2. Huang, X. Factors affecting teachers' informal workplace learning: The effects of school climate and psychological capital / X. Huang, Ch. Wang //Teaching and Teacher Education. - 2021. - С. 103. - https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103363.
3. Macià, M. Informal online communities and networks as a source of teacher professional development: A review / M. Macià, I. García // Teaching and Teacher Education. - 2016. - №55. - С. 291-307. - https://doi.org/10.1016Zj.tate.2016.01.021.
4. Асонова, Е.А. Практики формального и неформального литературного образования: от описания к новому пониманию содержания / Е.А. Асонова, Е.С. Романичева // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2020. -№ 1(51). - С. 96-106. - DOI 10.25688/2076-9121.2020.51.1.08. - EDN UHRMLA.
5. Власова, О.В. Социальные практики организации неформального образования студентов / О.В. Власова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1(40). - С. 12-16. - EDNWMFGIB.
6. Дамдинжапова, О.М. На пути к цифровой трансформации образования через практики неформального образования / О.М. Дамдинжапова // Педагогическое обозрение. - 2020. - № 4(44). - С. 45-50. - EDN FTVVAF.
7. Калугина, Л.И. Практики неформального образования как способ обучения молодёжи и её лидеров / Л.И. Калугина // Социальное благополучие человека в условиях новой общественной реальности : Сборник материалов XIV студенческой научно-практической конференции, Пермь, 26 мая 2022 года / Под общей редакцией З.П. Замараевой, Т.А. Топеха, М.И. Григорьевой. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022. - С. 98-102. -EDN EBTRJV.
8. Киричук, Н.А. Интерактивные методы в неформальном образовании взрослых как инструмент развития межпоколенных коммуникативных практик / Н.А. Киричук // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях, Новосибирск, 02-04 декабря 2020 года / Под редакцией Е.Е. Тихомировой. Том Часть 3. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. - С. 136-137. - EDN YWSVES.
9. Кичерова, М.Н. Неформальное образование как образ жизни: образовательные практики в условиях вынужденной социальной самоизоляции / М.Н. Кичерова, Г.З. Ефимова // Кризис и пост-кризис: люди, институты, практики: сборник статей Междисциплинарной научной онлайн-конференции, Тюмень, 19-22 июня 2020 года. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2020. - С. 25-31. - EDN MISUGK.
10. Образовательный потенциал интеграции неформального образования и практик магистерской подготовки педагогов / Л.Г. Смышляева, О.Р. Нерадовская, Д.М. Матвеев, А.В. Смышляев // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 6(28). - С. 122-132. - DOI 10.23951/2307-6127-2019-6-122-132. - EDN NUZRIE.
Педагогика
УДК 373.1
кандидат педагогических наук, доцент Фатуева Юлия Наилевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Аннотация. Данная статья раскрывает роль эмоций в процессе обучения студентов вуза иностранному языку. В статье дан краткий анализ понятию «эмоциональный интеллект», описана его структура. В статье обозначены функции эмоций, представлено их значение как о общекультурном, так и в педагогическом плане. В работе приведены теории эмоций, доказывающие их способность влиять на поведение, в том числе на речевое поведение. Цель работы является исследование эмоциональной сферы профессионально-методической деятельности преподавателя иностранного языка. Главное внимание отводится регулятивной функции эмоций, с помощью которой происходит корректировка эмоционального фона на занятиях по иностранному языку. Описано исследование, констатирующее эмоциональную картину занятий, эмоциональное поведение преподавателей, реакцию студентов, их успеваемость и отношение к дисциплинам. Доказывается, что позитивная эмоциональная атмосфера благоприятно влияет на процесс обучения иностранному языку. Автор представил речевые средства, с помощью которых достигается эмоционально положительная атмосфера при обучении иностранному языку (на примере английского языка), а именно: при введении новой темы, при оценке деятельности студентов, при повышении мотивации на дальнейшую деятельность, при окончании занятия. Автор приходит к выводу об актуальности дальнейших исследований вопроса влияния эмоций не только на студентов, но и на преподавателей.
Ключевые слова: эмоции, обучение иностранному языку, студенты, эмоциональный интеллект, эмоционально-окрашенные речевые средства, регуляция эмоциональной сферы.
Annotation. This article reveals the role of emotions in the process of teaching university students a foreign language. The article gives a brief analysis of the term of "emotional intelligence", describes the structure. The article outlines the functions of emotions, presented their meanings both in general cultural and pedagogical terms. The work reveals the theories of emotions, proving their influence on behavior, including verbal behavior. The aim of the work is to study the emotional sphere of professional and methodological activities of a foreign language teacher. The main attention is paid to the regulative function of emotions, with the help of which the emotional atmosphere is corrected in the process of teaching a foreign language. A study is described that states the emotional picture of classes, the emotional behavior of teachers, the reaction of students, their academic performance and attitude to disciplines. Positive emotional atmosphere is proved to have a positive effect on the process of learning a foreign language. The author presented speech means, with the help of which an emotionally positive atmosphere is achieved when teaching a foreign language (on the example of English), namely: when introducing a new topic, when evaluating students' activities, when increasing motivation for further activities, at the end of the lesson. The author comes to the conclusion about the relevance of further research on the issue of the influence of emotions not only on students, but also on teachers.
Key words: emotions, foreign language teaching, students, emotional intelligence, emotionally colored speech means, regulation of the emotional sphere.
Введение. В связи с переходом от знаниевой парадигмы к деятельностной, сегодня система образования претерпевает существенные изменения. В современном мире в центре образовательного пространства стоит личность обучаемого, его мотивы, интересы и эмоции. Эмоции, сопровождая все аспекты процесса обучения, играют крайне важную роль в образовании. Не случайно в последнее время все больше и больше психологов и педагогов все чаще свои исследования стали посвящать проблеме оптимизации процесса обучения с помощью создания определенного эмоционального фона занятий с целью повышения эффективности педагогического воздействия.
Обучение и эмоции неразрывны. Эмоции способны как усилить, так и помешать процессу обучения. Эмоциональный статус преподавателя и обучаемых находится в постоянном взаимовлиянии вне зависимости от формы обучения (очной или онлайн). Понимание преподавателем роли, которую играют эмоции в образовательном пространстве, как эмоциональное настроение одного человека в группе или обще групповое эмоциональное состояние может изменить динамику процесса обучения, позволят ему разрабатывать более эффективные педагогические воздействия на обучаемых. Именно поэтому эмоциональная сфера становится все чаще предметом исследования не только у психологов, но и у педагогов и методистов. Несмотря на разницу во взглядах, многие ученые сходятся во мнении, что эмоции определяют поведение человека в конкретный момент, они опосредуют внимание, волю, память.
Изложение основного материала статьи. Отечественные и зарубежные психологи достаточно давно занимаются исследованием эмоций (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, Н.В. Витт, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов и другие). Говоря о физиолого-психологической и культурно-образовательной значимости эмоций для человека, Р.К. Боженкова отмечает, что эмоции: «охватывают все виды общественной деятельности, образующие коммуникативное пространство: СМИ, политику, бытовое общение. Эмоции стали важнейшими компонентами разума, мышления и языкового сознания современного человека, принадлежащего к любой лингвокультуре» [3, С. 7]. Изучая когнитивные процессы сознания личности, Б.И. Додонов отмечает, что эмоции способны регулировать поведение и речеповедение человека. По мнению исследователя «акт возникновения мысли через создание опосредствующего представления связан с действием живого воображения и сопровождается эмоциональным переживанием» [5, С. 30-31].
Эмоции вовлечены во все действия человека. Абсолютно все совершаемое человеком или наблюдаемое им в пространстве и обществе вызывает в нем те или иные эмоции, являясь причиной того или иного отношения и, как следствие, поведения. Так как эмоции пронизывают все мысли и опосредуют поступки людей, способность управлять эмоциями, по нашему мнению, становится одной из ведущих социальных компетенций при взаимодействии не только с окружающим миром, но и самим собой.
В 1990 году американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Мэйером впервые было введено в научный обиход понятие «эмоциональный интеллект», под которым исследователи понимают «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [12, С. 189]. Схожее определение эмоционального интеллекта дает и Д. Гоулман. Согласно Д. Гоулману, «эмоциональный интеллект -это способность индивида давать оценку своим эмоциям и эмоциям окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [4]. Н.И. Андреева под эмоциональным интеллектом понимает «системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации» [1, С. 51].
Говоря о структуре эмоционального интеллекта, П. Сэловей и Дж. Мэйер предлагают выделять в нем четыре иерархически расположенных уровня, причем каждый из уровней включает в себя набор способностей. Первый уровень -уровень идентификации эмоций - включает в себя такие способности как: способности к восприятию, идентификации, различению, выражению и имитации эмоций. Второй уровень - уровень оперирования эмоциями для повышения эффективности мышления и деятельности - включает в себя способности использовать эмоции для фокусировки внимания на важные события, определять по эмоциям отношение человека к той или иной проблеме. Третий уровень - уровень понимания эмоций - охватывает способности комплексной оценки эмоционального состояния человека, причин возникновения эмоций и способность понимать лексическую экспликацию эмоций. Четвертый уровень - уровень управления эмоциями - содержит способность контролировать эмоции, подавлять отрицательные эмоции [13].
Д. Гоулман, рассматривая эмоциональный интеллект, включает в него знание своих эмоций; управление эмоциями, мотивация для самого себя; распознавание эмоций в других людях (эмпатия), поддержание взаимоотношений, а также такие личностные качества, как: энтузиазм, настойчивость и социальные навыки [4].
Будучи одной из важнейших частей социальной природы человека, эмоциональный интеллект определяет качество и продуктивность его деятельности. Современные исследования в области психологии позволяют установить характер взаимосвязи отрицательных и положительных эмоций в структуре целенаправленного поведения человека с разными результатами (не очень успешными и успешными). Так, Е.А. Юматовым была разработана динамическая теория эмоций на основе информационной и биологической теорий. Исследователь подробно изучил и описал стадии развития эмоций в целенаправленном поведении человека в зависимости от черт его личности и соотношения ожидаемого и полученного результата [11]. Представленная ученым теория эмоций доказала возможность контроля и управления эмоциями в организации целенаправленного поведения и определила способы достижения такого поведения.
Необходимо отметить, что эмоции способны находить отражение в языке и оказывать влияние на человека посредством речевого контекста. Связывая язык и эмоции, В.И. Шаховский говорит об эмотивности. Исследователь пишет, что «эмотивный - то же что эмоциональный, но о языке, его единицах и их семантике. Эмотивность - имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих средств эмоциональность как факт психики [10, С. 24].
Сегодня все больше и больше исследователей-лингвистов обращают свое внимание на механизмы реализации эмоций в семантике языковых единиц, а также на их влияние на формирование разных видов дискурса (И.В. Арнольд, А. Вежбицкая, В. Волек, Е.М. Галкина-Федорук, В.И Шаховский и другие). Многократные экспериментальные выводы ученых доказывают, что реализация эмоций в языке и речи обладает национально-культурной спецификой. Данное обстоятельство непременно должно учитываться в процессе межкультурного общения, готовность и адекватное ведение которого является одной из главных целей иноязычного обучения в вузе. В культуре той или иной страны эмоции выполняют функцию поддержания социального порядка. Культура страны отражает нормы, относительно выражения тех или иных эмоций на разных уровнях коммуникации, поэтому именно эмоции, являясь главными мотиваторами поведения, способны выполнять функции межличностных отношений. Нормы, связанные с выражением и регулированием эмоций в той или иной культуре призваны поддержать общественный порядок и уклонение от норм ведет к общественному осуждению. Данные нормы помогают людям подстраивать их эмоциональные реакции в соответствии с принятыми в данной культуре, а также регулировать свое эмоциональное поведение. Именно поэтому на занятиях по иностранному языку, готовя будущих выпускников к адекватному ведению межкультурной коммуникации необходимо уделять внимание принятым нормам выражения эмоций в той или иной стране. Преподаватель иностранного языка играет важную роль в формировании оценки происходящего вокруг, так как он является своеобразным транслятором иноязычной культуры, поэтому справедлив вывод о том, что преподаватель «несет ответственность за процесс самоопределения личности в спектре культур, адекватность ее коммуникативного поведения в условиях межкультурного диалога» [9, С. 213]. Для правильного истолкования эмоций, принятых в иноязычной культуре, и ситуаций их вызывающих, «готовя студентов к межкультурному взаимодействию, преподавателю иностранного языка необходимо включать в изучение тексты, наполненные описанием и выражением эмоций на иностранном языке» [8, С. 59-60]. Изучению различий в репрезентации эмоций представителями разных культур
занимаются исследователи в области лингвокультурологии и этнопсихолингвистики (А. Вежбицкая, М.М. Копыленко, Е.Ю. Мягкова, Л.А. Пиотровская, П.В. Симонов, Ю.А. Сорокин, В.И. Шаховский и другие).
Таким образом, значение эмоций в любой сфере жизнедеятельности человека неоспоримо высокое, поэтому и дидактический потенциал эмоций достаточно высок. Так, в своей информационной теории эмоций П.В. Симонов доказал, что отрицательные эмоции вызываются в связи с недостаточностью информации, а положительные - когда информации достаточно или она в избытке [6, С. 20]. Поэтому если у студентов есть достаточно информации для решения задач на занятиях, то у них возникает состояние напряжения, побуждающее их к концентрации внимания, мобилизации волевых и интеллектуальных ресурсов. В следствие чего у них возникает потребность высказаться на изучаемом языке. Данное обстоятельство лежит в основе познавательно-коммуникативных мотивов к иноязычной деятельности. В случае недостаточной информации или ее сложности у студентов возникают отрицательные эмоции (гнев, страх, тоска), приводящие к частичной или полной потере интереса и снижению мотивации к иноязычной деятельности. Именно поэтому преподаватель должен умело регулировать не только свое эмоциональное состояние, но и всей группы обучаемых для предотвращения негативного влияния отрицательных эмоций на педагогический процесс.
Следует особо отметить экспериментальные данные Н.Ф. Каськовой, Ю.Н. Крайновой и Е.Н. Трегубовой, которые в своих экспериментах доказали, что процесс запоминания любой информации, в том числе иноязычной, предъявляемой в эмоционально положительном ключе, происходит значительно эффективнее, чем запоминание нейтральной информации. Как свидетельствует Е.Н. Трегубова, «запоминание эмоционально окрашенной информации не только протекает более успешно, но и более устойчиво по отношению к факторам, ухудшающим воспроизведение слов (интерференция, неупорядоченность материала и т.п.), более прочно и долговременно» [7, С. 25].
М.А. Ариян и С.В. Чернышов говоря о культуре речи учителя иностранного языка, отмечают, что «эмоционально окрашенные речевые средства, обращенные непосредственно к эмоционально-мотивационной сфере обучающихся, усиливают значимость сказанного и повышают заинтересованность» в овладении иноязычной речью [2, С. 98].
Адекватно оценивая свое эмоциональное состояние и состояние группы студентов, преподаватель с помощью так называемого «эмоционального заражения» способен влиять на эмоциональное состояние группы, постоянно поддерживать ту или иную интенсивность положительных эмоций. Поэтому преподаватель иностранного языка сам должен обладать выразительностью, экспрессивностью и эмоциональностью речи. Так, преподаватель должен быть в состоянии не только передать студентам свое отношение к содержанию иноязычного материала, к различным фактам иноязычной действительности, но и выразить свою удовлетворенность или неудовлетворенность работой и прогрессом в целом своих студентов, уметь представить те или иные претензии и указать на ошибки в такой форме, чтобы не вызвать у студентов большое количество негативных эмоций, блокирующих мотивацию на дальнейшее изучение иностранного языка.
Для получения новых данных относительно влияния эмоций на процесс обучения студентов иностранному языку было проведено исследование на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, в котором приняли участие студенты 2-4 курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Филология», а также преподаватели иностранных языков. После беседы со студентами, мы выделили 3 положительные эмоции (радость, удивление, гордость) и 3 отрицательные эмоции (злость, разочарование, печаль), которые, по их мнению, наиболее часто выражают преподаватели. В течении двух недель студенты вели количественный и качественный подсчет эмоций преподавателей. В ходе анкетирования студентов выяснилось, что преподаватели чаще всего демонстрировали негативные эмоции (71% из всех), такие как злость (57%), разочарование (8%), печаль (6%). Положительные эмоции составили лишь 29%, из них радость (18%), удивление (7%) и гордость (4%). Тем не менее следует отметить, что интенсивность негативных эмоций в абсолютном большинстве случаев была низкой, а интенсивность положительных - средней и высокой.
На следующем этапе эксперимента мы попросили студентов соотнести качество усвоенного материала по дисциплине и эмоциональный фон на занятиях. Выяснилось, что преподаватели, на чьих занятиях преобладает позитивная эмоциональная атмосфера, успешно мотивируют студентов на обучение, подбадривают и помогают справляться с трудностями. Средний балл успеваемости студентов по дисциплинам данных преподавателей достаточно высокий. Абсолютное большинство студентов высказывались о своем положительном отношении как к дисциплине, так и к преподавателю.
По дисциплинам, преподавателей которых можно отнести в группу с неярко выраженными эмоциями, студенты демонстрировали средний и ниже среднего баллы, отмечая отсутствия интереса к данным дисциплинам, характеризуя дисциплины как скучные.
Интересные выводы, на наш взгляд, можно сделать о качестве педагогического процесса, проводимого преподавателями, демонстрирующими негативные эмоции, так как мнения студентов сильно отличались. Часть студентов, в процессе обучения у преподавателей, демонстрирующих негативные эмоции указала на негативное отношение как к преподавателю, так и к дисциплине. Их балл по соответствующим дисциплинам был низкий. С другой стороны, другая часть студентов, говоря об этой же группе преподавателей, отзывалась о них как о требовательных, старающихся побудить их выучить весь материал, каким бы сложным он не был, обучаемые подчеркивали высокий уровень профессиональной компетенции преподавателей. Их баллы были средними и высокими. Студенты отмечали, что уделяли больше времени данным дисциплинам не в связи с интересом к изучаемому материалу, а со страхом вызова отрицательных эмоций преподавателя.
Мы отметили однозначно позитивное влияние положительных эмоций на процесс обучения иностранному языку, что же касается отрицательных эмоций мы не стали проводить дальнейшие исследования уровня эмоциогенности педагогических ситуаций с учетом индивидуальных особенностей студентов и их общего уровня владения языком и успеваимости, хотя методические исследования в данной области являются перспективными, и, по нашему мнению, должны проводиться совместно с психологами.
Следующим этапом нашего исследования послужило наблюдение за работой преподавателей, активно проявляющих положительные эмоции. В результате наблюдения, мы пришли к выводу, что большинство студентов активно реагируют в эмоциональном плане на эмоционально-оценочные и эмоционально-волевые высказывания преподавателя. Именно педагогическое общение с его аффективным компонентом содержит огромный потенциал для повышения эффективности процесса обучения иностранному языку.
Основываясь на полученных данных, для обеспечения положительного эмоционального фона на занятиях мы выделили некоторые речевые средства, выполняющие эмоционально-оценочную функцию, а именно: That's amazing! Great idea! Smart thinking! That's so original / unique / exceptional! How thoughtful / attentive/ sympathetic! Hooray! I knew you could do it! Fantastic! Wow! Fabulous job! Awesome! Breathtaking! Wonderful! Brilliant! Magnificent! Nice job! Outstanding! Perfect! I'm so proud of you! Super! Splendid! Excellent creativity! That's brilliant! You are fantastic! Remarkable! Clever mind! Great discovery! Exceptional! That's genius! Well done! So lovable! Incredible work! Truly phenomenal! I love it!
Для презентации новой темы можно использовать следующие речевые обороты: I hope you'll be interested to know... First of all I'd like to talk about... . The important / essential / crucial point I want to make today is...
Для регулирования дисциплины возможно использование следующих фраз: I'd admire if you stopped interrupting. I believe your chat is very interesting, but I wish you didn't talk when I'm talking. I understand you are excited, anyway, I hope you'll be quiet soon and we can ... .That's brilliant you all have so many ideas. But raise your hands to answer, please.
Для повышения мотивации мы рекомендуем использовать следующие фразы: Who wants to be the first/best in.? Try harder Go on! Nearly right. Close!. You can! Almost! Way to go! You could do it!
Чтобы закончить занятие в позитивном эмоциональном ключе и вызвать желание на дальнейшее обучение мы предлагаем использовать следующие выражения: Goodbye, have a nice day! Thank you for your nice job today! It was pleasant to work with you today! Good / perfect / nice / brilliant job today! I'll be glad to see you next week! Enjoy your day!
Приведенные в качестве примера эмоционально окрашенные речевые средства могут быть использованы в речи преподавателя для создания положительного эмоционального настроя, а могут и послужить ориентиром в создании своих фраз, которые органично впишутся в речь того или иного преподавателя.
Следует отметить, что только искренне выражение эмоций способно эффективно повысить процесс обучения. Ободрительные жесты, улыбки, контакт глаз, поза преподавателя считываются студентами на эмоциональном уровне. Заметим, что во время онлайн обучения необходимо увеличить количество речевого выражения эмоций из-за отсутствия возможности прямого эмоционального заражения с помощью невербальных средств общения.
Выводы. В последние десятилетия исследователи все чаще обращают свое внимание на вопросы, связанные с эмоциями и их влияние на процесс преподавания иностранного языка с целью достижения оптимально комфортных условий обучения с одной стороны, и повышения мотивации и общей успеваемости, с другой стороны. Управление эмоциональным состоянием студентов на занятиях по иностранному языку происходит с помощью оптимизации коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студентами, создания эмоционально значимых для студентов педагогических ситуаций и использования в речи средств эмоционального воздействия с учетом индивидуальных особенностей студентов. Для создания оптимальной психологической атмосферы на занятиях по иностранному языку, для повышения уровня положительного эмоционального воздействия на студентов мы рекомендуем использовать эмоционально окрашенные речевые средства при оценке деятельности обучаемых, формулировке новой темы, замечаниях по поводу дисциплины, повышении мотивации и завершении занятия. Использование данных средств в полной мере отвечает требованиям антропоцентрической и гуманистической парадигме языкового образования. Представляется актуальным более глубокое исследование вопросов, связанных с различными реализациями эмоций в процессе языковой подготовке студентов, их влияние на студентов и преподавателей.
Литература:
1. Андреева, И.Н. О новой теории эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вестник Белорусского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 48-51
2. Ариян, М.А. Реализация регулятивной функции эмоций в образовательном процессе по иностранному языку / М.А. Ариян, С.В. Чернышов // Язык и культура. - 2022. - № 58. - С. 91-106
3. Боженкова, Р.К. Проблемы современного социума: роль и функции эмоций в коммуникативных отношениях / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, Д.В. Атанова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. - 2012. - №1. - С. 7-12
4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман / пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
5. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
6. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 215 с.
7. Трегубова, Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с учетом эмоционального фактора: диссертация канд. ... пед. наук:13.00.08 / Трегубова Елена Николаевна. -Воронеж, 2001. - 222 с.
8. Фатуева, Ю.Н. Принципы создания учебного пособия по иностранному языку для студентов языковых специальностей / Ю.Н. Фатуева // Нижегородское образование. - 2022. - № 4. - С. 54-61
9. Хусяинова, Ю.Н. Роль эмоций в профессионально-коммуникативной деятельности учителя иностранного языка / Ю.Н. Фатуева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 51. - Ч. 7. - С. 210-216
10. Шаховский, В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский. - М.: Изд. ЛКИ, 2008. - 208 с.
11. Юматов, Е.А. Динамическая теория эмоций и системная организация поведения / Е.А. Юматов // Вестник международной академии наук (Русская секция). - 2019. - №1. - С. 56-65
12. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagination, Cognition, and Personality. - 1990. - V. 9. -P. 185-211
Педагогика
УДК 007.51
кандидат педагогических наук Филатова Зульфия Мирсайжановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук Герасимова Ольга Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ СЕКТОРА ПРАКТИК И
ТРУДОУСТРОЙСТВА
Аннотация. Организации, осуществляющие научно-педагогическую деятельность, стремится максимально эффективно организовать учебный процесс. В рамках этой деятельности участники образовательного процесса используют различные методы и приёмы. Одним из таких способов является разработка и внедрение автоматизированной информационной системы. Авторы данной статьи представили опыт разработки автоматизированной информационной системы поддержки практики и трудоустройства обучающихся на базе Федерального государственного бюджетного образовательного