Щ SCIENCE TIME Щ
(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ОСНОВА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Безвершенко Марина Юрьевна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11, г. Армавир E-mail: alexkat salnikov@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается детское экспериментирование как один из видов ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, являющейся ведущей для детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экспериментально-исследовательская деятельность, эмоциональная сфера, развивающая предметно-пространственная среда.
«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»
В. Сухомлинский
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
На протяжении многих веков и лет было видно, что ребенок -исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского развития являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, экспериментирование и поиск новых знаний об окружающем мире. Очень важную роль в этом развитии играют взрослые, которые помогают детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самопознание, саморазвитие, самовоспитание и самообучение [2].
| SCIENCE TIME |
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники - прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций [1].
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально -исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Экспериментально-исследовательская деятельность дает ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Большинство знаний и умений, приобретенных ребенком во время экспериментирования, запоминаются надолго. Крайне важно, чтобы ребенок все делал сам, иногда воспользовавшись помощью взрослого, потому что тогда ему легче запомнить проделанный опыт. Ведь многими учеными замечено, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает все сам. Именно на этом основано внедрение экспериментирования в практическую работу детских садов [4].
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Нельзя забывать и том, что основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенка мыслить шаблонно, как того желаете вы [3].
Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он - ведущий, а в первые три года - практически единственный способ познания мира [1].
Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, самостоятельную или совместную деятельность и т.д. При проведении экспериментально-
| SCIENCE TIME |
исследовательской работы необходимо выделить следующие этапы [2]:
- определение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- непосредственное проведение эксперимента;
- обобщение полученных данных;
- вывод.
Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:
- познавательное занятие или часть занятия;
- совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
- наблюдение, труд в уголке и на участке;
- совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
- развлечения.
Важным аргументом для развития экспериментально-исследовательской деятельности является развивающая прнедметно-пространственная среда, способствующая познавательному развитию детей, которая представлена центром «Лаборатория» во всех возрастных группах, что позволило создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках наш педагогический коллектив относит: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их [4].
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Поэтому основным оборудованием в центре «Лаборатория» являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
| SCIENCE TIME |
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании центра «Лаборатория» необходимо учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность.
Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности. Но самой эффективной формой являются практикумы с родителями по экспериментированию [3].
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей необходимо подготовить консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию можно рекомендовать родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности. Привлекать родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний.
Доброй традицией на протяжении нескольких лет в ДОУ является проведение конкурсов «Я - исследователь» и «Семейный экологический проект» с участием родителей и воспитанников дошкольных учреждений. Каждый год воспитанники ДОУ принимают участие в данных мероприятиях и занимают призовые места. Наши родители с огромным удовольствием включаются в совместную работу, так как понимают, что детям необходимо познавать окружающий мир путем экспериментирования, ведь усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Литература:
1. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в дет. саду / Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. -М., 2007.
2. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. - М., 2007. - С. 23-43.
3. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитании. - 2007. - № 6. - С. 13-16.
4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971. - С. 41-46.