3.НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
3.1. ТАМОЖЕННЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жданов Сергей Павлович, старший преподаватель, Подольский институт (филиал) Московского государственного открытого университета.
Аннотация: В статье речь идет о таможенных экспертизах в раскрытии преступлений, совершаемых во внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: экспертиза, специальные познания, заключение эксперта, таможенная экспертиза, методики экспертного исследования, сведущие лица, таможенная лаборатория, таможенный орган, декларант, внешнеэкономическая деятельность.
CUSTOMS EXAMINATIONS IN INVESTIGATION THE CRIMES MADE IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES
Zhdanov Sergey Pavlovich, the senior teacher, On-Dolsky institute (branch) Moscow gosudarst-vennogo open university
Annotation: In article it is a question of customs examinations in disclosing of the crimes made in foreign trade activities.
Keywords: examination, special knowledge, the expert's statement, customs examination, techniques of the expert research, expert persons, customs laboratory, customs body, the customs applicant, foreign trade activities
На Федеральную таможенную службу возложена обязанность по организации проведения исследований и экспертиз, а также научных разработок в установленной сферы деятельности1.
Термин «экспертиза» происходит от латинского «ex-pertus», что означает «опытный, сведущий». Когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) познаний.
Автор разделяет мнение В.Н. Махова, вполне обоснованно отстающего точку зрения о том, что термин «сведущие лица» является наиболее точным для обозначения всех лиц, обладающих специальными знаниями, оказывающих содействие следователю и суду2.
Судебные же экспертизы проводятся в связи с расследованием и рассмотрением уголовных, граждан-
1 Положение о Федеральной таможенной службе. Утверждено Правительством Р.Ф. №429 от 21 августа 2004г.
2 Махов В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений / Махов В.Н.: Монография - М.: Изд-во РУДН, 2000. С. 52-54.
ских или административных дел, и должны обладать следующими признаками.
Во-первых, их подготовка, назначение и проведение должны осуществляться с соблюдением специального правового регламента, определяющего не только соответствующую процедуру, права и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, но и права обвиняемого (подозреваемого), возникающие в этой связи.
Во-вторых, в рамках судебной экспертизы проводится исследование, основанное на использовании специальных знаний.
И, в-третьих, результатом проведения судебной экспертизы является заключение, имеющее статус источника доказательств (ст. 74 УПК РФ).
Основной задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, дознавателям, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесел3.
Порядок назначения и производства судебных экспертиз по уголовным делам о преступлениях, совершаемых во внешнеэкономической деятельности, регламентирован ст. 195-207 УПК РФ. Но кроме судебных экспертиз в практике раскрытия данного вида преступлений проводятся экспертизы вне рамок уголовнопроцессуального законодательства, а в ходе проведения таможенного контроля, проводимого таможенными органами4 Такие экспертизы получили название таможенных. Таможенная экспертиза - это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела5.
Объекты таможенной экспертизы многообразны, но все они обладают одним общим признаком - любой из них перемещается через таможенную границу РФ. Это могут быть товары и предметы, перемещаемые через границу; их пробы и образцы, отобранные для проведения исследования; предметы преступлений и административных правонарушений, совершаемых во внешнеэкономической деятельности, а также различные документы, содержащие сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу.
Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатываются специальные методики экспертного исследования. Традиционно, методика экспертного исследования представляет собой систему научно-обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры), применяемых в ходе исследования. Проведение таможенных экспертиз не требует создания каких-либо специфических методик исследования, в
3 Федерального закона РФ от 5 апреля 2001 г. №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст.2).
См.: Методические рекомендации о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов экспертиз и проведении экспертиз центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными ЦЭКТУ, иными экспертами и экспертными организациями, направленные письмом ФТС РФ от 18 апреля 2006 г. №01-06/13167.
5 Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров / Ю.В. Додон-
кин, И.А. Жебелева, В.И. Криштафович. - М., 2003. С. 27.
Жданов С.П.
ТАМОЖЕННЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
силу чего осуществляется, как правило, в рамках существующих методик.
При проведении таможенных экспертиз могут быть решены задачи, связанные с установлением:
- характеристик для определения кода товара согласно ТН ВЭД России;
- места происхождения товаров;
- свободной (рыночной) стоимости товаров;
- идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке;
- физических и химических свойств, состава товаров;
- марки, сорта, вида и качества товара;
- технологии производства товара;
- источников сырья для производства товара;
- норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров;
- принадлежности к наркотическим, психотропных средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам;
- эксплуатационной и экологической безопасности товара;
- принадлежности к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и других сведений.
При проведении криминалистических экспертиз в отношении документов или иных объектов на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:
- способа изготовления документа и отдельных его реквизитов;
- факта и способа внесения изменений в документ;
- первоначального содержания документа, подвергшегося изменениям;
- наличия или отсутствия тождества печатных форм, которыми нанесены исследуемые оттиски печатей (штампов) и образцы;
- исполнителя и обстоятельств выполнения рукописных записей (буквенных и цифровых) и подписей;
- принадлежности объектов к огнестрельному или холодному оружию и других данных.
Таможенная экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий6, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами.
При проведении таможенного контроля экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, осуществляющее данные проверочные процедуры, оформляя свое решение соответствующим постановлением о назначении экспертизы. Данное постановление выносится с предварительного согласия начальника таможенного органа или его заместителя. В постановлении необходимо указать:
- основания для проведения экспертизы;
- фамилия, имя, отчество эксперта, а также наименование организации, в которой должна проводиться экспертиза;
- вопросы, поставленные перед экспертом.
Мы солидарны с мнением В.Н. Махова. Он полагает, что целесообразно формулировать вопросы, предварительно обсудив их со специалистом, с экспертом или даже с руководителем экспертного учреждения. Вопросы должны быть конкретными, не позволяющими их двоякого толкования.
6 Институт таможенных лабораторий известен еще с 1895 г., когда в Департаменте таможенных сборов России было впервые образовано тарифное отделение с технической лабораторией. В современной России возрождение службы таможенных лабораторий началось в 1990 г.
Вопросы не должны выходить за пределы специальных знаний данной отрасли, они не должны носить правовой характер.
Вопросы необходимо ставить только те, ответы на которые не являются очевидными и требуют исследования с использованием специальных знаний.
Последние годы в пособиях для следователей, а также сотрудников органов дознания (выделено нами.
- С. Ж.) часто приводятся перечни вопросов, которые чаще всего ставятся на разрешение эксперта при назначении экспертиз отдельных видов. Из этих перечней следует выбирать вопросы, действительно необходимые в данной ситуации7;
- перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;
- срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.
В постановлении также указывается на необходимость предупреждения эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ.
Срок проведения экспертизы устанавливается ч. 4 ст. 378 ТК РФ, и не должен превышать срока временного хранения (ст. 103 ТК РФ), в случаях, если выпуск товаров не осуществляется без результатов экспертиз; шести месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств, и одного года в иных случаях.
В случаях невозможности выполнения экспертизы в установленные сроки, руководитель экспертного учреждения ставит об этом в известность должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.
С постановлением о назначении экспертизы необходимо ознакомить декларанта или иное лицо (если оно известно), обладающее полномочиями в отношении подлежащих исследованию товаров и (или) транспортных средств, после чего разъяснить его права, предусмотренные ст. 382 ТК РФ, о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом, либо его представителем.
В соответствии с вышеуказанной статьей декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители при назначении и проведении экспертизы вправе:
- заявлять мотивированный отвод эксперту;
- заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;
- заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;
- присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу при произведении экспертизы и давать объяснения эксперту;
- брать пробы и образцы товаров;
- знакомиться с заключением эксперта или его сообщением о невозможности проведения исследования и получить копию данных документов;
- ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
Основания назначения и производства дополнительной или повторной экспертизы аналогичны обще-
7 См. также: Махов В.Н. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» / Под ред. В.П. Кашепова. - М.: Юстицинформ, 2003. С. 89 - 98.
принятых в практике производства судебных экспертиз, рассмотренных нами выше, а порядок назначения данных экспертиз такой же, как и при назначении первичной экспертизы.
Несколько отличаются от общепринятых права эксперта при производстве таможенных экспертиз, регламентированные ст. 381 ТК РФ. В частности, эксперт вправе не только знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, при необходимости запрашивать дополнительные материалы, или отказаться от дачи заключения из-за недостаточности предоставленных материалов либо из-за отсутствия у него необходимых специальных познаний, но и с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертиз других экспертов. Данная новелла не только противоречит устоявшимся положениям относительно статуса эксперта в судебно-следственной практике, но и вносит явные противоречия в толкование таможенного законодательства, нарушая тем самым права декларанта или другого лица, имеющего полномочия в отношении товаров. Даже если данные лица воспользуются своим правом назначения экспертом конкретного лица, то оно, в свою очередь, может привлечь к производству экспертизы другого эксперта. При этом согласия декларанта не требуется (п. 2 ч. 1 ст. 381 ТК РФ).
Форма и содержание заключения экспертизы при осуществлении операций таможенного контроля практически совпадают с формой заключения эксперта, рекомендуемой ФЗ ГСЭД и процессуальным законодательством8.
Заключение эксперта дается им в письменной форме от своего имени на основании проведенных исследований и с учетом их результатов. Если экспертиза проводилась несколькими экспертами, то заключение должно подписываться ими всеми, в случае возникших разногласий между экспертами, каждый из них формулирует свои выводы отдельно.
В заключение эксперта должны быть отражены сведения о времени и месте производства экспертизы, об основаниях ее назначения, о вопросах, поставленных перед экспертом, об объектах, предоставленных для производства экспертизы, о ходе и результатах проведенных исследований с указанием использованных методов, об оценке результатов исследований, о выводах по поставленным вопросам и их обосновании. Материалы и документы, иллюстрирующие ход проведения и результаты исследования, прилагаются к заключению эксперта и являются его составной частью.
Если при производстве экспертизы экспертом будут установлены дополнительные, существенные для дела обстоятельства, по поводу которых вопросы не были поставлены, то он имеет право включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту или иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта, либо его сообщения о невозможности дать заключение.
Таковы в общих чертах понятие, объекты, задачи таможенных экспертиз, порядок их назначения и производства. Еще раз подчеркнем, что данные экспертизы проводятся в ходе таможенного контроля таможен-
8 Российская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе / Е.Р. Россин-ская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. С 307.
ными органами. При раскрытии преступлений, совершаемых во внешнеэкономической деятельности, результаты данных экспертиз могут признаваться в качестве доказательств по уголовным делам и подлежат оценке судом наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ (ст. 392 ТК РФ).