Научная статья на тему 'Инновационная методическая работа как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Инновационная методическая работа как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье рассматривается проблема управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования средствами инновационной методической работы. Автором предложена и описана модель инновационной методической работы как одного из условий обеспечения готовности педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основе теоретических исследований представлен феномен инновационной методической работы, ее особенности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Решение проблемы проектирования и реализации системы инновационной методической работы в дошкольной образовательной организации представлено средствами дополнительных профессиональных программ. Описаны эффективные формы работы со слушателями курсов повышения квалификации по проектированию моделей методической работы в дошкольных образовательных организациях, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative methodical work as a condition for the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education

The article discusses the problem of implementation managing of the Federal State Educational Standard of preschool education by means of innovative methodical work. The model of innovative methodical work as one of the conditions for ensuring teachers' readiness for the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education is offered and described. On the basis of theoretical researches, the phenomenon of innovative methodical work, its features in the implementation conditions of the Federal state educational standard of preschool education is presented. The solution of the problem of designing and implementing the system of innovative methodical work in preschool educational organization is represented by means of additional professional programs. Effective forms of work with students of advanced training courses of designing models of methodical work in preschool educational organizations that ensure the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education are described.

Текст научной работы на тему «Инновационная методическая работа как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

содик гви

ù

T. (В.^ковлева ^^

Инновационная методическая работа...

НИППКРО

УДК 373+378.091.398

Инновационная методическая работа как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Г. В. Яковлева

Innovative methodical work as a condition for the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education

G. V. Yakovleva

Аннотация. В статье рассматривается проблема управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования средствами инновационной методической работы. Автором предложена и описана модель инновационной методической работы как одного из условий обеспечения готовности педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основе теоретических исследований представлен феномен инновационной методической работы, ее особенности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Решение проблемы проектирования и реализации системы инновационной методической работы в дошкольной образовательной организации представлено средствами дополнительных профессиональных программ. Описаны эффективные формы работы со слушателями курсов повышения квалификации по проектированию моделей методической работы в дошкольных образовательных организациях, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Abstract. The article discusses the problem of implementation managing of the Federal State Educational Standard of preschool education by means of innovative methodical work. The model of innovative methodical work as one of the conditions for ensuring teachers' readiness for the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education is offered and described. On the basis of theoretical researches,

the phenomenon of innovative methodical work, its features in the implementation conditions of the Federal state educational standard of preschool education is presented. The solution of the problem of designing and implementing the system of innovative methodical work in preschool educational organization is represented by means of additional professional programs. Effective forms of work with students of advanced training courses of designing models of methodical work in preschool educational organizations that ensure the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education are described.

Ключевые слова: инновационная методическая работа, особенности инновационной методической работы, модель инновационной методической работы, продуктивные формы методической работы, инновационная деятельность педагогов, проектирование основной образовательной программы.

Keywords: innovative methodical work, features of innovative methodical work, model of innovative methodical work, productive forms of methodical work, innovative activity of teachers, design of the basic educational program.

Современная политика в сфере образования, в том числе в сфере дошкольного образования, направлена на достижение его качества. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» современное дошкольное образование является первым уровнем системы общего образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

г" ^ ^

ЧИППКРО

Научные сообщения

Управленческая деятельность современного дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым (желаемым, требуемым обществом) состоянием педагогического процесса, достигнутым и требуемым качеством дошкольного образования [1].

Реалии сегодняшнего дня в системе дошкольного образования связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Реализация ФГОС ДО предполагает создание определенного вида условий:

- создание кадровых условий обеспечения качества освоения детьми основной образовательной программы ДОУ;

- создание программно-методических условий реализации ФГОС ДО (проектирование и реализацию основной образовательной программы ДОУ, рабочих программ воспитателей и специалистов);

- создание развивающей предметно-пространственной среды, как условия освоения детьми содержания основной образовательной программы ДОУ.

Система дополнительного профессионального образования сегодня должна работать на опережение. В данном аспекте выстраивается система повышения квалификации, обеспечивающая готовность слушателей к инновационным изменениям, готовность работать в инновационном режиме. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации руководителей содержат в себе практи-ко-ориентированные модули, обеспечивающие активное включение слушателей в процесс разработки программно-методических продуктов, в числе которых основные образовательные программы ДОО, годовое планирование на текущий период, «дорожные карты реализации ФГОС ДО», персонифицированные программы повышения квалификации педагогов [2].

Анализ актуального состояния кадрового обеспечения в системе дошкольного образования свидетельствует о не полном соответствии образовательного и профессионального уровней педагогов требованиям профессионального стандарта, о недостаточном уровне готовности

педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. И разрешить данную проблему возможно, создав в образовательном учреждении инновационную методическую работу [3].

Инновационная методическая работа - это часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированная на освоение и (или) разработку педагогами новых (инновационных) способов этой деятельности. Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении должна отвечать всем требованиям инноватики. В ходе ее организации должна осуществляться экспертиза тех современных фактов и явлений, которые заложены в основу инновационной педагогической деятельности, организовываться обучение педагогов новым способам профессиональной деятельности, отбору позитивных инноваций.

Сегодня это связано с организацией освоения педагогами дошкольных образовательных организаций стратегий, принципов и подходов, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4].

Феномен инновационной методической работы отражается в ее особенностях:

- обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития (введения и реализации ФГОС ДО);

- отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

- обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

- обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов, как отражение требований профессионального стандарта педагога;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Т. В.Якрвлева

Инновационная методическая работа...

- оснащение педагогов способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка [5].

Выделенные выше особенности должны найти отражение в модели инновационной методической работы в дошкольной образовательной организации.

Далее представлена примерная модель построения инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО (рис. 1).

Модель построения инновационной методической работы является предпосылкой процесса обновления системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО.

Для слушателей курсов повышения квалификации (руководителей ДОУ, старших воспитателей) модель инновационной методической работы может стать раздаточным материалом для организации экспертизы ее содержательной эффективности.

Организация подгрупповой работы по наполнению модели содержанием и представление группового проекта обеспечивает дея-тельностный подход в работе со слушателями, обеспечивает готовность руководителей к проектированию системы методической работы, которая позволяет повысить профессиональный уровень педагогов, их теоретическую и методическую подготовленность к реализации ФГОС ДО.

Отражение методической подготовленности педагогов осуществляется в процессе проектирования основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, в основу которой заложена Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

Для более детального изучения содержания Примерной основной образовательной программы дошкольного образования слушателям курсов повышения квалификации предлагается изучить реестр

Примерных основных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации, выбирая и обсуждая в ходе организованной фокус-группы выделенные условия и механизмы их создания.

Предложенный алгоритм работы руководители могут использовать при организации про-

ЧИППКРО

дуктивных форм методической работы в дошкольной образовательной организации.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему [6].

Особенностями организации инновационной методической работы является обеспечение проектирования данного документа ДОУ:

- обеспечение высокого уровня методической компетентности педагогов, включенных в процесс проектирования,

- мотивация педагогов к данному виду деятельности,

- определение подходов к оценке качества разработанной основной образовательной программы ДОУ (определение критериев, показателей оценивания).

В рамках курсов повышения квалификации в ходе семинарских занятий организуется презентация основной образовательной программы ДОУ слушателями. Такая презентация предполагает защиту программы, ответы на возникающие у слушателей вопросы по ее содержанию, особенностям отбора технологий, инновационным направлениям, выбранным педагогическим коллективом.

Одной из целей организации инновационной методической работы является повышение профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в качестве инновационной деятельности рассматривается проектирование педагогами рабочих программ с календарно-тематическим планированием в соответствии с требованиями ФГОС ДО, авторских программ по направлениям развития ребенка.

Система управления проектированием рабочих программ включает в себя модель мотивации педагогов, повышение их методической компетентности через систему методической работы (организацию теоретических семинаров, проблемно-проектных семинаров, мастер-классов и других продуктивных форм методической работы).

Т. В.Якрвлева

Инновационная методическая работа...

Такая система внутрифирменного повышения квалификации должна строиться на диагностической основе, выявленных профессиональных затруднениях педагогов.

В рамках дополнительного профессионального образования (курсов повышения квалификации) слушателям предлагается подготовка и представление творческой самопрезентации, отражающей инновационную деятельность. Представленный позитивный опыт становится достоянием широкой педагогической общественности.

Таким образом, выстроенная на основе деятельностного и компетентностного подходов система инновационной методической работы является условием реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Деятельность учреждений дополнительного профессионального образования должна быть направлена на формирование или совершенствование профессиональных компетенций руководителя, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО средствами дополнительных профессиональных программ и организующих инновационную методическую работу в учреждении.

Библиографический список:

1. Зверева В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. И. Зверева. - М. : Просвещение, 1992. -320 с.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1996. -309 с.

3. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // ГА-РАНТ.РУ. - Режим доступа: http://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 29.05.2017).

4. Яковлева Г. В. Концепция развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ / Г. В. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 161-166.

ЧИППКР0

5. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Г. В. Яковлева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2010. - Т. 12. - № 5-1. - С. 94-97.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ГА-РАНТ.РУ. - Режим доступа: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 29.05.2017).

References:

1. Zvereva V. I. Organizational and pedagogical activity of the head of a school [Organizacion-no-pedagogicheskaja dejatel'nost' rukovoditelja shkoly]. Moscow: Prosveshhenie, 1992. 320 p.

2. Markova A. K. Psychology of professionalism [Psihologija professionalizma]. Moscow: Znanie, 1996.309 p.

3. Professional standard "Teacher" (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher). Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from 18 October, 2013, No. 544n, [Professionally) standart «Pedagog» (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo ob-shhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospi-tatel', uchitel'). Utverzhden Prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii] [Web resource]. Access mode: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (accessed date: 05/29/2017).

4. Yakovleva G. V. The concept of development of innovative methodical activity of the teacher of the preschool educational institution [Koncepcija razvitija innovacionnoj metodicheskoj dejatel'nosti pedagoga DOU] / Siberian Pedagogical Journal, 2012, No. 4, pp. 161-166.

5. Yakovleva G. V. Conditions for the effectiveness of innovative methodological work in the pre-school educational establishment [Uslovija jeffektivnosti in-novacionnoj metodicheskoj raboty v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii] / Newspaper of Samara

ЧИППКРО

Научные сообщения

Scientific Center, Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Medical and Biological Sciences, 2010, Vol. 12, No. 5-1, pp. 94-97.

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from October 17, 2013 No. 1155, Moscow "About the approval of the federal state educational standard of preschool

education" [Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii Ob utverzhdenii feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija] [Web resource]. Access mode: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70412244/ (accessed date: 05/29/2017).

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.