Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКАХ РКИ'

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКАХ РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / ПОЗИТИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ / ДОВЕРИЕ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MOTIVATION / POSITIVE EMOTIONS / POSITIVE ASSOCIATIONS / TRUST / GOOD HEALTH / PROJECT METHODOLOGY / EMOTIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина И.М., Климова Ю.А., Кравченко О.Н.

В данной статье рассматриваются основные принципы создания психологического комфорта на уроках русского как иностранного. Даются характеристики приемов и тактик, которые влияют на успешность учебного процесса в целом и помогают студентам быстрее и эффективнее освоить иностранный язык. Актуальность статьи обусловлена повышением требований к профессиональной подготовке преподавателя иностранного языка и спецификой данного предмета. Одним из непременных условий успешного обучения иностранному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата, учет эмоционального самочувствия каждого студента. Поэтому цель статьи заключается в выявлении наиболее успешных приемов и тактик, влияющих на повышение эффективности в овладении иностранным языком. Авторами сформулированы основные принципы, такие как организация положительных эмоций, организация положительной мотивации, доверие к потребностям, принцип здоровьесбережения, принцип направленности на развитие не только профессиональной, но и эмоциональной компетентности. Предложены различные упражнения, например «Формирование положительных ассоциаций» и др. На наш взгляд, применение этих принципов на уроках иностранного языка значительно повышает интерес обучающихся, что приводит к более быстрому и успешному овладению материалом изучаемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субботина И.М., Климова Ю.А., Кравченко О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING PSYCHOLOGICAL COMFORT IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE LESSONS

This article discusses the basic principles of creating psychological comfort in the lessons of Russian as a foreign language. There are some characteristics of techniques and tactics that affect the success of the educational process as a whole and help students learn a foreign language faster and more effectively. The relevance of the article is due to the increased requirements for professional training of a foreign language teacher and the specifics of this subject. One of the prerequisites for successful learning a foreign language is the creation of a favorable psychological climate in the classroom, taking into account the emotional well-being of each student. Therefore, the purpose of the article is to identify the most successful techniques and tactics that affect the effectiveness of foreign language acquisition. The authors have formulated basic principles, such as the positive emotions, organization, positive motivation, confidence needs, the principle of health, principle focus on the development of not only professional, but also emotional competence. Various exercises are suggested, such as "Forming positive associations" and others. In our opinion, the application of these principles in foreign language lessons significantly increases the interest of students, which leads to faster and more successful mastering of the material of the studied language.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКАХ РКИ»

УДК 378

Создание психологического комфорта на уроках РКИ

Creating psychological comfort in Russian as a foreign language lessons

Субботина И.М., Белгородский государственный национальный исследовательский университет, subbotina_i@bsu. edu. ru

Климова Ю.А., Белгородский государственный национальный исследовательский университет, julianaklimova2017@mail. ru

Кравченко О.Н., Белгородский государственный национальный исследовательский университет, kravchenco. olga@rambler. ru

Subbotina I., Belgorod state national research University, subbotina_i@bsu.edu.ru Klimovа J., Belgorod state national research University, julianaklimova2017@mail.ru Kravchenko O., Belgorod state national research University, kravchenco.olga@rambler.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.022

Ключевые слова: мотивация, положительные эмоции, позитивные ассоциации, доверие, проектная методика, эмоциональная компетентность.

Keywords: motivation, positive emotions, positive associations, trust, good health, project methodology, emotional competence.

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные принципы создания психологического комфорта на уроках русского как иностранного. Даются характеристики приемов и тактик, которые влияют на успешность учебного процесса в целом и помогают студентам быстрее и эффективнее освоить иностранный язык. Актуальность статьи обусловлена повышением требований к профессиональной подготовке преподавателя иностранного языка и спецификой данного предмета. Одним из непременных условий успешного обучения иностранному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата, учет эмоционального самочувствия каждого студента. Поэтому цель статьи заключается в выявлении наиболее успешных приемов и тактик, влияющих на повышение эффективности в овладении иностранным языком. Авторами сформулированы основные принципы, такие как организация положительных эмоций, организация положительной мотивации, доверие к потребностям, принцип здоровьесбережения, принцип направленности на развитие не только профессиональной, но и эмоциональной компетентности. Предложены различные упражнения, например «Формирование положительных ассоциаций» и др. На наш взгляд, применение этих принципов на уроках иностранного языка значительно повышает интерес обучающихся, что приводит к более быстрому и успешному овладению материалом изучаемого языка.

Abstract. This article discusses the basic principles of creating psychological comfort in the lessons of Russian as a foreign language. There are some characteristics of techniques and tactics that affect the success of the educational process as a whole and help students learn a foreign language faster and more effectively. The relevance of the article is due to the increased requirements for professional training of a foreign language teacher and the specifics of this subject. One of the prerequisites for successful learning a foreign language is the creation of a favorable psychological climate in the classroom, taking into account the emotional well-being of each student. Therefore, the purpose of the article is to identify the most successful techniques and tactics that affect the effectiveness of foreign language acquisition. The authors have formulated basic principles, such as the positive emotions, organization, positive motivation, confidence needs, the principle of health, principle focus on the development of not only professional, but also emotional competence. Various exercises are suggested, such as "Forming positive associations" and others. In our opinion, the application of these principles in foreign language lessons significantly increases the interest of students, which leads to faster and more successful mastering of the material of the studied language.

Введение. Требования к повышению профессиональной подготовки преподавателя в процессе обучения иностранных граждан русскому языку принимают обширный характер. Коренным образом меняются сами методологические подходы как к организации и содержанию учебного процесса в целом, так и к личности преподавателя [1]. Специфика предмета «Русский как иностранный» предъявляет к преподавателю иностранного языка важные требования, а именно «быть источником достоверных и корректных знаний предмета, носителем иноязычной культуры, организатором продуктивной ситуативно-тематической

коммуникации, ведущей к развитию и воспитанию личности в целом и позволяющей выработать личностные смыслы субъектов интеракции и оценить всю организованную деятельность» [3]. Основу профессиональной компетентности у преподавателя иностранного языка составляет его методическая компетенция, показателем сформированности которой выступает владение разнообразным набором методических принципов и дидактических приемов.

Одним из непременных условий успешного обучения иностранному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата, учет эмоционального самочувствия каждого студента. Обучение, построенное на уважении личности каждого учащегося, проходящее в атмосфере доброжелательности, раскрепощенности, помогает раскрыться разным сторонам его личности, освободиться от множества барьеров, и, на наш взгляд, приводит к ускоренному и успешному овладению материалом.

Эффективность учебного процесса зависит от множества факторов. Одним из основных факторов, определяющих успешность изучения русского языка студентами-иностранцами, является мотивация. Как отмечает П.М. Якобсон «...наиболее оптимальный вариант развития мотивации учения, когда она побуждается внутренними, присущими самой деятельности, мотивами, то есть высокой познавательной активностью. Более того, мотивационная сфера человека достаточно динамична, могут происходить под влиянием разных обстоятельств как затухание одних мотивов, так и возникновение новых. Внешние мотивы могут стать внутренними, присущими самой деятельности, и наоборот» [8].

Иностранные студенты приезжают в Россию, чтобы получить образование, освоить

специальность, однако начинают они с изучения русского языка.

Кроме этого, постоянно находясь в России, им просто необходимо знание языка в различных повседневных ситуациях. Поэтому у них достаточно высокая мотивация в изучении русского языка как иностранного. Но при этом им важны доброжелательная атмосфера, получение удовольствия от процесса, ощущение успеха в ходе занятий. Таким образом, важным аспектом в деятельности преподавателя РКИ является создание психологического комфорта на уроке иностранного языка.

Почему это так важно? Отвечая успешно, соответственно, получая хорошую оценку, похвалу педагога, студент испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Но как этого достичь? Для этого в арсенале преподавателя должны быть различные принципы, приемы и тактики организации учебного процесса. И поэтому цель нашего исследования - выявить наиболее успешные принципы создания психологического комфорта, доброжелательной атмосферы на уроке РКИ для повышения эффективности овладения иностранным языком.

Методы исследования. Исследование построено на теоретическом анализе трудов отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, методики, психологии, таких как Щукин А.Н., Исаева Л.Б., Халяпина Л.П., Юсупов И.М., Ягодкина О.П., а также Marsh D., Coyle D.

В своей работе мы руководствовались системным и структурно-функциональным подходами, что позволило комплексно рассмотреть данную проблему. Понятие система рассматривается нами как совокупность основных компонентов организации учебного процесса, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы и способы подачи учебного материла. Структурно-функциональный подход требует соблюдения принципов речевой направленности, функциональности и ситуативности [6]. Но одним из самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению иностранному языку является «подход предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL)». Он базируются на двух основных понятиях - «язык» и «интеграция». Обучение проходит, основываясь на четырех «С»: content, communication, cognition and culture (содержание, общение, восприятие и

культура). Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой и требуют построения безопасного психологического климата на занятии [10].

Результаты. Предлагается ряд принципов, адаптированных для современных условий обучения РКИ.

Первый принцип при обучении иностранному языку - это «формирование положительных эмоций». Сам учебный процесс должен приносить радость как преподавателю, так и студентам. Когда преподаватель входит в аудиторию, ощущение радости от начала процесса не должно покидать его, напротив, оно должно постепенно передаваться и студентам. Если преподаватель получает удовольствие от распространения знаний, а студенты - от получения знаний, это очень облегчает работу всем. Если студенты почувствуют радость, ощущение комфорта, они будут к этому преподавателю тянуться, что позволит и самому преподавателю эффективнее исполнять свою работу. Что для этого нужно? Такой прием, как формирование положительных эмоций.

Например, такое задание «Положительные ассоциации». Очень важно представить ту ассоциацию, которая связывает обучающегося с русским языком, т.е. можно задать студентам такой вопрос: «Когда вы думаете о русском языке, о России что сразу приходит вам в голову?» (это может быть известный человек, красивое место, песня, культурные ценности). При ответах с одной стороны, у каждого студента возникают непохожие, уникальные образы, а с дугой стороны, есть что-то общее, что явно отличает именно русский язык, Россию и русскую культуру от всех других образов. В процессе обучения русскому языку эти положительные ассоциации помогают студенту наиболее эффективно овладеть данным языком.

Очень важно, на наш взгляд, учиться говорить на иностранном языке с ощущением комфорта, максимальной свободы и удовольствия и ни в коем случае не бояться делать ошибки. Это и должен объяснить преподаватель своим студентам.

Второй принцип - «формирование положительной мотивации». Для этого необходимо относиться к каждому студенту как к личности, понимать его потребности и способности, соотносить задания с его возможностями [11]. Выстраивать урок нужно таким образом, чтобы каждый обучающийся был «на высоте» в какой-либо педагогической ситуации. Для того, чтобы каждый студент поверил в себя, на начальном этапе можно давать

разные, соответствующие его уровню задания. Основное внимание преподавателя должно быть направлено на формирование у студента собственного оценивания своих стараний и полученных результатов.

Как отмечает П.М. Якобсон в своих трудах, существует «отрицательная» мотивация, которая вызвана осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть при отказе от учебной деятельности [8]. Если у студента сформируется положительная самооценка своих учебных способностей, то в дальнейшем будет развиваться и его интерес к учебе.

Совместные мероприятия, экскурсии сближают, что благотворно влияет на процесс обучения РЯ в целом. Ни в коем случае нельзя допускать травлю одного студента в коллективе. Это понятно, что студенты приезжают из разных стран, с разным багажом знаний и мировоззрением, и задача преподавателя объединить их интересы, связать обучение РЯ с культурными традициями России.

Так, например, очень часто преподаватели РКИ сталкиваются с проблемой опоздания на урок. Обычные упреки и замечания в данном случае никак не помогают. Они долго извиняются, это отнимает время урока, а в итоге -завтра он все забывает и снова опаздывает. Здесь нужна небольшая беседа или просто объяснение. Студенты Латинской Америки и Африки, в частности из Эквадора и Конго, объясняют это особенностями традиций своих стран, где опоздание рассматривается совершенно в другом контексте. В ходе беседы важно донести студентам, что сейчас они находятся на территории России, и нужно придерживаться и уважать культуру и традиции той страны, в которой они учатся.

Третий принцип обучения - «доверие к потребностям». Эта техника позволяет максимально интересно и с пользой для студентов провести урок. Преподаватель всегда готов к своим занятиям, у него есть предполагаемый план; он выстраивает логику урока и поэтапность каждого вводимого элемента. Но, иногда, доверяясь студентам, и позволив занятию идти не по плану, преподаватель добивается значительно больших результатов в освоении того или иного материала. Студенты часто направляют преподавателя в нужное им русло, желая узнать именно ту информацию или тот грамматический материал, необходимые для них на этом этапе. Это делает занятие ярким, живым, максимально приближенным к действительности. Поэтому

преподавателю необходимо доверять студентам и иногда позволять им самим выбирать, в какой последовательности они хотят изучать русский язык.

Следующий принцип - «принцип здоровьесбережения» на уроке иностранного языка.

Небольшой объем домашних заданий и минимум стандартизированных тестов. Не перегружать студентов домашней работой. Необходимо давать передышку как студентам, так и самому преподавателю. На занятии это может быть любая смена деятельности, например игра, что позволяет зарядиться энергией. Свои собственные идеи студент может выразить в удобной для него творческой форме (презентация, доклад, проведение интервью и т.д.). Такая проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск студентами нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную

информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость,

любознательность, трудолюбие,

коммуникативные умения, чувства и эмоции [9].

Последний, но не менее важный «принцип направленности на развитие не только профессиональной, но и эмоциональной компетентности».

Н.Ф. Ефремова определяет компетенции как «обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки» [2]; главным в компетенции профессионала является свобода в использовании имеющихся у него знаний, умений и навыков в стандартных и нестандартных ситуациях, связанных с выполнением им профессиональных обязанностей [4]. Для создания психологического комфорта на уроках РКИ мы выделяем в структуре профессиональной компетенции эмоциональную компетентность, которая понимается нами как эмпатия, рефлексия, саморегуляция и управление чувствами и эмоциями других людей. Краткое и четкое определение эмоциональной

компетентности дают И.М. Юсупов и Г.В. Юсупова, они понимают ее как «совокупность развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции межличностных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих» [7]. В данном определении особую ценность, на наш взгляд, несет постоянная возможность развития эмоциональных способностей. Педагог должен правильно выражать свои чувства и эмоции, контролировать их, так чтобы не пострадал ни он сам, ни окружающие его студенты. Способным осуществлять такое воздействие может педагог, обладающий эмоциональной компетентностью. Как мы знаем, познавательный процесс тесно связан с нашими эмоциями. Если познавательный процесс сопровождается эмоциональным подъемом, радостью и успехом, обучение иностранному языку для студентов будет более эффективным и осознанным. В этом случае эмоции выступают как дидактические средства, которые формируют позитивную мотивацию обучающихся. Прекрасным примером эмоциональной регуляции является юмор как один из способов привлечения внимания к речи педагога. Одновременно юмор - средство, способствующее эмоциональной разрядки студентов, снятию напряжения во время занятия.

Заключение. Авторами раскрыты наиболее важные принципы, приемы и тактики для создания психологического комфорта на уроках РКИ, которые помогают быстрее и эффективнее освоить иностранный язык. На наш взгляд, очень важно учиться говорить на иностранном языке с ощущением комфорта, максимальной свободы и удовольствия. Обобщая изложенное, мы пришли к выводу о том, что основными принципами создания комфорта на уроках РКИ являются:

- «формирование положительных эмоций»;

- «формирование положительной мотивации»;

- «доверие к потребностям»;

- «принцип здоровьесбережения»;

- «принцип направленности на развитие не только профессиональной, но и эмоциональной компетентности».

Применение этих принципов отвечает условиям построения безопасного

психологического климата, создания комфортной обстановки на уроках РКИ, что значительно повышает интерес обучающихся и приводит к более быстрому и успешному овладению материалом изучаемого языка, а также:

- позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;

- развивает навыки общения на иностранном - расширяет межкультурные знания языке в естественных условиях; учащихся;

- развивает мышление и открывает - повышает мотивацию студентов и их творческий потенциал студентов; уверенность в себе [5].

Литература:

1. Высшее образование в России: Справочно-методическое пособие / Воронина В.Н., Коропченко А.А., Старченко В.В. - М., Издательство, 2012 - 68 с.

2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание: метод. Пособие. - М.: Нац. образование, 2012. - С. 23.

3. Исаева Л.Б. Некоторые аспекты процесса формирования профессиональной компетентности иностранных студентов российских технических вузов / Л.Б. Исаева // Вестник Каз. технолог. ун-та. - 2011. -№ 8. - С. 322-327.

4. Остапенко И.А. Эмоциональная компетентность педагогов высшей школы как составляющая его профессиональной копетентности [Электронный ресурс] / И.А. Остапенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9. Режим доступа: http://ekoncept.ru/2018/186087.htm

5. Халяпина Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей CLIL / Л.П. Халяпина // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т.6. - № 20. - С. 46-52.

6. Шакирова А.А. Принципы обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / А.А. Шакирова // Современные проблемы науки и

образования. - 2015. - № 1-1. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=18324

7. Юсупов И.М., Юсупова Г.В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? / И.М. Юсупов, Г.В. Юсупова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 5. - С. 85.

8. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М.: Мысль, 2013. - 250 с.

9. Ягодкина О.П. Создание комфортной образовательной среды на уроке английского языка с позиции требований ФГОС [Электронный ресурс] / О.П. Ягодкина // Молодой ученый. - 2017. - № 22. - С. 209-211. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/156/44059/

10. CLIL: Content and Language Integrated Learning / Do Coyle, Philip Hood, David Marsh. Cambridge University Press, 2010. - 173 p.

11. Coyle D. Meaning-making, Language Learning and Language Using: An Integrated approach. Inclusive Pedagogy Across the Curriculum // International Perspectives on Inclusive Education / eds by J.M. Deppeler, T. Loreman, R Smith, L Florian. - 2015. - Vol. 7. - P. 235258.

References:

1. Higher education in Russia: Reference and methodological manual / Voronina V.N., Koropchenko A.A., Starchenko V.V. - M., Publisher, 2012 - 68 p.

2. Efremova N.F. Competencies in education. Formation and evaluation: method. Allowance. - M.: Nat. Education, 2012. - S. 23.

3. Isaeva L.B. Some aspects of the process of forming professional competence of foreign students of Russian technical universities / L.B. Isaev // Bulletin of the Kaz. technologist. un-that. - 2011. - № 8. - S. 322-327.

4. Ostapenko I.A. The emotional competence of teachers of higher education as a component of its professional competence [Electronic resource] / I.A. Ostapenko // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2018. - № 9. Access mode: http://ekoncept.ru/2018/186087.htm

5. Khalyapina L.P. Modern trends in teaching foreign languages based on the ideas of CLIL / L.P. Khalyapina // Questions of teaching methods in high school. - 2017. - T.6. - № 20. - S. 46-52.

6. Shakirova A.A. Principles of teaching a foreign language [Electronic resource] / A.A. Shakirova // Modern problems of science and education. - 2015. - № 1-1. -

Access mode: http://www.science-

education.ru/ru/article/view?id=18324

7. Yusupov I.M., Yusupova G.V. Career Success: Intelligence or Emotional Competence? / THEM. Yusupov, G.V. Yusupova // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2014. - № 5. - P. 85.

8. Jacobson P.M. Psychological problems of motivation of human behavior / P.M. Jacobson. - M.: Thought, 2013. - 250 p.

9. Yagodkina O.P. Creating a comfortable educational environment in an English lesson from the standpoint of the requirements of the Federal State Educational Standard [Electronic resource] / O.P. Yagodkina // Young scientist. -2017. - № 22. - S. 209-211. - Access mode: https://moluch.ru/archive/156/44059/

10. CLIL: Content and Language Integrated Learning / Do Coyle, Philip Hood, David Marsh. Cambridge University Press, 2010. - 173 p.

11. Coyle D. Meaning-making, Language Learning and Language Using: An Integrated approach. Inclusive Pedagogy Across the Curriculum // International Perspectives on Inclusive Education / eds by J.M. Deppeler, T. Loreman, R Smith, L Florian. - 2015. - Vol. 7. - P. 235-258.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.