Научная статья на тему 'Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста'

Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1600
289
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прядка А.Ю.

В статье описывается детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прядка А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

6. Теплов Б.И. Психология музыкальных способностей. - М.: 1947. -335 с.

7. Фадеева С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001. -17 с.

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Прядка А.Ю.*

Детский сад комбинированного вида второй категории № 2, г. Таганрог

В статье описывается детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: детское экспериментирование, дети дошкольного возраста.

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

* Воспитатель.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра. Необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Предложенный дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание

окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление убеждена, что необходимо придерживаться следующей структуре:

- формулирование проблемы (познавательной задачи);

- выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;

- проверка предположений, гипотез;

- подведение итогов, вывод;

- фиксация результатов.

Для положительной мотивации деятельности детей, считаю необходимо использовать различные стимулы такие как:

- новизна, необычность объекта;

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный момент (почему так);

- ситуация выбора.

Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т.д.

Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Считаю, что педагоги, должны придерживаться следующим правилам в данной работе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;

- не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло;

- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей;

- дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интерес-

ного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;

- необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.

- соблюдение правил безопасности - это предмет особого внимания, т.к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

- В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.

- В детском саду детям приходится давать порциями: опыт, который в школе можно провести на одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов.

Для достижения высоких результатов по развитию познавательных способностей дошкольников через исследовательскую деятельность определила следующие задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов.

3. Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Выбрала следующую систему работы:

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и т.д.).

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация с детьми совместных исследований в повседневной жизни.

5. Проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий, побуждающих детей к исследовательской деятельности.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации.

В группе создан уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:

- емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т.д.;

- объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки;

- различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т.д.

Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности.

В своей работе я активно использую для развития познавательной активности у детей - опыты. Опыты провожу как в НОД, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т.д.;

- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т.д.;

- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т.д.;

- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое;

- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т.д.;

- вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т.д.;

- воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т.д.

Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой ив комочке земли и т.д.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем стараться давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Список литературы:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). - М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Журнал «Ребенок в детском саду». - 2003. - № 3; 4; 5; 2002. - № 1.

4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. -М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Журнал «Дошкольное воспитание». - 2005. - № 1.