Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации'

Подготовка педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна, Сваталова Тамара Александровна

Актуализирована проблема подготовки педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации. Описана технология подготовки педагогов к процессу проектирования программы развития дошкольной образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования. Предложен алгоритм проектирования программы развития, а также критерии оценки эффективности ее реализации. Представлены основания для оценки готовности педагогов и руководителей к проектированию программ развития дошкольных образовательных организаций: а) экспертные заключения представителей учредителя, в которых отмечается качество программ и их направленность на достижение поставленных образовательной политикой региона целей и задач; б) отзывы общественности о качестве и операциональности программ развития; в) результаты анкетирования слушателей курсов повышения квалификации о содержании и особенностях программы развития их дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна, Сваталова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of teachers for design of development program for preschool educational organizations

The problem of teachers’ training for design of development program of a preschool educational organization is updated. The technology of teachers’ training for design of development program of a preschool educational organization in the system of additional professional education is described. An algorithm for design of development program is proposed, as well as criteria for assessing effectiveness of its implementation. The bases for an assessment of readiness of teachers and heads to designing of development programs of preschool educational organizations are presented: a) expert opinions of the founder's representatives, which note the quality of programs and their focus on achieving the goals and objectives set by the region's educational policy; b) public feedback on the quality of development programs; c) the results of the questionnaire survey of advanced training courses students on the content and features of the development program of their preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации»

Т. В.Яковлева Т. А. Сваталова

Подготовка педагогов ^проектированию программы развития.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Подготовка педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации

Г. В. Яковлева, Т. А. Сваталова

Training of teachers for design of development program for preschool educational organizations

G. V. Yakovleva, Т. А. Svatalova

Аннотация. Актуализирована проблема подготовки педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации.

Описана технология подготовки педагогов к процессу проектирования программы развития дошкольной образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования.

Предложен алгоритм проектирования программы развития, а также критерии оценки эффективности ее реализации.

Представлены основания для оценки готовности педагогов и руководителей к проектированию программ развития дошкольных образовательных организаций: а) экспертные заключения представителей учредителя, в которых отмечается качество программ и их направленность на достижение поставленных образовательной политикой региона целей и задач; б) отзывы общественности о качестве и опе-рациональности программ развития; в) результаты анкетирования слушателей курсов повышения квалификации о содержании и особенностях программы развития их дошкольной образовательной организации.

Abstract. The problem of teachers' training for design of development program of a preschool educational organization is updated. The technology of teachers' training for design of development program of a preschool educational organization in the system of additional professional education is described. An algorithm for design of development program is proposed, as well as criteria for assessing effectiveness of its implementation. The bases for an assessment of readiness of teachers and heads to designing of development programs of preschool educational organ-

izations are presented: a) expert opinions of the founder's representatives, which note the quality of programs and their focus on achieving the goals and objectives set by the region's educational policy; b) public feedback on the quality of development programs; c) the results of the questionnaire survey of advanced training courses students on the content and features of the development program of their preschool educational organization.

Ключевые слова: проектирование программы развития, система дополнительного профессионального образования, курсовая подготовка педагогов, подготовка педагогов к проектированию программы развития, стратегическое планирование.

Keywords: design of development program, system of additional professional education, course training of teachers, training of teachers for design of development program, strategic planning.

Стремительные преобразования в экономике, политической и общественной жизни влекут за собой изменения во всех остальных институтах общества. Стратегия инновационного развития Российского общества на период до 2020 года [1], Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» [2], профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель учитель) [3], федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [4], определяют требования к профессиональной компетентности и профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации (далее - ДОО).

Гипотезы, дискуссии, размышления

В профессиональном стандарте определены трудовые действия педагога ДОО: участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, а также необходимые для проектирования программы развития знания: о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, законах и других нормативных актах, регламентирующих образовательную деятельность Российской Федерации [3]. Обеспечить достижение данных требований профессионального стандарта призваны организации дополнительного профессионального образования, в компетенциях которых обозначено повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования.

Рассматривая проблему подготовки педагогов к проектированию и реализации программы развития дошкольной образовательной организации, остановимся на феномене «программа развития». Программа развития образовательной организации является стратегическим документом, формой общественного договора между участниками образовательного процесса и представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем [5]. Программа развития описывает качественные изменения для создания новой образовательной практики, внедрения современных тенденций в сфере образования [6].

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова программа развития определяется как 1) план деятельности, работ 2) изложение содержания и цели деятельности...» [7].

Таким образом, программа развития ДОО рассматривается как инструмент управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения программа развития является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения. В ходе процесса разработки программы руководитель и педагогический коллектив выявляют собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, анализируют потенциал развития своего образовательного учреждения в

новых условиях и берут на себя ответственность за постановку новых целей развития и способы их достижения [8].

Программа развития базируется на проект-но-целевом подходе к развитию образовательного учреждения, представляющем совокупность стратегического анализа и планирования; разработки инновационных проектов; нормативного правового и методического обеспечения; системы корректировки и контроля качества образовательного процесса [9].

Организация деятельности учреждения на проектно-целевой основе позволяет динамично реагировать на запросы и потребности общества, проявившиеся в ходе реализации предыдущего этапа функционирования учреждения, позволяет осуществлять поиск инновационных технологий в организации эффективной совместной деятельности детей, педагогов и родителей, позволяет формировать систему индикаторов и показателей изменений в дополнительном образовании детей, позволяет выработать исходные позиции в разработке финансово-экономического механизма реализации поставленных задач, необходимого и достаточного их ресурсного обеспечения [10].

Решение задач стратегического развития дошкольного образовательного учреждения обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по основным направлениям, представленным в плане реализации программы развития. Программа развития ДОО описывает изменения в инфраструктуре образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы: правовых, организационных, финансовых, управленческих и материальных условий обеспечения образовательного процесса в направлении повышения качества, доступности и эффективности.

Разработка программы развития не является знакомым и традиционным видом деятельности для педагогов ДОО. Как показывает практика, многие педагоги испытывают значительные затруднения в проектировании данного стратегического документа. В целях снятия данного противоречия подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций к проектированию программ развития осуществляется в учреждениях дополнительного профессионального образования. Подготовка педагогов к про-

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Г. В.Яковлева, Т. А. Сваталова

Подготовка педагогов к,проектированию программы развития...

ектированию программы развития ДОО внесена в содержание дополнительных профессиональных программ.

В качестве критериев эффективности подготовки педагогов к обозначенным видам деятельности могут быть предложены следующие:

а) понимание роли и значения программы развития в достижении эффективности деятельности дошкольной образовательной организации;

б) сформированность способов деятельности по проектированию программы развития;

в) целостность представления о программе развития, ее структуре.

Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в системе дополнительного профессионального образования, показывают, что слушатели курсов повышения квалификации не всегда положительно отвечают на вопрос: «Принимаете ли вы участие в управлении образовательной организацией, в которой работаете?». Чаще всего в ответах слушателей встречается позиция «Затрудняюсь ответить, т. к. у меня отсутствуют четкие представления о возможностях моего участия в управлении образовательной организацией». Слушатели не соотносят участие в проектировании, а затем и реализации программы развития ДОО с функцией управления.

В этой связи в рамках курсовой подготовки целесообразно рассмотреть следующие актуальные проблемы проектирования программы развития:

- программа развития как стратегический плановый документ,

- модель будущего дошкольного образовательного учреждения,

- механизм поэтапного преобразования составляющих этой модели,

- технологии включения педагогов в проектирование программы развития ДОО,

- инновационная деятельность учреждения в отражении требований ФГОС ДО.

В целях обогащения профессиональных знаний педагогов ДОО дополнительная профессиональная программа может включать изучение приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и других нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность Российской Федерации, федерального государ-

ственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Лекционные занятия целесообразно организовывать в интерактивной форме, в форме дискуссии, в форме решения кейсовых заданий для организации проектной деятельности слушателей, реализуя андрагогический и деятельностный подходы к обучению взрослых обучающихся.

Программа развития представляется слушателям как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный своевременный, результативный и экономичный переход образовательного учреждения в новое качественное состояние, и в то же время инструмент, обеспечивающий управление этим переходом. Очень важно обсуждение со слушателями отличительных особенностей программы развития и плана. В ходе дискуссии со слушателями целесообразно уточнить особенности программы развития, которые, прежде всего, связаны со стратегическим характером программы и стратегическим подходом к решению закрепленных в ней задач:

1. Решение стратегических задач, выработка общей стратегии и затем тактики решения отражается в акцентах Программы развития при всей желательной детализации предполагаемых действий.

2. Инновационная направленность программы осуществляется через проектирование инновационных проектов, тематика и содержание которых определяются выявленными противоречиями в управлении, имеющимися проблемами, инновационными направлениями, выбранными педагогическим коллективом для основной образовательной программы ДОУ.

3. Программа развития прогностична, направлена на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, завтрашнего социального заказа на образование.

4. В программе развития отражены программно-целевой и проектно-целевой подходы, что определяет ее структурное отличие от традиционных планов. Она соединяет в себе концепцию будущего образовательного учрежде-

Гипотезы, дискуссии, размышления

ния и его жизнедеятельности, стратегический план перехода к качественно новому состоянию учреждения и более конкретный, точный план реализации избранной стратегии перехода.

В условиях реализации деятельностного подхода к обучению взрослых обучающихся ходе курсовой подготовки целесообразно предложить слушателям алгоритм проектирования программы развития, на основе которого в сформированных проектных группах слушатели разрабатывают одну из структурных составляющих программы развития. В качестве шагов алгоритма проектирования и тематики для групп могут быть предложены:

- проектирование идентификатора Программы (паспорта программы, включающего нормативные основания для разработки Программы, заказчика, разработчика, исполнителей Программы, контроль исполнения Программы, основное предназначение Программы развития ДОУ, цель и задачи, важнейшие целевые индикаторы и показатели, сроки, этапы и периоды реализации программы, ожидаемые конечные результаты, существенные характеристики программы, основные ресурсы для реализации цели и выполнения задач программы развития, критерии эффективности реализации программы, система организации контроля за реализацией Программы, финансирование, механизмы управления реализацией программы);

- оценка рисков, влияющих на реализацию Программы;

- определение стартовых условий реализации Программы;

- SWOT-анализ оценки уровня развития и готовности к реализации ФГОС дошкольного образования4

- прогнозирование ожидаемых результатов, описание технологии контроля и оценки выполнения программы развития;

- пакет инновационных проектов Программы.

Созданные проектными группами части программы развития затем могут быть представлены в форме защиты. Такие продуктивные формы работы со слушателями как нельзя эффективнее обеспечивают проявление субъектной позиции слушателя в образовательном процессе. И, что немаловажно, позволяют слушателям в конце обучения наработать программный продукт, который может быть ис-

пользован как основа для программы развития ДОО самого слушателя.

Таким образом, выстроенная в учреждениях дополнительного профессионального образования система курсовой подготовки должна быть направлена на обеспечение готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к проектированию значимого в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стратегического документа, каким является программа развития.

Основанием для оценки готовности педагогов и руководителей к проектированию программ развития дошкольных образовательных организаций являются: а) экспертные заключения представителей учредителя, в которых отмечается качество программ и их направленность на достижение поставленных образовательной политикой региона целей и задач; б) отзывы общественности о качестве и операциональности программ развития, в) результаты анкетирования слушателей курсов повышения квалификации о содержании и особенностях программы развития их учреждения.

Предложенная технология подготовки педагогов к проектированию программы развития может быть использована не только в системе дополнительного профессионального образования, но и во внутрифирменном повышении квалификации в дошкольной образовательной организации, в системе методической работы.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_123444/ (дата обращения: 04.06.2018).

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 / с изм. и доп. на 2013 г. - М. : Эксмо, 2013. - 208 с.

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 04.06.2018).

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Г. В.ЯковЛ£ва, Т. А. Сваталова

Подготовка педагогов кпроектированию программы развития...

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приложение к приказу от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 04.06.2018).

5. Гришина И. В. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения / И. В. Гришина. - М. : КАРО, 2006. - 128 с.

6. Губанова Е. В. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения / Е. В. Губанова. - Саратов : ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. - 136 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. - 2-е изд., стер. - М. : Русский язык, 1990. - 921 с.

8. Майер А. А. Программа развития ДОУ. Построение и реализация / А. А. Майер - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

9. Лазарев B. C. Как разработать программу развития школы / В. С. Лазарев, М. М. Поташник. - М. : Новая школа, 1993. - 265 с.

10. Ильенко Л. П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы / Л. П. Ильенко. - М. : АРКТИ, 2001. -184 с.

References:

1. Decree of the government of the Russian federation of 11/8/2011 No. 2227-r about the strategy for innovative development of the Russian Federation for the period until 2020 [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF O Strategii inno-vacionnogo razvitiya RF na period do 2020 g.] [Web resource], access mode: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (accessed date: 06/04/2018).

2. Federal Law "About Education in the Russian Federation" of 12/29/2012 No. 273-FZ [Federally) Zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Fed-eracii"], 2013. 208 p.

3. Order of the Ministry of Labor of Russia of 10/18/2013 No. 544n "About the approval of the

professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education)" [Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo ob-shchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')] [Web resource], access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_155553/ (accessed date: 06/04/2018).

4. Federal state educational standard of preschool education, Supplement to order No. 1155 of 10/17/2013 "About approval of the federal state educational standard of preschool education" [Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovani] [Web resource], access mode: http://base.garant. ru/70512244/(accessed date: 06/04/2018).

5. Grishina I. V. Methodological recommendations for the development of the program for the development of an educational [Metodiches-kie rekomendacii po razrabotke programmy razvitiya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya], 2006. 128 p.

6. Gubanova E. V. Methodological recommendations for the development of a program for the development of an educational institution [Metodicheskie rekomendacii po razrabotke pro-grammy razvitiya obrazovatel'nogo uchrezhdeni-ya], Saratov: Saratov Institute of Advanced Training and Retraining of Educators, 2011. 136 p.

7. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language: 70 000 words [Slovar' russkogo yazyka: 70000 slov], 1990. 921 p.

8. Mayer A. A. Development Program of the Preschool Educational Institution. Construction and implementation [Programma razvitiya DOU. Postroenie i realizaciya], 2004. 128 p.

9. Lazarev B. C., Potashnik M. M. How to develop a school development program [Kak razrabotat' programmu razvitiya shkoly], 1993. 265 p.

10. Ilyenko L. P. Program for school development: structure, content, long-term work planning [Programma razvitiya shkoly: struktura, soderzha-nie, perspektivnoe planirovanie raboty], 2001. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.