Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение формирования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию инновационных технологий'

Педагогическое обеспечение формирования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INNOVATIVE METHODS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веснина Ирина Сергеевна, Демидова Светлана Александровна

В данной статье отображена роль готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию инновационных технологий. На основе результатов теоретического анализа научных источников выявлено, что подготовка педагогов-воспитателей к применению инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях активно исследуется современными учеными. Однако, проблема педагогического обеспечения такой подготовки остается открытой, что и обусловило выбор темы статьи. Процесс подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию инновационных технологий будет более успешным, если в его основу будет положена Модель формирования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию инновационных технологий, которая включает следующие компоненты (блоки): мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, когнитивный и рефлексивно-оценочный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веснина Ирина Сергеевна, Демидова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение формирования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию инновационных технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Веснина И.С.1, Демидова С.А.2 Email: Vesnina647@scientifictext.ru

'Веснина Ирина Сергеевна — магистрант; 2Демидова Светлана Александровна — магистрант, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас

Аннотация: в данной статье отображена роль готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию инновационных технологий. На основе результатов теоретического анализа научных источников выявлено, что подготовка педагогов-воспитателей к применению инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях активно исследуется современными учеными. Однако, проблема педагогического обеспечения такой подготовки остается открытой, что и обусловило выбор темы статьи. Процесс подготовки педагогов дошкольных

образовательных организаций к использованию инновационных технологий будет более успешным, если в его основу будет положена Модель формирования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию инновационных технологий, которая включает следующие компоненты (блоки): мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, когнитивный и рефлексивно-оценочный.

Ключевые слова: инновационные методы, педагогическое обеспечение, принципы, профессионально-педагогическая подготовка, психолого-педагогическая подготовка.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TO USE INNOVATIVE TECHNOLOGIES Vesnina I.S.1, Demidova S.A.2

'Vesnina Irina Sergeevna - Master Student; 2Demidova Svetlana Aleksandrovna - Master Student, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACULTY, ARZAMAS BRANCH

FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION NIZHNY NOVGOROD STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.I. LOBACHEVSKY,

ARZAMAS

Abstract: this article shows the role of readiness of teachers of preschool educational institutions to use innovative technologies. Based on the results of the theoretical analysis of scientific sources revealed that the training of teachers for the use of innovative technologies in preschool educational institutions are actively studied by modern scientists. However, the problem of pedagogical support of such training remains open, which led to the choice of the topic of the article. The process of training teachers of preschool educational organizations to use innovative technologies will be more successful if it is based on The model of formation of readiness of teachers of preschool educational organizations to use innovative technologies, which includes the following components (blocks): motivational-target, content-activity, cognitive and reflective-evaluative.

Keywords: innovative methods, pedagogical support, principles, professional and pedagogical training, psychological and pedagogical training.

УДК 378

Модернизация отечественного образования в русле мировых тенденций глобализации и изменения мировоззренческой парадигмы требуют высококвалифицированного, конкурентоспособного педагога. Соответственно возрастают требования к профессиональной

подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) для обеспечения гармоничного развития детей.

В ФГОС ДО определены направления и пути подготовки педагогических кадров дошкольного профиля. Они направлены на повышение престижа и социального статуса, обеспечение условий для профессионального и культурного роста педагогов-педагогов ДОО. Приоритетной признана подготовка педагогических кадров высшего уровня качества, способных оптимально адаптироваться к быстротекущим изменениям в содержании профессиональной деятельности, овладевать умениями самостоятельно осваивать профессиональные знания, обогащать профессиональный опыт, используя инновационные технологии в реальном педагогическом процессе.

Профессиональное становление воспитателя ДОО требует системной и целенаправленной профессиональной подготовки. Существуют различные определения этого понятия.

Так, В. Бондарь считает, что современная профессионально-педагогическая подготовка педагогов ДОО должна быть направлена на компетентностно-ориентированный подход в ее организации [1]. С. Сысоева под профессионально-педагогической подготовкой понимает непрерывный и управляемый процесс обретения личностью субъективного опыта профессиональной деятельности [2, с. 133].

А. Абдуллина рассматривает профессиональную подготовку педагогов дошкольного образования как неотъемлемую составляющую системы высшего педагогического образования; как процесс формирования и обогащения установок, знаний и умений, необходимых специалисту для адекватного выполнения специфических задач учебно-воспитательного процесса [3, с. 40].

Л. Хомич определяет систему психолого-педагогической подготовки педагогов дошкольного образования как сложное целостное и многоаспектное структурное образование, функционирование которого направлено на подготовку специалиста и подчеркивает важность единства учебно-познавательной, научной и практической работы воспитателей, направленной на реализацию деятельностного подхода [4, с. 24].

Педагогическое обеспечение - это особый вид профессионально-педагогической деятельности, направленной на актуализацию и активизацию образовательных ресурсов, с целью обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Характеризуя педагогическое обеспечение, исследователи этого феномена подчеркивают, что оно предполагает выявление функциональности каждого конкретного ресурса, установление функциональных взаимосвязей, проявляющихся в заданных организационно-педагогических условиях [5].

То есть, под педагогическим обеспечением можно понимать все те средства и методы, с помощью которых происходит формирование готовности педагогов ДОО к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности.

В первую очередь должны быть созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения педагогического обеспечения процесса формирования готовности педагогов ДОО к использованию инновационных технологий.

В профессиональной педагогике под педагогическими условиями понимается совокупность факторов, норм, правил, которые обеспечивают оптимальное функционирование педагогического процесса в целом или отдельных его элементов [6, с. 826-827].

Важной составляющей педагогического обеспечения являются инновационные методы формирования готовности у педагогов ДОО к применению инновационных технологий.

Так, наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация и презентация) -способствуют выработке знаний, умений и навыков, которые необходимы для применения инновационных технологий в практической деятельности с детьми дошкольного возраста. В частности, наблюдение как метод обучения является непосредственным восприятием явлений действительности; иллюстрация и демонстрация - показ предмета и явления окружающей действительности (иллюстрация происходит в статическом виде, а материалы при демонстрации показывают в динамике, для чего используют специальные средства, технические установки).

Самостоятельное решение педагогических задач с последующей оценкой проделанной работы будет способствовать лучшему обобщению, осмыслению материала, развивать инициативу, самостоятельность, самооценку, самокоррекцию.

Условием успешной инновационной деятельности педагога ДОО выступает и стимулирование личностно-ориентированной направленности практической подготовки

воспитателей предоставления им возможности выбора индивидуальной траектории в подготовке и проведении занятий, проявления личностного потенциала.

Формирование готовности педагогов ДОО к применению инновационных технологий должно происходить на основе единства между их теоретической, методической и научной подготовкой.

Таким образом, формирование готовности воспитателей ДОО к применению инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста рассматривается как целостный процесс, который представляет собой совокупность компонентов, которые поэтапно реализуются при создании и соблюдении организационно-педагогических условий.

Моделирование процесса формирования готовности педагогов ДОО к использованию инновационных технологий.

Разработанная модель процесса формирования готовности педагогов ДОО к использованию инновационных технологий должна стать обеспечением высокого уровня готовности педагогов ДОО к применению инновационных технологий.

Под моделью подготовки педагогов ДОО к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности понимается описание и теоретическое обоснование блоков этого процесса. Так, разработанная модель включает следующие структурные блоки: мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, когнитивный и рефлексивно-оценочный (см. рис. 1).

Цель- подготовка педагоговДОО к применению ИТ в профессионал ьной деятельности

Рис. 1. Модель формирования готовности педагогов ДОО к применению ИТ в профессиональной

деятельности

Как результат, в процессе формирования готовности педагогов ДОО к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, складывается структура готовности педагогов ДОО к применению информационных технологий (см. рис.2).

СТРУ КТУ РА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО К ПРИМЕНЕНИЮ ИТ В ПД

КОМПОНЕНТЫ КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ

*

Мотивационно-иелевой * Инновационная направленность, интересы, мотивы и убеждения, которые ор| анизовывают и направляют волевые усилия на реализацию маний в ИД ■Ф целевая установка на реализацию ИТ в ПД

направленность на зффектнвн. реализацию ПД

интерес к внедрению ИТ в практическую деят-ть

положительная внутренняя мотивация к ИД

потребность качественно осуществлять собственную педагогическую деятельность

желание применять ИТ в проф. деятельности

глубокое осознание необходимости ИТ

устойчивое проявление активности, творчества, инициативы

Когнитивный ■Ф Профессионально- теоретическая осведомленность; Профессионально- практическая подготовленность; Осведомленность об инновациях в педагогической деятельности - профессионально-теоретическая осведомленност ь - сформированное^. базовых инвариантных пснхолого-педагогнческими знаний и умений

инновационная осведомленность об ИТ, владение их содержанием и методикой

профессионально-практическая ориентированность - знание и умение организовывать учебно-воспитательный процесс в ДОО в целом и с помощью ИТ

С одержательно-деятельностный Умения и навыки создавать, распространять, применять, преобразовывать н внедрять ИТ в практическую деятельность диагностические

прогностические

конструктивные

коммуникативные

поисково-информацнонные

проектировочные

организаторские

Рефлексивно-оценочный Способность к самоанализу и самооценке деятельности. определять конкретные цели, которые нужно достичь к нужному сроку выполнения задачи

анализировать достигнутое н сравнивать с ожидаемым результатом;

Стремление к самосовершенствованию прогнозировать необходимые действия для коррекции выявленных отклонений

Рис. 2. Структура готовности педагогов ДОО к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности

Примечание: ИТ - инновационные технологии; ПД - профессиональная деятельность; ИД -инновационная деятельность.

В качестве рекомендаций относительно повышения эффективности процесса формирования педагогов ДОО к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности выделяют принципы, на которые рекомендовано опираться, организовывая такой процесс.

Под принципами подготовки педагогов ДОО к применению инновационных технологий понимаются общие положения, которые определяют содержание, методику и процесс соответствующей подготовки.

Изучение отечественной практики подготовки педагогов ДОО к применению инновационных технологий дали возможность определить такие принципы подготовки к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности[7, с. 225-226; 8]:

1. Принцип педагогизации подготовки воспитателей - направлен на всестороннее развитие личности педагога, который основывается на определении его индивидуальности и неповторимости. При этом особое внимание уделяется не только освоению знаний, умений и навыков, но и воспитанию педагогов на основе общечеловеческих ценностей и, соответственно, формированию у них нравственных черт, которые служат основой жизненных ориентиров и социального поведения педагога ДОО;

2. Принцип инновационности - предусматривает осуществление подготовки педагогов к инновационной деятельности на основе целей, задач, содержания, технологий инновационного образования, которые направлены на формирование универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющего инновационным мировоззрением, способного к генерации инновационных решений профессиональных проблем;

3. Принцип взаимосвязи инновации с традицией - опирается на положение о том, что традиция является источником любой инновации. Инновация развивает традицию согласно направлениям развития общества, и сама превращается в традицию на следующем этапе жизненного цикла. Поэтому процесс подготовки к инновационной деятельности воспитателя основывается на достижениях педагогической науки, которые уже стали традицией и формируют готовность к инновационной деятельности через качественную базовую профессионально-педагогическую подготовку;

4. Принцип практической ориентированности - базируется на том, что готовность к инновационной деятельности предполагает способность к реализации педагогом полного инновационного цикла идей-нововведений от их разработки, научно-методологического обоснования, апробации на практике и корректировки - до появления новой идеи;

5. Принцип субъект-субъектного взаимодействия - обеспечивает реализацию подготовки к инновационной деятельности на основе совместной творческой деятельности воспитателей и педагогов ВУЗа, их обучающих, во время которой воспитатель выступает активным субъектом творческой, научно-исследовательской, инновационной деятельности;

6. Принцип прогнозируемости предусматривает подготовку педагогов ДОО к инновационной деятельности на основе опережающего содержания подготовки с учетом динамики развития инновационных процессов в образовательной сфере. При этом прогностической целью подготовки к инновационной деятельности становится формирование готовности использовать имеющихся знаний, умений и навыков для принятия решений, и действий в нестандартных проблемных ситуациях;

7. Принцип гибкости предполагает возможность оперативного изменения содержательных компонентов подготовки к инновационной деятельности в зависимости от внешних требований и условий без потери ее качества. Этот принцип позволяет каждому воспитателю продемонстрировать свою индивидуальность и креативность;

8. Принцип опережающей подготовки определяет необходимость подготовки воспитателя, который способен приспосабливаться к новым условиям, обладает знаниями и умениями, которые позволили бы не только успешно адаптироваться в новом социальной и информационной среде, но и активно влиять на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и окружающей природы;

9. Принцип социально-экономической обусловленности содержания подготовки характеризуется формированием содержания процесса подготовки к инновационной деятельности с учетом востребованности этого содержания в конкретных условиях и в тесной взаимосвязи личностных и профессиональных потребностей, что обеспечивает развитие личностного смысла инновационной деятельности педагога и соответствие ее инновационным процессам в обществе;

10. Принцип формирования творческого потенциала предполагает направленность обучения на творческую деятельность и характерологические особенности индивида.

Реализация принципа формирования творческой личности позволит развить способность выполнять творческие задания у каждого педагога.

Сущность определенных принципов выражается в правилах, которые рекомендованы для педагогов ДОО:

- анализировать, изучать и усваивать информацию о современных инновационных технологиях с целью приобретения опыта решения задач на качественно новом уровне;

- изучать, анализировать, усваивать разнообразные методики обучения и самообучения;

- собирать портфолио инновационных технологий и способов их внедрения;

- использовать инновационные методы в процессе педагогических практик.

Таким образом, перечисленные рекомендации отражают идеи процесса подготовки педагогов ДОО к применению инновационных технологий.

На основе рекомендованных принципов обучения формируется его содержание, то есть система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми необходимо овладеть в процессе профессиональной подготовки.

Список литературы / References

1. Абдуллина А.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогический Вестник МГУ, 2016. 140 с.

2. Акименко В.В. Использование педагогических технологий как дидактическая проблема в контексте модернизации высшей школы: теоретический аспект // Вестник Уманского гос. пед. ун-та. - Умань, 2013. №8. 128 С. 137.

3. Алфимов Д.В. Структурно-содержательный компонент понятия технологии // Вестник Омского пед. ун-та., 2011. № 3 (15). С. 66-78.

4. Афанасьева Н.В. Теоретико-методологические основы формирования готовности будущих учителей к инновационной профессиональной деятельности // Теория и методика профессионального образования. Минск, 2016. С. 6-11.

5. Маркова А.К. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования / А.К. Маркова // Завуч., 2013. №4. С. 113-126.

6. Марусинець М.Н. Профессиональная деятельность педагога: рефлексивный аспект // Психолого-педагогические проблемы сельской школы: науч. зб. Умань. 2012. № 42. С. 39-45.

7. Рыжей А.Ф. Формирование у педагогов готовности к реализации современных технологий дошкольного образования: Автореф. дисс. . к. пед. н.: 13.00.04 / Рудой Олег Федорович. М., 2012. 22 с.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПОРИЦАНИЕ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Хазиева А.А. Email: Khazieva647@scientifictext.ru

Хазиева Алия Анваровна — магистрант, кафедра образовательных технологий и информационных систем в филологии, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого Казанский федеральный университет, г. Казань, Республика Татарстан

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы к применению фразеологизмов в процессе обучения английскому языку в ВУЗе; выделяется связь между фразеологией и другими языковыми дисциплинами как лексика и грамматика. Данная статья дает дискурс на фразеологизмы со значением «порицание», приводит множество примеров и подробно описывает, как применить фразеологические обороты при изучении различных дисциплин, связанных с языкознанием. Статья будет полезна как преподавателям, так и всем людям, интересующимся английским языком.

Ключевые слова: фразеологическая единица, обучение фразеологизмам, грамматика, лексика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.