Научная статья на тему 'Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 3'

Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 3 Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДЫ ПРОТЕКТОРОВ ШИН / ЛЕГКОВЫЕ И ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / СПЕКТРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / TRACES OF PROTECTORS OF TRUNKS / AUTOMOBILE AND LORRIES / SPECTRAL METHODS OF RESEARCHES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сашко С. Ю., Исаков Владимир Дмитриевич, Лебедева Т. В.

Изложены результаты экспериментального исследования по изучению вопроса судебномедицинской дифференциальной диагностики следов протектора шин легкового и грузового автомобилей на тканях одежды и кожных покровах человека. В результате проведенного исследования установлена возможность определения спектральными методами следов протектора шин при перекатывании различными автомобильными средствами через имитаторы тканей одежды и кожные лоскуты от трупов по привнесенным химическим элементам, входящим в состав резины автошин далее в случаях визуально неразличимых следов. Кроме того, количественная оценка эмиссионно-спектрального исследования биологических и небиологических объектов позволяет дифференцировать следы протекторов от перекатывания шин грузовых и легковых автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сашко С. Ю., Исаков Владимир Дмитриевич, Лебедева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert estimation of damages on clothes and integuments of the person

Results of an experimental research on studying a question are stated is judicial-medical differential diagnostics of traces of a protector of trunks of automobile and cargo cars on fabrics of clothes and integuments of the person. As a result of carried out research the opportunity of definition is established by spectral methods of traces of a protector of trunks at crossingfmoving by various automobile means through simulators of fabrics of clothes and skin rags from corpses on the introduced chemical elements which are a part of rubber of auto trunks even in cases of visually indiscernible traces. Besides the quantitative estimation spectral researches of biological and not biological objects allows to differentiate traces of protectors from established trunks cargo and cars.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 3»

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

УДК 61

С. Ю. Сашко, В. Д. Исаков, Т. В. Лебедева

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ОДЕЖДЕ И КОЖНЫХ ПОКРОВАХ ЧЕЛОВЕКА.

Сообщение 3

Бюро судебно-медицинской экспертизы ФГУЗ «КБ № 122 им. Л. Г. Соколова ФМБА России», Санкт-Петербург

Как на это указывает ряд авторов [1, 2, 3], судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы — одна из наиболее важных, сложных и актуальных проблем теории и практики судебной медицины. Постоянное увеличение парка автомобильного транспорта и числа жертв при автомобильных происшествиях привело в последние годы к значительному возрастанию количества проводимых в этих случаях экспертиз. По данным С. А. Якунина [4], показатель смертности граждан России при ДТП один из самых высоких среди стран Европы и в 1,5 раза больше, чем в США.

При переезде тела человека колесами автотранспортного средства возможно образование специфических следов-повреждений и следов-наложений на теле и одежде от рельефа протектора. При отображении в этих следах частных признаков иногда можно идентифицировать конкретную шину. Однако, след далеко не всегда передает форму, рельеф и размеры элементов, составляющих рисунок протектора, что зависит от эластичности кожных покровов тела и шины, посмертных изменений, веса автомобиля, скорости его движения, деформации материала одежды и других причин. В ряде случаев след протектора и вовсе отсутствует на преграде, а обнаруженные повреждения не могут служить доказательством даже транспортной травмы как таковой. Указанные обстоятельства в значительной степени затрудняют определение модели шины, вида автомобиля и механизма травмы. Кроме того, установить вид автотранспортного средства (грузовая, легковая) по объему повреждений на трупе в ряде случаев также затруднительно.

В связи с вышеуказанным, первостепенное значение имеет совершенствование судебно-медицинской диагностики автомобильной травмы, выработка новых, научно обоснованных экспертных критериев, позволяющих объективно решить ряд вопросов, относящихся к механизму повреждений, в частности возникающих при перекатывании колесами автомобильного транспорта.

Материалы и методы исследования. Исследовали образцы шин отечественного и импортного производства легковых и грузовых автомобилей, а также следы протекторов шин на хлопчатобумажных тканях различных цветов, синтетической ткани и кожных лоскутов, изъятых от трупов мужского и женского пола в возрасте 20-79 лет в течение не более суток после смерти.

© С. Ю. Сашко, В. Д. Исаков, Т. В. Лебедева, 2010

Следы протекторов получали путем перекатывания колесом легкового и грузового автомобиля через муляж нижней конечности человека с прикреплением к нему тканей одежды и кожных лоскутов от трупа. Условия эксперимента были стандартные: муляж находился на твердой поверхности (асфальт), скорость движения автомобильных средств составляла 40 км/час. Перекатывание производили легковым автомобилем «ВАЗ-2105» с шиной отечественного производства «Амтел-Воронеж» 175/60И.13, легковым автомобилем «Ниссан-Примера» с шиной импортного производства «Конти-тенталь» 175/70И14, грузовым автомобилем «ГАЗ-3307» с шиной отечественного производства «Омск-шина» 195/70И.20 и шиной импортного производства—«Мишелин» 205/70И.18. Масса легковых автомобилей составила около 900 кг каждого, грузовика — 3750 кг.

Следы проекторов исследовали стандартными медико-криминалистическими методами, а также спектральными: рентгенофлуоресцентной спектрометрией (РФА) [5] с использованием спектрометра «Спектроскан ЬЕ» в диапазоне волн 827-3131 мА с регистрацией интенсивности обнаруженных спектров в импульсах/сек и вычислением погрешности измерения 2№5, а также методом эмиссионного спектрального анализа (ЭСА) [6] с использованием кварцевого спектрографа ИСП-30 методом полуколиче-ственной оценки содержания в образцах химических элементов, а также с количественной оценкой содержания элементов в пробах по методике доверительных интервалов. Для дифференциальной диагностики следов от колеса грузового и легкового автомобиля произведена сравнительная количественная оценка содержания химических элементов в образцах со следами протекторов и содержанием такового в контрольных образцах. С указанной целью вычислялись коэффициенты — отношение усредненного количества каждого химического элемента в образцах со следами протекторов к таковому в контрольных образцах с учетом погрешности вычислений [7].

Статистическая обработка результатов исследований показала, что достоверная разность величин К1 и К11 отмечается, если К1>К11 на 0,15 при величине погрешности измерений <0,1 (Т>3) [8].

По указанной методике проведено также исследование следов протекторов автошин на светлых хлопчатобумажных тканях методом «слепого» эксперимента. Произведено 430 объект-исследований.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования образцов резины шин методом РФА представлены в табл. 1.

В результате рентгено-флуоресцентного исследования в зольных остатках резины грузовых и легковых шин отечественного и импортного производства установлено наличие цинка с примесями железа.

При эмиссионно-спектральном анализе вышеуказанных образцов резины состав образцов был представлен цинком с примесями кремния, магния, кальция, железа, алюминия, марганца и меди.

Таким образом, по качественному составу все исследованные образцы резины легковых и грузовых шин отечественного и импортного производства идентичны друг другу.

На светлых хлопчатобумажных и синтетических тканях в большинстве случаев были получены следы серого цвета различной интенсивности, в части случаев в виде рисунка, отображающего элементы протектора шины колеса, в части — в виде полос шириной от 13 см до 18 см или отдельных штрихов, расположенных в различных плоскостях. Границы следов в большинстве случаев были нечеткими. На тканях черного цвета и коже трупов следы были практически не различимы, а отмечались лишь участки вдавления ткани и кожи, частично отображавшие рисунок протектора.

Таблица 1. Маркирующие элементы химического состава различных автомобильных шин

Объекты исследования Ре 1938 м А 1936 м А

Грузовые шины Резина отечественного производства Образец № 1 (Омск-шина) 241 52171

Образец № 2 (Нижнекамск-шина) 225 51854

Образец №3 (Амтел) 300 54793

Резина импортного производства Образец № 1 (Мишелин) 373 46376

Образец № 2 (Нокиан) 522 63525

Образец №3 (Барум) 277 40152

Легковые шины Резина отечественного производства Образец № 1 (Амтел) 242 39336

Образец № 2 (Омск-шина) 275 34351

Образец №3 (Матадор) 637 42993

Резина импортного производства Образец № 1 (Континенталь) 325 45061

Образец № 2 (Гоодиар) 254 33092

Образец №3 (Тигр) 267 26811

Общепринятые медико-криминалистические методы, в частности контактно-диффузионный и рентгенологический, оказались неэффективными для выявления металлов в следах. Визуализация следов на тканях черного цвета с помощью исследований в инфракрасных лучах в большинстве случаев оказалась неубедительной.

При непосредственной стереомикроморфоскопии в зонах некоторых следов на биологических и небиологических объектах выявлялись наложения инородного вещества серого цвета различной интенсивности, а также отдельные инородные микрочастицы черного цвета, различных форм, похожие на частицы резины.

При рентгенофлуоресцентной спектрометрии во всех следах протектора на кожных лоскутах от трупов обнаружено содержание цинка и железа, которое оказалось статистически достоверно повышенным по отношению к контрольным образцам: в следах протектора колеса отечественного производства легкового автомобиля — в 60% случаях (по содержанию цинка) и в 100% случаев (по содержанию железа); в следах протектора колеса импортного производства легкового автомобиля — в 40% случаев (по содержанию цинка) и в 100% случаев (по содержанию железа); в следах протектора колеса отечественного производства грузового автомобиля — в 60% случаев (по содержанию цинка) и в 100% случаев (по содержанию железа); в следах протектора колеса импортного производства грузового автомобиля — в 40% случаев (по содержанию цинка) и в 100% случаев (по содержанию железа).

Усредненные результаты исследований всего модельного ряда методом РФА отражены в табл. 2.

Как показывают результаты проведенных исследований в следах, отмечается повышенное содержание цинка и железа. Содержание железа статистически достоверно повышено во всех усредненных данных, повышенное содержание цинка статистически

№ п/п Объекты исследований Химические элементы

Хп 1436 мА Ре 1938м А

1 След протектора легкового а/м отечественного производства 399І39 341І36

2 След протектора легкового а/м импортного производства 360І37 370І39

3 След протектора грузового а/м отечественного производства 395І39 453І43

4 След протектора грузового а/м импортного производства 366І37 519І45

5 Контрольный образец кожи трупа человека 313І35 142І24

достоверно для усредненных данных по следам протектора грузового и легкового автомобиля отечественного производства.

При исследовании объектов методом эмиссионного спектрального анализа повышенное содержание железа по отношению к контролю составило от 60% до 100% случаев, магния, кальция и кремния от 90% до 100% случаев, алюминия и марганца от 80% до 100% случаев. Обнаружение цинка в 40% случаев может быть объяснено техническими особенностями исследования, при которых наиболее чувствительные линии цинка не разрешаются с сильными линиями элементов натрия и кальция, имеющимися в пробах.

При перекатывании кожных лоскутов колесами импортного и отечественного производства легковых и грузовых автомобилей через хлопчатобумажную ткань повышения содержания элементов не обнаружено. Лишь в одном случае методом эмиссионно-спектрального анализа установлено повышенное содержание кремния, марганца и меди по отношению к контролю кожи.

Указанными выше спектральными методами были исследованы и следы протекторов на тканях одежды.

Усредненные результаты исследований всего модельного ряда методом РФА представлены в табл. 3, 4.

Повышенное содержание в следах протекторов железа на белой хлопчатобумажной ткани было статистически достоверным в 50% случаев при перекатывании колесом импортного производства и в 33% случаях при перекатывании колесом отечественного производства через синтетическую ткань. В остальных экспериментах повышенное содержание железа было статистически достоверно в 100% случаев.

Достоверно повышенное содержание цинка в следах протекторов отмечалось до 30% случаев. Обращает на себя внимание статистически достоверно повышенное содержание цинка (до 70% случаев) при исследовании зольных остатков проб со следами перекатывания колеса отечественного производства через черную, хлопчатобумажную и синтетическую ткани.

Во всех случаях, за исключением следов протектора шины грузового колеса импортного производства на синтетической ткани, импортного и отечественного производства на черной хлопчатобумажной ткани отмечалось повышенное относительное количество цинка по отношению к контрольным образцам тканей. Статистически достоверным оказалось повышенное количество железа по усредненным данным всех модельных рядов по отношению к контрольным образцам тканей.

№ п/п Объекты исследований Химические элементы

Хп 1436 мА Ре 1938мА

1 След протектора шины легкового а/м отечественного производства на белой х/б ткани 94І27 287І50

2 След протектора шины легкового а/м импортного производства на белой х/б ткани 71І25 154І36

3 Контрольный образец белой х/б ткани 41±17 89І28

4 След протектора шины легкового а/м отечеств, производства на синтетической ткани 100І29 140І34

5 След протектора шины легкового а/м импортного производства на синтетической ткани 90І27 189І41

6 Контроль синтетической ткани 66І24 97І29

7 След протектора шины легкового а/м отечественного производства на черной х/б ткани 55І25 293І50

8 След протектора шины легкового а/м импортного производства на черной х/б ткани 73І25 152І36

9 Контрольный образец черной х/б ткани 42І19 63І23

Таблица 4- Среднее относительное количество химических элементов в следах протекторов грузовых колес на различных тканях одежды

№ п/п Объекты исследований Химические элементы

Хп 1436 мА Ре 1938мА

1 След протектора шины грузового а/м отечественного производства на белой х/б ткани 364І38 630І49

2 Контроль белой х/б ткани 261І32 89І18

3 След протектора шины грузового а/м импортного производства на белой х/б ткани 313І35 1071І65

4 Контроль белой х/б ткани 211±29 127І23

5 След протектора шины грузового а/м отечеств, производства на синтетической ткани 425І39 556І46

6 Контроль синтетической ткани 226І30 74І25

7 След протектора шины грузового а/м импортного производства на синтетической ткани 80І18 116І21

8 Контроль синтетической ткани 80І18 68І16

9 След протектора шины грузового а/м отечественного производства на черной х/б ткани 117І21 144І24

10 След протектора шины грузового а/м импортного производства на черной х/б ткани 130І22 146І24

11 Контроль черной х/б ткани 84І18 93І19

При эмиссионно-спектральном анализе в следах протектора на тканях было обнаружено повышенное по сравнению с контролем, содержание железа от 60% до 100% случаев (в зависимости от вида ткани), магния и алюминия от 80% до 100%, кальция от 20% до 100% случаев, марганца от 30% до 80% случаев и меди в 50% случаев.

Для дифференциальной диагностики следа от колеса легкового и грузового автомобиля произведена сравнительная количественная оценка содержания химических элементов в образцах методом вычисления коэффициентов. Результаты вычислений представлены в табл. 5, 6.

Таблица 5. Усредненные значения коэффициентов для различных химических элементов при перекатывании колесами легкового автомобиля

Объект исследования Цифровые значения коэффициентов для различных химических элементов

Ре А1 Са м8 & Мп

Кожные покровы трупов 1,5±0,07 1,3±0,04 - - 1,4±0,06 1,0±0,01

Хлопчатобумажные ткани белого цветя 2,5±0,1 1,8±0,09 1,0±0,02 1,3±0,02 . .

Хлопчатобумажные ткани черного цветя 1,2±0,05 0,7±0,01 _ 0,6±0,01 _ 1,3±0,03

Таблица 6. Усредненные значения коэффициентов для различных химических элементов при перекатывании колесами грузового автомобиля

Объект исследования Цифровые значения коэффициентов для различных химических элементов

Ге А1 Са м8 & Мп

Кожные покровы трупов 2,6±0,1 5,0±0,2 - - 6,3±0,2 2,4±0,1

Хлопчатобумажные ткани белого цвета 8,2±0,24 5,2±0,21 3,1±0,08 3,0±0,06 . .

Хлопчатобумажные ткани черного цвета 2,8±0,12 1,7±0,05 _ 2,3± 0,1 _ 1,6±0,08

Результаты вычислений показывают достоверное (Т>3) и значительное превышение коэффициентов по всем исследованным элементам в следах протекторов грузовых автомобилей над таковыми в следах протекторов легковых автомобилей.

При сравнительном анализе вычисленных коэффициентов для следов протекторов на синтетических тканях статистически достоверного превышения коэффициентов для грузовых автошин над легковыми не установлено.

Произведена проверка возможности дифференциальной диагностики следов протекторов грузового и легкового автотранспортных средств на светлых хлопчатобумажных тканях методом «слепого» эксперимента. Для анализа были представлены вычисленные методом доверительных интервалов количественные характеристики различных химических элементов для 6-и объектов при эмиссионном спектральном анализе. По указанным данным вычислялись коэффициенты для различных химических элементов. Результаты вычислений представлены в табл. 7.

Совокупный анализ полученных результатов с учетом усредненных значений коэффициентов, указанных в таблицах 5, 6, позволил определить, что следы № 1-3 образовались в результате перекатывания колес грузового автотранспорта, а следы № 4-6 —

Объект исследования Цифровые значения коэффициентов для различных химических элементов

Ре А1 Са Mg

След № 1 4,7±0,11 5,1±0,17 2,8±0,04 7,0±0,25

След № 2 6,0±0,23 6,0±0,21 3,3±0,06 6,0±0,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

След №3 5,4±0,12 3,2±0,07 2,8±0,07 4,5±0,1

След №4 1,8±0,04 1,4±0,03 1,8±0,03 1,3±0,02

След № 5 1,3±0,02 1,7±0,04 1,4±0,02 1,3±0,03

След № 6 1,9±0,03 1,8±0,03 2,4±0,05 1,6±0,04

от перекатывания колесами легковых автомобилей. В представленном впоследствии акте спектральных исследований действительно следы № 1-3 относились к автошинам грузовых автомобилей, а следы № 4-6 были получены при перекатывании колесами легкового автотранспорта.

Выводы

1. Качественный элементный состав всех исследованных образцов резины легковых и грузовых шин отечественного и импортного производства идентичен и представлен цинком с примесями кремния, магния, кальция, железа, алюминия, марганца и меди.

2. Дифференцировать следы от протекторов легковых и грузовых шин (легкового и грузового автотранспортного средства) на биологических и небиологических объектах стандартными медико-криминалистическими методами не представляется возможным.

3. Во всех следах протекторов колес легковых и грузовых автомобилей на кожных лоскутах от трупов рентгенофлуоресцентной спектрометрией выявляется повышенное по отношению к контрольным образцам кожи относительное содержание элементов цинка и железа, которое при усреднении данных в 20-100% случаев является статистически достоверным.

4. Усредненное количество привнесенных в следы протектора грузовых шин при перекатывании кожных лоскутов элементов железа, алюминия, марганца и кремния достоверно превышает таковое в следах протектора легковых шин, что может быть установлено при вычислении специальных коэффициентов по результатам количественной оценки эмиссионно-спектрального анализа объектов и позволяет дифференцировать следы от перекатывания легковых и грузовых шин по данному признаку.

5. В следах протекторов легковых и грузовых шин при перекатывании через хлопчатобумажные и синтетические ткани одежды определяется повышенное содержание цинка и железа, которое при усреднении результатов, особенно касающихся перекатывания колесами грузового автотранспорта, является статистически достоверным в 33-100% случаев.

6. Усредненное количество привнесенных в следы протекторов грузовых шин при перекатывании белых и черных хлопчатобумажных тканей одежды элементов железа, алюминия, кальция и магния достоверно превышает таковое в следах протекторов легковых шин, что может быть установлено при вычислении специальных коэффициентов по результатам количественной оценки эмиссионно-спектрального анализа объектов и позволяет дифференцировать следы от перекатывания легковых и грузовых шин по данному признаку даже при визуально не определяемых следах на тканях черного цвета. Указанный вывод подтвержден результатами «слепого» эксперимента,

позволивших в 100% случаев дифференцировать следы протектора колеса грузового и легкового автомобилей при перекатывании через светлые хлопчатобумажные ткани.

7. При перекатывании кожных лоскутов от трупов, покрытых х/б тканями одежды, установить наличие следа протектора на коже не представляется возможным при любом виде шины.

Литература

1. Матышев А. А. Распознавание основных видов автомобильной травмы. М., 1969. 127 с.

2. Солохин А. А. Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы. М.: Медицина, 1968. 235 с.

3. Стешиц В. К. Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях. Минск: Беларусь, 1976. 191 с.

4. Якунин С. А. Эпидемиологические особенности автомобильного травматизма в России и за рубежом // Суд.-мед. Эксперт. 2007. Т. 50, №4. С. 8-13.

5. Олейник В. Н., Попов В. Л. Использование метода рентгеноспектрального флуоресцентного анализа (РСФА) при проведении медико-криминалистических и судебно-химических экспертиз // Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской службы РФ (Материалы V Всероссийского съезда судебных медиков). М.; Астрахань, 2000. С. 292-293.

6. Назаров Г. Н., Макаренко Т. Ф. Методы спектрального анализа в судебной медицине. М.: МНПП ЭСИ. 1994. 359 с.

7. Исаков В. Д., Сашко С.Ю., Лебедева Т. В. Судебно-медицинская дифференциальная диагностика следов протектора шин на одежде и кожных покровах человека // Судебная экспертиза. 2008. №4. С. 68-77.

8. Поляков И. В., Соколова Н. С. Практическое пособие по медицинской статистике. Л., 1975. 151 с.

Статья поступила в редакцию 15 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.