ТРЕНЕР
- повторение первого упражнения с педалированием;
- повторение второго упражнения с педалированием;
- с закрытыми глазами представить себе прохождение трассы целиком и синхронизировать режимы педалирования, дыхания и напряжения/расслабления требуемых групп мышц.
Примечание. В данном случае психолог обеспечивает избыточное количество попыток в связи с трудностью задачи и для стабилизации результата.
Тренировочное занятие № 4.
Тема: пассивная и активная медитационная работа с установленными образно-ассоциативными комплексами (цепочками) и рекомендуемыми упражнениями.
Упражнения в режиме пассивной и активной медитации на велотренажере, выполняемые условно:
- на стартовой позиции до падения планки;
- на стартовой позиции в момент падения планки;
- при движении по стартовому склону;
- при прохождении трамплина;
- на вираже;
- при осуществлении противоборства;
- при прохождении всей трассы в целом.
Тренировочное занятие № 5.
Тема: упражнения в режиме трехуровневой активной медитации на треке.
Упражнения в режиме активной медитации на велодроме, выполняемые:
- на стартовой позиции до падения планки;
- на стартовой позиции в момент падения планки;
- при движении по стартовому склону;
- при прохождении трамплина;
- на вираже;
- при осуществлении противоборства;
- при прохождении всей трассы в целом.
Количество учебных занятий по каждой теме определяется появлением и стабилизацией достоверных положительных изменений. Расчет ведется по последнему в экспериментальной группе.
Вывод. В заключение следует отметить, что вышеизложенное программно-плановое обеспечение дает возможность перейти непосредственно к основной или исполнительской фазе педагогического эксперимента со спортсменами высшей квалификации, специализирующихся в ВМХ-велоспорте.
Использованная литература
1. Передельский, А.А. Древнегреческое физическое воспитание и агонистика, древнеримский спорт как антологическая основа для генетического определения понятий «физическая культура» и «спорт» / А.А. Передельский, С.А. Коников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2010. - № 5. - С. 59-64.
References
1. Peredel'sky,A.A. Ancient Greek physical education and agonistics, Ancient Roman sport as an anthological basis for the genetic definition of «physical culture» and «sport» / A.A. Peredel'sky, S.A. Konikov // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 5. - P. 59-64. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 11.09.2014 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.61
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ 10-14 ЛЕТ
В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ
Кандидат педагогических наук, профессор Т.В. Михайлова Соискатель М.М. Калинин
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Ключевые слова: юные яхтсмены, технология, подготовка, годичный тренировочный цикл.
интегральная
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность технологии интегральной подготовки яхтсменов 10-14 лет в годичном тренировочном цикле.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе яхт-клуба «Дельфин» (г Цимлянск) и центра «НОРД» (г Архангельск) в течение годичного тренировочного цикла (2013/2014 г.), в котором приняли участие 28 яхтсменов 10-14 лет. В процессе поисковых исследований были определены показатели интегральной подготовленности (физической, функциональной, технико-тактической и психологической) юных яхтсменов, которые позволили в дальнейшем сформировать контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, по 14 человек в каждой). Особенностью экспериментальной методики явилось применение специально разработанных объемов и интенсивности тренировочных средств, направленных на повышение интегральной подготовленности юных яхтсменов.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило установить, что к концу формирующего педагогического эксперимента у яхтсменов ЭГ показатели ловкости и гибкости в большей степени увеличивались на 25,8 и 26,3 % соответственно (р<0,05), в КГ эти изменения составили 6,8 и 8,8 % (р>0,05).
У яхтсменов ЭГ показатель физической работоспособности, оцениваемый с помощью теста Р^170, достигает 1565,1 кГм/мин (р<0,05), а у КГ - 1025,4 кГм/мин (р>0,05). Выявлено, что у яхтсменов КГ прирост показателей максимального потребления кислорода (МПК) за период эксперимента составляет 5,5 %, а у ЭГ - 11,9 %. У ях-
тсменов КГ за формирующий эксперимент произошел недостоверный прирост показателя ИГСТ - 3,2 % (р>0,05), а у ЭГ - 14,2 % (р<0,05).
Откренивание - это технико-тактический прием, который является существенным в увеличении скорости яхты, и с усилением ветра его значение возрастает. Так, исследования показали, что к концу формирующего эксперимента в ЭГ в процессе увеличения откренивающего момента в полтора раза на остром курсе приводит к росту скорости «Финна» на 25,6 % (р<0,05), а в КГ - всего на 12,6 % (р>0,05).
В результате психологической диагностики установлено, что у юных яхтсменов КГ показатели внимания и помехоустойчивости к концу формирующего эксперимента возрастают, но незначительно -на 9,5 и 12,3 % (р>0,05), в ЭГ эти изменения достоверны - 23,6 и 25,7 % соответственно (р<0,05).
Заключение. Применяемые в учебно-тренировочном процессе юных яхтсменов 10-14 лет ЭГ специально разработанные объемы и интенсивность тренировочных средств способствуют более существенному увеличению показателей интегральной подготовленности, тем самым обеспечивая достижение высоких спортивных результатов в процессе соревновательной деятельности.
Использованная литература
1. Ларин, Ю.А. Спортивная подготовка яхтсмена / Ю.А. Ларин. - М.: Терра-спорт, 1999. - 167 с.
2. Томилин, Т.Г. Подготовка высококвалифицированных яхтсменов / Т.Г. Томилин. - Краснодар, 2005. - 254 с.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 06.11.2014 г.