URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsi ya-obrazovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem (data obrashcheniya: 23.06.2019).
5. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Na-sha novaya shkola»: utv. Prezidentom Ros. Federacii ot 4 fevr. 2010 g. № Pr-271 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/6744437/ (data obrashcheniya: 21.06.2019).
6. Nepreryvnoe obrazovanie: metodologiya, tekh-nologii, upravlenie: kol. monogr. / pod red. N.A. Lo-banova, L.G. Titovoj, V.V. Yudina. Yaroslavl': RIO YAGPU, 2018.
7. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.prlib. ru/item/1155783 (data obrashcheniya: 23.06.2019).
8. Rossiya i Bolonskij process [Elektronnyj resurs]. URL: http://mirznanii.com/a7180846/rossiya-i-bolonskiy-protsess (data obrashcheniya: 20.06.2019).
9. Sergeev N.K. Universitetskoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennyh usloviyah // Pedagogika. 2012. № 10. S. 47-56.
10. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepciya i tekhnologii uchebno-na-uchno-pedagogicheskih kompleksov (Voprosy teorii): monogr. SPb. - Volgograd: Peremena, 1997.
11. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaya deyatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v inno-vacionnom obshchestve: monogr. M.: Logos, 2013.
12. Sovremennoe ponimanie problem integra-cii v obrazovanii [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.ug.ru/method_article/1092 (data obrashcheniya: 20.06.2019).
Integration trends in modern Russian education
The article reveals the essence, present-day situation of education and prospects of implementing the principle of integration as a modern development trend of Russian education in the context of the ideas of lifelong education. The author considers the main characteristics of the concept of 'integration' in education. The directions and forms of its manifestation in modern Russian professional education, as well as the prospects for its further development in the light of the priorities of the national project "Education", are described.
Key words: continuous pedagogical education, integration, education system, pedagogical complex, personal orientation of education, digitalization of education.
(Статья поступила в редакцию 01.08.2019)
с.и. берил, л.и. васильева
(тирасполь)
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОПРЯЖЕННОСТЬ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПГУ ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»*
Обсуждается система непрерывного педагогического образования в Приднестровье, реализующая подготовку педагогов поэтапно, на принципах преемственности и последовательности в рамках деятельности учебно-научного комплекса «Педагогическое образова-
Ключевые слова: непрерывное образование, взаимодействие СПО и ВПО, преемственность, сопряженность программ, сокращенная (ускоренная) форма подготовки педагогов.
В основе подготовки педагогов в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко (ПГУ) в качестве важнейших методологических принципов лежат положения о непрерывности становления и развития личности и профессионального мастерства специалиста, а также гуманитаризации педагогического образования.
Непрерывность реализуется в процессе сетевого взаимодействия профессионального образования, а именно взаимодействия среднего и высшего профессионального образования и включения работодателя в учебный процесс. Результатом такого взаимодействия является деятельность в университете учебно-научного комплекса «Педагогическое образование» как единого интеграционного образовательного пространства «колледж - вуз». Комплекс (УНК «ПО») был создан в 2003 г. на базе факультета педагогики и психологии (ФПП)
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Берил С.и., Васильева Л.И., 2019
ПГУ с сохранением юридического лица Педагогического колледжа г. Бендеры (БПК).
Система непрерывного образования построена как многоуровневая, поэтому с самого начала работы УНК стояла задача обеспечения организационно-педагогических условий для плавного перехода обучающихся с одной образовательной ступени на другую, сохранения их психического и физического здоровья, предупреждения дезадаптации. Решение данной задачи было связано в первую очередь с построением преемственных связей как особого рода взаимоотношений образовательных ступеней.
В таком случае преемственность как ведущий методологический принцип прогнозирования и конструирования педагогического образования предполагала:
а) качественную характеристику процессов согласования целей;
б) выстраивание связей между дидактическими единицами учебного материала;
в) проектирование технологий и методов обучения;
г) реализацию стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе;
д) учет социально-психологических возможностей и потребностей обучающихся.
Преемственность педагогического образования между СПО и ВПО реализуется посредством коррекции, сопряженности учебных планов как взаимосвязанных, скоординированных программ и учебных планов родственных специальностей СПО и ВПО, что зафиксировано государственным образовательным стандартом.
Сопряженные программы подготовки педагогов на факультете педагогики и психологии реализуются для тех специальностей, профилей, по которым виды деятельности и их содержание наиболее близки к видам деятельности соответствующих специальностей СПО, а подготовка к их выполнению на более высоком уровне не требует кардинального пересмотра запаса теоретических сведений. Выпускник СПО рассматривается не только как специалист, но и как недоучившийся выпускник ВО. Такое взаимодействие продуктивно, поскольку позволяет оптимально использовать кадровые, научные, материальные ресурсы ВО и СПО.
Выпускники БПК имеют возможность продолжить обучение на факультете в университете по родственным или одноименным специальностям, полученным в колледже. Сопряженность программ определяется такими факторами, как скоординированность типовых учебных планов и программ СПО и ВО, заданных
на государственном уровне, а также механизм выстраивания преемственности образовательных программ СПО и ВО в каждом конкретном случае. Сопряженными являются и программы практики (учебно-ознакомительная, производственная, преддипломная), которые проводятся по договорам ФПП университета в образовательных учреждениях республики.
Связь среднего и высшего профессионального образования позволяет максимально учесть и создать условия для реализации потребности личности в образовании, обеспечить научный рост преподавателей профессиональной школы и отработать механизм целевой подготовки специалистов.
Сопряженные программы по дошкольному и начальному образованию, реализуемые БПк и ФПП, предполагают сокращенную, ускоренную форму обучения. Выпускники колледжа поступают на первый курс на места, финансируемые из средств республиканского бюджета, или на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе и обучаются три года.
В основе подготовки педагогических кадров на ФПП по сокращенной (ускоренной) форме лежат:
- инициатива организации СПО г. Бенде-ры (педучилище, позже педагогический колледж - БПК);
- нормативные документы российской Федерации и Приднестровской Молдавской республики (ПМР);
- учебные планы и образовательные программы СПО и ВПО (утвержденные);
- договор о сотрудничестве организаций СПО и ВПО;
- решение о создании в 2003 г. учебно-научного комплекса «Педагогическое образование» (УНК «ПО») на базе факультета педагогики и психологии ПГУ с сохранением юридического лица педагогического колледжа г. Бендеры;
- рекомендации учебно-методического объединения рФ по педагогическому образованию.
Задачи УНК «ПО» состоят в следующем:
1) углубить научную подготовку студентов, развить у них способности к исследовательской деятельности, проектированию инновационных моделей;
2) организовать овладение учащимися инновационными методами обучения и оценивания результатов обучения и воспитания, информационными технологиями;
3) преодолеть отставание материально-технической базы образовательных учреждений;
4) освоить новые подходы к организации педагогической практики с учетом многоуровневой системы подготовки педагогов, объединив традиционно богатую практическую подготовку колледжа и фундаментальную теоретическую подготовку вуза;
5) готовить будущих педагогов к работе в сельских малокомплектных школах;
6) совершенствовать научно-методическое обеспечение учебного процесса;
7) корректировать направления подготовки педагогов с целью опережения и выполнения заявок системы образования Пмр с учетом долгосрочного прогноза потребностей в педагогических кадрах;
8) решать комплекс имеющихся проблем кадрового обеспечения факультета, педагогического колледжа и всей системы образования.
В рамках УНК «ПО» координируется совместная деятельность ФПП и БПК в следующих направлениях:
- организационном - совместные научно-методические семинары, конференции, круглые столы, использование библиотечных фондов, центра дистанционного обучения ПГУ, кабинетов, научно-исследовательских лабораторий и др.;
- учебно-методическом - рецензирование образовательных программ по дисциплинам и практикам, курсовых и дипломных работ, методических разработок (учебных пособий и рекомендаций), подготовленных педагогами факультета и колледжа и др.;
- научном - участие преподавателей и студентов БПК в научных конференциях, семинарах и т. п., публикация в научных изданиях и др.
Сокращенные планы были составлены в соответствии с ГОСТ ВПО на основе сравнительного анализа с ГОСТ СПО, были учтены методические указания минобразования рФ (письмо от 30 марта 1999 г. № 14-55-156 ин/15), а именно:
1) недопустимость сокращения объема часов на изучение общенаучных дисциплин (гуманитарных, социально-экономических), поскольку в системе ВПО они составляют основу формирования научного мировоззрения студентов;
2) наличие дисциплин, совпадающих или близких по наименованию, но имеющих разное назначение и принципиально иную реализацию в вузе, несмотря на одинаковые с организацией СПО объемы в учебных часах;
3) формирование содержания дисциплин в системе ВПО на основе преемственности с СПО:
- соотношение теоретической и практической подготовки в учреждении СПО составляет один к одному (или теоретическая на 10% превышает практическую), а в ВПО теоретическая подготовка по отдельным дисциплинам преобладает над практической на 30%;
- соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки (например, общенаучные дисциплины - гуманитарные, социально-экономические, математические и общие естественно-научные - в вузе занимают около 50%, в учреждении СПО, как правило, их доля меньше, и это только основы наук);
- соотношение аудиторной и самостоятельной работы, обязательных и элективных курсов (в системе ВПО доля самостоятельной работы составляет не менее 50%, а объем элективных курсов - до 30%, в СПО эти показатели значительно ниже).
В соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения учебные планы корректировались на основе Положения «О подготовке специалистов в сокращенные сроки обучения», утвержденного Приказом Министерства просвещения ПМР. В связи с переходом университета на многоуровневую подготовку педагогических кадров были разработаны и разрабатываются учебные планы бакалавриата по сокращенной форме обучения (ускоренное обучение) на базе СПО.
В учебных планах предусмотрена переаттестация ряда дисциплин, изученных студентами в колледже. В содержании образовательных программ по дисциплинам учтена разница в подготовке специалистов СПО и ВПО в соответствии с классификатором специальностей для каждого уровня. Учитывалось, что учебный процесс в системе СПО и в системе ВПО направлен на решение разных классов профессиональных задач.
При этом учитывались требования ФГОС СПО по педагогическим специальностям (Приказ Минобрнауки России от 5 ноября 2009 г. № 503), в соответствии с которыми у учащихся формируются в основном прикладные, операционные знания и умения, связанные с планированием и организацией воспитательно-образовательного процесса. Обязательная часть подготовки составляет 70% общего времени, и только 30% приходится на вариативную часть, дающую возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения допол-
нительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Внедрение уровневого высшего профессионального образования привело к укрупнению направлений подготовки будущих педагогов с ориентацией на формирование компетенций. Таким образом, каждое звено в системе профессионального педагогического образования имеет свою специфику, но вместе они направлены на достижение одной цели - на подготовку для системы образования высококвалифицированных кадров. Если в организации СПО выпускник получает квалификацию с выраженной практической направленностью, то в вузе студенты приобретают теоретические знания, знакомятся с исследованиями, учатся сами их проводить, анализировать, прогнозировать педагогические ситуации и т. д., в вузе квалификация другая - бакалавр или магистр (в соответствии с профилем), предоставляющая ее обладателям возможность карьерно расти, получать категорию, продолжать обучение и т. д.
Анализ имеющегося в университете опыта по интеграции СПО и ВПО в педагогическом образовании, а также опыта стран ближнего и дальнего зарубежья позволили нам сделать следующие выводы.
1. В контексте требований Болонского процесса и функционирования системы образования ПМР в рамках образовательного пространства Российской Федерации многоуровневая подготовка специалистов педагогического направления разного профиля должна осуществляться на уровне высшего образования с получением квалификации «бакалавр», в дальнейшем «магистр». Это мировая тенденция, и ее отрицание может привести к расхождению имеющихся в республике подходов к педагогическому образованию, стать фактором, снижающим его качество и приводящим к неадекватности диплома.
2. Интеграцию СПО и ВО в рамках УНК целесообразно сохранить. В колледже студенты овладевают базовой профессией на первой ступени. Вторая ступень - сокращенный срок обучения (как правило, заочно) - может осуществляться только в вузе:
- бакалавриат - первое высшее образование;
- на этой ступени студенты начинают овладевать исследовательской деятельностью, которой имеют право обучать только препо-
даватели с ученой степенью кандидата или доктора наук.
Опираясь на базовые знания студента, полученные в колледже, преподаватель вуза не только углубляет их, но и качественно, через структурное изменение содержания дисциплины, раскрытие сущности методологической основы, научных данных современных инновационных подходов в педагогических и психолого-педагогических исследованиях меняет у студентов научно-методическое видение проблем.
3. Данный подход успешно может реали-зовываться в комплексе «колледж - вуз» и в случае, когда колледж может входить в структуру вуза, став его подразделением, а также сохранив юридическую самостоятельность. При этом комплекс обеспечивает совокупность преемственных профессиональных образовательных программ СПО и ВО, а также реализует единство методического обеспечения образовательного процесса в колледже и вузе, объединяя научный потенциал, возможности профессорско-преподавательских кадров.
4. Комплекс «колледж - вуз» привлекает студентов следующим:
- возможностью сократить сроки обучения и получить высшее образование, соответствующее международным требованиям в контексте Болонского процесса;
- в обществе высшее образование связывается с университетом, его документы имеют признание, есть база, кадры, соответствующие подразделения, образующие структуру университета.
5. В перспективе в рамках УНК «ПО» возможно было бы:
- разработать единую систему (модель), или базовый центр подготовки педагогических кадров для республики: педагогический профильный класс - педколледж - вуз (факультеты педагогического направления) - послевузовское образование (приобретение дополнительной педагогической специальности) - институт повышения квалификации, аспирантура и докторантура;
- разработать единую программу с подпрограммами для подготовки педагогических кадров и учебно-методического обеспечения школ;
- объединить все образовательные учреждения, готовящие педагогов, в единый научно-методический центр.
Таким образом, эффективная деятельность УНК «ПО» на базе факультета педагогики и психологии ПГУ и БПК, преемственность «колледж - вуз», построенная на мето-
дическом единстве образовательного процесса, создала, на наш взгляд, систему непрерывного педагогического образования в Приднестровье, реализующую подготовку специалистов поэтапно, на принципах преемственности и последовательности.
Список литературы
1. Бывшева М.В., Хворова C.B. Преемственность и адаптация в образовании: организационно-педагогические подходы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/ view?id=4633 (дата обращения: 01.08.2019).
2. Розина Н.М. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным
образованием: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. * * *
1. Byvsheva M.V., Hvorova S.V. Preemstvennost' i adaptaciya v obrazovanii: organizacionno-pedago-gicheskie podhody [Elektronnyj resurs] // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. 2011. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view? id=4633 (data obrashcheniya: 01.08.2019).
2. Rozina N.M. Formirovanie soderzhaniya vys-shego professional'nogo obrazovaniya na osnove pre-emstvennosti so srednim professional'nym obrazo-vaniem: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1998.
Continuity of and consistency between secondary and higher teacher education programs in the structure of continuing education at Taras Shevchenko Transnistria State University in the work of the educational and scientific complex 'Pedagogical Education'
The article is concerned with the system of continuing teacher education in Transnistria, which implements the training of teachers in stages, on the principles of continuity and consistency in the work of the educational and scientific complex "Pedagogical Education".
Key words: lifelong education, interaction of secondary vocational education and higher education, continuity, contingency of programs, shortened (accelerated) form of teacher training.
(Статья поступила в редакцию 01.08.2019)
С.г. НОВИКОВ (Волгоград)
ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД: БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ИМПЕРАТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ*
Определяются сущностные черты процесса воспитания российской молодежи 20-30-х гг. ХХ в. в целях выделения актуального сегмента данного опыта. Утверждается, что воспитание постреволюционного периода являло собой реализацию проекта формирования субъекта модернизации, чья ценностная система разрабатывалась с учетом базовых ценностей трудящихся и интересов позднеин-дустриальной трансформации страны.
Ключевые слова: транзитивное общество, субъект модернизации, социокультурный раскол, воспитательное пространство, ядро культуры, культурный генотип, ценности, социо-центризм, антропоцентризм, дуализм.
Введение. Осуществляемый современной Россией социокультурный транзит ставит перед системой образования многообразные вопросы, оказывающиеся предметом широкого общественного обсуждения. В частности, на страницах научной и общественно-политической печати, на интернет-форумах идет активная дискуссия о целевом и содержательном компонентах воспитания субъекта нарождающегося социума. В ходе обсуждений подчас высказываются диаметрально противоположные мнения о системе ценностей этого субъекта, о его должных личностных качествах и пр. Особую остроту дебатируемому вопросу придает исключительность переживаемого человечеством момента. А именно -становление на глазах одного поколения качественно новой социокультурной реальности. Если ранее, со времен неолитической революции, на протяжении многих тысячелетий человек продвигался по ступеням общественного развития, между которыми (при всех различиях) имелось все же фундаментальное сходство, то теперь он делает шаг в мир «дивный
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Новиков С.Г., 2019