Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный климат / эмоциональное регулирование / педагогические эмоции / позитивная психология / языковое образование / умный класс / социальная среда / вовлеченность студентов / мотивация / самооценка / учебный процесс / emotional environment / emotional regulation / pedagogical emotions / positive psychology / language education / smart classroom / social environment / student engagement / motivation / self-esteem / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Ненюк

В данной статье анализируются вопросы, связанные с эмоциональным климатом на занятиях по английскому языку как иностранному и его влиянием на мотивацию и успеваемость. Автор приводит теоретическое определение эмоций, а также вводит понятие регулирования академических эмоций, которое лежит в основе самооценки и является важнейшим условием для успешного освоения языка. В статье анализируется термин «удовольствия от изучения иностранного языка». Приводятся теоретические выводы, связанные с позитивной психологией и ее влиянием на педагогический процесс. Разбираются практические результаты эксперимента по выявлению взаимозависимости эмоционального настроя педагога и учащегося. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватель и студент в процессе изучения второго языка и факторы, позволяющие создать благоприятную эмоциональную среду в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL ENVIRONMENT IN THE CLASSROOM AS A BASIS FOR A FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The article analyzes issues related to the emotional environment at classes of English as a foreign language, and its impact on the motivation and academic performance. The author provides a theoretical definition of emotions, and introduces the concept of regulating academic emotions, which underlies self-esteem and is an essential condition for a successful language acquisition. The article examines the term “pleasure of foreign language learning.” The theoretical conclusions related to the positive psychology and its influence on the pedagogical process are presented. The work analyzes the practical results of the experiment on the interdependence of the emotional mood of the teacher and student. The researcher considers the problems faced by the teacher and student in the process of learning second language and the factors, which provide a favorable emotional environment in the classroom.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Библиографический список

1. Система дополнительного профессионального образования. Available at: https://www.esstu.ru/uportal/edu/dpo/dpoSystem.htm

2. Фетисова О.В., Шеховцов В.В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России. Гуманитарий Юга России. 2017; № 5 (6): 287-296.

3. Бирюкова Н.А. Андрагогика (Наука об обучении взрослых) как актуальное направление современной образовательной практики. Вестник Марийского государственного университета. 2008; № 2: 52-56.

4. Харченко И.И., Новикова Ю.О. Потребность в дополнительном профессиональном образовании трудоспособного населения и возможности ее реализации в регионе. Регион: экономика и социология. 2013; № 1: 117-143.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc 06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615

6. Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования? Available at: https://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/chem-otlichayutsya-programmy-povysheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-kotorye

7. Каталог программ. Дополнительное образование в НИУ ВШЭ. Available at: https://www.hse.ru/edu/dpo

8. Мироненко Е.С., Жданова Л.В. Дополнительное профессиональное образование в научной организации: особенности и перспективы. Социальное пространство. 2017; № 3 (10): 1-10.

9. Об утверждении Положений о разработке и экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и внесении изменений в приказе министра образования Московской области от 02.09.2014 № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области». Приказ Министерства образования Московской области от 16.02.2016 г № 531. Available at: https://base.garant.ru/43234096/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c

10. Об утверждении Порядка проведения экспертизы дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программы работы российского движения детей и молодежи. Приказ Минпросвещения России № 1004, Росмоло-дежи № 419 от 21.11.2022. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_434919/69a36888b23ada66628994d8d2f758053f139658

11. Приложение 1 к протоколу заседания Экспертного совета по ДПО от 15 декабря 2021 года. Available at: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/96e/Poryadok-ekspertizy-red.-15.12.2021.pdf

12. Экспертный совет по ДПО. Available at: https://test2.dpomos.ru/expert

13. Порядок проведения экспертизы образовательных материалов. Available at: http://www.dpo-smolensk.ru/expert-sovet/poryadok-expertiz

14. Положение об экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Available at: https://irorb. ru/wp-content/uploads/2020/01/polozhenie-ob-ekspertize-dopolnitelnyh-professionalnyh-programm-povysheniya-kvalifikaczii-i-professionalnoj-perepodgotovki.pdf

References

1. Sistema dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Available at: https://www.esstu.ru/uportal/edu/dpo/dpoSystem.htm

2. Fetisova O.V., Shehovcov V.V. Specifika dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii. Gumanitarij Yuga Rossii. 2017; № 5 (6): 287-296.

3. Biryukova N.A. Andragogika (Nauka ob obuchenii vzroslyh) kak aktual'noe napravlenie sovremennoj obrazovatel'noj praktiki. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; № 2: 52-56.

4. Harchenko I.I., Novikova Yu.O. Potrebnost' v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii trudosposobnogo naseleniya i vozmozhnosti ee realizacii v regione. Region: 'ekonomika i sociologiya. 2013; № 1: 117-143.

5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f 2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615

6. Chem otlichayutsya programmy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki, kotorye realizuyutsya v ramkah professional'nogo obucheniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya? Available at: https://273-fz.rf/voprosy_i_otvety/chem-otlichayutsya-programmy-povysheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-kotorye

7. Katalog programm. Dopolnitel'noe obrazovanie v NIU VSh'E. Available at: https://www.hse.ru/edu/dpo

8. Mironenko E.S., Zhdanova L.V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v nauchnoj organizacii: osobennosti i perspektivy. Social'noeprostranstvo. 2017; № 3 (10): 1-10.

9. Ob utverzhdenii Polozhenij o razrabotke i 'ekspertize dopolnitel'nyh professional'nyh programm povysheniya kvalifikacii i vnesenii izmenenij v prikaze ministra obrazovaniya Moskovskoj oblasti ot 02.09.2014 № 3986 «0 sozdanii uslovij dlya nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya i razvitiya regional'noj sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih i rukovodyaschih rabotnikov sistemy obrazovaniya v Moskovskoj oblasti». Prikaz Ministerstva obrazovaniya Moskovskoj oblasti ot 16.02.2016 g. № 531. Available at: https://base.garant.ru/43234096/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c

10. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya 'ekspertizy dopolnitel'nyh professional'nyh programm - programm povysheniya kvalifikacii, programm professional'noj perepodgotovki specialistov, realizuyuschih programmy raboty rossijskogo dvizheniya detej imolodezhi. Prikaz Minprosvescheniya Rossii № 1004, Rosmolodezhi № 419 ot 21.11.2022. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_434919/69a36888b23ada66628994d8d2f758053f139658

11. Prilozhenie 1 k protokolu zasedaniya 'Ekspertnogo soveta po DPO ot 15 dekabrya 2021 goda. Available at: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/96e/Poryadok-ekspertizy-red.-15.12.2021.pdf

12. 'Ekspertnyj sovet po DPO. Available at: https://test2.dpomos.ru/expert

13. Poryadok provedeniya 'ekspertizy obrazovatel'nyh materialov. Available at: http://www.dpo-smolensk.ru/expert-sovet/poryadok-expertiz

14. Polozhenie ob 'ekspertize dopolnitel'nyh professional'nyh programm povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki. Available at: https://irorb.ru/wp-content/ uploads/2020/01/polozhenie-ob-ekspertize-dopolnitelnyh-professionalnyh-programm-povysheniya-kvalifikaczii-i-professionalnoj-perepodgotovki.pdf

Статья поступила в редакцию 15.05.24

УДК 738

Nenyuk E.A., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: janna tev@hotmall.com

EMOTIONAL ENVIRONMENT IN THE CLASSROOM AS A BASIS FOR A FOREIGN LANGUAGE LEARNING. The article analyzes issues related to the emotional environment at classes of English as a foreign language, and its impact on the motivation and academic performance. The author provides a theoretical definition of emotions, and introduces the concept of regulating academic emotions, which underlies self-esteem and is an essential condition for a successful language acquisition. The article examines the term "pleasure of foreign language learning." The theoretical conclusions related to the positive psychology and its influence on the pedagogical process are presented. The work analyzes the practical results of the experiment on the interdependence of the emotional mood of the teacher and student. The researcher considers the problems faced by the teacher and student in the process of learning second language and the factors, which provide a favorable emotional environment in the classroom.

Key words: emotional environment, emotional regulation, pedagogical emotions, positive psychology, language education, smart classroom, social environment, student engagement, motivation, self-esteem, educational process

Е.А. Ненюк, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: janna_tev@hotmail.com

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье анализируются вопросы, связанные с эмоциональным климатом на занятиях по английскому языку как иностранному и его влиянием на мотивацию и успеваемость. Автор приводит теоретическое определение эмоций, а также вводит понятие регулирования академических эмоций, которое лежит в основе самооценки и является важнейшим условием для успешного освоения языка. В статье анализируется термин «удовольствия от изучения иностранного языка». Приводятся теоретические выводы, связанные с позитивной психологией и ее влиянием на педагогический процесс. Разбираются

практические результаты эксперимента по выявлению взаимозависимости эмоционального настроя педагога и учащегося. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватель и студент в процессе изучения второго языка и факторы, позволяющие создать благоприятную эмоциональную среду в классе.

Ключевые слова: эмоциональный климат, эмоциональное регулирование, педагогические эмоции, позитивная психология, языковое образование, умный класс, социальная среда, вовлеченность студентов, мотивация, самооценка, учебный процесс

Одним из важнейший факторов, влияющих на процесс обучения, является социальный климат в классе. Актуальность исследования в этой области обусловлена тем, что форматы обучения в современном мире постоянно меняются, что требует освоения и применения новых педагогических практик. Качество и направление взаимоотношений между преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися, которые формируют мотивацию и успеваемость, можно рассматривать как инструменты, влияющие на успешное приобретение навыка. В классах с благоприятным социальным климатом учащиеся с большей вероятностью будут прилагать усилия, использовать саморегулируемые стратегии обучения и обращаться за помощью. «Обучающийся не должен разбираться в психологических мотивировках собственных достижений или неудач - это задача преподавателя. Обучающийся должен получать удовлетворение от собственных успехов, достижение которых абсолютно реально» [1, с. 11]. Кроме того, в такой продуктивной атмосфере даже слабомотивированные студенты более вовлечены в познавательную деятельность и более свободно выражают свои идеи. «Учащиеся с выявленными академическими и социальными проблемами, вероятно, еще чаще должны получать положительные отклики с целью предсказать дальнейший успех» [2, с. 589].

Цель исследования - проанализировать влияние эмоционального климата на занятиях иностранным языком на успеваемость и самооценку студента.

С этой целью нами был проведен эксперимент, в ходе которого ставились следующие задачи:

- исследовать влияние личности педагога на успеваемость студентов;

- проанализировать особенности языкового класса как практической дисциплины;

- рассмотреть результаты использования новых психолингвистических техник.

Научная новизна заключается в том, что наше внимание было направлено на изучение не столько отрицательных, сколько положительных эмоций при смене учебной среды. Теоретическая значимость заключается в определении специфической области педагогики, которая особенно подвержена колебаниям психологического климата. Практическая значимость работы состоит в разработке научно-практических рекомендаций для преподавателей иностранного языка.

В рамках нашего эксперимента учащиеся получили возможность самостоятельно выбрать преподавателя языковой группы. Было оговорено, что они переводятся в другую группу на один месяц. Студенты прошли устное и письменное тестирование до и после смены преподавателя. Результаты второго тестирования показали, что теоретические познания остались примерно на том же уровне, в то время как оценка разговорных навыков повысилась в среднем на 35 баллов по стобалльной системе. При этом учащиеся получали удовольствие от говорения на иностранном языке, отвечали эмоционально и не боялись сделать ошибку.

Эмоции и познание тесно взаимосвязаны. С одной стороны, когнитивные процессы запускают эмоции. Например, когда ученик оценивает качество урока как превосходящее его ожидания, то, скорее всего, он испытывает восторг; если же он считает свою оценку неоправданно низкой, вероятным эмоциональным результатом будет гнев. С другой стороны, эмоции влияют на когнитивные способности. Например, сильный страх подавляет творческие способности, но умеренный страх способствует осознанности и вниманию к деталям.

Целью данной работы явилось исследование взаимосвязи эмоций и успеваемости в специфической области, а именно - в изучении иностранного языка. Нам кажется необходимым посвятить этому отдельное исследование, так как в этом случае рассматривается не столько процесс приобретения научных знаний, сколько освоение практического навыка. В такой ситуации колебания эмоционального климата особенно важны, так как они могут способствовать как развитию навыка, так и возникновению психологического барьера, препятствующего говорению.

Не вызывает сомнений, что основная задача учебных заведений - дать качественное образование. Однако сохранение психического здоровья и эмоциональная безопасность учащихся также являются важными составляющими успешного педагогического процесса. Регулирование академических эмоций, способствующее повышению самооценки, - важнейшее условие для успешного освоения языка. Таким образом, можно сказать, что исследование психологического климата имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

Слово «эмоция» образовано от латинского "ет^еге", что означает «стимулировать».

Эмоциональный фактор тесно связан с проблемой самооценки учащегося. Оценка, как неизбежная составляющая образования, дается студенту преподавателем, и то, как она будет преподнесена, повлияет в дальнейшем на самооценку учащегося. В связи с этим каждого учащегося следует поощрять и обучать не только предмету, но и техникам самооценки.

Каждый день люди сталкиваются с различными проблемами, и то, как они реагируют на неудачу, может повлиять на их академическую и профессиональ-

ную успешность. Ученые отмечают, что высокий уровень самооценки позволяет учащимся лучше справляться с академическими проблемами. Такие учащиеся в состоянии управлять своими эмоциями и генерировать их в зависимости от ситуации. Позитивная самооценка позволяет беспристрастно оценивать результаты своего труда и направлять усилия в правильном направлении.

Социально-экологические характеристики класса EFL (английского языка как иностранного), называемые классным климатом, представляют собой сочетание эмоциональных характеристик учителей и учащихся в классе, влияющие на их поведение. Поведение учителя включает в себя стиль общения, умение управлять классом, проявлять интерес к идеям учащихся и своевременно оказывать помощь. Поведение учащихся - это активность, сотрудничество и соревновательность. Ученые утверждают, что благоприятный психологический климат в классе повышает мотивацию, эффективность обучения и способствует социализации учащихся. «Среди работ, затрагивающих восприятие учебной среды студентами, исследования взаимосвязей между характеристиками учебной среды и результатами учащихся считаются наиболее популярным направлением в данной области» [3, с. 135]. Социализация, или умение общаться играет важнейшую роль в изучении языка. Способность общаться на иностранном языке - это основной критерий, позволяющий оценить уровень владения языком.

Несмотря на большой объем накопленных исследований, посвященных компонентам вовлеченности студентов, этот процесс пока недостаточно изучен. Во многих исследованиях изучались как факторы, влияющие на успешность преподавателя, такие как инструментальная поддержка, инструктаж и мотивация, так и факторы, определяющие вовлеченность учащихся. Например, исследовалось то, как внутренняя и внешняя мотивация учителей влияет на вовлеченность учащихся. Результаты показали, что оба типа мотивации в значительной степени способствуют вовлеченности учащихся, причем внутренняя мотивация является более сильным предиктором.

Одним из ключевых понятий, в большей степени относящимся к лингвистике, является понятие «удовольствия от изучения языка». Наш эксперимент наглядно проиллюстрировал, какие практические результаты приносит позитивный настрой студента и совместимость с выбранным преподавателем. Удовольствие от изучения иностранного языка, как положительная эмоция, согласуется с развивающейся областью позитивной психологии, а точнее - с теорией расширения и созидания, которая постулирует, что обучающийся может извлечь пользу из положительных эмоций, поскольку они "обладают способностью расширять мгновенный репертуар мыслей и действий людей и создавать их непреходящие личные ресурсы, начиная от физических и интеллектуальных и заканчивая социальными и психологическими" [4, с. 220]. Чтобы полностью понять, что такое удовольствие, следует рассмотреть различие между удовольствием и утехой. Согласно определению, утеха - это удовлетворение гомеостатических потребностей, таких как телесный комфорт, чувство голода, тогда как удовольствие - это чувство, которое люди испытывают, когда они выходят за пределы гомеостаза, а также за границы самих себя, чтобы достичь чего-то большего. Иными словами, достижение результата через удовольствие ведет к новым достижениям. «Лингвисты-прикладники, возможно, недооценивали значимость эмоций в последние десятилетия из-за доминирования когнитивных подходов и ложного убеждения, что изучение эмоций каким-то образом ненаучно» [5, с. 109].

Есть еще один аспект, который хотелось бы рассмотреть в рамках изучения эмоционального климата в классе. Эмоции учителей, как основа образования, занимают важнейшее место в академическом процессе, что подтвердили результаты нашего эксперимента. Однако сила положительных эмоций преподавателей EFL и их регулирование в режиме онлайн-обучения были во многом проигнорированы учеными. В период пандемии COVID-19 учебные заведения перешли на онлайн-обучение. Преподаватели и студенты вынуждены были соблюдать протокол физического дистанцирования. Таким образом, способы эмоционального взаимообогащения изменились, что повлияло на академический процесс и снизило результативность. К сожалению, в работах, посвященных природе эмоций и их регулированию в онлайн-среде, рассматриваются, главным образом, негативные эмоции студентов, вызванные стрессом, скукой и отстраненностью. Действительно, в связи со стремительностью перехода в новую реальность у преподавателей и учащихся по всему миру возникло множество трудностей и эмоциональных проблем. Это повлекло за собой необходимость рассмотрения и планирования эмоциональной регуляции для достижения положительных результатов. Как показывает опыт, и в дистанционной форме обучения эмоциональная составляющая приобретает особое значение. Чтобы наметить план развития этого направления исследований, прежде всего, следует определить теоретические и эмпирические основы регулирования эмоций, а также результаты обучения иностранному языку в новых реалиях. Такие разработки психологов и психолингвистов должны принести ощутимую пользу для разработки стратегии в области преподавания EFL, что позволит выявить существующие пробелы. Как нам кажется, и в новых реалиях должны работать те же принципы стимулирова-

ния и обмена позитивными эмоциями между преподавателем и учащимися, так как именно они являются энергетическим источником для студента и обеспечивают правильный климат в классе.

Знания в области психоэмоционального регулирования необходимы преподавателям EFL при любой форме обучения. Учитель может владеть эффективными методиками преподавания иностранного языка, но, если он не знает, как управлять своими эмоциями, процесс преподавания и обучения может оказаться нерезультативным. Таким образом, преподавателям необходимо знание различных стратегий, чтобы подавлять негативные эмоции и, наоборот, усиливать позитивные чувства, которые, непосредственно влияют на обучаемость и вовлеченность учащихся. Мы уже говорили о недостаточном изучении позитивных эмоций студентов в современных исследованиях. До появления позитивной психологии любые исследования эмоций учителей также ограничивались изучением негативных реакций и способов их преодоления. В последние годы ситуация несколько изменилась. «Сдвиг в сторону понимания связи между эмоциями и образованием значительно обогатил педагогические подходы, направленные не только на то, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками, но и на то, чтобы способствовать их эмоциональному благополучию» [6, с. 263]. Новые исследования положительно повлияли на образовательный процесс. И хотя пока не собрана достаточная база для вторичного анализа, уже можно сказать, что применение новых техник влияет на повышение мотивации, самооценки, а также развивает навыки межличностного общения.

Вернемся к понятию «регулирование эмоций». Это способность человека контролировать и регулировать восприятие и поведение, обусловленное внутренними и внешними факторами. Иными словами, это влияние на собственные переживания для достижения определенных целей. С одной стороны, это поддержание позитивного настроя, с другой - подавление негатива и контроль внешних проявлений. «В пяти исследованиях были проверены две общие гипотезы: люди по-разному используют стратегии регуляции эмоций, такие как контроль и подавление, и эти индивидуальные различия влияют на аффект, благополучие и социальные отношения» [7, с. 354]. С другой стороны, эмоциональное регулирование можно рассматривать как индивидуальную черту характера, которая не зависит от времени и контекста и является в определенной степени стабильной величиной.

Преподавательская деятельность как профессия тесно связана с эмоциями и психологическими факторами и переменными. Следовательно, академический успех и успеваемость в значительной степени зависят от способности воспринимать сторонние эмоции и справляться с ними. Исходя из этого, можно утверждать, что способность учителей регулировать собственные эмоции напрямую связана с их способностью управлять эмоциональными переживаниями в классе и поддерживать психологический климат. В контексте языкового образования важность этого процесса сильно возрастает. Язык - это, прежде всего, средство общения. Способность общаться на любом языке - величина непостоянная и напрямую зависит от эмоционального настроя. В этой связи возникает необходимость овладения специфическими техниками, регулирующими эмоции в зависимости от времени их возникновения.

Педагогические стратегии делятся на стратегии наслаждения и стратегии подавления. Первые направлены на усиление позитивных эмоций, вторые используются для сохранения эмоционального климата в классе. В связи с вышеизложенным остановимся на таком нововведении, как «умный класс». В отличие от традиционного учебного класса, «умный класс», представляет собой аудиторию, в которой используются передовые образовательные технологии. «Умный класс» как новая форма обучения сочетает в себе интерфейсы взаимодействия человека и компьютера и традиционные методы обучения. Основные факторы, влияющие на эффективность работы «умного класса», включают простоту использования технологий, а также возможность выбора подходящего временного промежутка для занятий.

Некоторые ученые считают, что использование интерактивных технологий развивает когнитивные и эмоциональные навыки учащихся. Однако другие исследователи полагают, что именно традиционный класс, где происходит «живая» интеракция между преподавателем и студентом, способствует

Библиографический список

возникновению академических эмоций, что приводит к более существенным результатам.

Мы уже отмечали, что освоение второго языка - это приобретение практического навыка, что отличает этот предмет от теоретических дисциплин. Знание языка может быть активным и пассивным. Новые технологии существенно облегчают освоение пассивного языка, однако, процесс говорения не может включиться без эмоций. Язык - это средство общения, и даже говорение на родном языке всегда эмоционально окрашено. Естественность и эмоциональность - основа говорения.

Достижения в области психологии оказали сильное влияние на образование в целом и на языковое образование в частности. На самом деле истоки методов преподавания иностранных языков уходят корнями в психологические теории, относящиеся к изучению второго языка. Большинство из этих разработок были направлены на изучающих язык с целью повышения результатов обучения. Однако сами преподаватели иностранных языков редко становились объектом внимания педагогической психологии, и лишь недавно психологические теории стали использоваться в рамках профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков. «Преподаватели привносят в педагогический процесс свои знания, накопленный опыт и индивидуальные особенности характера» [8, с. 34]. Наш эксперимент показал, что для успешного освоения иностранного языка также важна эмоциональная совместимость преподавателя и студента.

В этой связи нам кажется целесообразным вернуться к определению позитивной психологии и ее влиянию на преподавание иностранных языков. Позитивная психология (ПП) - это еще одна теоретическая разработка, которая, как полагают, может расширить возможности преподавателей в данной области. В основе ПП лежат три основных направления, а именно - положительные эмоции (такие чувства, как удовольствие, которые приносят удовлетворение), положительные черты характера (т. е. индивидуальные особенности, которые способствуют личностному росту) и позитивные институты (т. е. организационные условия, которые позволяют осуществить поставленные задачи). С момента своего создания программа ПП заинтересовала исследователей в области языкового образования, которые изучали ее вклад в успеваемость учащихся. Исследователи приходят к выводу, что удовольствие от изучения иностранного языка как положительная эмоция в большой степени коррелирует с желанием общаться, результатами обучения и самооценкой достижений.

Суммируя сказанное, следует отметить, что в процессе исследования нами было доказано, что такие характеристики, как позитивный настрой и совместимость преподавателя и студента, служат важным источником возникновения положительных эмоций у учащихся. Установление правильного эмоционального климата, в свою очередь, ведет к улучшению успеваемости и повышению самооценки студентов.

Иными словами, владение определенными психологическими техниками помогает учителям в развитии и освоении позитивных и осмысленных взаимоотношений в классе, что, в свою очередь, приводит к улучшению результатов обучения. Тем не менее применение ПП в педагогическом образовании до сих пор остается не до конца изученной областью. Вопрос о том, как ПП можно интегрировать в основные курсы педагогического образования, чтобы обогатить их, заслуживает должного внимания исследователей. Следует еще раз подчеркнуть, что влияние эмоционального климата на процесс преподавания в целом анализируется во многих работах. Наш эксперимент выявил новые, прежде не исследованные закономерности. Его результаты позволили сделать вывод о том, что эмоциональный климат, прежде всего, способствует развитию практических навыков, а не теоретической базы. Кроме того, изучение правильных стратегий при формировании языковых групп - это особая область, требующая отдельных разработок и последующего внедрения в практику.

Преподавание иностранного языка - это эмоционально насыщенный вид деятельности, который связан с чередой разочарований и тревог как со стороны учащихся, так и со стороны учителей. Внедрение новых техник и стратегий в процесс преподавания языка может существенно повлиять на эмоциональный климат в классе и, соответственно, способствовать повышению самооценки и уровня успеваемости студентов.

1. Мельничук М.В., Ненюк Е.А., Алисевич М.В. Инновационные психолингвистические приемы как необходимая составляющая продуктивного обучения иностранному языку Инновации и инвестиции. 2014: 11-18.

2. Hirn R., Scott T., Descriptive Analysis of Teacher Instructional Practices and Student Engagement Among Adolescents with and without Challenging Behavior. Education and Treatment of Children. 2014; № 36 (4): 585-607.

3. Alzubaidi E., Aldridge J.M., Khine M.S. Learning English as a second language at the university level in Jordan: Motivation, self-regulation and learning environment perceptions. Learning Environments Research. 2016; № 19 (1): 133-152.

4. Dewaele J.-M., Chen X., Padilla A.M., Lake J. The Flowering of Positive Psychology in Foreign Language Teaching and Acquisition Research. 2019; Vol. 10: 107-118.

5. Fredrickson B. The Broaden-and-build Theory of Positive Emotions. Philosophical Transactions, Psychology. 2004: 201-230.

6. Macintyre P., Mercer S. Setting an Agenda for Positive Psycology in SLA: Theory, Practice and Research. Modern Language Journal. 2019; № 103 (1): 257-272.

7. Gross J.J., John O.P. Individual differences in two emotion regulation processes: Implications for affect, relationships, and well-being. Journal of Personality and Social Psychology. 2003; № 85 (2): 348-362.

8. Gregersen T., Macintyre P. Innovative Practices in Language Teacher Education: Spanning the Spectrum from Intro- to Inter-Personal Professional Development. 2017. References

1. Mel'nichuk M.V., Nenyuk E.A., Alisevich M.V. Innovacionnye psiholingvisticheskie priemy kak neobhodimaya sostavlyayuschaya produktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku. Innovacii i investicii. 2014: 11-18.

2. Hirn R., Scott T., Descriptive Analysis of Teacher Instructional Practices and Student Engagement Among Adolescents with and without Challenging Behavior. Education and Treatment of Children. 2014; № 36 (4): 585-607.

3. Alzubaidi E., Aldridge J.M., Khine M.S. Learning English as a second language at the university level in Jordan: Motivation, self-regulation and learning environment perceptions. Learning Environments Research. 2016; № 19 (1): 133-152.

4. Dewaele J.-M., Chen X., Padilla A.M., Lake J. The Flowering of Positive Psychology in Foreign Language Teaching and Acquisition Research. 2019; Vol. 10: 107-118.

5. Fredrickson B. The Broaden-and-build Theory of Positive Emotions. Philosophical Transactions, Psychology. 2004: 201-230.

6. Macintyre P., Mercer S. Setting an Agenda for Positive Psycology in SLA: Theory, Practice and Research. Modern Language Journal. 2019; № 103 (1): 257-272.

7. Gross J.J., John O.P. Individual differences in two emotion regulation processes: Implications for affect, relationships, and well-being. Journal of Personality and Social Psychology. 2003; № 85 (2): 348-362.

8. Gregersen T., Macintyre P. Innovative Practices in Language Teacher Education: Spanning the Spectrum from Intro- to Inter-Personal Professional Development. 2017.

Статья поступила в редакцию 04.05.24

УДК 371.1

Nikolina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: vnikolina@yandex.ru Loshchilova А.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: annet_787@mail.ru

CONCEPT OF AN ADAPTIVE SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF CULTURAL-HISTORICAL MEMORY AND CIVIC IDENTITY OF YOUTH OF RUSSIA LIVING IN THE TERRITORIES OF THE NEW REGIONS OF THE RF. The article reveals a problem of forming civic identity and cultural and historical memory of the youth of Russia living in the territories of the new subjects of the Russian Federation. Its relevance is due to the strengthening of the educational component in modern Russian education, the integration of the new regions of the Russian Federation into the Russian educational space, and the requirements of regulatory documents in the field of education. The purpose of the study is to design the concept of an adaptive system of educational activities for the formation of cultural and historical memory and civic identity of Russian youth living in the territories of the new subjects of the Russian Federation. To achieve the purpose of the study, the following methods are used: theoretical analysis, generalization of scientific literature, design, conversation, questionnaire. In the course of the study, the theoretical and methodological foundations are determined. The work develops, substantiates and discloses the concept of an adaptive system of educational activities for the formation of cultural and historical memory and civic identity of Russian youth living in new subjects of Russia. The concept includes targets, approaches and principles, cross-cutting content lines, a mechanism for the development and implementation of an adaptive system of educational activities in educational practice. The materials of the article are valuable for teachers, classroom teachers, educational advisers, curators of the youth movement, deputy directors of education, teachers and students of pedagogical universities.

Key words: civil identity, cultural and historical memory, new subjects of Russia, educational activities, adaptive system of educational activities to form cultural and historical memory and civic identity of young people

В.В. Николина, д-р пед. наук, проф., Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, E-mail: vnikolina@yandex.ru

А.А. Лощилова, канд. пед. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, E-mail: annet_787@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ РОССИИ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВЫХ РЕГИОНОВ РФ

В статье раскрывается проблема формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи России, проживающей на территориях новых субъектов РФ. Актуальность работы обусловлена усилением воспитательной компоненты в современном российском образовании, интеграций новых регионов РФ в российское образовательное пространство, требованиями нормативных документов в области образования. Целью исследования является проектирование концепции адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодёжи России, проживающей на территориях новых субъектов РФ. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ, обобщение научной литературы, конструирование, проектирование, беседа, анкетирование. В ходе исследования определены теоретико-методологические основы; разработана, обоснована и раскрыта концепция адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России, проживающей на территориях новых субъектов РФ. Концепция включает целевые ориентиры, подходы и принципы, сквозные содержательные линии, механизм развития и реализации адаптивной системы воспитательной деятельности в образовательной практике. Материалы статьи представляют ценность для педагогов, классных руководителей, советников по воспитанию, кураторов молодежного движения, заместителей директоров по воспитанию, преподавателей и студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: гражданская идентичность, культурно-историческая память, новые субъекты РФ, воспитательная деятельность, адаптивная система воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи

Актуальность работы связана с тем, что стратегические приоритеты государственной политики в области образования, процессы интеграции новых регионов РФ в единое образовательное пространство России актуализируют проблему формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти российской молодежи, проживающей в данных регионах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость формирования данных феноменов обусловлена требованиями нормативных документов [1-4], а также складывающейся в новых регионах нестабильной экономической, социальной и идеологической обстановки, переходного периода, характеризующегося неустойчивостью и размытостью ценностных ориентиров. Воспитание гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи выступает базовой предпосылкой консолидации российского общества и создания внутреннего «нравственного барьера» в информационной идеологической войне.

Вместе с тем, как показал анализ результатов анкетирования молодежи ДНР и ЛНР [5], а также психологических исследований (Н.А. Деревянкина, М.А. Юферева [6], А.П. Ковалевская [7]), молодежь новых регионов РФ, проживающая в зоне активных боевых действий и прифронтовых районов, является наиболее уязвимой. Для неё характерны негативное психоэмоциональное состо-

яние: страх, тревога, рассеянность, беспомощность, шоковые психологические травмы [7], хронически действующие психотравмирующие ситуации, хроническая тревога за близких, ушедших на фронт Указанные особенности требуют поиска новых подходов к решению проблемы.

В отечественных исследованиях, посвященных различным аспектам формирования рассматриваемых феноменов, подчеркивается центральная роль педагога в данном процессе. Находясь на пересечении реинтегрирующей и ре-интегрирующейся систем (В.Д. Нечаев [8]), он выступает транслятором исторической памяти, ценностей, традиций, социокультурного опыта, что крайне важно в условиях реинтеграции данных регионов (О.В. Ярмак [9]) в российское образовательное пространство и перестройки сложившейся системы образования. Вместе с тем в представленных в настоящее время моделях и концепциях формирования гражданской идентичности молодежи (Кравченко Н.Ю., Л.С. Пастухова, ГА. Ахметшина, Л.О. Сидорова, Е.В. Андреева, Красильникова Е.В., Кольцова А.А., Тюлина А.В., Шевлякова С.А., Кайимова С.В., Луковников Н.Н., J.K. Viola , Z. Lep, M. Zupancic и др.) отсутствует четкая ориентация на российскую молодежь, проживающую на территориях новых субъектов РФ; не в полной мере отражены требования нормативных документов в области воспитания; не рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.