда с расплывчатыми границами, которые, в зависимости от формы и размеров следообразующей поверхности носковой части обуви, имели следующие особенности:

1. Следы от ударов демисезонным мужским ботинком отечественного производства— полосовидной или приближающейся к ней формы длиной от 2 до 4 см, шириной от 0,5 до 0,8 см.

2. Следы от ударов зимним мужским ботинком импортного производства — полосовидной или слегка дугообразной формы с четкими верхней и нижней границами шириной 1,1—1,2 см, длиной от 4 до 4,8 см.

3. Следы от ударов женской демисезонной туфлей импортного производства — линейной или приближающейся к ней формы длиной от 1,3 до 1,5 см, шириной 0,2 см. Указанные следы часто располагались на фоне полосовидного участка наложения сероватого инородного вещества с нечеткими границами длиной до 1,6 см, шириной до 0,8 см.

4. Следы от ударов женским зимним полусапожком представляли собой участки полосовидных параллельных наложений шириной от 0,2 до 0,4 см и наличием вертикально расположенного линейного участка шириной менее 0,1 см. Указанные следы были расположены на участках общими размерами от 3,5x1,8 см до 4,5х2,0 см.

Таблица 3. Усредненные результаты исследований всего модельного ряда биологических объектов методом РФА

Наименование объекта Химические элементы

Ъп 1438 мА Ре 1936 мА

След на кожном лоскуте 136±23 121±22

Контрольный образец кожи 81±18 62±16

На тканях черного цвета и коже трупов следы были практически не различимы. Отмечались лишь участки вдавления ткани и кожи полосовидной или овальной формы без четких границ. При этом следы вдавления на биологических объектах исчезали через короткий промежуток времени.

Общепринятые медико-криминалистические методы, в частности контактно-диффузионный и рентгенологический, оказались не эффективными для выявления металлов в следах. Визуализация следов на тканях черного цвета с помощью исследования в инфракрасных лучах в большинстве случаев оказалась неубедительной. При непосредственной стереомикроморфоскопии в зонах следов на небиологических и биологических объектах выявлялись наложения инородного вещества серого цвета различной интенсивности, а также, в редких случаях, отдельные инородные микрочастицы черного цвета различных форм, похожие на частицы резины. В зонах следов-повреждений на небиологических объектах отмечались примятость тканей, спутанность волокон, что является характерным для механического воздействия твердым тупым предметом.

Спектральным методам исследования было подвергнуто по 5 участков ткани (белая и черная хлопчатобумажная, синтетическая), а также 5 кожных лоскутов от трупов со следами от ударного воздействия носковой частью демисезонного мужского ботинка (в связи с идентичностью экспертной оценки химического состава образцов резины всех изучаемых моделей обуви).

При исследовании методом РФА во всех следах на кожных лоскутах от трупов было обнаружено содержание цинка и железа, которое оказалось статистически достоверно повышенным по отношению к контролю в 75% случаев (табл. 3).

При исследовании методом ЭСА в 100% случаев выявлено статистически достоверно повышенное по отношению к контролю содержание алюминия и в 50% случаев содержание кремния.

При нанесении ударов по коже биоманекена через хлопчатобумажную ткань (табл. 4) повышенного содержания маркирующих элементов на кожном лоскуте не отмечалось.

Таблица 4. Результаты исследования кожного лоскута методом РФА при нанесении повреждения через ткань одежды

Наименование объекта Химические элементы

Ъп 1438 мА Ре 1936 мА

Кожный лоскут после удара через х/б ткань 112±21 76±17

Контрольный образец кожи 81±18 62±16

При исследовании методом РФА следов на белой хлопчатобумажной ткани статистически достоверно повышенное по отношению к контролю содержание цинка и железа отмечено в 60% случаев (табл. 5).

Таблица 5. Усредненные результаты исследования всего модельного ряда следов на белой хлопчатобумажной ткани методом РФА

Наименование объекта Химические элементы

Ъп 1438 мА Ре 1936 мА

Поверхность следа-наложения 173І25 120І22

Контроль ткани 88І19 76І17

Исследование объектов методом ЭСА подтвердило указанные выше данные, выявив повышенное содержание алюминия в 40% случаев и кальция в 80% случаев.

При исследовании методом РФА следов на черной хлопчатобумажной ткани статистически достоверно повышенное содержание цинка по отношению к контролю составило 80% случаев и железа в 60% случаев (табл. 6).

Таблица 6. Усредненные результаты исследования методом РФА всего модельного ряда следов на черной хлопчатобумажной ткани

Наименование объекта Химические элементы

Ъп 1438 мА Ре 1936 мА

Поверхность следа-наложения 134І23 148І24

Контроль ткани 81±18 82І18

Данные проведенного методом ЭСА исследования подтвердили указанные выше результаты, выявив повышенное количество железа в 50% случаев и повышенное количество алюминия, кальция, кремния, марганца и магния в 20% следов.

Следует отметить, что вследствие технических особенностей метода ЭСА, при наличии в пробах натрия и кальция наиболее чувствительные линии цинка не разрешаются с сильными линиями вышеуказанных элементов.

При исследовании методом РФА следов на синтетической ткани наличие цинка и железа определялось во всех следах, однако статистически достоверно повышенное количество указанных элементов по отношению к контролю установлено в 20% случаев.

Исследованием методом ЭСА установлено повышенное содержание кремния в 20% случаев.

При хранении небиологических объектов в течение 6 месяцев методом РФА выявлялось повышенное количество цинка и железа в следах по отношению к контрольному образцу тканей (табл. 7).

Таким образом, проведенными исследованиями установлена идентичность качественного химического состава резиновой подошвы различных моделей «гражданских» образцов обуви, маркирующими элементами которых являются цинк и железо, а также примеси кальция, кремния, алюминия, магния и марганца. Отличительной особенностью химического состава обуви «военного» образца является наличие никеля, что может быть использовано в качестве дифференциально-диагностического признака при обнаружении повышенного количества вышеуказанного элемента в следах от ударов по биологическим и небиологическим объектам ногой, обутой в различные образцы обуви.

Усредненные результаты проведенных спектральных исследований кожных лоскутов, белой и черной хлопчатобумажной ткани убедительно свидетельствуют, что в сле-

Таблица 7. Результаты исследования методом РФА следов на белой хлопчатобумажной ткани при хранении объекта до 6 месяцев

Наименование объекта Химические элементы

Ъп 1438 мА Ре 1936 мА

След на ткани через 1 месяц хранения 145І24 125І22

След на ткани через 3 месяца хранения 149І24 117І22

След на ткани через 6 месяцев хранения 157І25 118І22

Контроль ткани 88І19 76І17

дах от удара носковой частью обуви «гражданского» образца на резиновой подошве (мужской демисезонный полуботинок) выявляется достоверно повышенное по отношению к контролю содержание цинка, железа, а также, в части случаев, алюминия, кальция, кремния, магния и марганца, что позволяет дифференцировать следообразующую резиновую поверхность как таковую даже при визуально неразличимых следах.

При хранении небиологических объектов в течение 6 месяцев в следах сохраняется повышенное количество цинка и железа. Таким образом, длительное хранение объектов в замкнутом помещении при комнатной температуре не влияет на результаты вышеуказанных исследований.

Результаты проведенных исследований расширяют дифференциально-диагностические возможности судебно-медицинских экспертов при производстве экспертиз, касающихся повреждений ногой, обутой в различные образцы «гражданской» обуви на резиновой подошве. Это связано прежде всего с идентификацией резиновой следообразующей поверхности предметов травмы по привнесенным в зоны следов и повреждений химических элементов, свойственных составу резины подошвы обуви. В ряде случаев морфологические особенности следов на тканях одежды (форма, размеры, характерные особенности) позволяют дифференцировать конкретный образец обуви.

Полученные данные доказывают необходимость медико-криминалистических исследований повреждений и следов на кожных покровах и одежде пострадавших с целью установления возможности их причинения ногой, обутой в плотную обувь на резиновой подошве. Такие исследования уже внедрены и успешно используются в нашей экспертной практике.

Литература

1. Избранные лекции по судебной медицине и криминалистике / Под ред. В. Д. Исакова. СПб., 1997. С. 53-76.

2. Попов В. Л. и др. Повреждения, причиненные тупыми предметами. СПб., 1999.

3. Белых А. Н. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных действиями невооруженного человека: Дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 1993. 247 с.

4. Сашко С. Ю. Судебно-медицинская характеристика повреждений, причиненных тупыми предметами с резиновой следообразующей поверхностью: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2000. 16 с.

5. Сашко С.Ю., Круть М. И., Лебедева Т. В. Диагностические возможности установления предмета травмы с помощью медико-криминалистических методов исследований. Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы трупа // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию СПб ГУЗ «Бюро судебномедицинской экспертизы» / Под ред. В. А. Клевно и В. Д. Исакова. СПб., 2008. С. 136-139.

6. Сашко С. Ю., Круть М. И., Лебедева Т. В. К возможности установления обуви на резиновой подошве в качестве орудия смертельной травмы // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию СПб ГУЗ «Бюро судебномедицинской экспертизы» / Под ред. В. А. Клевно и В. Д. Исакова. СПб., 2008. С. 139-144.

7. Олейник В. Н., Попов В. Л. Использование метода рентгеноспектрального флуоресцентного анализа (РСФА) при проведении медико-криминалистических и судебно-химических экспертиз // Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской службы РФ (Материалы V Всероссийского съезда судебных медиков). М.; Астрахань, 2000. С. 292-293.

8. Назаров Г. Н., Макаренко Т. Ф. Методы спектрального анализа в судебной медицине. М.: МНПП ЭСИ. 1994. 359 с.

Статья поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.