(обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла».
В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявлены требования к организации игровой деятельности дошкольников среднего и старшего возраста. Показано, что игра имеет Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии дошкольника.
Проведена обобщенная классификация игр, применяемых в обучении детей, проанализированы различные виды игр. Представлена концептуальная и процессуальная части моей педагогической технологии.
В результате внедрения математических игр у детей отмечено развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Внедрение игровых методов развития речи позволило повысить навыки речевого общения и уровень социализации детей в группе.
Игровые методы способствуют повышению дисциплины дошкольников, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
Список литературы:
1. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями / под общ. ред. В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - С. 24.
РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
© Калитина Е.С.*
Детский сад № 5 «Теремок», Белгородская область, Корочанский район, с. Погореловка
Статья посвящена проблеме развития любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность. Показана, на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 5 «Те-
* Воспитатель.
ремок», с. Погореловка, Корочанского района, Белгородской области, организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию любознательности.
Статья адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам, обучающимся по направлению дошкольная педагогика.
Ключевые слова эксперимент, метод.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.
Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Но мною было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Метод - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала следующие методы:
- Метод наблюдения;
- Игровой метод;
- Элементарные опыты;
- Рассказы воспитателя;
- Рассказы детей;
- Беседы.
Также в работе с детьми я использовала различные формы работы:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Во время проведения эксперимента педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Мною были выделены следующие цели и задачи.
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- Создание условий для формирования основного целостного миро-видения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ;
- Развивать представления об основных физических явлениях;
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей;
- Формировать у детей разные способы познания;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы - делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
В процессе работы я:
- Разработала перспективный план на учебный год в подготовительной группе, по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов.
- Обогатила предметно-развивающую среду для реализации на практике опытно - экспериментальной деятельности детей - оформила уголок «Юный исследователь».
- Подобрала практический материал для детей, родителей и воспитателей. Для просвещения родителей я проводила консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой». Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др.
- Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах: занятия; самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
- Разработала картотеку опытов.
В итоге дети:
- Проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают взаимосвязь между свойствами предмета и его использованием;
- Владеют системой эталонов, соотносят свойства предметов с эталоном, выделяют сходства и отличия;
- Могут длительно, целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявление, изменения во времени;
- Осуществлять сенсорный анализ, выделять в сходных предметах отличие, в разных сходствах;
- В общении с воспитателем и сверстниками дети активно используют слова, обозначающие название эталона, свойства и качество предмета, действия обследования.
В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь
ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Список литературы:
1. Анохина Т. Как организовать современную развивающую среду // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 5. - С. 32-38.
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 592 с.
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
4. «Детство» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
© Кондрашева Н.А.*, Иванова Т.И.*
Детский сад № 26 «Кораблик», г. Губкин Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород
В статье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт организации на базе дошкольного образовательного учреждения предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности, взаимо-
* Воспитатель Детского сада № 26 «Кораблик».
* Кафедра Дошкольной педагогики и психологии Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета.