Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТИЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭКСПЕРТИЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспертиза / дополнительная профессиональная программа / дополнительное профессиональное образование / педагог / examination / additional professional program / additional professional education / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Ю. Муллер

Актуальность темы исследования связана с тенденциями в системе образования, касающимися постоянного повышения социально-экономической значимости дополнительного профессионального образования, а также перспектив ее цифровой трансформации (цифровизации). В статье проведен анализ основных проблем развития системы дополнительного профессионального образования, определена роль экспертных советов как основных регуляторов данной системы, применяющих рассматриваемый инструмент. Показано, что эта роль сводится к реализации функции фильтрации данной системы, защищающей от проникновения в нее недостаточно качественных дополнительных профессиональных программ, способных отрицательно сказаться на процессе повышения компетентности специалистов как на выполнении одной из важнейших задач системы высокого социально-экономического значения, обусловленного текущими тенденциями в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMINATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS AS A TOOL FOR EVALUATING ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The relevance of the research topic is related to trends in the education system regarding the constant increase in the socio-economic significance of additional vocational education, as well as the prospects for its digital transformation (digitalization). The article considers the examination of additional professional programs as a tool for assessing additional professional education. The relevance of this issue is determined taking into account current trends in the education system, the main problems of the development of the system of additional professional education are analyzed, the role of expert councils as the main regulators of this system using the instrument in question is determined. It is shown that this role comes down to the implementation of the filtering function of this system, protecting it from the penetration of insufficiently high-quality additional professional programs that can negatively affect the process of increasing the competence of specialists as one of the most important tasks of a system of high socio-economic importance due to current trends in it.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТИЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1

Muller O.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional and Further Education Pedagogy, Surgut State University (Surgut, Russia),

E-mail: muller_ou@surgu.ru

EXAMINATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS AS A TOOL FOR EVALUATING ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. The relevance of the research topic is related to trends in the education system regarding the constant increase in the socio-economic significance of additional vocational education, as well as the prospects for its digital transformation (digitalization). The article considers the examination of additional professional programs as a tool for assessing additional professional education. The relevance of this issue is determined taking into account current trends in the education system, the main problems of the development of the system of additional professional education are analyzed, the role of expert councils as the main regulators of this system using the instrument in question is determined. It is shown that this role comes down to the implementation of the filtering function of this system, protecting it from the penetration of insufficiently high-quality additional professional programs that can negatively affect the process of increasing the competence of specialists as one of the most important tasks of a system of high socio-economic importance due to current trends in it.

Key words: examination, additional professional program, additional professional education, teacher

О.Ю. Муллер, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: muller_ou@surgu.ru

ЭКСПЕРТИЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы исследования связана с тенденциями в системе образования, касающимися постоянного повышения социально-экономической значимости дополнительного профессионального образования, а также перспектив ее цифровой трансформации (цифровизации). В статье проведен анализ основных проблем развития системы дополнительного профессионального образования, определена роль экспертных советов как основных регуляторов данной системы, применяющих рассматриваемый инструмент. Показано, что эта роль сводится к реализации функции фильтрации данной системы, защищающей от проникновения в нее недостаточно качественных дополнительных профессиональных программ, способных отрицательно сказаться на процессе повышения компетентности специалистов как на выполнении одной из важнейших задач системы высокого социально-экономического значения, обусловленного текущими тенденциями в ней.

Ключевые слова: экспертиза, дополнительная профессиональная программа, дополнительное профессиональное образование, педагог

Дополнительное профессиональное образование направлено на духовно-нравственное, интеллектуальное, профессиональное и др. совершенствование личности [1].

Цель исследования - анализ экспертизы дополнительных профессиональных программ как инструмента оценки дополнительного профессионального образования.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- рассмотреть основные принципы дополнительного профессионального образования;

- проанализировать порядок применения экспертизы программ как инструмента оценки дополнительного профессионального образования экспертными советами;

- выполнить экспериментальную работу для оценки эффективности применения экспертизы программ.

Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи, включают анализ научной литературы, обобщение, синтез и систематизацию.

Научная новизна статьи заключается в том, что в работе проанализированы основные аспекты осуществления экспертизы программ как одного из инструментов оценки дополнительного профессионального образования. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о дополнительном профессиональном образовании. Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному и профессиональному развитию педагогов.

Значение ДПО подчеркивают авторы О.В. Фетисова и В.В. Шеховцов, отмечающие, что такое образование в настоящее время выступает одним из актуальных направлений в образовательной деятельности различных учреждений [2]. Приводятся более смелые утверждения о том, что система ДПО становится в некоторых аспектах более важной в направлении андрагогики [3; 4, с. 119]. Данное утверждение тесно связано с современными социально-экономическими трансформациями в России. В таких условиях все большую ценность в теории педагогики имеет место прагматизм, «полезное знание», получение которого подразумевает конкретный результат Условно данный факт противопоставляется «бесполезному знанию», носящему чисто теоретический характер, которое в жизненных практиках зачастую бесполезно и основывается на уровне эрудированности и кругозоре. Вместе с этим ограниченность традиционным образованием и методами обучения теряет свою эффективность.

На практике ДПО в современной России предполагает передачу такого «полезного знания» в рамках повышения квалификации, переподготовки и подготовки специалистов. Программа дополнительного образования ориентирована на совершенствование и (или) получение новой компетенции, требующейся для конкретной деятельности [5]. При составлении программ обязательно учитываются профессиональные стандарты и требования к квалификации. При этом по программе повышения квалификации обучаются слушатели, уже имеющие конкурентную профессию, с целью совершенствования своих компетенций; по

программе же профессиональной переподготовки - лица с целью получения новой профессии с учетом вида профессиональной деятельности и потребностей производства [6].

В современной России, как и за рубежом, реализация системы ДПО ориентирована на потребности предприятий и работающего населения, что указывает на ее гибкость и адаптацию. Так, в последнее время с учетом изменений предложения и спроса на рынке рабочей силы в России имеется множество предложений на программы, касающихся ^-специальностей. На сайте Высшей школы экономики предлагаются программы, связанные со сферой услуг, государственными закупками, юриспруденцией, политологией, психологией, китайским и английским языками, управлением бизнес-процессами и финансами, а также другими областями (в общей сложности более 1000 программ ДПО) [7]. При этом многие такие учреждения все чаще ориентируются на дистанционный формат предоставления услуг по ДПО.

На основании вышепредставленных факторов можно говорить о том, что рынок ДПО в настоящее время активно развивается, но неравномерно. Известно, что наиболее значимые и авторитетные центры ДПО располагаются в крупных городах (в основном в Москве и в Санкт-Петербурге), что повышает нагрузку на эти центры. Создаются проблемы для сотрудников региональных организаций и учреждений, не всем из которых выгодны поездки с целью получения ДПО. Также существует множество недобросовестных субъектов ДПО, которые не имеют необходимого кадрового потенциала среди преподавателей. Кроме того, недостаточно оснащены учебные помещения, не хватает специального оборудования, в результате чего ДПО предоставляют услуги не в полном объеме и на низком уровне [3]. Основное решение данных проблем - развитие сети массовых открытых онлайн-курсов (МООК).

Поэтому актуальным является вопрос об обязательной экспертизе таких учреждений и дополнительных профессиональных программ в целом. Экспертизу фактически можно рассматривать как инструмент оценки ДПО. Следует рассмотреть основные принципы ДПО, выделенные авторами Е.С. Мироненко и Л.В. Жданова (рис. 1) [8].

Принципы ДПО включают в себя основы андрагогики [4]. Роль педагогов в обучении взрослых заключается в общем руководстве процессом ДПО, в предоставлении «консультаций», помощи, в упрощении ориентации в дополнительных профессиональных программах и в поиске информации; также учитывается самостоятельная работа и опыт обучающегося и обучающего [там же].

На данный момент в России не сформирована единая база и единый порядок экспертизы дополнительных профессиональных программ. Поэтому в практической деятельности ориентируются на региональное законодательство (например, приказ министра образования Московской области) [9]; отдельные законодательные акты, как правило, Минпросвещения (например, касающиеся программ работы российского движения детей и молодежи) [10]; акты экспертного совета по ДПО (протоколы и пр.) определенного образовательного учреждения или администрации региона или города [11]; непосредственно экспертные советы города или региона [12].

Рис. 1. Основные принципы дополнительного профессионал ь ногообразован и я

Основное вниманне в ношем ионлндоваоиа рдслив эксперрнымснонтан, т. к. в рамках системы ДПО именно они выступают главными ее регулятора ми. Поэтсмупроведеланалин эсспереозысоврлнителвныаенофесярсоальных программ как инструмента оценки дополнительного профессионального образо ва-оеа.

ОргеивзаДЩрпфсмеяюн рвнс программы на экспертизу в компетентный орган (например, в экспертный совет ДПОН гре аэдпютндв^свэнын (^ксеертраскронсс^о^и^с^ерсо з исходящим из конкретных задач экспертизы, с учетом формальных требований (н рнличеснэсчеловек,иестатуес, ^Срсповеа^1^сного ^овмняв нр^.Впррре пэ проверку передаются программы; срок проверки регламентирован; в результа-мсвровер^каФЭTPBJ^^^^п^сз^кла^^нlи^,пезмнаплl^<^e пре^едетелом р^оспном экспертной комиссии, которое направляется каждой подавшей свою программу Р|мгаонзФсии. р заклснснас п, некoмeлдфeтcл ирирр |^eкoн^^(^псстсн

данная программа к применению [13]. В последнем случае материалы могут бытьоэп^алрнынадо^отру cуoнooжнocоьюдавтеенoяPзссepки.

Основные проблемные вопросы решаются на экспертном совете, по итогам его работы может быть составлен статистический отчет за год, в котором обычно указывается количество ДПП, рекомендованных и нерекомендованных для реализации и т. д.

Программы в итоговом отчете могут быть классифицированы по направлениям образования. По каждой организации возможно составление отдельной статистики с указанием того, сколько из предоставивших организациями программ одобрено, а сколько не рекомендовано и (или) отправлено на доработку.

Дополнительные сведения об экспертизе, как правило, указываются в специальном акте, например, в Порядке (процедуре) организации и проведения экспертизы, публикуемом в качестве Приложения к протоколу заседания Экспертного совета по ДПО. В нем же могут быть изложены критерии технической экспертизы ДПО, такие как цель реализации программы, планируемые результаты обучения, категория обучающихся, форма обучения, учебный план программы и др. Для упрощения оценки, как правило, составляется таблица с ука-заниемкаждого кратерия, рядомс каждым изиоторых ставится положительная или етри^тельния с^ыма. [Ъмрогммдабли^вызыыизыа иттмовое эксеертнызе занллтекие (рексметиазанлслине рскрмендодааа) м ркг^оони^м[^(^а^о^к^жаости дрраб^м^ысд^римердмиаСтлМи ицы на рдл.Ы[1О].

Как видно из анализа порядка применения экспертизы программ как ин-стаысмнта ецрнки ДПОекг^г^^^^ытго^м^^^змт^и, ргнотозТ ыЛдтг^1^р^а"^1^)(ыроеттт с рпнкаавррйтщрнрзррнееизю рфттмтррвавшзйрятирте мыфактичрзка зт-ляется фильтрация программ, что в итоге страхует систему от включения в нее раеастмтмчн рпеч емтвонтыт прр грымы, сп огартты н о^ж^т^^ж^саш азаться нт

Для оценки эффективности применения экспертизы программ проведен cyчaдктемсвyе гиаип мегистрантрй тедагогичмтгзгонаправлр-сир ике>юыpT.Дaыаетрбняы рбридгтеппррваивали ДПП по своей

специальности. Разница в том, что магистранты первой группы осваивали ДПП, пpuшонхрю э^^г^^т^^о^ ткстераомго оотеяепo ДПЮ,нpлептвшдюеммЗpт нзр (рр -киырпдециюl притрнеоаюДПП) рмMхдпоазнoгo тазртр ыоЖ^ПОо Мдсмвь^е мз-и^с^рр анты второй группы осваивали ДПП, еще не прошедшую такую экспертизу.

Эзлпрримеот пезврлил одотедать еипатрзт а аад, чтр экДПОидс пнртрумент оцитстДЫО язляpыаызфЫоитимиаГпpи епдатленил ирмпетрнциялы студентов. Для этого обеим группам было предложено пройти одинаковое тести-^еоезта ртспpppтми з кpиpppгммтолpсггтpиасмниpтоефые(

лы^pйсзнпатрнитеази ырп1cтмaзтoв с тчртрс ллpрисзевaтахьнpте уррвня.

Ответы участников эксперимента оценены по 5-балльной шкале и переве-дрны зс^зее диифpюытиюотpе зтачраиаср гыжыти груигр. Ррзурьтрныисрпмы ызырнтазтрзжены на рис. 3.

№ Критерии экспертизы Экспертная оценка: ДАМ/НЕТМ

1. Цель реализации программы

2. Планируемые результаты обучения

3. Категория обучающихся

4. Форма обучения

5. Срок обучения, режим обучения

6. Учебный план программы

7. Учебная программа (кратко раскрыто содержание тем, указаны виды учебных занятий и учебных работ, срок их освоения)

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы:

- минимально достаточный список основной и дополнительной литературы,

- пособия и методические рекомендации,

- нормативные издания.

интернет-ресурсы

9. Материально-технические условия реализации программы:

- компьютерное и мультимедийное оборудование,

- видео и аудиовизуальные средства обучения и др.

10, Формы итоговой аттестации

11. Контрольноизмерительные материалы

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ {слсдуст выбрать одну из двух альтернативны* позиций)

« ДПП (профессиональной переподготовки)

»

1} может быть направлена на содержательную экспертизу; 2} рекомендована к технической доработке, « » г. I

ФИО тех, эксперта/Подпись

5 Ч^4* 4\б4,б4,7 4, 7

4,8

4,1 4,1

3,5

5 6 7 8 9 ■ 1 группа ■ 2 группа

10 11 12 13

Рис.2.КритериитехническойэкспертизыДПП

Рис. 3. Результаты эксперимента (кол-во баллов, среднее значение по группам)

По результатам эксперимента студенты 1 группы, обучавшиеся по ДПП, аершрдшртэкрпрртите, ыDыазaлиЛехeа выррзир ррзульятяы! птмнрпиоврпкитыд ^чемзярдрноы 2 тррпты,етаеэвшортт зр ДПП,нт аиеыаешсйнктпррз тизу. Средний балл по итогам тестирования 1 группы составил 4,553, а у второй группы - 4,253. Этот результат можно оценивать как косвенное свидетельство того, что уровень компетенции у студентов 1 группы во многом был обеспечен за счет сравнительно более качественной ДПП по сравнению с непрошедшей экспертизу ДПП, которую освоили студенты 2 группы.

Таким образом, развитие системы ДПО в современных условиях является одной из ведущих тенденций, при этом ее эффективность существенно зависит от работы регуляторов, которыми сейчас в основном выступают экспертные советы, специализирующиеся на профессиональной оценке ДПП. Как показало проведенное исследование, экспертиза ДПП может выступать в качестве эффективного инструмента оценки ДПО. Дальнейшее развитие системы ДПО во многом будет зависеть от роли в ней экспертных советов и иных регуляторов этой системы.

6

4,6

4,5

4,4

4,24

4,1

3,7

4

3

0

Библиографический список

1. Система дополнительного профессионального образования. Available at: https://www.esstu.ru/uportal/edu/dpo/dpoSystem.htm

2. Фетисова О.В., Шеховцов В.В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России. Гуманитарий Юга России. 2017; № 5 (6): 287-296.

3. Бирюкова Н.А. Андрагогика (Наука об обучении взрослых) как актуальное направление современной образовательной практики. Вестник Марийского государственного университета. 2008; № 2: 52-56.

4. Харченко И.И., Новикова Ю.О. Потребность в дополнительном профессиональном образовании трудоспособного населения и возможности ее реализации в регионе. Регион: экономика и социология. 2013; № 1: 117-143.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc 06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615

6. Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования? Available at: https://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/chem-otlichayutsya-programmy-povysheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-kotorye

7. Каталог программ. Дополнительное образование в НИУ ВШЭ. Available at: https://www.hse.ru/edu/dpo

8. Мироненко Е.С., Жданова Л.В. Дополнительное профессиональное образование в научной организации: особенности и перспективы. Социальное пространство. 2017; № 3 (10): 1-10.

9. Об утверждении Положений о разработке и экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и внесении изменений в приказе министра образования Московской области от 02.09.2014 № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области». Приказ Министерства образования Московской области от 16.02.2016 г № 531. Available at: https://base.garant.ru/43234096/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c

10. Об утверждении Порядка проведения экспертизы дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программы работы российского движения детей и молодежи. Приказ Минпросвещения России № 1004, Росмоло-дежи № 419 от 21.11.2022. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_434919/69a36888b23ada66628994d8d2f758053f139658

11. Приложение 1 к протоколу заседания Экспертного совета по ДПО от 15 декабря 2021 года. Available at: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/96e/Poryadok-ekspertizy-red.-15.12.2021.pdf

12. Экспертный совет по ДПО. Available at: https://test2.dpomos.ru/expert

13. Порядок проведения экспертизы образовательных материалов. Available at: http://www.dpo-smolensk.ru/expert-sovet/poryadok-expertiz

14. Положение об экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Available at: https://irorb. ru/wp-content/uploads/2020/01/polozhenie-ob-ekspertize-dopolnitelnyh-professionalnyh-programm-povysheniya-kvalifikaczii-i-professionalnoj-perepodgotovki.pdf

References

1. Sistema dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Available at: https://www.esstu.ru/uportal/edu/dpo/dpoSystem.htm

2. Fetisova O.V., Shehovcov V.V. Specifika dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii. Gumanitarij Yuga Rossii. 2017; № 5 (6): 287-296.

3. Biryukova N.A. Andragogika (Nauka ob obuchenii vzroslyh) kak aktual'noe napravlenie sovremennoj obrazovatel'noj praktiki. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; № 2: 52-56.

4. Harchenko I.I., Novikova Yu.O. Potrebnost' v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii trudosposobnogo naseleniya i vozmozhnosti ee realizacii v regione. Region: 'ekonomika i sociologiya. 2013; № 1: 117-143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f 2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615

6. Chem otlichayutsya programmy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki, kotorye realizuyutsya v ramkah professional'nogo obucheniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya? Available at: https://273-fz.rf/voprosy_i_otvety/chem-otlichayutsya-programmy-povysheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-kotorye

7. Katalog programm. Dopolnitel'noe obrazovanie v NIU VSh'E. Available at: https://www.hse.ru/edu/dpo

8. Mironenko E.S., Zhdanova L.V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v nauchnoj organizacii: osobennosti i perspektivy. Social'noeprostranstvo. 2017; № 3 (10): 1-10.

9. Ob utverzhdenii Polozhenij o razrabotke i 'ekspertize dopolnitel'nyh professional'nyh programm povysheniya kvalifikacii i vnesenii izmenenij v prikaze ministra obrazovaniya Moskovskoj oblasti ot 02.09.2014 № 3986 «0 sozdanii uslovij dlya nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya i razvitiya regional'noj sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih i rukovodyaschih rabotnikov sistemy obrazovaniya v Moskovskoj oblasti». Prikaz Ministerstva obrazovaniya Moskovskoj oblasti ot 16.02.2016 g. № 531. Available at: https://base.garant.ru/43234096/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c

10. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya 'ekspertizy dopolnitel'nyh professional'nyh programm - programm povysheniya kvalifikacii, programm professional'noj perepodgotovki specialistov, realizuyuschih programmy raboty rossijskogo dvizheniya detej imolodezhi. Prikaz Minprosvescheniya Rossii № 1004, Rosmolodezhi № 419 ot 21.11.2022. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_434919/69a36888b23ada66628994d8d2f758053f139658

11. Prilozhenie 1 k protokolu zasedaniya 'Ekspertnogo soveta po DPO ot 15 dekabrya 2021 goda. Available at: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/96e/Poryadok-ekspertizy-red.-15.12.2021.pdf

12. 'Ekspertnyj sovet po DPO. Available at: https://test2.dpomos.ru/expert

13. Poryadok provedeniya 'ekspertizy obrazovatel'nyh materialov. Available at: http://www.dpo-smolensk.ru/expert-sovet/poryadok-expertiz

14. Polozhenie ob 'ekspertize dopolnitel'nyh professional'nyh programm povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki. Available at: https://irorb.ru/wp-content/ uploads/2020/01/polozhenie-ob-ekspertize-dopolnitelnyh-professionalnyh-programm-povysheniya-kvalifikaczii-i-professionalnoj-perepodgotovki.pdf

Статья поступила в редакцию 15.05.24

УДК 738

Nenyuk E.A., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: janna tev@hotmall.com

EMOTIONAL ENVIRONMENT IN THE CLASSROOM AS A BASIS FOR A FOREIGN LANGUAGE LEARNING. The article analyzes issues related to the emotional environment at classes of English as a foreign language, and its impact on the motivation and academic performance. The author provides a theoretical definition of emotions, and introduces the concept of regulating academic emotions, which underlies self-esteem and is an essential condition for a successful language acquisition. The article examines the term "pleasure of foreign language learning." The theoretical conclusions related to the positive psychology and its influence on the pedagogical process are presented. The work analyzes the practical results of the experiment on the interdependence of the emotional mood of the teacher and student. The researcher considers the problems faced by the teacher and student in the process of learning second language and the factors, which provide a favorable emotional environment in the classroom.

Key words: emotional environment, emotional regulation, pedagogical emotions, positive psychology, language education, smart classroom, social environment, student engagement, motivation, self-esteem, educational process

Е.А. Ненюк, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: janna_tev@hotmail.com

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье анализируются вопросы, связанные с эмоциональным климатом на занятиях по английскому языку как иностранному и его влиянием на мотивацию и успеваемость. Автор приводит теоретическое определение эмоций, а также вводит понятие регулирования академических эмоций, которое лежит в основе самооценки и является важнейшим условием для успешного освоения языка. В статье анализируется термин «удовольствия от изучения иностранного языка». Приводятся теоретические выводы, связанные с позитивной психологией и ее влиянием на педагогический процесс. Разбираются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.