Научная статья на тему 'Модель CQAF-(a)vet как гарантия качества дополнительного профессионального образования'

Модель CQAF-(a)vet как гарантия качества дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ CQAF-(A)VET / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION QUALITY / MODEL "CQAF-(A)VET" / EDUCATIONAL PROGRAM / PROGRAM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобрышева Инна Владимировна

Рассматриваются вопросы обеспечения качества дополнительного профессионального образования в сфере образования с учетом основных положений европейской модели обеспечения качества образования CQAF-(A)VET и действующего российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of achieving the quality of additional professional education in educational sphere considering the positions of the European model of achieving education quality “CQAF-(A)VET” and the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Модель CQAF-(a)vet как гарантия качества дополнительного профессионального образования»

Postgraduate training program in the system of continuous pedagogical education

The article deals with the characteristics of the modern postgraduate training program in the system of continuous pedagogical education. There are described the issues in the postgraduate training program. There are suggested the possible variants of the improvement of the quality in the training process of modern postgraduate students.

Key words: postgraduate training program, continuous pedagogical education, research advisor of postgraduate student, thesis.

(Статья поступила в редакцию 01.10.2019)

и.в. бобрьшева

(волгоград)

модель cqaf-(a)vet как гарантия качества дополнительного профессионального образования

Рассматриваются вопросы обеспечения качества дополнительного профессионального образования в сфере образования с учетом основных положений европейской модели обеспечения качества образования CQAF-(A)VET и действующего российского законодательства.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, качество образования, модель CQAF-(A)VET, образовательная программа, программа дополнительного профессионального образования.

Переход к концепции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» выводит дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) на новый виток развития. Высшее образование в соответствии с Болонской моделью в массе своей ориентировано на «производство» бакалавров с универсальными и общепрофессиональными компетенциями. Но, как показывает практика, современное обще-

ство, особенно сфера образования, нуждается в специалистах узкого профиля (коими являются учителя-предметники), настоящих профессионалах своего дела. В даной ситуации ДПО приобретает функцию связующего звена между уровневым (высшим и средним профессиональным) образованием и рынком труда, становится системообразующим фактором непрерывного профессионального образования педагога. в современном контексте российское ДПО идентично понятию «профессиональное образование и обучение» (англ. Vocation Education and Training - VET), которое введено Копенгагенской декларацией 2002 г. и развивается в рамках Туринского процесса.

VET позволяет согласовать результаты образовательной деятельности университетов и колледжей с потребностями рынка труда и снимает многие проблемы, возникшие в России при переходе на Болонскую модель многоуровневого профессионального образования. Однако пока механизм «доводки» бакалавров через VET до конца не доработан, уровень подготовки бакалавров не устраивает ни самих выпускников, ни их работодателей.

Для решения этой проблемы необходимо, чтобы дополнительные профессиональные программы разрабатывались с учетом профессиональных стандартов, а также при непосредственном участии работодателей или их объединений. Введенные законом новые формы (такие, например, как электронное образование, сетевая организация образовательного процесса) делают учебный процесс более гибким и свободным, кардинально меняя при этом подходы к оценке качества.

Напомним, что Федеральный закон от 29 января № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., официально закрепил концепцию рыночной ориентации профессионального образования, оценки его качества с позиции потребителя - рынка труда и экономики страны в целом. Была отменена государственная аккредитация дополнительных профессиональных программ и организаций ДПО, а ответственность за оценку качества этого вида образования была возложена на потребителей и прежде всего на работодателей.

В рамках Брюгге-Копенгагенского процесса европейское образовательное сообщество поставило перед собой следующие задачи в области обеспечения качества:

О Бобрышева И.В., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

1) выработка механизмов институционального сотрудничества между органами, занимающимися обеспечением качества;

2) рассмотрение путей и средств независимой и добровольной проверки / аккредитации предоставляемых услуг в области образования и обучения;

3) достижение соглашения по принципам проведения сертификации и признания (включая признание неформального и спонтанного образования);

4) разработка комплексной стратегии активного обмена передовым опытом, мониторинга и экспертной оценки для выявления сильных и слабых сторон на отраслевом, национальном и европейском уровнях [1; 3; 5].

С конца 2012 г. неформальная общественная организация - Европейская ассоциация провайдеров ДПО, участником которой является Союз руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей (Союз ДПО), создала исполнительную структуру European Institute for Adult and Vocational Education -ESEDA. ESEDA на основе результатов исследований, поддерживаемых Фондом Леонардо да Винчи, проводит в настоящее время работу по адаптации для сферы ДПО российскими и европейскими VET-провайдерами модели качества CQAF.

В апробации этой модели участвуют представители Голландии, Австрии, Швеции, Италии, Турции, России и Белоруссии. Цель данной работы - создание системы признания качества результатов профессионального образования и обучения, общей для участников и партнеров ESEDA, которая будет развиваться в их странах.

Рассмотрим данную модель более подробно. Для обеспечения качества профессионального образования и профессиональной подготовки в системе Общей структуры гарантии качества в (дополнительном) профессиональном образовании (далее CQAF-(A)VET) можно выделить три основных раздела, которые ведут к поставленной цели (см. табл. 1).

«Первый раздел включает основные темы, связанные с содержанием (определением содержания) и используемой методологией обучения. Второй раздел касается жизненно важных организационных тем, которые необходимы для осуществления обучения и профессиональной подготовки. И, наконец, третий раздел охватывает важные темы, связанные с вопросами, которые касаются непосредственно обучающихся (слушателей)» [3, с. 53].

Модель CQAF-(A)VET представлена 12 темами и 28 показателями, дающими возможность образовательным организациям представить доказательства того, что они обеспечивают качество по каждой теме отдельно. Кроме того, каждый показатель представлен четырьмя уровнями (от базового до высокого). Если организация может представить доказательства только по одному (из четырех) показателей качества, то это базовый уровень. Если доказательства были представлены по всем четырем показателям качества, то это уже высокий уровень.

Профессор Али Рашади, директор международных программ Фолькуниверситета (Швеция), генеральный директор Европейской ассоциации профессионального образования и обучения взрослых ESEDA, и Нина Николаевна Аниськина, ректор Академии Пастухова,

Таблица 1

Модель CQAF-(A)VET

1.1 Учебный план

1 Содержание и обучение 1.2 Методы обучения

1.3 Прием обучающихся

1.4 Коучинг, наставничество и обучение

2.1 Лидерство

2 Организация 2.2 Результаты и отчетность

2.3 Развитие и распределение персонала

2.4 Социальная ответственность

3.1 Доступность

3 Обучающиеся 3.2 Руководство и организация поддержки обучающихся

3.3 Практика и обучение на рабочем месте

3.4 Аттестация

президент Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, президент Ассоциации ESEDA - Европейского института профессионального образования и обучения взрослых, член экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете Государственной думы по образованию и науке (Россия), пришли к единому мнению о том, что данная модель улучшения качества образовательной программы может быть использована организацией для контроля своей деятельности либо сторонними организациями для проведения внешней экспертизы качества образовательной программы. В последнем случае модель будет инструментом для мониторинга качества образовательной услуги [2, с. 3].

В качестве примера для системы дополнительного профессионального образования в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность, рассмотрим показатели, стимулирующие улучшение качества программы дополнительного профессионального образования по теме «Учебный план» (см. табл. 2).

Выбор данной темы не случаен, поскольку любая образовательная организация, осуществляющая реализацию программ ДПО, начинает свою деятельность именно с разработки учебного плана.

Модель CQAF имеет непосредственное отношение к популярным стандартам семейства ISO 9000. Она является своего рода «доводчиком» требований ISO 9001 для дополнительного профессионального образования и обучения, помогая организациям выбрать адекватные показатели качества, которые отражают специфику ДПО и удовлетворяют все заинтересованные стороны.

Кроме того, суть этой системы, внедрение которой не требует много денег, - самооценка по выбранным показателям и перекрестная оценка на добровольных началах организаций одного класса. Акцент в такой перекрестной оценке делается больше на обмен опытом, чем на контроль.

ESEDA интегрировала модель CQAF также и со стандартами ISO 29990:2010, которые специально направлены на менеджмент качества дополнительного и неформального образования. В то же время эта модель может рассматриваться как инструмент для получения

сертификата ISO 9001:2008 или для подготовки к участию в национальных и международных конкурсах «Деловое совершенство».

Из всего вышесказанного следует, что рассмотренная нами модель придает важное значение роли работодателей, т. к. именно в эти организации придут выпускники программ дополнительного профессионального образования для осуществления своей профессиональной деятельности. В настоящее время большинство организаций ДПО, осуществляющих профессиональное образование слушателей в сфере образования, ограничиваются только формальным подтверждением (согласованием) содержания учебного плана программы и участием в итоговой аттестации слушателей, да и то не всегда.

В то же время участие работодателей в разработке и осуществлении дополнительных профессиональных программ, на наш взгляд, гораздо шире. Это полностью соответствует концепции Федерального закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, «внедрение новых подходов и моделей обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования напрямую связано с наличием специальных управленческих компетенций у организаторов образовательного процесса» [3, с. 54]. В своей работе они должны придерживаться принципов системы менеджмента качества.

Очевидно, что качественное профессиональное педагогическое образование является результатом не менее качественного менеджмента как на уровне всей системы образования, так и на уровне самой образовательной организации. «Используя в практике управления такие инструменты, как стандарты ISO, стандарты и директивы ENQA, модели EFQM или CQAF, организация повышает свою способность гарантировать оказание потребителю услуг заданного (ожидаемого, желаемого) качества с учетом требований государства» [там же, с. 55].

В наши дни задачи повышения качества профессиональной деятельности в сфере образования успешно решают и вузы, реализующие дополнительные профессиональные программы наряду с основными программами, и самостоятельные организации ДПО, и широкий спектр (от курсов до корпоративных университетов) различных коммерческих организаций. Однако, несмотря на разнообразие организационных форм, для всех них вопро-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ -

Таблица 2

Показатели, стимулирующие улучшение качества программы дополнительного профессионального образования по теме «Учебный план»

№ темы Показатели качества

1.1 Учебный план

1.1.1 Разработка учебного плана 1. Образовательная организация может доказать, что цель и содержание учебного плана соответствуют требованиям современного законодательства. 2. Образовательная организация может представить доказательства, что работодатели осведомлены о цели, содержании и структуре учебного плана и участвуют в его разработке. 3. Образовательная организация может представить доказательства, что цель, содержание и структура учебного плана отражают реальные требования профессии, а также необходимые для конкретной профессии компетенции. 4. Образовательная организация может представить доказательства, что цель и содержание учебного плана соответствуют как настоящим, так и будущим требованиям профессии [4]

1.1.2 Опыт обучающихся (слушателей) 1. Образовательная организация может представить доказательства, что цель, содержание и структура учебного плана доводятся до сведения обучающихся до начала программы. 2. Образовательная организация может доказать, что ранее полученное образование и опыт обучающихся были приняты во внимание при разработке учебной программы. 3. Образовательная организация может представить доказательства, что профессиональный опыт обучающегося повлиял на содержание учебного плана. 4. Образовательная организация может доказать, что проводимый ею опрос выпускников влияет на дальнейшее развитие учебного плана

1.1.3 Участие работодателей 1. Образовательная организация может продемонстрировать, что содержание учебного плана признается работодателями. 2. Образовательная организация может представить доказательства, что представители работодателей внесли свой вклад в разработку содержания учебного плана. 3. Образовательная организация может доказать, что работодатели принимают активное участие в разработке учебного плана и его реализации (например, выступают в качестве преподавателей). 4. Образовательная организация может представить доказательства, что оценка и дальнейшее совершенствование содержания учебного плана являются результатом активного участия работодателей

1.1.4 Статус 1. Образовательная организация может доказать, что содержание учебного плана отражает необходимый уровень знаний по определенным предметам, необходимым в данной профессиональной области. 2. Образовательная организация может продемонстрировать ценность своих учебных программ по сравнению с программами своих конкурентов. 3. Образовательная организация может доказать активное участие ведущих экспертов в сфере профессиональной деятельности в процессе реализации учебного плана (в процессе преподавания). 4. Образовательная организация может доказать, что она достигла экспертного уровня в рамках учебного плана в сфере профессиональной деятельности

сы внутренней (самооценки) и внешней независимой оценки качества являются ключевыми для выживания и развития в конкурентных условиях.

Список литературы

1. Aниськина H.H. Формирование единых требований для оценки качества ДПО // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. M 6(6). С. 1-5.

2. Aниськина H.H., Лунина Е.В. Качество образования в рыночной экономике // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2018. M 2(38). С. 1-7.

3. Aниськина H.H. Качество ДПО - центральная проблема реформы профессионального образования // Инновации. 2013. M 4(174). С. 49-55.

4. Aниськина H.H. Качество профессионального образования: направления и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: https://www. gapm.ru/wordpress/wp-content/uploads/Aniskina.pdf (дата обращения: 23.08.2019).

5. Aносова H.A. Педагогические основы институционального механизма профессионально-общественной экспертизы и аккредитации дополнительных профессиональных программ [Электрон-I ный ресурс]. URL: https://www.marsu.ru/science/ dissertation/avtoref/2015/06/Anosova/Dissertaciya_An

osovoi.pdf (дата обращения: 23.08.2019).

* * *

1. Anis'kina N.N. Formirovanie edinyh trebova-nij dlya ocenki kachestva DPO // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. 2013. tf° 6(6). S. 1-5.

2. Anis'kina N.N., Lunina E.V. Kachestvo obra-zovaniya v rynochnoj ekonomike // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. 2018. tf° 2(38). S. 1-7.

3. Anis'kina N.N. Kachestvo DPO - central'naya problema reformy professional'nogo obrazovaniya // Innovacii. 2013. M 4(174). S. 49-55.

4. Anis'kina N.N. Kachestvo professional'nogo obrazovaniya: napravleniya i perspektivy razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.gapm.ru/word press/wp-content/uploads/Aniskina.pdf (data obrash-cheniya: 23.08.2019).

5. Anosova N.A. Pedagogicheskie osnovy in-stitucional'nogo mekhanizma professional'no-obsh-chestvennoj ekspertizy i akkreditacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.marsu.ru/science/dissertation/avto ref/2015/06/Anosova/Dissertaciya_Anosovoi.pdf (data obrashcheniya: 23.08.2019).

Model "CQAF-(A)VET" as the guarantee of the quality of additional professional education

The article deals with the issues of achieving the quality of additional professional education in educational sphere considering the positions of the European model of achieving education quality "CQAF-(A)VET" and the Russian legislation.

Key words: additional professional education, education quality, model "CQAF-(A)VET", educational program, program of additional professional education.

(Статья поступила в редакцию 11.09.2019)

и.а. Макарова

(Волгоград)

воспитательный аспект научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы*

Раскрывается природа феномена «научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы», уточняются ее функции и структура. Представлен воспитательный аспект научно-педагогической деятельности педагога.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, сущностные черты современного высшего образования, функции и структура научно-педагогической деятельности педагога.

высшая школа выступает в качестве одного из ведущих генераторов научно-технического прогресса, в силу того что в ее структуре обеспечивается интеграция фундаментальных и прикладных научных исследований с одновременной подготовкой кадров, способных к практической реализации данных научных, инженерных и культурных до-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Макарова KA., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.