Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 373.2
Н. А. Шепилова, О. В. Пустовойтовд, А. В. Подгорская
Экспертная оценка модели управления процессом развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема экспертной оценки модели управления процессом развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации. Показано значение данной проблемы в нормативных документах, раскрыта сущность и условия управления инновационным процессом в дошкольных образовательных организациях. Представлена сущность метода экспертных оценок и его применение при анализе модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации. Демонстрируемая в статье техника экспертной оценки, прошедшая свою апробацию в практике, будет интересна руководителям дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: управление, инновационная деятельность, готовность педагога к инновационной деятельности, эксперт, экспертиза, метод экспертных оценок, критерии оценки, техника экспертной оценки
Ссылка для цитирования:
Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Подгорская А. В. Экспертная оценка модели управления процессом развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 455-465. сМ: 10.32744^.2019.1.34
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 20 December 2018 Published: 28 February 2019
N. A. SHEPILOVA, O. V. PuSTOVOITOVA, A. V. PODGORSKAYA
Expert evaluation of the model of management of the process of development of professional readiness for the innovative activity of teachers of a preschool educational organization
The paper deals with the problem of expert evaluation of the model of management of the process of development of professional readiness for the innovative activity of teachers of a preschool educational organization. The importance of this problem in regulatory documents is shown; the essence and conditions of management of innovative process in preschool educational organizations are revealed. The paper presents the essence of the method of expert evaluation and its application in the analysis of the model of development of professional readiness for the innovative activity of teachers of a preschool educational organization. The technique of expert evaluation demonstrated in the paper, which has passed its approbation in practice, will be of interest to the heads of preschool educational organizations.
Key words: management, innovative activity, readiness of the teacher for innovative activity, expert, expertise, expert evaluation method, evaluation criteria, expert evaluation technique
For Reference:
Shepilova, N. A., Pustovoitova, O. V., & Podgorskaya, A. V. (2019). Expert evaluation of the model of management of the process of development of professional readiness for the innovative activity of teachers of a preschool educational organization. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 37 (1), 455-465. doi: 10.32744/pse.2019.1.34 (In Russ., abstr. in Engl.)
_Введение
е настоящее время внедрение инноваций является объективной необходимостью и потребностью. Инновациям подвержены практически все сферы современного общества, в том числе и система образования.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования пункт 3 отмечается что, инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляться в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями [1, с. 23].
Кроме этого, в статье 46. Право на занятие педагогической деятельностью указано право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций [1, с. 51].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания» п. 2 [2] органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны организовывать проведение педагогической экспертизы своих проектов нормативных правовых актов с целью недопущения снижения качества обучения и воспитания обучающихся по образовательным программам соответствующего уровня. Особенно важной и необходимой педагогическая экспертиза становится при внедрении в образовательный процесс инновационной деятельности, которая всегда связана с определенными рисками и возлагает на участников инновационной деятельной деятельности особую степень ответственности. Также Постановление Правительства РФ № 120 регламентирует правила проведения педагогической экспертизы в целях выявления и предотвращения положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня образования.
Особое внимание уделяется проверке применения методов, форм, средств обучения, не соответствующих возрастным, психическим особенностям и потребностям обучающихся. К проведению экспертизы допускаются физические лица, имеющие необходимую квалификацию, высшее образование, стаж педагогической или научно-педагогической работы не менее 5 лет. Также допускаются юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, соответствующих требованиям, предъявляемым к физическим лицам.
В этой связи инновационная деятельность, включенная в обязательные мероприятия образовательной организации, должна соответствовать требованиям, изложенным в нормативно-правовых актах Российской Федерации; гармонично встраиваться в образовательный процесс для ущерба для всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей), отвечать требованиям модернизации образования и новой образовательной парадигме, которая предусматривает формирование у педагога готовности к реализации инновационной деятельности.
В педагогической науке закрепился термин инновационная деятельность, значение которого можно трактовать как целенаправленную педагогическую деятельность, требующую от педагога осмысление и концептуализации собственного опыта, рефлексии, анализа опыта работа по достижению результатов с целью внедрения качественно новой педагогической практики [3].
Проблема формирования мотивационной готовности педагогов к занятию инновационной деятельностью освещена в трудах таких авторов, как В.В. Степанов, Н.С. Пономарева, Е.А. Подвигина, которые сходятся во мнении, что мотивационная готовность педагога является обязательным условием успешной реализации инновационных проектов.
С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне образовательной организации, так и на уровне региона, страны. Поэтому введение новшеств, предполагает организованного и управляемого подхода, требует специалистов, которые обладают такими знаниями, компетенциями в области управления инновационной деятельностью.
Под управлением инновационной деятельностью понимается целеустремлённые действия, направленные на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательного учреждения. Результатом инновационной деятельности педагогов является позитивный педагогический опыт. И наиболее важным этапом управления инновациями становится управленческое решение об изучении, распространении и внедрении этого опыта.
Главными условиями эффективности управления инновационными процессами в дошкольных образовательных организациях являются:
- общая цель;
- нормативная база инновационной деятельности;
- высокая компетентность руководителя, владеющего технологией развивающего управления;
- построение межличностных, профессиональных отношений на гуманистических, демократических началах;
- единые критерии оценки инновации;
- система стимулирования педагогов к инновационной деятельности [4].
Управлять инновационным процессом означает познавать и выявлять закономерности и прогрессивные тенденции в образовательном процессе, помогать его развитию и изменению, в конечном счете, работать на будущее. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь поставленной цели.
Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля [5].
Как правило, инновационный процесс в дошкольной образовательной организации планируется в виде концепции или наиболее полно в виде программы развития дошкольной образовательной организации. Далее организуются деятельность коллектива по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганиза-
ция, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём [6].
Важно отметить, что готовность к инновационной деятельности в современных условиях служит важнейшим качеством профессионального развития педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Готовность педагога к инновационной деятельности понимается нами как совокупность личностно-профессиональных качеств, которые способствуют эффективному решению задач в области образования, построение и создание авторских инновационных индивидуальных педагогических методик, технологий, средств. Общей целью инновационной деятельности педагогов является совершенствование способности образовательной организации достигать качественно более высоких результатов образования.
Для обеспечения инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации можно выделить несколько направлений:
• обновление содержания дошкольного образования, т.е. предполагает внедрение современных образовательных программ, парциальных программ дополнительного образования;
• обновление методической работы, т.е. отбор методического содержания, использование продуктивных форм методической работы, мотивация творческого педагогического труда;
• модернизация управления качеством образования, т.е. реализация групп условий (нормативно-правовых, перспективно-ориентирующих, деятельностно-стимулирующих и др.) [7, с. 8].
Отличительными особенностями инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации будут:
• обеспечение работы образовательной организации в режиме развития;
• отбор содержания инновационной деятельности, обеспечивающее личностное развитие ребенка и его саморазвитие;
• информирование педагогов об инновационных явлениях, фактах и процессах;
• организация экспертизы.
_Методы исследования
Теоретические методы исследования: теоретико-методологический, понятийно-терминологический, нормативно-правовой анализ.
Эмпирические методы исследования: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), моделирование, метод экспертных оценок, методы математической обработки экспериментальных данных.
_Результаты исследования и их обсуждение
На основании данных диагностики профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации нами была разработана, внедрена и апробирована модель управления процессом развития профессиональной готовности к ин-
новационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации [8].
После чего необходимым этапом нашей работы было осуществить экспертную оценку модели управления процессом развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
В словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «эксперт» - это специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса [9].
Экспертиза (фр. «expertise», от латинского «expertus» - опытный) - это исследование экспертом (специалистом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и др. Экспертные оценки - количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов [10].
Под экспертизой в образовании понимается исследование специалистами (экспертами) степени соответствия педагогических систем (объектов, явлений, процессов) определенным нормам, стандартам. Экспертиза как процедура включает применение комплекса научно-обоснованных, нормативно-правовых действий и операций, необходимых для получения объективного суждения о качестве изучаемого объекта [11].
Метод экспертных оценок - это метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов [12].
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы [13].
К основным видам метода экспертных оценок относятся: анкетирование; интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий.
Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы [14].
Целью проводимой экспертной оценки является изучение и анализ модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие критерии: системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [15].
Каждому из названных критериев, соответствуют показатели которые, на наш взгляд, наиболее четко характеризующие разработанную модель:
1. Системность - логика процесса и взаимосвязь всех частей;
2. Управляемость - возможна ли поэтапная диагностика;
3. Эффективность - возможность достижения результата и оптимальность по затратам;
4. Воспроизводимость - возможность применения данной модели другими педагогами и руководителями образовательных учреждений.
Для оценивания модели мы ввели следующие количественные показатели:
2 балла - высокий уровень - модель соответствует данному критерию полностью.
1 балл - средний уровень - модель соответствует данному критерию частично.
0 баллов - низкий уровень - модель совсем не соответствует данному критерию.
Нами был разработан лист экспертной оценки модели развития профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности и подобраны эксперты.
Определение уровней разработки модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации осуществлялось на основе методики А.А. Кыверялга [16].
Согласно этой методике средний уровень определяется 25% отклонением оценки от среднего по диапазону оценок балла, тогда оценка из интервала от R (min) до 0,25 R (max) позволяет констатировать низкий уровень.
О высоком уровне свидетельствуют оценки, превышающие 75% максимально возможных. Исходя из данной методики, уровни разработки данной модели определялись интервалами, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Техника определения уровней разработки модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной
организации
Уровень Низкий Средний Высокий
Баллы 0-3 4-8 9-12
В ходе данного этапа экспериментальной работы участвовало 3 эксперта:
1. заведующий муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 147» г. Магнитогорска.
2. заведующий муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 29» г. Белорецка.
3. заместитель директора по учебно-методической работе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белорецкий педагогический колледж».
Опишем полученные результаты по выделенным нами компонентам оценивания модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации:
1. Системность. Оценивания этот критерий по представленным показателям все эксперты поставили высокую оценку (2 балла) и отметили, что в описание данной модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации прослеживается логика от це-леполагания к организации и от них к оцениванию, все части разработанной модели взаимосвязаны между собой логическими компонентами.
2. Управляемость. При оценке данного критерия все эксперты поставили высокую оценку (2 балла), прокомментировав это тем, что на любом из этапов реализации модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации можно провести диагностику с использованием специального инструментария.
3. Эффективность. Анализируя возможность достижения результатов два эксперта поставили высокую оценку (2 балла), объясняя это тем, что развитие профес-
сиональной готовности к инновационной деятельности возможно, так как определены условия, формы, принципы к поставленным задачам, определены поддержка и стимулирование продвижения педагогов в развитии с опорой на рефлексию как механизм оценивания себя как субъекта деятельности. Один из экспертов поставил среднюю оценку (1 балл), мотивирую это тем, что трудно будет оценивать объективно готовность педагогов к инновационной деятельности ввиду нежелание их использовать свои возможности. Оценивая оптимальность по затратам разработанной модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации все эксперты сошлись во мнении, что разработка и реализация моделей - это эффективный и интенсивный путь развития образовательного учреждения, осуществляющийся за счет средств образовательного учреждения, без привлечения дополнительных затрат и услуг.
4. Воспроизводимость. При оценке модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации по данному критерию все эксперты поставили высокую оценку (2 балла), объясняя это тем, что данный опыт вполне возможно использовать руководителями дошкольных образовательных организаций, так как данная модель представляет алгоритм, который доступен для использования.
Сводные данные по экспертной оценке модели развития профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сводная таблица экспертной оценке модели развития профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной
деятельности
№ п/п Эксперты
Критерии Показатели 1 2 3
баллы
1. Системность Логика процесса 2 2 2
Взаимосвязь всех частей 2 2 2
2. Управляемость Поэтапная диагностика 2 2 2
3. Эффективность Возможность достижения результата 1 2 2
Оптимальность по затратам 2 2 2
4. Воспроизводимость Возможность применения другими 2 2 2
Общий балл 11 12 12
Анализ результатов показал, что внедренная модель развития профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности высокий. Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.
12 12 11 - -
ШтиноваО.В. Рыбакова H.H. Мухамедова Г.В.
Рисунок 1 Оценка модели развития профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности
экспертами
Заключение
Таким образом, проведя экспертную оценку модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации и обобщив полученные результаты, мы получили следующие данные:
• оценка модели развития профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации находится на высоком уровне;
• в данной модели прослеживается логика построения процесса, взаимосвязь всех частей, оценена возможность достижения результата, оптимальность по затратам и возможность применения данной модели на практике руководителями дошкольных образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция)
2. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70493082/ (дата обращения: 06.10.2018).
3. Пудинова А.С., Шепилова Н.А. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. Часть II. С. 34-35.
4. Светлакова И.В. Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении: [Электронный ресурс]. URL: http://kids-covenok.ru/130383.htm (дата обращения: 04.10.2018).
5. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой // Директор школы. 2006. № 3. C. 93-98.
6. Руднев Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия // Директор школы. 2006. № 8. С. 39-44.
7. Микляева Н.В. Инновации детском саду: пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс. 2008. 160 с.
8. Шепилова Н.А. Модель развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т.8. № 3. (33). С.32-39.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53000 слов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: «ОНИКС» 21 век. 2004. 896 с.
10. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики. 2004. 1072 с.
11. Проведение оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности: методические рекомендации / сост. М.Л. Жигулина, В.В. Новгородова, И.А. Тарасова [и др.]. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016. 136 с.
12. Пономарева Г. Формирование педагогической профессиограммы: традиции и инновации высшего образования // Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Сборник наук. Праць. Славянск. 2010. С. 33-40.
13. Орлов А.И. Экспертные оценки. М. 2002. 103 с.
14. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001. 96 с.
15. Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 15 - 23.
16. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин. 1980. 334 с.
17. Zulaikha Mohamed, Martin Valcke & Bram De Wever (2017) Are they ready to teach? Student teachers' readiness for the job with reference to teacher competence frameworks, Journal of Education for Teaching, 43:2, 151-170, DOI: 10.1080/02607476.2016.1257509
18. Chang Zhu, Di Wang, Yonghong Cai & Nadine Engels (2013) What core competencies are related to teachers' innovative teaching?, Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 41:1, 9-27, DOI: 10.1080/1359866X.2012.753984
19. S. Nemerzitski, K. Loogma, E. Heinla & E. Eisenschmidt (2013) Constructing model of teachers' innovative behaviour in school environment, Teachers and Teaching, 19:4, 398-418, DOI: 10.1080/13540602.2013.770230
REFERENCES
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" with amendments for 2018. Moscow, Eksmo, 2018. 144 p. (in Russian)
2. Decree of the Government of the Russian Federation of February 17, 2014 No. 120 "On the Procedure for Conducting Pedagogical Examination of Draft Normative Legal Acts and Normative Legal Acts Concerning Training and Education" [Electronic resource]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70493082/ (acessed 6 October 2018). (in Russian)
3. Pudinova A.S., Shepilova N.A. Innovative activity in preschool educational institutions. International Journal of Experimental Education, 2014, no. 7, part II, pp. 34-35. (in Russian)
4. Svetlakova I.V. Management of innovative activities in the modern pre-school educational institution: [Electronic resource]. Available at: http://kids-covenok.ru/130383.htm (accessed 4 October 2018). (in Russian)
5. Kamensky A.K. The legal framework of public-state school management. School Director, 2006, no. 3, pp. 93-98. (in Russian)
6. Rudnev E.N. Mission, strategy and practical actions. School Director, 2006, no. 8, pp. 39-44. (in Russian)
7. Miklyaev N.V. Innovation Kindergarten: A Handbook for Educators. Moscow, Iris-press Publ., 2008. 160 p. (in Russian)
8. Shepilova N.A. Model of development of professional readiness for innovative activity of teachers of preschool educational organizations. Modern Higher School: innovative aspect, 2016, vol. 8, no. 3. (33), pp.32-39. (in Russian)
9. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: about 53,000 words / edited by Professor L.I. Skvortsova. Moscow, ONIX 21st century Publ., 2004. 896 p. (in Russian)
10. Philosophical Encyclopedic Dictionary / Edited by A.A. Iwina. Moscow, Gardariki. 2004. 1072 p. (in Russian)
11. Assessing the professional activities of teaching staff of organizations engaged in educational activities in the Sverdlovsk Region to confirm compliance with the position: guidelines / compilers M.L. Zhigulina, V.V. Novgorodova, I.A. Tarasov. Ekaterinburg, Institute for the Development of Education, 2016. 136 p. (in Russian)
12. Ponomareva G. Formation of the pedagogical professiogram: traditions and innovations of higher education. Humanization of the educational process: Collection of Sciences. Prats. Slavyansk, 2010, pp. 33-40. (in Russian)
13. Orlov A.I. Expert evaluation. Moscow, 2002. 103 p. (in Russian)
14. Chernyavskaya A.P. Psychological counseling on vocational guidance. Moscow, VLADOS-PRESS Publ.. 2001. 96 p. (in Russian)
15. Voropaeva E.E. The structure and criteria of teacher's readiness for innovation activity. Modern problems of science and education, 2014, no. 4, pp. 15-23. (in Russian)
16. Kvyeryalg A.A. Research methods in professional pedagogy. Tallinn. 1980. 334 p. (in Russian)
17. Mohamed Z., Valcke M, Wever B. Are they ready to teach? Student teachers' readiness for the job with reference to teacher competence frameworks. Journal of Education for Teaching, 2017, 43:2, pp. 151-170, DOI: 10.1080/02607476.2016.1257509
18. Zhu Ch., Wang D., Cai Y., Engels N. What core competencies are related to teachers' innovative teaching? Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 2013, 41:1, pp. 9-27, DOI: 10.1080/1359866X.2012.753984
19. Nemerzitski S., Loogma K., Heinla E., Eisenschmidt E. Constructing model of teachers' innovative behaviour in school environment. Teachers and Teaching, 2013, 19:4, pp. 398-418, DOI: 10.1080/13540602.2013.770230
Информация об авторах Шепилова Наталья Анатольевна
(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова
E-mail: shepilovanatasha@rambler.ru
Пустовойтова Ольга Васильевна
(Россия, г. Магнитогорск) Кандидат филологических наук, старший преподаватель Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова
E-mail: olgapustovojtova@yandex.ru
Information about the authors Natalia A. Shepilova
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: shepilovanatasha@rambler.ru
Olga V. Pustovoitova
(Russia, Magnitogorsk) PhD in Philological Sciences, Senior Lecturer Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: olgapustovojtova@yandex.ru
Подгорская Анна Вячеславовна
(Россия, г. Магнитогорск) Кандидат филологических наук, доцент Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова
E-mail: podgorsky_s@mail.ru
Anna V. Podgorskaya
(Russia, Magnitogorsk) PhD in Philological Sciences, Associate Professor Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: podgorsky_s@mail.ru