Научная статья на тему 'О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз'

О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1772
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА / ЭКСПЕРТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колпаков Александр Федорович, Яковлева Светлана Владимировна

Статье рассматриваются особенности взаимодействия должностных лиц таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз, а также при оценке заключения эксперта. Показано, что наиболее полное использование исследовательского потенциала эксперта достигается при хорошо спланированной организации взаимодействия субъектов экспертизы и соблюдении ими действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А.Ф. КОЛПАКОВ, С.В. ЯКОВЛЕВА

О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз

В статье рассматриваются особенности взаимодействия должностных лиц таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз, а также при оценке заключения эксперта. Показано, что наиболее полное использование исследовательского потенциала эксперта достигается при хорошо спланированной организации взаимодействия субъектов экспертизы и соблюдении ими действующего законодательства.

Ключевые слова: должностное лицо таможенного органа, эксперт, взаимодействие, субъекты экспертизы.

Взаимодействие должностных лиц таможенных органов и экспертов можно определить как согласованную деятельность, подчиненную действующему законодательству и соблюдению ведомственных нормативных актов, основная задача которой — назначение и проведение экспертизы и решение возникающих вопросов при осуществлении таможенными органами контрольных функций, выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела.

Особенность взаимодействия должностного лица и эксперта как субъектов экспертизы заключается в том, что такое взаимодействие, хотя и предполагает их тесный контакт, но часто имеет опосредованный характер и осуществляется путем выполнения каждым из них своих функциональных обязанностей. Качественное и добросовестное выполнение этих обязанностей и будет определять эффективность взаимодействия.

Взаимодействие субъектов экспертизы не означает их служебного подчинения. Административная независимость эксперта от лица, назначающего

КОЛПАКОВ Александр Федорович — кандидат химических наук, профессор кафедры товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток. ЯКОВЛЕВА Светлана Владимировна — подполковник таможенной службы, заместитель начальника ЭКС-филиала ЦЭКТУ, г. Владивосток.

экспертизу, является одним из главных факторов, определяющих объективность результатов работы эксперта. При производстве экспертизы эксперт независим от органа или лица, назначившего экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.

Российское законодательство, в соответствии с которым таможенные органы назначают экспертизы, включает в себя Таможенный кодекс (ТК РФ), Кодекс об административных правонарушения (КоАП РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ). Указанные кодифицированные законы не рассматривают вопросы взаимодействия субъектов экспертизы: должностного лица, назначающего экспертизу, и эксперта, которому поручено производство данной экспертизы, ограничиваясь лишь регламентацией деятельности каждого из субъектов в отдельности. Порядок такого взаимодействия обычно определяется ведомственными нормативными актами. Первым таким актом, утверждающим типовой порядок взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий, стал ныне недействующий приказ ГТК РФ [1].

В течение последних двадцати лет, прошедших со дня создания первых экспертных подразделений Государственного таможенного комитета Российской Федерации — таможенных лабораторий, наблюдается резкий рост привлечения экспертов должностными лицами таможенных органов для решения самых разнообразных вопросов. За эти годы неоднократно изменялась структура таможенных экспертных подразделений, которая в настоящее время включает в себя:

— Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), которое расположено в Москве и является специализированным региональным таможенным управлением;

— экспертно-криминалистические службы региональных филиалов ЦЭКТУ, расположенных в городах: Владивосток, Иркутск, Новосибирск, Уфа, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Брянск, Санкт-Петербург и Калининград;

— выносные экспертные подразделения (отделы или отделения) ЭКС, филиалов ЦЭКТУ, расположенные в зоне деятельности крупных таможен с большими потоками товара, перемещаемого через таможенную границу.

Ежегодно экспертные подразделения ФТС России, в которых работает около 500 квалифицированных экспертов, выполняют до 60 тыс. экспертиз по запросам таможенных органов, что составляет более 70 % от общего числа назначаемых таможнями экспертиз. К числу иных экспертных структур, которым таможенные органы наиболее часто назначают экспертизы, следует отнести экспертные подразделения следующих министерств и ведомств Российской Федерации: Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, а также территориальные органы Торгово-промышленной палаты.

Как показала практика, наибольшая результативность от экспертной деятельности наблюдается в случае организации эффективного взаимодействия

субъектов экспертизы, установленного на основании методических рекомендаций, изложенных в письме ФТС России [2]. Согласованное и хорошо продуманное взаимодействие должностных лиц таможенных органов с экспертно-криминалистическими службами ФТС России является важным фактором в поиске и выявлении фактов, которые могут лечь в основу принятия решения, например, при осуществлении таможенного контроля или стать доказательной базой совершения правонарушения или преступления при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.

Проведение любой экспертизы предполагает возникновение, развитие и прекращение правоотношений между субъектами экспертной деятельности, поэтому процесс проведения экспертизы можно разделить на три основных этапа: 1) назначение экспертизы, 2) производство экспертизы, 3) оценка заключения эксперта лицом, назначившим экспертизу.

Рассмотрим деятельность субъектов экспертизы: должностного лица таможенного органа и эксперта с точки зрения особенностей их взаимодействия на этих этапах.

Назначение экспертизы. Экспертизы назначаются должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного контроля, при производстве по делам об административных правонарушениях и дознании по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов. В соответствии с действующими процессуальными законодательствами производство экспертизы может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, иным соответствующим организациям, а также экспертам. Государственными судебно-экспертными учреждениями (ГСЭУ) согласно ст. 11 федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, созданные для производства судебных экспертиз. Следует отметить, что ГСЭУ также проводят большое количество несудебных, т. е. назначаемых вне рамок судопроизводства, экспертиз. В число ГСЭУ входят экспертные подразделения МВД России, Минюста России, ФТС России и ряда других министерств и ведомств. Под иными соответствующими организациями следует понимать государственные и негосударстенные экспертные организации, не имеющие статуса судебных. Назначение производства экспертизы конкретному эксперту — физическому лицу означает, что экспертиза будет выполняться вне экспертного учреждения. Такая ситуация чаще всего имеет место, когда в составе экспертных учреждений отсутствует эксперт требуемой специализации и квалификации. В этом случае экспертом может быть назначено любое физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями и опытом по применению своих знаний в практической деятельности.

Основанием для назначения экспертизы является необходимость использования специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле должностными лицами в решении вопросов, возникающих у них при исполнении

своих обязанностей. Носителями таких специальных знаний являются физические лица — эксперты по должности или же те, которые становятся экспертами с момента поручения им производства экспертизы. Инициатором использования специальных знаний является должностное лицо, которому необходимо принять решение по проблемной ситуации и решить вопрос о целесообразности привлечения эксперта для установления определенных интересующих его обстоятельств. В настоящее время ФТС России, кроме того, определила случаи, когда назначение экспертизы является обязательным, например, при применении системы управления рисками.

Целью назначения любой экспертизы является получение доказательств, новых фактов, не являющихся очевидными, в противном случае назначение экспертизы нецелесообразно. Инициатор привлечения лица, обладающего специальными знаниями, должен определиться, какие задачи должны быть решены в ходе назначаемого им экспертного исследования.

Назначение экспертизы оформляется одним из следующих документов, формы которых приведены в письме ФТС России [2]:

— постановлением о назначении экспертизы при осуществлении таможенного контроля,

— определением о назначении экспертизы при производстве по делу об административном правонарушении,

— постановлением о назначении судебной экспертизы при дознании по уголовному делу.

Взаимодействие должностного лица с экспертом может начаться еще до составления документа о назначении экспертизы, когда ему необходимо определиться с решением вопросов относительно вида назначаемой экспертизы, круга лиц и экспертных учреждений, которым можно поручить исследование, характера вопросов, которые могут быть поставлены эксперту и разрешены путем проведения тех или иных исследований. Эти вопросы могут быть решены в случае предварительного обращения за консультацией к эксперту. Такое взаимодействие на предварительном этапе назначения экспертизы можно рассматривать как непроцессуальное. Попытка должностного лица обойти этот этап может привести к затягиванию сроков производства экспертизы, например, из-за возврата ее без исполнения по объективным причинам, которые могли быть установлены до назначения экспертизы, а в некоторых случаях и к утрате скоропортящихся объектов исследования. В целях повышения эффективности взаимодействия экспертно-криминалистические службы ЦЭКТУ регулярно, не реже одного раза в полгода, информируют таможенные органы о своих экспертных возможностях, о штате экспертов, о видах проводимых экспертиз и решаемых при этом вопросах.

Приняв решение о назначении экспертизы, должностное лицо таможенного органа вместе с постановлением (определением) о назначении экспертизы должно представить в распоряжение эксперта пробы или образцы товара. Взятие проб (образцов) производится должностным лицом в соответствии

с установленным порядком [3]. В некоторых случаях для этого может потребоваться взаимодействие с экспертом. Чаще всего это имеет место, когда товар, перемещаемый через границу, может представлять опасность для окружающих, например, ядовитое химическое вещество. В этом случае приглашается эксперт-химик для оказания профессиональной помощи во взятии проб или образцов товара. При этом следует подчеркнуть, что наиболее полное и эффективное использование познавательного потенциала эксперта при назначении экспертизы достигается не только грамотной и продуманной формулировкой вопросов эксперту, но и предоставлением ему необходимого и достаточного материала для исследования.

Производство экспертизы. Основанием для производства экспертизы является постановление или определение о назначении экспертизы, вынесенное должностным лицом таможенного органа. Руководитель экспертного подразделения, получив от таможенного органа документы и материалы для исследования, поручает производство экспертизы конкретному эксперту, обладающему необходимой для ее выполнения квалификацией, разъясняет ему права и обязанности и предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, устанавливает срок производства экспертизы. В необходимых случаях производство экспертизы может быть поручено комиссии экспертов. Один из экспертов комиссии может выполнять задачи эксперта-организатора. При назначении производства экспертизы вне экспертного учреждения конкретному физическому лицу права, обязанности и ответственность эксперта разъясняет ему лицо, назначающее экспертизу. Эксперт после изучения представленных ему документов, материалов и поставленных перед ним вопросов моделирует ход своих исследований. Важным моментом взаимодействия должностного лица и эксперта может стать предварительное, как до назначения экспертизы, так и перед началом ее выполнения, обсуждение методов и методик предстоящего исследования. Главным в этом случае должно стать обсуждение возможности применения разрушающих методов исследования, в ходе которых объект либо теряет свои первоначальные свойства, либо полностью уничтожается. В то же время лицо, обратившееся за помощью к эксперту, не вправе вмешиваться в его деятельность, наоборот — оно обязано предоставить ему полную свободу в выборе своих действий.

Задача, ставящаяся перед экспертом лицом, назначившим экспертизу, формулируется в виде вопросов эксперту. Круг и содержание вопросов, по которым должна проводиться экспертиза, определяется должностным лицом. Законодательство требует от эксперта точного следования содержанию сформулированного задания, самостоятельное изменение формулировок вопросов экспертом не допускается. При правильной формулировке вопроса эксперт не тратит время на уточнение задания, согласование его с лицом, назначившим экспертизу. От четкости поставленного вопроса зависит и ясность ответа. В практике работы таможенных экспертно-криминалистических служб довольно часто встречаются случаи, когда перед экспертом в рамках одной

экспертизы ставится большое количество однотипных, дублирующих друг друга по смыслу вопросов. В этой связи важным должно стать взаимодействие экспертных учреждений с таможенными органами, заключающееся в направлении им примерных формулировок вопросов эксперту при назначении экспертиз в отношении различных категорий товара.

При проведении предварительного осмотра представленных на экспертизу материалов эксперт может увидеть, что их количество не достаточно для ответа на поставленные вопросы, например, объектов для исследования представлено меньше, чем это предписано приложением № 3 к письму ФТС России [2]. В этом случае эксперт направляет ходатайство в таможенный орган о предоставлении ему необходимого количества проб (образцов), а также может ходатайствовать о представлении ему иных дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Производство экспертизы при этом приостанавливается.

Взаимодействие лица, назначившего экспертизу, с экспертом в виде присутствия его при ее производстве регламентируется только ст. 197 УПК РФ и дает ему право получать разъяснения эксперта в ходе выполнения судебной экспертизы по поводу проводимых им действий, а также позволяет ему лучше уяснить методику экспертного исследования, на основе которой экспертом делаются выводы. Такое присутствие позволяет в некоторых случаях избежать такой формы взаимодействия субъектов экспертизы, как допрос эксперта лицом, назначившим экспертизу, после ее выполнения, для более точного уяснения результатов экспертного исследования. ТК РФ и КоАП РФ такое взаимодействие не предусматривают.

В ходе производства экспертизы эксперт может установить, что имеющихся у него специальных знаний недостаточно для ответа на все поставленные перед ним вопросы. В этом случае эксперт вправе ходатайствовать перед лицом, назначившим экспертизу, о предоставлении ему права привлечь для производства экспертизы другого эксперта, компетентного в решении поставленного вопроса и обладающего необходимыми специальными знаниями.

По результатам проведенных исследований эксперт от своего имени готовит заключение в письменной форме. При этом следует иметь в виду, что эксперт обязан провести исследования на строго научной и практической основе, всесторонне и в полном объеме в соответствии с поставленными перед ним вопросами. Содержание и форма заключения эксперта определены в ст. 379 ТК РФ, п. 5 ст. 26.4 КоАП РФ, ст. 204 УПК РФ.

Заключение эксперта состоит из трех частей. В вводной части содержатся сведения общего характера: какой орган и в какое экспертное учреждение назначил экспертизу, основание назначения экспертизы, данные об эксперте, которому поручено производство экспертизы, что представлено в распоряжения эксперта и какие вопросы поставлены перед ним, а также время и место производства экспертизы. В исследовательской части заключения подробно описывается процесс и результаты проведенных исследований в той

последовательности, как они происходили. Каждому поставленному перед экспертом вопросу должен соответствовать свой раздел в исследовательской части, заканчивающийся промежуточным выводом. Раздел, содержащий окончательные выводы, представляющие собой краткие и конкретные ответы на каждый из поставленных вопросов, является завершающей частью заключения эксперта.

Оценка заключения эксперта лицом, назначившим экспертизу. Взаимодействие лица, назначившего экспертизу, и эксперта не заканчивается после окончания производства экспертизы. Важным завершающим этапом является оценка заключения эксперта. Под оценкой в данном случае понимается процесс установления достоверности проведенных экспертом исследований и сделанных на их основе выводов, отнесенности полученных результатов экспертизы к рассматриваемым проблемным вопросам, имеющимся фактам и материалам и допустимости заключения эксперта с точки зрения соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего экспертную деятельность. Лицо, назначившее экспертизу, оценивает заключение эксперта по своему внутреннему убеждению. Это означает, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, в том числе и заключение эксперта, которое должно сопоставляться с другими уже имеющимися фактами. К числу наиболее общих элементов оценки заключения эксперта следует отнести такие, как:

— оценка порядка назначения и производства экспертизы с точки зрения соблюдения действующего законодательства;

— оценка компетентности эксперта, т. е. наличие у него документов, подтверждающих его право на самостоятельное производство назначенной экспертизы;

— оценка полноты и научной обоснованности заключения эксперта (обращается внимание на то, все ли представленные эксперту материалы были им исследованы и на все ли вопросы он дал ответы, насколько обоснованы выводы и подтверждаются ли они результатами проведенных исследований, основано ли проведенное исследование на применении необходимых научных знаний и правильно использованных специальных методик);

— оценка правильности составления заключения эксперта, в котором должны быть отражены время и место проведения экспертизы, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, какие объекты исследования, документы и материалы были представлены в распоряжение эксперта, содержание и результаты проведенных исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследования, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Практика взаимодействия с должностными лицами таможенных органов, назначающих экспертизы, говорит, что далеко не всегда они оценивают заключение эксперта в соответствии с вышеуказанными критериями. Иногда оценка ограничивается только изучением выводов без ознакомления со всем

ходом проведенных исследований и обоснований экспертом полученных результатов. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что далеко не все должностные лица таможенных органов, назначающие экспертизы, могут провести оценку полноты и научной обоснованности заключения эксперта, установить, применены ли экспертом наиболее эффективные методы исследования, соответствуют ли они требованиям современной науки и техники. В этом смысле полезным было бы совместное обсуждение результатов экспертизы должностным лицом и экспертом.

После получения заключения эксперта и принятия должностным лицом таможенного органа решения на основании проведенной экспертизы, в соответствии с порядком, установленным ФТС России, в экспертно-криминалис-тическую службу ЦЭКТУ направляются сведения о принятых мерах по результатам проведенной экспертизы. Эти меры могут включать в себя, например, завершение таможенного режима, дополнительное начисление таможенных платежей, составление протокола об административном правонарушении, возбуждение уголовного дела.

В некоторых случаях взаимодействие должностного лица и эксперта не заканчивается процессом назначения и производства первичной экспертизы по конкретному факту или событию. В случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных объектов или в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, производство которой может быть поручено эксперту, проводившему первичную экспертизу.

Список литературы

1. О типовом порядке взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий при производстве таможенного оформления и таможенного контроля: приказ ГТК РФ от 23.12.1998 № 864. URL: http://www.mnogozakonov. ru/catalog/data/1998/12/23/12229

2. О методических рекомендациях: письмо ФТС РФ от 18.04.2006 № 0106/13167. URL: http://www.tks.ru/docs/10025283

3. Об утверждении порядка взятия проб и образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля: приказ ГТК РФ от 23.12.2003 № 1519. URL: http://www.alta.ru/show_orders.php?action

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.