Д.В. Алёшкина
ЭКСПЕРТИЗЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - НАЗНАЧЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО
Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля (ЭИОТК) -это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела.
Основанием для назначения экспертизы является необходимость в использовании специальных знаний (познаний) для разъяснения возникающих вопросов, при осуществлении таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 378 ТК РФ). Экспертизы обычно проводятся в целях выявления свойств и характеристик объектов исследования.
Объектами ЭИОТК являются материальные источники информации, такие как: товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу; объекты контрабанды и НТП; товаросопроводительные документы.
Предмет ЭИОТК составляют фактические данные, исследуемые и устанавливаемые при осуществлении операций таможенных процедур.
В настоящее время исследования имеют право проводить эксперты Центрального экспертно-криминалистического управления (ЦЭКТУ), экспертно-криминалис-тических служб (ЭКС) - региональных филиалов ЦЭКТУ, имеющих право на самостоятельную экспертную деятельность, а также иных соответствующих организаций или другие эксперты, назначенные таможенными органами (на договорной основе).
Согласно действующему законодательству экспертизы подразделяются на следующие виды:
- первичная экспертиза - это основная экспертиза, в процессе проведения которой эксперты впервые знакомятся с объектом экспертизы;
- дополнительная экспертиза - назначается при недостаточной ясности или полноте ранее выданного заключения; ее проводят, как правило, те же эксперты;
- повторная экспертиза - назначается в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее выданного заключения; осуществляется новым составом экспертов, но объект и предмет экспертизы не изменяются;
- комиссионная экспертиза - назначается при необходимости привлечения к проведению экспертизы нескольких экспертов, обладающих специальными знаниями в одной области;
- комплексная экспертиза - направлена на достижение комплексной экспертной оценки, охватывающей все или большинство основополагающих характеристик товара, при этом привлекаются эксперты разных специальностей.
В настоящее время принято выделять основные виды ЭИОТК в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Основные виды ЭИОТК
№ п/п Наименование экспертизы Краткая характеристика
1 Классификационные Проводятся с целью идентификации представленного для исследования объекта, а также определения наименования и соответствия определенному коду товара в соответствии с ТН ВЭД России
2 Материаловедческие Проводятся с целью определения принадлежности товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов, при этом определяют физические, химические и механические свойства материала, а также технологические критерии, оказывающие влияние на классификацию исследуемого материала
3 Идентификационные Проводятся с целью определения принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров, установления индивидуальных признаков товара, соответствия товара установленным качественным характеристикам и техническому описанию
4 Товароведные Проводятся с целью определения стоимости товара на основе его качественных показателей и основных свойств
5 Технологические Проводятся с целью определения норм выхода продуктов переработки при переработке определенного вида сырья; определения расхода сырья при получении определенного продукта; идентификации сырья в продукте переработки; определения места происхождения товара; установления технологии производства представленного для исследования товара; определения полноты использования сырья при производстве определенного товара
6 Криминалистические, в том числе: - экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств; - почерковедческие и др. Проводятся с целью установления подлинности средств идентификации, а также с целью исследования следов (рук, обуви, орудий взлома и т.д.)
7 Технико-криминалистические исследования документов Проводятся с целью исследования и установления фактических данных, связанных с определением подлинности оттисков печатей и штампов, подписей, машинописных текстов, содержания и изменений в документе, способа изготовления и материала документа
8 Искусствоведческие Проводятся с целью установления исторической, художественно-культурной, научной значимости произведений искусства и предметов антиквариата
9 Экологические Проводятся с целью определения экологической или эксплуатационной безопасности товара; определения соответствия качества товара требованиям ГОСТ и медико-биологическим требованиям; определения наличия озоноразрушающих веществ; определения принадлежности товара (вещества) к опасным отходам
10 Химические Проводятся с целью установления химического состава, количественного соотношения различных химических соединений представленного на исследование объекта, а также идентификации товара (вещества) по химическому составу и соотношению компонентов в нем
- 57
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ, 2(3) 2008
Конечно, перечисленный список экспертиз далеко не полон, так как каждый конкретный случай, требующий привлечения экспертов, подразумевает индивидуальный подход.
Назначение экспертиз производится должностным лицом таможенного органа, осуществляющим таможенный контроль, с согласия начальника этого органа (или его заместителя), при этом выносится постановление (определение) о назначении экспертизы (ст. 378 ТК РФ). В этом документе обязательно указываются следующие данные: наименование экспертизы; вид экспертизы; наименование таможенного органа и должность, фамилия и инициалы должностного лица; основание для назначения экспертизы; наименование экспертного учреждения или фамилия, имя и отчество эксперта; вопросы, поставленные на разрешение эксперта; материалы, представляемые на экспертизу; срок проведения экспертизы (обычно согласовывается с начальником ЭКС с учетом трудоемкости испытаний); предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и др.
Нужно отметить, что достаточно сложным является процесс формулирования и постановки вопросов для экспертов, так как от этого зависит эффективность использования заключения экспертизы сотрудниками таможенных органов. Так, при проведении экспертиз в отношении товаров, транспортных средств и документов на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:
- физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД России;
- среднестатистической свободной (рыночной) цены исследуемого товара (либо аналогичного товара), классифицируемого в той же позиции ТН ВЭД России;
- идентификации товаров в продуктах переработки;
- возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории;
- принадлежности товара к наркотическим веществам, психотропным веществам и их прекурсорам, подлежащим контролю в РФ, в том числе их наличия в лекарственных средствах;
- принадлежности товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
- идентификации страны происхождения товаров и страны производителя товаров и др. вопросов.
Одним из наиболее сложных и тонких этапов, касающихся ЭИОТК, является процедура отбора проб и образцов товаров. Как правило, данные действия осуществляет должностное лицо таможенного органа. При этом обязательно составляется акт (протокол - по делам об административных правонарушениях) в двух экземплярах, первый - хранится в таможенном органе вместе с первым экземпляром таможенной декларации, а второй экземпляр вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или его представителю. Одним из важнейших моментов является строгое соблюдение методики отбора проб и образцов (из каких мест производить отбор пробы, какие специальные инструменты использовать и т.д.). В случаях, когда используется крайне сложная методика или требуется специфическое оборудование, взятие проб и образцов может проводиться с участием эксперта или специалиста.
Должностное лицо таможенного органа может отбирать пробы или образцы товаров в отсутствие декларанта и его представителей, но в этом случае необходимо присутствие двух понятых. Такие действия производятся в следующих случаях:
- неявки декларанта и (или) его представителей по истечении 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия;
- существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с этой территории.
Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, сотрудники государственных органов имеют право брать пробы и образцы только с письменного разрешения таможенного органа. Данное разрешение составляется в произвольной форме, подписывается и хранится в таможенном органе вместе с первым экземпляром акта о взятии проб или образцов, оно выдается в случаях, если взятие проб и образцов не затрудняет проведения таможенного контроля, не изменяет характеристик товаров, не влечет за собой уклонения от уплаты таможенных пошлин и иных нарушений.
Количество проб или образцов товара определяется минимальным количеством, достаточным для проведения исследований:
- товар, расфасованный для розничной торговли в упаковках от 100 до 1000 г, представляется для проведения исследований в количестве трех упаковок;
- товар, расфасованный для розничной торговли в упаковках свыше 1000 г, представляется для проведения исследований в количестве трех проб по 300 г и образец упаковки;
- товар, не разрушаемый в процессе экспертных исследований, - в одном экземпляре.
Возможно возникновение ситуации, когда объекты исследования не могут быть представлены в лабораторию для проведения испытаний из-за габаритов или по иным причинам. В этом случае экспертиза может быть проведена на месте нахождения данного товара.
Отобранная проба разделяется на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную. Контрольная и арбитражная пробы возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, если экспертизой не выявлены несоответствия сведений о товаре, в противном случае пробы хранятся в ЭКС.
По окончании исследований пробы и образцы возвращаются владельцу должностным лицом, назначившим экспертизу, если только пробы и образцы не подлежат утилизации в соответствии с законодательством РФ или если расходы на пересылку не превышают стоимость проб и образцов.
Направляемые на экспертизу пробы и образцы должны быть упакованы и опломбированы или снабжены специальным ярлыком обеспечения сохранности упаковки. Доставку проб и образцов обычно осуществляет должностное лицо таможенного органа.
Сроки ЭИОТК не должны превышать:
- сроки временного хранения товаров;
- шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
- один год - в иных случаях.
Для проведения экспертизы в ЦЭКТУ (ЭКС) представляются следующие документы: постановление (определение) о назначении экспертизы; акт (протокол) взятия проб или образцов; копия ТД, документы и иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы; объекты исследования; образцы для сравнительного исследования.
Если представленные на экспертизу материалы оформлены с нарушением установленных законодательством требований, то начальник ЦЭКТУ (ЭКС) или их заместители в течение трех дней с момента получения материалов должны сообщить об этом лицу, назначившему экспертизу. Если по истечении десяти дней с момента получения материалов необходимые меры по устранению недостатков не будут приняты, то материалы без исполнения возвращаются должностному лицу, назначившему экспертизу. При возврате обязательно указывают причину: недостаточность массы объекта исследования; несоответствие упаковки установленным требованиям; ненадлежащее оформление постановления (определения) и др.
Срок проведения экспертизы исчисляется со дня поступления материалов в ЦЭКТУ (ЭКС) и истекает при направлении заключения эксперта или уведомления должностному лицу, назначившему экспертизу. Если экспертиза в процессе таможенного контроля не может быть выполнена в срок, назначенный постановлением должностного лица таможенного органа, то руководитель ЭКС письменно ходатайствует о его продлении в пределах сроков, установленных ст. 378 ТК РФ. В случае когда экспертиза по делу об административном правонарушении не может быть выполнена в течение 20 дней, руководитель ЦЭКТУ (ЭКС) ставит в известность должностное лицо, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ. Руководство ЦЭКТУ (ЭКС) может также дать указание о сокращении установленного срока экспертизы, учитывая техническую сложность, продолжительность исследований и др. факторы.
В соответствии с действующим законодательством экспертам предоставляются следующие права:
- знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;
- с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;
- запрашивать дополнительные материалы;
- отказаться от дачи заключения, если материалов окажется недостаточно или если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения такой экспертизы (оформляется отказ в письменной форме);
- с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.
По результатам проведенной экспертизы эксперт дает письменное заключение. Оно должно состоять из трех частей - вводной, исследовательской и выводов.
Во вводной части указываются наименование экспертизы, ее номер, сведения об экспертах, сведения о лицах, назначивших экспертизу, дата поступления материалов на экспертизу, способ доставки материалов в лабораторию, место проведения экс-
пертизы, вопросы, поставленные на разрешение эксперта. При этом вопросы должны приводиться в точной формулировке, в порядке, в котором они написаны в постановлении (определении) на экспертизу.
Если оказывается, что некоторые вопросы выходят за пределы компетенции эксперта, то он отмечает это в заключении или согласовывает изменение вопроса с должностным лицом, назначившим экспертизу.
При производстве повторной, дополнительной или комплексной экспертизы во вводной части излагаются сведения о предшествующих экспертизах (дата и № заключения, эксперты и экспертные организации, вывод по предыдущим исследованиям). При проведении комиссионной экспертизы во вводной части указывается состав экспертной комиссии или экспертных учреждений-участников.
В исследовательской части приводится описание процесса исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам. Каждому вопросу, поставленному перед экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. В этой части заключения излагаются: состояние объектов исследования; методы и приемы исследования, которые описываются доступно для понимания лиц, не имеющих специальных знаний; справочно-нормативные материалы, которыми эксперты руководствовались при проведении исследований; ссылки на приложения и пояснения; экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждений.
Если на какие-то вопросы эксперту не удалось дать ответ, то обязательно указывается причина. В случае если при производстве повторной экспертизы результаты не совпадают с результатами предшествующих экспертиз, должны указываться причины расхождений.
При проведении комплексной экспертизы эксперты разных специальностей могут излагать свое мнение в отдельных разделах исследовательской части. При этом могут формулироваться промежуточные выводы, которые подписываются экспертами, проводившими данную часть исследования.
В третьей части излагаются выводы экспертов в виде конкретных, кратких ответов на поставленные вопросы, строго в той последовательности, в которой вопросы были заданы во вводной части.
Выводы, по которым экспертам не были поставлены вопросы, но они являются существенными для данной экспертизы, излагаются в конце заключения.
При производстве комплексной экспертизы общий вывод подписывается экспертами - участниками экспертизы. Если же эти эксперты не пришли к единому мнению, то они формулируют самостоятельные выводы и обосновывают причины своего несогласия.
Заключение подписывается экспертом (экспертами) и заверяется печатью организации, к которой относится эксперт. Если к заключению прилагаются графики, таблицы и т.д., то каждый лист приложений подписывается составившими их экспертами, заверяется печатью и на них проставляются номер и дата заключения.
Заключение и приложения к нему составляются в двух экземплярах, один из которых направляется таможенному органу, назначившему экспертизу, а второй остается в ЦЭКТУ (ЭКС). При производстве комиссионной экспертизы заключение оформляется в количестве экземпляров, достаточном для направления органу, назначившему экспертизу, и каждой службе, принимавшей участие в экспертизе.
В случае невозможности дать заключение эксперт оформляет отказ от дачи заключения, которое также состоит из трех частей - вводной, мотивировочной (указываются причины невозможности дачи заключения) и заключительной (указывается на невозможность дать ответ по каждому поставленному вопросу). Заключение подписывается экспертом и заверяется печатью организации, к которой относится эксперт; один экземпляр направляется таможенному органу, назначившему экспертизу, а второй - остается в ЦЭКТУ (ЭКС).
Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту или его представителям копию заключения эксперта или сообщение о невозможности дать заключение.
После получения заключения эксперта таможенными органами в ЦЭКТУ (ЭКС) в течение 15 дней направляются сведения о принятых мерах по результатам проведенной экспертизы.
В заключение нужно отметить, что нормативная база, касающаяся экспертиз и исследований при осуществлении таможенного контроля, постепенно приводится в соответствие с международными нормами. Тем не менее, рассматривая международный опыт проведения экспертиз в таможенных целях, нельзя не заметить, что в европейских странах результаты экспертиз принимаются таможенными органами как обязательный к применению документ. У нас же заключение эксперта может носить рекомендательный характер, например в части определения кодов ТН ВЭД России, т.е. являться простой информацией к размышлению. В связи с этим возникает закономерный вопрос: зачем же тратить бюджетные средства, загружать ЦЭКТУ (ЭКС) бесполезной работой? Очевидно, по мере осмысления новых нормативных актов в области экспертизы и изучения опыта других стран в этой области некоторые несообразности в законодательстве все-таки будут устранены.
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89, 2006.
2. Письмо ФТС России от 18.04.2006 № 01-06/13167 «О методических рекомендациях о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами».
3. Письмо ГТК России от 16.07.2004 № 01-06/26192 «О назначении таможенными органами экспертиз».
4. Письмо ГТК России от 02.09.2004 № 17-12/32023 «О правомочии проведения таможенными органами экспертиз по определению рыночной стоимости объектов правонарушения».
5. «Обзоры правоприменительной практики по результатам рассмотрения жалоб и протестов...», публикуемые в отдельных письмах ФТС России и РТУ, 2006-2008 гг.