Научная статья на тему 'Воспитательный аспект научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы'

Воспитательный аспект научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / HIGHER SCHOOL TEACHER / ESSENTIAL FEATURES OF MODERN HIGHER EDUCATION / FUNCTIONS AND STRUCTURE OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL TEACHER WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ирина Александровна

Раскрывается природа феномена «научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы», уточняются ее функции и структура. Представлен воспитательный аспект научно-педагогической деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the nature of the phenomenon “scientific and pedagogical work of higher school teacher”. There are specified its functions and structure. There is presented the educational aspect of scientific and pedagogical teacher’s work.

Текст научной работы на тему «Воспитательный аспект научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы»

известия вгпу

сы внутренней (самооценки) и внешней независимой оценки качества являются ключевыми для выживания и развития в конкурентных условиях.

Список литературы

1. A^^Enm H.H. Формирование единых требований для оценки качества ДПо // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. № 6(6). С. 1-5.

2. Aниськина H.H., Лунина E.B. Качество образования в рыночной экономике // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2018. № 2(38). С. 1-7.

3. Aниськина H.H. Качество ДПО - центральная проблема реформы профессионального образования // Инновации. 2013. № 4(174). С. 49-55.

4. Aниськина H.H. Качество профессионального образования: направления и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: https://www. gapm.ru/wordpress/wp-content/uploads/Aniskina.pdf (дата обращения: 23.08.2019).

5. Aносова H.A. Педагогические основы институционального механизма профессионально-общественной экспертизы и аккредитации дополнительных профессиональных программ [Электрон-I ный ресурс]. URL: https://www.marsu.ru/science/ dissertation/avtoref/2015/06/Anosova/Dissertaciya_An

osovoi.pdf (дата обращения: 23.08.2019).

* * *

1. Anis'kina N.N. Formirovanie edinyh trebova-nij dlya ocenki kachestva DPO // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. 2013. № 6(6). S. 1-5.

2. Anis'kina N.N., Lunina E.V. Kachestvo obra-zovaniya v rynochnoj ekonomike // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. 2018. № 2(38). S. 1-7.

3. Anis'kina N.N. Kachestvo DPO - central'naya problema reformy professional'nogo obrazovaniya // Innovacii. 2013. № 4(174). S. 49-55.

4. Anis'kina N.N. Kachestvo professional'nogo obrazovaniya: napravleniya i perspektivy razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.gapm.ru/word press/wp-content/uploads/Aniskina.pdf (data obrash-cheniya: 23.08.2019).

5. Anosova N.A. Pedagogicheskie osnovy in-stitucional'nogo mekhanizma professional'no-obsh-chestvennoj ekspertizy i akkreditacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.marsu.ru/science/dissertation/avto ref/2015/06/Anosova/Dissertaciya_Anosovoi.pdf (data obrashcheniya: 23.08.2019).

Model "CQAF-(A)VET" as the guarantee of the quality of additional professional education

The article deals with the issues of achieving the quality of additional professional education in educational sphere considering the positions of the European model of achieving education quality "CQAF-(A)VET" and the Russian legislation.

Key words: additional professional education, education quality, model "CQAF-(A)VET", educational program, program of additional professional education.

(Статья поступила в редакцию 11.09.2019)

И.А. МАКАРОВА (Волгоград)

воспитательный аспект научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы*

Раскрывается природа феномена «научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы», уточняются ее функции и структура. Представлен воспитательный аспект научно-педагогической деятельности педагога.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, сущностные черты современного высшего образования, функции и структура научно-педагогической деятельности педагога.

Высшая школа выступает в качестве одного из ведущих генераторов научно-технического прогресса, в силу того что в ее структуре обеспечивается интеграция фундаментальных и прикладных научных исследований с одновременной подготовкой кадров, способных к практической реализации данных научных, инженерных и культурных до-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Макарова И.Д., 2019

стижений. Интерес исследователей к деятельности преподавателя высшей школы определяется многими факторами:

- возможностью построения содержания образования на основе научно-исследовательской работы и собственных ценностных ори-ентаций;

- разработкой авторских технологий обучения на основе вовлечения студентов в научно-исследовательские, профессиональные и социальные проекты;

- возможностями реализации себя как индивидуальности.

Проблематика высшей школы представлена в следующих направлениях:

• современная высшая школа в России и за рубежом: состояние и перспективы развития (Н.Д. Никандров, В.А. Садовничий и др.);

• основы дидактики высшей школы (И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Бордовская, А.А. Ре-ан, И.И. Ильясов, Н.В. Кузьмина, A.B. Хуторской и др.);

• единство научной и педагогической деятельности педагога высшей школы (В.В. Кра-евский, В.М. Полонский и др.);

• становление профессиональной компетентности педагога высшей школы (В.А. Болотов, A.M. Митина, A.A. Орлов, В.В. Сериков и др.).

На наш взгляд, необходимо перечислить сущностные черты современного высшего образования. Их можно представить в некоторой его обобщенной характеристике.

1. Содержанием образования является не адаптированный культурный опыт, а материал, находящийся в пограничной области между собственно наукой и инновационной практикой (т. е. материал высшего образования носит характер актуальных моделей, прогнозов, гипотез, последних вариантов ответов на актуальные вопросы практики и науки, он выступает в качестве инструмента разработки новейших технологий для различных областей практики).

2. Образовательный процесс высшей школы предусматривает значительное сокращение контактной работы, в связи с этим идет увеличение самостоятельной работы студентов. Так, по ФГОС ВО 3 ++ - бакалавриат по направлению подготовки «Педагогическое образование» - объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять 70% общего объема программы бакалавриата [3]. А в магистратуре по ФГОС ВО 3 ++ объем обязательной ча-

кие науки -

сти должен составлять не менее 40% общего объема программы магистратуры, это означает, что 60% уходит на самостоятельное изучение материала [4].

3. Университетское образование предусматривает изучение в строгом смысле не профессии, а фундаментальных научных оснований деятельности в различных социокультурных областях в науке, производстве, образовании, своего рода, универсумы, которые опережают те профессиональные технологии, которые уже сложились в практике.

4. Специфика содержания университетского образования состоит в его «связующей функции» между новейшими достижениями науки и инновационной практикой - созданием новейших технологий. Это обусловливает и специфику образовательного процесса в высшей школе. Он перестает быть в узком смысле слова учебным процессом, а становится научно-образовательным.

5. Наконец, специфика образовательного процесса в высшей школе состоит в специфике деятельности и статуса преподавателя. Преподаватель в ходе научно-образовательного процесса занят не обучающей в чистом виде, а научно-педагогической деятельностью. Участие студентов в научно-исследовательской работе выступает как основной метод обучения, с помощью которого могут быть достигнуты цели университетского образования. При этом преподаватель наряду с традиционными для преподавателя вуза функциями выполняет функции научного руководителя, консультанта, руководителя лаборатории, проекта или малого научно-технологического предприятия, тьютора, эксперта, партнера по диалогу.

Говоря о специфике высшего образования, в частности о научно-педагогической деятельности педагога высшей школы, следует отметить, что особенность этой деятельности заключается в ориентировке преподавателя не на учебный предмет как таковой, а на место этого предмета в структуре профессиональной деятельности или в модели профессиональной компетентности студента.

По мнению О.В. Шабановой, «сущность научно-педагогической деятельности состоит в интеграции и взаимообусловленности научно-исследовательской и педагогической деятельности ученых-педагогов, трансформации научных достижений преподавателя в содержание и технологии обучения студентов и в обратном влиянии педагогического аспекта жизнедеятельности вузовского педагога

на его подходы и установки в сфере научно-исследовательской работы» [7]. Благодаря такой природе научно-педагогической деятельности обеспечивается наукоемкость содержания образования и образовательных технологий в высшей школе. И только в этом случае могут быть обеспечены такие качества образованности будущего специалиста, как компетентность, мобильность, фундаментальность, поскольку студент постигает фундамент, на котором это знание строится, участвует самостоятельно в его добывании и применении. Студент при этом обретает методологическую культуру как неотъемлемое качество человека в обществе знания.

Специфика научно-исследовательской деятельности в том, что она творческая по своей природе и не может быть выполнена по принуждению. Студент решает не поставленные кем-то, а собственные задачи. Научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы нами понимается как деятельность преподавателя университета, сущностной чертой которой выступают интеграция и взаимообусловленность научно-исследовательской и собственно педагогической предметных сфер.

Таким образом, природа научно-педагогической деятельности уникальна. По сути, это единственная деятельность, в которой производство нового знания, трансформация его в содержание образования и реальное обучение будущих специалистов новейшим достижениям науки осуществляются в едином процессе, в деятельности одного человека.

Здесь обеспечивается триединство функций - научно-исследовательской (добывание нового знания), научно-методической (трансформация его в содержание и технологии обучения) и собственно обучающей [6]. Если обеспечение качества образования представляет собой некую многофакторную систему, то ее системообразующим звеном является именно система научно-педагогической деятельности преподавателей кафедры. Именно на этом уровне развертываются процессы, определяющие в конечном счете качество образования: уровень сложности и индивидуализации содержания, тип учебно-исследовательской деятельности студентов, моделирование будущей профессиональной среды.

Многообразие функций научно-педагогической деятельности обусловливает и мно-гоаспектность ее структуры, в которой представлены обучающая, методическая, научная, организационная, коммуникативная, воспи-

тательная и другие виды деятельности. Безусловно, именно научно-исследовательская деятельность преподавателя является наиважнейшей в представленной структуре, придает своеобразие всем другим ее компонентам. Для эффективной организации всех этих видов деятельности необходимо знать закономерности учения и развития студентов - взрослеющих людей, вступивших в сферу профессионального образования, но еще не имеющих ни устойчивой мотивации, ни навыков самоорганизации.

Методическая составляющая научно-педагогической деятельности заключается в отборе и конструировании учебной и научной информации для обеспечения развития личности студента; в предвидении и предварительной оценке результатов своей деятельности (научной или педагогической); в создании условий для свободного выражения студентами личностного отношения к изучаемому материалу, к теме их исследования, к результатам работы других студентов, к своим действиям в процессе учебной или научной деятельности.

в структуре научно-педагогической деятельности очень важны коммуникативный и организационный компоненты. так, коммуникативный компонент проявляется в общении преподавателя со студентами, коллегами, в том числе зарубежными, а также с работодателями. Рассматривая организационный компонент научно-педагогической деятельности, следует обратиться к исследованию о.в. Ша-бановой, которая утверждает, что данный компонент проявляется «в умениях преподавателя высшей школы организовать собственную профессиональную деятельность, учебную и научную деятельность студентов, сплотить коллектив единомышленников вокруг исследования научной проблемы. особую значимость этот компонент приобрел по мере роста коллективных исследовательских работ, в том числе грантовых проектов, получивших широкое распространение на современном этапе развития высшей школы» [7].

Воспитательному аспекту научно-педагогической деятельности в педагогических исследованиях придается большое значение. Например, по мнению в.в. Серикова, «определить воспитательное личностное содержание образования - значит, найти тот своеобразный "строительный материал", из которого образуются структурные элементы личностной сферы человека - смыслы, предпочтения, жизненные программы, диспозиции» [5].

педагогические науки

Сегодня в стенах высшей школы очень часто можно услышать, что в качестве одной из целей воспитания является такое качество будущего специалиста, как конкурентоспособность. По мнению А.И. Коваленко, «конкурентоспособность - свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.» [1].

Обратимся и к крупнейшему специалисту в области менеджмента - японскому профессору К. Мацусита. Он против афоризма «выживает сильнейший». На первый план, по его мнению, должны выйти в сознании профессионала интересы общества и коллектива, а не собственные. В своей книге «Философия менеджмента» он пишет: «Не хитри, будь честным; будь хозяином на своем месте; не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания; относись с уважением к окружающим; все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития, с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь - мы все берем у общества в долг. Не уставай вопрошать - на кого ты работаешь? Ответ один - на общество» [2]. Интересны и его семь принципов, применяемых в бизнесе: принцип служения обществу; добросовестности и честности; совместных усилий для достижения общей цели; неустанного стремления к совершенству; вежливости и скромности; согласия с законами природы; благодарности за благодеяния [Там же].

К сожалению, современный российский студент конкурентоспособность воспринимает лишь как «выживание сильнейшего». Для разрешения данной ситуации необходимо восстановление духовно-культурного потенциала высшей школы. Мы можем и должны говорить о конкурентоспособности, но в другом контексте. так, специфика образа жизни преподавателя университета заключается в его включенности в жизнь научно-педагогического сообщества, научной школы, которая, как правило, находится в состоянии конкуренции с другими школами. Включая студента в эту конкурентную среду, мы и будем развивать в нем конкурентоспособность. Но эта совместная деятельность должна носить этическую, социальную и культурологическую направленность. В противном случае не может быть сформирована и современно понимаемая компетентность. Современный выпускник высшей школы должен быть высокодуховен.

На наш взгляд, необходимо включать студента в прямом и переносном смысле в добы-

вание, разработку содержания своего образования - знаний, исследовательского и практического опыта. При введении в образовательный процесс научных семинаров будет происходить подготовка студентов к аналитическим работам, воспитываться исследователь. Целостность образования обеспечивается не интегрированными модулями, а концептуальным единством научной школы, в рамках которой происходит становление будущего специалиста. Применяя задачный, контекстный, проектный, имитационно-игровой, диалогический подходы, метод практических ситуаций и др., мы поставим студента в позицию субъекта образования.

Таким образом, научно-педагогическая деятельность вырастает в среде высшей школы, в ее коммуникативно-творческом пространстве. Это общение научно-профессиональных позиций, мировоззрений, культур преподавательско-студенческого сообщества. Важны дух, атмосфера, имидж вуза, а не просто логическая последовательность заданий по учебно-исследовательской работе студентов. вуз для студентов должен быть интересен своей средой, яркими личностями.

Список литературы

1. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 65-79.

2. Мацусита Коносукэ. Философия менеджмента / пер. с англ. А. Гришин. М.: Альпина Паблишер, 2018.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»: приказ Минобрнауки России от 22 февр. 2018 г. № 121 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 25.08.2019).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»: приказ Минобрнауки России от 22 февр. 2018 г. № 126 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/152/150/25 (дата обращения: 25.08.2019).

5. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2008.

6. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. 2010. № 5. С. 29-36.

7. Шабанова О.В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы: дис. ...

канд. пед. наук. Воронеж, 2002.

* * *

1. Kovalenko A.I. Teoreticheskie i metodolo-gicheskie aspekty ispol'zovaniya koncepcii «konku-rentosposobnosti» v nauchnyh issledovaniyah // So-vremennaya konkurenciya. 2013. № 6 (42). S. 65-79.

2. Macusita Konosuke. Filosofiya menedzhmen-ta / per. s angl. A. Grishin. M.: Al'pina Pablisher, 2018.

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie»: prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 fevr. 2018 g. № 121 [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (data obra-shcheniya: 25.08.2019).

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie»: prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 fevr. 2018 g. № 126 [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25 (data obra-shcheniya: 25.08.2019).

5. Serikov V.V. Obuchenie kak vid pedagogiche-skoj deyatel'nosti: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. uchebnyh zavedenij / pod red. V.A. Slastenina, I.A. Ko-lesnikovoj. M.: Izd. centr «Akademiya», 2008.

6. Serikov V.V. Priroda pedagogicheskoj deya-tel'nosti i osobennosti professional'nogo obrazovaniya pedagoga // Pedagogika. 2010. № 5. S. 29-36.

7. Shabanova O.V. Social'no-pedagogicheskie usloviya stanovleniya nauchno-pedagogicheskoj deya-tel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly: dis. . kand. ped. nauk. Voronezh, 2002.

Educational aspect of scientific and pedagogical work of higher school teacher

The article reveals the nature of the phenomenon "scientific and pedagogical work of higher school teacher". There are specified its functions and structure. There is presented the educational aspect of scientific and pedagogical teacher's work.

Key words: higher school teacher, essential features of modern higher education, functions and structure of scientific and pedagogical teacher work.

(Статья поступила в редакцию 27.09.2019)

ем. филиппова

(волгоград)

проектно-исследовательская деятельность студентов

педагогического вуза в процессе изучения информатических дисциплин

Рассматриваются теоретические аспекты организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Анализируется научно-исследовательская работа студентов вузов, необходимая для овладения профессиональными компетенциями. Описывается опыт реализации проектно-исследовательской деятельности будущих педагогов на информатических дисциплинах в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, проектная деятельность, профессиональные компетенции, информати-ческие дисциплины.

основными признаками современного этапа развития общества являются информатизация, интеллектуализация, инновацион-ность. В быстроменяющихся условиях преображается характер образования: образовательный процесс является средством самореализации и саморазвития индивидуума, а цель образования заключается в знани-евой подготовке обучающегося и в обеспечении условий для развития креативной личности. теперь у студентов должны быть сформированы компетенции, что позволяет подготовить выпускника вуза к работе с постоянно растущими объемами информации, анализу и проектированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

Компетентностный подход в высшем образовании отразился на увеличении доли самостоятельной работы студентов, в связи с чем изменяется роль методик и технологий обучения [8]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ставит перед студентом задачи овладения профессиональными компетенциями в рамках различных видов деятельности, в том числе педагогической, культурно-просветительской, проектной, исследователь-

О Филиппова Е.М., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.