Научная статья на тему 'Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 4'

Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 4 Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ / ОБЛАСТЬ НАЕЗДА КОЛЕСА / ОБЛАСТЬ СКАТЫВАНИЯ КОЛЕСА / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЭМИССИОННОГО СПЕКТРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / DIRECTION OF CAR MOVEMENT / AREA OF WHEEL / AREA OF WHEEL END TRACE / QUANTITATIVE ESTIMATION OF SPECTRAL RESEARCH ISSUE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сашко Сергей Юрьевич, Исаков В. Д., Лебедева Татьяна Вячеславовна, Караваев В. М.

Изложены результаты экспериментального и практического исследования по изучению вопроса судебно-медицинской диагностики направления движения колеса автотранспортного средства при перекатывании через имитаторы различных тканей одежды. В результате проведенного исследования установлена возможность с помощью спектральных методов исследования определения направления движения колеса автотранспортных средств по превышению содержания привнесенных химических элементов состава резины автошин в начале следа протектора (область наезда колесом) над конечным участком следа (область скатывания колеса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сашко Сергей Юрьевич, Исаков В. Д., Лебедева Татьяна Вячеславовна, Караваев В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert estimation of damages on clothes and integuments of the person. Message 4

Th e results of experimental and practical investigation on studying a judicial-medical diagnostics problem of vehicle wheel movement direction at rolling through simulators of various fabrics of clothes are presented. As a result of the research carried out the opportunity of defi ning vehicle wheel movement direction by the content excess of introduced chemical elements of motor vehicle tire rubber compound at the beginning of a track trace (area of wheel collision) over a fi nal site of a trace (area of the wheel track end) by means of spectral methods of research is established.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 4»

2011

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 11

Вып. 2

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

УДК 340.66

С. Ю. Сашко, В. Д. Исаков, Т. В. Лебедева, В. М. Караваев

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ОДЕЖДЕ И КОЖНЫХ ПОКРОВАХ ЧЕЛОВЕКА. Сообщение 4

Бюро судебно-медицинской экспертизы ФГУЗ «КБ № 122 им. Л. Г. Соколова» ФМБА России, Санкт-Петербург

Бюро судебно-медицинской экспертизы Санкт-Петербурга

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Автомобильная травма до сих пор остается одним из самых частых видов травмы тупыми предметами, а показатель смертности граждан России при ДТП — одним из самых высоких среди стран Европы [1]. По данным А. А. Матышева [2], основными видами автотравмы, наиболее часто встречающимися в России, являются удар частями движущегося автомобиля и переезд тела пострадавшего колесом. Судебно-следственные органы при расследовании ДТП интересуют многие вопросы, в том числе направление движения колеса автомобиля при переезде тела пострадавшего, так как в ряде случаев решение этого вопроса помогает объективно установить обстоятельства травмы.

Вместе с тем, диагностические возможности установления направления движения колеса при судебно-медицинской экспертизе трупа достаточно ограничены. Характер повреждений на стороне накатывания часто сходен с таковым при ударе частями автомобиля, что еще больше затрудняет диагностику. А. А. Матышев указывает на отслойку кожи с кровоизлиянием в подкожной жировой клетчатке, иногда с размозжением мышц на стороне накатывания колеса, как на специфический признак только в случае переезда через нижние конечности (встречается в 50% случаев) и как на недостаточно патогномоничный признак при переезде через другие части тела (голова, грудная клетка, живот, тазовая область), при которых он отмечается в 4-6% случаев. Переломы костей скелета и повреждения внутренних органов также не всегда могут указывать на место накатывания колеса, поскольку образование этих повреждений зависит от массы автомобиля, возраста пострадавшего, характера грунта, механизма переезда и других факторов. В доступной нам литературе [3] мы нашли лишь указание на возможность образования на одежде при переезде через нее колеса автомобиля повреждений на стороне накатывания в виде разрывов и разряжений ткани от перерастяжения ее. Длин-ники указанных повреждений чаще располагаются перпендикулярно по отношению к направлению движения колеса. Данный признак встречается непостоянно и также

© С. Ю. Сашко, В. Д. Исаков, Т. В. Лебедева, В. М. Караваев, 2011

незначительно расширяет диагностические возможности установления направления движения автомобиля.

Установлено, что в следах протекторов на различных тканях одежды при перекатывании колес легкового и грузового автомобилей с шинами отечественного и импортного производства отмечается достоверно повышенное по отношению к контролю содержание основных химических элементов резины колес — цинка, железа, магния, кальция, марганца, алюминия и меди (от 20% до 100% случаев в зависимости от вида ткани) [4].

Целью данной работы явилась количественная оценка привнесенных в начало следа протектора (область накатывания) и конец следа (область скатывания колеса) химических элементов состава резины автошин в качестве диагностического признака установления направления движения колеса автотранспортного средства.

Материал и методы исследования. Следы протекторов получали путем перекатывания колесом легкового и грузового автомобиля через муляжи нижней конечности человека с прикреплением к ним различных тканей одежды. Условия эксперимента были стандартными: муляж находился на твердой поверхности (асфальт). Скорость движения автомобильных средств составляла 40 км/час. Перекатывание производили легковым автомобилем «ВАЗ-2105» с шиной отечественного производства, легковым автомобилем «Нисан-Примера» с шиной импортного производства и грузовым автомобилем «ГАЗ-3307» с шиной отечественного и импортного производства. Масса легковых автомобилей составила соответственно 890 кг и 1100 кг, грузового — 3750 кг. Следы протекторов исследовали на длине до 10 см от области накатывания и скатывания спектральными методами: рентгенофлуоресцентным спектральным анализом (РФА) [5] с использованием спектрометра «Спектроскан-LF» в диапазоне волн 9002000 мА с регистрацией обнаруженных спектров ^ импульсов/сек) и вычислением ошибки измерений 2№5, а также методом эмиссионного спектрального анализа (ЭСА) [6] с применением кварцевого спектрографа «ИСП-30» с полуколичественной оценкой содержания в образцах химических элементов и количественной оценкой содержания в пробах элементов по методике доверительных интервалов. Указанными спектральными методами исследований изучались также контрольные образцы тканей. Для сравнения количественного содержания химических элементов в пробах со следами протекторов в областях накатывания и скатывания колес к содержанию таковых в контрольных образцах производилась статистическая обработка результатов фотометри-рования методом сравнительного анализа и вычислением коэффициента статистической достоверности — «Т» [7].

Для дифференциальной диагностики областей накатывания и скатывания колес вычислялись коэффициенты — К1 и К11 для грузовых и легковых автомобилей, которые представляли собой отношение усредненного количества каждого химического элемента, привнесенного в область накатывания и скатывания колеса отечественного и импортного производства легковой и грузовой автомашины к таковому в контрольных образцах тканей с учетом погрешностей измерений. Статистическая обработка результатов исследований показала, что достоверная разность величин К1 и К11 отмечается, в большинстве случаев, (Р = 0,5).

Проведено свыше 400 экспериментальных объект-исследований. По указанной выше методике исследовано также вещественное доказательство по конкретному экспертному случаю.

Результаты исследования и их обсуждение. На белой хлопчатобумажной и светлых синтетических тканях в большинстве случаев были получены следы серого цвета различной интенсивности иногда в виде рисунка, отображавшего элементы протектора шины колеса, в части случаев в виде полос шириной от 13 до 18 см или отдельных штрихов, расположенных в различных плоскостях. Границы следов в большинстве случаев были нечеткими. На тканях черного цвета следы были практически неразличимы, а отмечались лишь участки вдавления ткани, частично отображавшие рисунок протектора. В области накатывания колеса в редких случаях отмечались линейные или приближающиеся к ним по форме повреждения длиной до 1,7 см с неровными краями и разволокненными, выступающими краевыми нитями системы ткани. Длинники этих повреждений располагались перпендикулярно направлению движения колеса. След в области скатывания колеса каких-либо специфических особенностей не имел. Иногда в этих областях отмечался резкий обрыв следа с достаточно ровной границей (в случаях «соскока» колеса).

При исследовании следов протектора легкового автомобиля с шиной отечественного производства методами РФА и ЭСА на белой хлопчатобумажной ткани в области накатывания обнаружено повышенное по отношению к контролю содержание цинка в 70% случаев, железа в 100% случаев, меди, алюминия, магния, кремния, марганца в 70% случаев и кальция в 33% случаев. В области скатывания колеса повышенного содержания химических элементов не обнаружено. Примерно такие же результаты получены при исследовании следов протектора от шины легкового автомобиля импортного производства. При исследовании этих следов в одном образце было установлено повышенное содержание железа в области скатывания колеса.

В области накатывания колеса отечественного производства грузового автомобиля повышенное содержание цинка и железа отмечалось в 70% случаев, кальция, магния, марганца в 33% случаев и алюминия в 100% случаев. В областях скатывания колеса повышенное содержание цинка отмечалось в одном следе, алюминия в двух следах. В областях накатывания колеса грузового автомобиля импортного производства повышенное содержание цинка и железа отмечалось в одном следе. В области скатывания повышенное содержание цинка определено в трех следах и подтверждено методом ЭСА в одном следе, а также повышенное содержание железа в одном следе. Результаты исследований представлены в табл. 1.

Таблица 1. Усредненные результаты исследования следов протекторов различных шин на белой

х/б ткани методом РФА

Объект исследования Химические элементы (относительное количество)

Zn 1436 мА Бе 1938 мА

Следы протекторов грузовых колес Область накатывания 102±20 133±24

Область скатывания 233±30 107±20

Следы протекторов легковых колес Область накатывания 136±24 124±22

Область скатывания 87±18 99±20

Контроль ткани 80±18 87±18

Для дифференциальной диагностики областей накатывания и скатывания произведена количественная оценка (табл. 2) содержания химических элементов в образцах методом вычисления коэффициентов.

Таблица 2. Результаты вычислений усредненных коэффициентов Ю и КП для различных химических элементов в следах на белых хлопчатобумажных тканях

Объект исследования Коэффициенты для различных химических элементов

Zn Бе Са А1 Мд Мп Si

Следы протекторов шин грузовых автомашин Область накатывания (К1 гр) 1,1±0,02 1,9±0,03 0,9±0,02 1,9±0,03 1,1±0,02 1,3±0,02 1,4±0,03

Область скатывания (К11 гр) 0,9±0,02 1,1±0,02 0,8±0,01 1,3±0,03 0,9±0,02 1,0±0,02 1,0±0,02

Следы протекторов шин легковых автомашин Область накатывания (К1 лег) 1,1±0,02 1,7±0,03 1,3±0,03 2,2±0,1 1,2±0,03 1,7±0,03 1,4±0,03

Область скатывания (К11 лег) 0,8±0,01 1,3±0,03 0,8±0,01 1,2±0,02 1,0±0,01 1,1±0,02 1,0±0,01

При изучении следов протекторов грузовых и легковых шин на синтетической ткани методом РФА в области накатывания грузовой шины отечественного производства повышенное содержание цинка по отношению к контрольным образцам отмечалось в 70% случаев, железа в 30% случаев. В областях скатывания повышенное содержание цинка отмечалось в 30% случаев. В следах протектора от перекатывания грузовой шиной импортного производства повышенное содержание цинка определялось в области скатывания в 30% случаев. В следах от перекатывания легковой шиной отечественного производства в областях накатывания в 30% случаев отмечалось повышенное содержание цинка и в 100% случаев железа, тогда как в областях скатывания повышенное содержание указанных элементов отмечалось соответственно в 60 и 30% случаев. В областях накатывания легковой шиной импортного производства в 60% случаев обнаружено повышенное содержание цинка. Результаты исследований представлены в табл. 3.

Таблица 3. Усредненные результаты исследований следов протекторов грузовых и легковых шин

на синтетической ткани методом РФА

Объект исследования Химические элементы (относительное количество)

Zn 1436 мА Бе 1938 мА

Следы протекторов грузовых колес Область накатывания 140±23 128±22

Область скатывания 229±30 99±19

Следы протекторов легковых колес Область накатывания 257±32 132±22

Область скатывания 264±32 122±21

Контроль ткани 113±21 84±18

Методом ЭСА установлено повышенное по отношению к контрольным образцам содержание железа, цинка, кальция, кремния, магния, марганца и алюминия как в областях накатывания, так и скатывания колес.

Для дифференциальной диагностики начала и конца следа от перекатывания колес через синтетическую ткань произведена количественная оценка содержания химических элементов в образцах методом вычисления коэффициентов (табл. 4).

Таблица 4. Результаты вычисления усредненных коэффициентов Ю и КП для различных химических элементов в следах на синтетических тканях

Объект исследования Значения коэффициентов для химических элементов

Бе А1 Са Si Мд Мп

Область

накатывания 2,4±0,01 5,0±0,02 2,6±0,01 4,5±0,17 4,6±0,15 2,2±0,09

Следы протекторов шин (К1 гр)

грузовых автомашин Область

скатывания 1,3±0,03 2,6±0,1 1,7±0,04 2,6±0,1 2,1±0,05 1,2±0,03

(К11 гр)

Область

накатывания 2,1±0,07 4,1±0,08 2,4±0,06 4,1±0,07 5,6±0,2 2,3±0,04

Следы протекторов шин (К1 лег)

легковых автомашин Область

скатывания 1,3±0,03 2,8±0,1 1,4±0,04 2,7±0,08 2,8±0,1 1,5±0,02

(К11 лег)

Результаты исследований следов протекторов грузовых и легковых шин на черной хлопчатобумажной ткани показали статистически достоверно повышенное содержание цинка в областях накатывания грузовых шин отечественного и импортного производства в 70% случаев и в 100% случаев в областях скатывания грузовой шины отечественного производства. Методом ЭСА установлено повышенное содержание в областях накатывания грузовых шин железа, алюминия, кальция, магния, марганца и кремния в 100% случаев, а в областях скатывания этих шин в 30% случаев. В областях накатывания легковых шин отечественного и импортного производства повышенное содержание марганца отмечалось в 100% случаев, кремния, алюминия, железа — до 70% случаев. В областях скатывания этих шин установлено повышенное по отношению к контролю содержание магния и марганца в 70% случаев, кремния и железа в 30% случаев (табл. 5).

Таблица 5. Усредненные результаты исследования следов протекторов грузовых и легковых шин

на черной х/б ткани методом РФА

Объект исследования Химические элементы (относительное количество)

Zn 1436 мА Бе 1938 мА

Следы протекторов грузовых колес Область накатывания 326±35 109±21

Область скатывания 282±34 102±20

Следы протекторов легковых колес Область накатывания 135±23 140±24

Область скатывания 197±27 88±18

Контроль ткани 214±29 95±19

Проведена количественная оценка содержания химических элементов в образцах из областей накатывания и скатывания шин путем вычисления указанных выше коэффициентов. Результаты вычислений представлены в табл. 6.

Таблица 6. Результаты вычислений усредненных коэффициентов Ю и КП для различных химических элементов в следах на черных хлопчатобумажных тканях

Объект исследования Значения коэффициентов для химических элементов

Бе А1 Са Si Мд Мп

Следы протекторов шин грузовых автомашин Область накатывания (К1 гр) 1,7±0,1 1,7±0,13 1,1±0,03 1,6±0,04 1,3±0,05 1,4±0,03

Область скатывания (К11 гр) 1,3±0,03 1,0±0,04 1,0±0,03 1,1±0,02 1,1±0,02 1,3±0,03

Следы протекторов шин легковых автомашин Область накатывания (К1 лег) 1,3±0,03 1,6±0,04 1,0±0,01 1,3±0,08 1,0±0,02 0,9±0,01

Область скатывания (К11 лег) 1,0±0,02 1,0±0,02 1,0±0,01 1,0±0,07 1,0±0,01 0,9±0,02

Проведенное сравнительное исследование значений коэффициентов свидетельствует о достоверном (1 > 3 при Р = 0,99) превышении коэффициента К1 (область накатывания) над коэффициентом К11 (область скатывания) для цинка, железа, алюминия, магния, марганца и кремния в следах протекторов колес грузового и легкового автотранспорта на белой хлопчатобумажной ткани; железа, алюминия, кальция, кремния, магния и марганца в следах протекторов колес грузового и легкового автотранспортных средств на синтетических тканях; железа, алюминия и кремния в следах протекторов колес грузовых и легковых автомобилей на черных хлопчатобумажных тканях и, кроме того магния в следах протекторов колес грузовых автотранспортных средств на этих тканях.

Возможность дифференциальной диагностики направления движения колес при перекатывании через ткани одежды проверена методом «слепого» эксперимента.

С указанной выше целью на исследование представлены результаты вычисленных доверительных интервалов различных химических элементов в правой и левой частях шести следов протекторов колес грузового и легкового автомобиля на белой хлопчатобумажной ткани, а также в контрольном образце этой ткани.

По указанным данным вычислены дифференциально-диагностические коэффициенты. Результаты вычислений представлены в табл. 7.

Как видно из представленных вычислений цифровые значения коэффициентов железа, алюминия, магния, кремния и марганца в правой части следов номера 1-3 статистически достоверно превышают таковые в левых частях этих следов, что свидетельствует о направлении движения колеса справа налево.

Таблица 7. Числовые значения коэффициентов в противоположных частях следов протекторов колес на белой хлопчатобумажной ткани

Объект исследования Значения коэффициентов химических элементов

Бе А1 Мд Si Мп Са

След № 1 Правая часть 2,1±0,04 3,16±0,08 1,3±0,02 1,78±0,05 1,6±0,03 1,0±0,01

Левая часть 1,1±0,02 1,16±0,08 1,0±0,01 1,3±0,03 1,4±0,02 0,9±0,01

След № 2 Правая часть 2,3±0,04 2,67±0,05 1,4±0,02 1,71±0,04 1,5±0,02 1,1±0,01

Левая часть 1,2±0,02 1,1±0,07 1,0±0,01 1,18±0,02 1,3±0,02 1,1±0,01

След № 3 Правая часть 1,7±0,03 3,06±0,2 1,4±0,02 1,52±0,04 2,0±0,04 1,0±0,01

Левая часть 1,2±0,02 1,75±0,04 1,0±0,01 1,1±0,02 1,0±0,01 1,0±0,01

След № 4 Правая часть 1,2±0,02 1,6±0,03 1,0±0,01 1,1±0,02 1,3±0,02 1,2±0,02

Левая часть 2,2±0,04 2,8±0,06 1,1±0,01 1,5±0,04 2,2±0,04 1,1±0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

След № 5 Правая часть 1,1±0,01 1,5±0,03 1,0±0,01 1,2±0,02 1,3±0,02 1,2±0,02

Левая часть 1,6±0,03 2,7±0,05 1,0±0,01 1,8±0,04 1,5±0,03 1,2±0,02

След № 6 Правая часть 1,1±0,01 1,5±0,03 1,0±0,01 1,2±0,02 1,2±0,02 1,2±0,02

Левая часть 1,6±0,03 2,7±0,05 1,0±0,01 2,2±0,04 1,8±0,06 1,3±0,02

Цифровые значения коэффициентов железа, алюминия, кремния и марганца в левых частях следа номера 4-6 статистически достоверно превышают таковые в правых частях указанных следов, что свидетельствует о направлении перекатывания колеса автотранспортного средства слева направо.

В представленном впоследствии акте спектральных исследований было указано, что действительно следы номера 1-3 образовались от перекатывания колесами автотранспортных средств в направлении справа налево, а при образовании следов номера 4-6 слева направо.

Таким образом, направление движения колеса было правильно установлено в 100% случаев.

Количественная сравнительная оценка вычисленных коэффициентов в большинстве случаев позволяет определить область накатывания и скатывания колеса автотранспортного средства в следах протекторов, даже визуально не различимых на черных тканях, а, следовательно, установить направление движения автомобиля.

В качестве иллюстрации возможности использования экспериментальной модели для решения конкретных экспертных задач приводим случай из нашей практики.

На исследование были представлены колготки из светло-голубого синтетического трикотажа от трупа ребенка, погибшего в 1992 году в результате ДТП. На ткани задней поверхности левой половины колготок на участке полосовидной формы размерами 39,1x9,5 см обнаружены следы наложений светло-серого и темно-серого цвета

инородного вещества полосовидной неправильно-треугольной и неправильно-трапецевидной формы размерами от 8,0x3,1 см до 2,5x0,8 см. Края следов — местами четкие, ровные, местами — волнистые. Расстояния между участками наложений инородного вещества составили от 1,0 до 2,0 см. У левых краев участков наложений в нижней и средней частях следа обнаружены множественные частично сквозные повреждения ткани преимущественно линейной формы длиной от 0,3 см до 0,9 см, расположенные горизонтально. Края всех повреждений неровные, концы краевых нитей значительно разволокнены. На задней поверхности правой половины колготок также обнаружен участок наложения инородного вещества светло-серого цвета неправильно-прямоугольной формы размерами 5,0x17,1 см, примыкающий в верхней части к границе следа на левой половине колготок. На фоне указанного участка отмечались 4 прерывистых полосы наложений серого вещества более интенсивного цвета. При непосредственной стереомикроморфоскопии обнаружены наложения инородного вещества серого цвета различной интенсивности. В указанных областях нити системы ткани примяты, спрессованы, волокна ткани местами спутаны. Повреждения ткани имели все признаки разрывов от перерастяжения. Какие-либо инородные микрочастицы в областях следов-наложений и повреждений ткани не обнаружены.

С целью поиска металлов в областях наложений инородного вещества из ткани левой половины колготок вырезались 3 участка размерами 10,0x5,0 см каждый: отступя 10 см от верхней границы следа, отступя 10 см от нижней его границы и из средней части следа. Вырезался также контрольный участок ткани колготок без видимых наложений посторонних веществ. Объекты исследовались спектральными методами. При рентгенофлуоресцентном спектральном анализе с использованием спектрометра «Спектроскан LF» в диапазоне длин волн 900-2350 мА во всех объектах обнаружены цинк и железо. Содержание железа в следах по отношению к контрольному образцу оказалось статистически достоверным. При эмиссионно-спектральном анализе с использованием кварцевого спектрографа «ИСП-30» сравнительную количественную оценку содержания элементов в пробах проводили по среднему значению интенсивности аналитических линий по методу доверительных интервалов. Вычисление значений доверительных интервалов представлены в табл. 8.

Таблица 8. Значения доверительных интервалов содержания химических элементов

в исследуемых тканях

Объекты исследования Fe Ca Si Mg

Фрагмент ткани из верхней части следа 1,49±0,18 1,01±0,07 1,32±0,13 1,32±0,13

Фрагмент ткани из нижней части следа 1,86±0,19 1,01±0,03 1,65±0,05 2,16±0,25

Фрагмент ткани из средней части следа 1,79±0,16 1,06±0,09 1,43±0,12 1,88±0,30

Контроль ткани колготок 0,74±0,02 0,71±0,14 0,90±0,08 0,93±0,09

Объекты исследования ^ Al Zn Mn

Фрагмент ткани из верхней части следа 2,00±0,20 1,11±0,18 1,17±0,17 0,85±0,13

Фрагмент ткани из нижней части следа 2,74±0,39 1,34±0,04 1,94±0,25 0,93±0,05

Фрагмент ткани из средней части следа 2,65±0,38 1,41±0,24 1,59±0,16 0,81±0,10

Контроль ткани колготок 1,37±0,05 0,57±0,08 1,94±0,13 0,57±0,10

Вычисляли также коэффициенты по указанной выше методике. Результаты вычислений представлены в табл. 9.

Таблица 9. Результаты вычислений коэффициентов для различных химических элементов

Объект исследования Значение коэффициентов для различных химических элементов

Нижняя часть следа Fe Si Mg Al Mn

2,2±0,1 1,6±0,13 1,9±0,17 2,0±0,06 1,3±0,03

Верхняя часть следа 1,7±0,1 1,2±0,07 1,2±0,11 1,4±0,13 1,0±0,07

Расчеты показали достоверно повышенное значение коэффициентов (Т > 3) различных химических элементов в нижней части следа над верхней его частью.

Таким образом, проведенные медико-криминалистические исследования позволили по составу химических элементов, свойственных резине, установить факт перекатывания резиновой автошины через тело пострадавшего. Направление движения колеса автотранспортного средства было снизу—вверх. Этот вывод подтверждается тем, что коэффициенты основных химических элементов в нижней части следа протектора превышают таковые в верхней части следа.

После проведения указанных исследований нами был изучен акт судебно-медицинского исследования трупа, из которого следовало, что у ребенка имелись: тупая закрытая травма живота с разрывом печени и селезенки, тупая закрытая травма таза в виде двустороннего разрыва крестцово-подвздошного сочленения, разрыва лонного сочленения, перелома нижней ветви правой седалищной кости и крыла левой подвздошной кости. Выявленные повреждения могли возникнуть в результате сдавления при перекатывании через заднюю поверхность туловища колеса автотранспортного средства.

При наружном исследовании трупа выявлены ссадины правой поясничной области, правой ягодицы, задней и внутренней поверхностей левого бедра неправильно-треугольной, трапецевидной и полосовидной формы размерами от 2,1x1,0 см до 7,0x5,0 см. Дно всех ссадин красно-коричневого цвета, плотное, расположено ниже уровня окружающей кожи.

Результаты проведенных медико-криминалистических исследований подтвердили данные о механизме травмы, установленные при судебно-медицинском исследовании трупа, позволили установить направление движения колеса автотранспортного средства при перекатывании через тело пострадавшего, что в дальнейшем не вступило в противоречие со следственными данными о направлении движения автомобиля.

Таким образом, была подтверждена возможность использования экспериментальной модели для практического определения направления движения колеса автомобильного средства при перекатывании его через тело пострадавшего. Несколько меньшие числовые значения полученных коэффициентов по сравнению с усредненными значениями таковых в эксперименте могут быть объяснены особенностями механизма травмы: скоростью движения автотранспортного средства, степенью износа резины шин, длительными сроками хранения объекта (более 10 лет), не исключающими возможность утраты отдельных микрочастиц резины и другими причинами.

Полученные результаты экспериментальных исследований, подтвержденные экспертной практикой, могут быть использованы для дифференциальной диагностики механизма автомобильной травмы, поскольку не только подтверждают факт перекатывания колесом через тело пострадавшего, но и позволяют установить направление движения автомобиля.

Литература

1. Якунин С. А. Эпидемиологические особенности автомобильного травматизма в России и за рубежом // Суд.-мед. эксперт. 2007. Т. 50, № 4. С. 8-13.

2. Матышев А. А. Распознавание основных видов автомобильной травмы. М., 1969. 127 с.

3. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине / под ред.

B. И. Пашковой, В. В. Томилина. М.: Медицина, 1975. 455 с.

4. Сашко С. Ю., Исаков В. Д., Лебедева Т. В. Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 3 // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 11, вып. 3. СПб., 2010.

C. 158-166.

5. Олейник В. Н., Попов В.Л. Использование метода рентгеноспектрального флуоресцентного анализа (РСФА) при проведении медико-криминалистических и судебно-химических экспертиз // Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской службы РФ. Матер. V Всерос. съезда судебн. медиков. М.: Астрахань, 2000. С. 292-293.

6. Назаров Г. Н., Макаренко Т. Ф. Методы спектрального анализа в судебной медицине. М.: МНПП ЭСИ, 1994. 359 с.

7. Поляков И. В., Соколова Н. С. Практическое пособие по медицинской статистике. Л., 1975. 151 с.

Статья поступила в редакцию 15 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.