Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования'

Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Розалия Еремеевна, Горохова Нюргустана Ивановна

Актуальность данной статьи обусловлена, происходящими и структурными и качественными изменениями в социально-экономической сфере, в том числе непрерывной системе образования, вызванные глобальными трендами. В статье приводится обзор и сравнительный анализ результатов реализации дополнительных профессиональных программ в СВФУ с учетом потребностей регионального рынка труда. Целью настоящего исследования является определение роли трансформационных процессов в системе дополнительного профессионального образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования взрослых, связаны с процессами глобализации и социально-экономическим развитием. В статье также раскрыта историческая составляющая развития дополнительного профессионального образования, а также отмечены его тенденции и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Розалия Еремеевна, Горохова Нюргустана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional professional education in continuing education system

The relevance of this article is due to the ongoing structural and qualitative changes in the socioeconomic sphere, including the continuing education system, caused by global trends. The article provides a review and comparative analysis of the results of the implementation of additional professional programs at North -Eastern Federal University, taking into account the needs of the regional labor market. The purpose of this study is to determine the role of transformation processes in the system of continuing professional education, aimed at improving the efficiency and quality of services in the field of adult education, associated with globalization processes and socio-economic development. The article also discloses the historical component of the development of additional professional education, as well as its trends and prospects.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования»

УДК 378.046.4

Р. Е. Герасимова, Н. И. Горохова

Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена, происходящими и структурными и качественными изменениями в социально-экономической сфере, в том числе непрерывной системе образования, вызванные глобальными трендами. В статье приводится обзор и сравнительный анализ результатов реализации дополнительных профессиональных программ в СВФУ с учетом потребностей регионального рынка труда. Целью настоящего исследования является определение роли трансформационных процессов в системе дополнительного профессионального образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования взрослых, связаны с процессами глобализации и социально-экономическим развитием. В статье также раскрыта историческая составляющая развития дополнительного профессионального образования, а также отмечены его тенденции и перспективы.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, программы профессиональной переподготовки, программы курсов повышения квалификации.

R. E. Gerasimova, N. I. Gorokhova

Additional professional education in continuing education system

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The relevance of this article is due to the ongoing structural and qualitative changes in the socioeconomic sphere, including the continuing education system, caused by global trends. The article provides a review and comparative analysis of the results of the implementation of additional professional programs at North -Eastern Federal University, taking into account the needs of the regional labor market.

The purpose of this study is to determine the role of transformation processes in the system of continuing professional education, aimed at improving the efficiency and quality of services in the field of adult education, associated with globalization processes and socio-economic development.

The article also discloses the historical component of the development of additional professional education, as well as its trends and prospects.

Keywords: continuing education, continuing professional education, additional professional education, additional professional programs, professional retraining programs, continuing education programs.

ГЕРАСИМОВА Розалия Еремеевна - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой андра-гогики, заместитель директора Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: roza_gerasimova@mail.ru

GERASIMOVA Rozaliya Eremeevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Andragogeek, Deputy Director of the Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

ГОРОХОВА Нюргустана Ивановна - аспирант кафедры андрагогики Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: tana_gor92@mail.ru

GOROKHOVA Nurgustana Ivanovna - 3-year postgraduate student, Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Введение

В настоящее время отраслевая структура развития секторов экономики создала условия для становления и динамичного развития личности - общества, что привело к кардинальным изменениям всей системы образования, где непрерывное образование играет важнейшую роль в усилении формирования человеческого капитала. Таким образом, расширение возможностей, стимулирование желания и обеспечения вариативности получения знаний, является приоритетной задачей государственных органов управления в сфере образования, для формирования позитивного образа будущего, которое потребует осознанных совместных усилий многих социальных и экономических акторов [6].

Тенденция развития непрерывного профессионального образования в России берет свое начало в середине XIX в., когда социально-экономические условия в стране начали динамично изменяться. Этот период обусловлен мощным толчком научно-технического прогресса, сопровождающегося непрерывными и значительными изменениями в промышленной технологии, которая также требовала органичного развития и расширения системы образования.

В современном педагогическом дискурсе утвердилось понимание непрерывного профессионального образования как процесса развития и становления личности, овладения им профессиональных знаний, умений и навыков. Эти перемены получили свое отражение в квалификационной структуре профессиональных кадров, которому были свойственны такие характерные особенности как профессиональная мобильность, совершенство, периодическое обновление знаний [7].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 N 1662-р [3] и национальный проект «Цифровая экономика» стали вызовом для непрерывной системы профессионального образования. Одной из главных целей непрерывной системы профессионального образования является своевременное обеспечение социально-экономической сферы востребованными высококвалифицированными специалистами, где составным элементом является дополнительное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование, как составная часть непрерывной системы профессионального образования, в короткие сроки обеспечивает рынок труда востребованными специалистами.

Дополнительное профессиональное образование согласно ст. 76 федерального закона № 276 «Об образовании в Российской Федерации» направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [3, 4].

Реализация дополнительных профессиональных программ на примере СВФУ

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (далее СВФУ) реализует дополнительные профессиональные программы (далее ДПП) с учетом потребностей регионального рынка труда. В СВФУ настоящее время реализуют программы курсов повышения квалификации (далее ПК) и профессиональной переподготовки (далее ПП) 22 структуры университета: Педагогический институт, Факультет последипломного обучения врачей, Институт непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования, Управление закупок, Институт психологии, Инженерно-технического института, Финансово-экономический институт, Институт естественных наук, Симуляционный центр МИ, Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри, Колледж инфраструктурных технологий СВФУ и др.[5].

Стабильность динамики охвата специалистов ДПП курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки показывает статистика последних 4-х лет. Всего за 4 года дополнительными профессиональными программами охвачено 33568 чел. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика охвата курсами ПК, 1111

№ Вид программы Кол-во 2015 г. Кол-во 2016 г. Кол-во 2017 г. Кол-во 2018 г. Итого за 2015 - 2018 гг.

1 Курсы повышения квалификации 7326 7043 7722 7069 29160

2 Курсы профессиональной переподготовки 1094 1099 1052 1163 4408

3 Количество педагогических работников обученных на курсах ПК и ПП 4934 (ПК-4612, ПП-322 чел.) 4687 (ПК-4368, ПП-319 чел.) 5183 (ПК-4811, ПП-372 чел.) 3870 (ПК-3440, ПП-430) 18674

4 Общее количество обучившихся на курсах ПК и ПП за год 8420 8142 8774 8232 33568

В 2018 г. общее количество охвата сторонних слушателей составило 7569 чел. Таким образом, удельный вес численности специалистов из сторонних организаций, обучившихся по программам ДПО в СВФУ, в общей численности составил 1,8 % экономически активного населения региона.

Следует отметить, что в 2018 г. снижение показателей охвата специалистов сектора экономики, социальной и бизнес сферы курсами ПК и 1111 связано с увеличением в республике количества частных организаций, реализующих ДПП.

Ежегодно структурными подразделениями университета разрабатываются программы курсов ПК и ПП с учетом потребностей регионального рынка труда, новых достижений и инновационных открытий в области науки и техники. Образовательные программы разрабатываются в соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [2], локальной инструкцией «Порядок разработки дополнительной профессиональной программы СВФУ», утвержденной от 14 июля 2014 г. [4], современными требованиями к квалификации специалистов.

В 2018 г. разработано 68 программ, из них количество программ курсов повышения квалификации - 46, программ профессиональной переподготовки 22. Всего за 5 лет разработано 656 дополнительных профессиональных программ курсов ПК и ПП, из них 515 программ ПК и 141 программа ПП (диагр. 2).

Диаграмма 2

В университете в 2018 г. курсами ПК и ПП охвачено 8232 чел, из них количество слушателей, работающих в сфере образования, составило 3870 чел., из сектора экономики, бизнеса и социальной сферы - 4172 чел., неработающих граждан - 190 чел.

Заключение

Следует отметить, что дополнительные профессиональные программы курсов ПК и ПП:

- способствуют удовлетворению потребностей рынка труда, а также специалистов в получении новых профессиональных знаний в соответствии с современными тенденциями развития социально-экономической системы и нового вида деятельности или квалификации;

- обновляют и совершенствуют научно-теоретические знания и профессиональные компетенции специалистов [8].

Таким образом, трансформационные процессы в системе дополнительного профессионального образования, обусловленные глобальными и национальными трендами, ориентированы на повышение качества ДПО, которое в конечном итоге, развивая качество трудовых кадров и в человеческого капитала Якутии в целом, содействует социально-экономическому развитию региона. Дополнительное профессиональное образование становится воспроизводителем конкурентоспособного ресурса, обеспечивающее специалистам различных сфер своевременно отвечать новым вызовам в условиях трансформации трудовой деятельности.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.12.2019) « (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019). [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137fD1615/ (дата обращения: 11.10.2019).

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444) [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151143/ (дата обращения: 11.10.2019).

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018). [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82134/ (дата обращения: 12.10.2018).

4. Унифицированные формы документов по организации учебного процесса в структурных подразделениях СВФУ, реализующих дополнительные профессиональные программы [Электронный ресурс] / [Сост.: О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова]. - Якутск. Режим доступа: https://www.svfu.ru/upload/iblock/9bb /9bba13dd364357e28d269974ed15efa9.pdf (дата обращения: 16.10.2018).

5. Ежегодник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова г Институт непрерывного профессионального образования. - Якутск, 2018. - С. 281.

6. Кондаурова И.К., Терновая Н.А. Система образования. // Электронное учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/_56958.pdf

(дата обращения: 14.10.2019).

7. Скворцов В. Н. Основные тенденции развития непрерывного образования. XIX Царскосельские чтения. Научный журнал на тему: Науки об образовании, Языкознание и литературоведение, Право, История и археология, Искусствоведение. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/journal/n/tsarskoselskie-chteniya?i=975112 (дата обращения: 22.10.2019).

8. Чоросова О.М. Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. Сборник научно-методических материалов Образовательного форума «Education, forward!». Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 24-30 июня 2013 года. Выпуск 2 [Электронный ресурс] / под ред. проф. Е.И. Михайловой. - Режим доступа: https://www.svfu.ru/ upload/iblock/761/761759254691884f67b55488195e25a2.pdf (дата обращения: 09.10.2019).

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 02.12.2019) " (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1 8ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/ (data obrashcheniya: 11.10.2019).

2. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam: prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.07.2013 N 499 (red. ot 15.11.2013) (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 20.08.2013 N 29444) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_151143/ (data obrashcheniya: 11.10.2019).

3. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (vmeste s "Koncepciej dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda"). Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (data obrashcheniya: 12.10.2018).

4. Unificirovannye formy dokumentov po organizacii uchebnogo processa v strukturnyh podrazdeleniyah SVFU, realizuyushchih dopolnitel'nye professional'nye programmy [Elektronnyj resurs] / [Sost.: O.M. Chorosova, R.E. Gerasimova]. - Yakutsk. URL: https://www.svfu.ru/upload/iblock/9bb/9bba13dd364357 e28d269974ed15efa9.pdf (data obrashcheniya: 16.10.2018).

5. Ezhegodnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova g. Institut nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. - Yakutsk, 2018. - S. 281.

6. Kondaurova I.K., Ternovaya N.A. Sistema obrazovaniya. // Elektronnoe uchebno-metodicheskoe posobie. URL: http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/_56958.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2019).

7. Skvorcov V. N. Osnovnye tendencii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya. XIX Carskosel'skie chteniya. Nauchnyj zhurnal na temu: Nauki ob obrazovanii, YAzykoznanie i literaturovedenie, Pravo, Istoriya i arheologiya, Iskusstvovedenie. [Elektronnyj resurs.] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/journal/n/ tsarskoselskie-chteniya?i=975112 (data obrashcheniya: 22.10.2019).

8. Chorosova O.M. Professional'nyj standart. Formirovanie trudovyh resursov vysokoj kvalifikacii. Cbornik nauchno-metodicheskih materialov Obrazovatel'nogo foruma «Education, forward!». Yakutsk, Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M.K.Ammosova, 24-30 2013 g. Vypusk 2 [Elektronnyj resurs] / pod red. prof. E.I. Mihajlovoj. - URL: https://www.svfu.ru/upload/iblock/761/761759254691884f67b55488195e2 5a2.pdf (data obrashcheniya: 09.10.2019).

^■Mîr^ïr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.