Научная статья на тему 'Экспериментальное педагогическое программирование и планирование учебно-тренировочного процесса ВМХ-велогонщиков'

Экспериментальное педагогическое программирование и планирование учебно-тренировочного процесса ВМХ-велогонщиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / EDUCATIONAL EXPERIMENT / ВМХ-ВЕЛОСПОРТ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ФАЗА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOPHYSICAL PREVENTION / ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / BMX CYCLING / PRE-SEASON / MOTOR IMAGERY PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковылин М.М., Передельский А.А.

The study is relevant due to the necessity of the program-systematic presentation of results obtained in the psychophysical diagnostics of the level and quality of training of BMX racers (the material was presented in the previous paper). The purpose of the study was to develop the pre-season phase of the organization and conduct of the educational experiment with regard to the psychophysical support of the training process in BMX racing. Using the recommendations resulting from the psychophysical diagnostics combined with the technical and tactical analysis, we can move to planning general and specific training sessions for BMX racers under a single experimental educational program developed on the basis of the stated psychophysical approach. So, thus the transition from preliminary, investigatory phase to the next phase of organization and conduct of the experiment claimed occurs, namely to the preparatory phase of development of the pedagogical psychophysical program planning or maintenance. This phase consists of several stages or levels: psychophysical prevention; general motor imagery training and body motor psychophysical work; special motor imagery training and body motor psychophysical work. The psychophysical prevention level involves a steady skill to do regular comprehensive joint-muscle exercises and a specialized motor-respiratory complex. In conclusion, it should be noted that thanks to the foregoing program plan one can move directly to the main or implementation phase of the educational experiment with elite BMX racers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental Pedagogical Programming and Planning of Training Process of BMX Racers

The study is relevant due to the necessity of the program-systematic presentation of results obtained in the psychophysical diagnostics of the level and quality of training of BMX racers (the material was presented in the previous paper). The purpose of the study was to develop the pre-season phase of the organization and conduct of the educational experiment with regard to the psychophysical support of the training process in BMX racing. Using the recommendations resulting from the psychophysical diagnostics combined with the technical and tactical analysis, we can move to planning general and specific training sessions for BMX racers under a single experimental educational program developed on the basis of the stated psychophysical approach. So, thus the transition from preliminary, investigatory phase to the next phase of organization and conduct of the experiment claimed occurs, namely to the preparatory phase of development of the pedagogical psychophysical program planning or maintenance. This phase consists of several stages or levels: psychophysical prevention; general motor imagery training and body motor psychophysical work; special motor imagery training and body motor psychophysical work. The psychophysical prevention level involves a steady skill to do regular comprehensive joint-muscle exercises and a specialized motor-respiratory complex. In conclusion, it should be noted that thanks to the foregoing program plan one can move directly to the main or implementation phase of the educational experiment with elite BMX racers.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное педагогическое программирование и планирование учебно-тренировочного процесса ВМХ-велогонщиков»

УДК: 796.61

ТРЕНЕР

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВМХ-ВЕЛОГОНЩИКОВ

Кандидат педагогических наук, профессор М.М. Ковылин Доктор педагогических наук, доцент А.А. Передельский

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

EXPERIMENTAL PEDAGOGICAL PROGRAMMING AND PLANNING OF TRAINING PROCESS OF BMX RACERS

M.M. Kovylin, professor, Ph.D. A.A. Peredel'sky, associate professor, Dr.Hab.

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPC), Moscow Key words: educational experiment, BMX cycling, pre-season, psychophysical prevention, motor imagery practice.

The study is relevant due to the necessity of the program-systematic presentation of results obtained in the psychophysical diagnostics of the level and quality of training of BMX racers (the material was presented in the previous paper).

The purpose of the study was to develop the pre-season phase of the organization and conduct of the educational experiment with regard to the psychophysical support of the training process in BMX racing. Using the recommendations resulting from the psy-chophysical diagnostics combined with the technical and tactical analysis, we can move to planning general and specific training sessions for BMX racers under a single experimental educational program developed on the basis of the stated psychophysical approach. So, thus the transition from preliminary, investigatory phase to the next phase of organization and conduct of the experiment claimed occurs, namely to the preparatory phase of development of the pedagogical psychophysical program planning or maintenance. This phase consists of several stages or levels:

- psychophysical prevention;

- general motor imagery training and body motor psychophysical work;

- special motor imagery training and body motor psychophysical work.

The psychophysical prevention level involves a steady skill to do regular comprehensive joint-muscle exercises and a specialized motor-respiratory complex. In conclusion, it should be noted that thanks to the foregoing program plan one can move directly to the main or implementation phase of the educational experiment with elite BMX racers.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, ВМХ-велоспорт, подготовительная фаза, психофизическая профилактика, идеомоторная тренировка.

Введение. Актуальность данного материала состоит в необходимости программно-планового оформления результатов, полученных в процессе психофизической диагностики уровня и качества подготовки ВМХ-велогонщиков (см. «Теория и практика ФК», 2014, № 11).

Цель исследования - разработать подготовительный этап организации и проведения педагогического эксперимента по психофизическому сопровождению тренировочного процесса по ВМХ-велоспорту.

Результаты исследования и их обсуждение. Рекомендации, полученные в результате психофизической диагностики в единстве с технико-тактическим анализом, позволяют перейти к планированию общих и специальных тренировок ВМХ-велогонщиков, объединенных экспериментальной педагогической программой, разработанной на основе позиционируемого психофизического подхода. Соответственно тем самым осуществляется переход от предварительной, разведывательной, фазы к следующей - фазе организации и проведения заявленного эксперимента, а именно к подготовительной фазе разработки программно-планового педагогического психофизического обеспечения или сопровождения.

Данная фаза включает несколько этапов или уровней:

- психофизической профилактики;

- общей идеально-мыслительной или идеомоторной тренировки и телесно-двигательной психофизической работы;

- специальной идеально-мыслительной или идеомоторной тренировки и телесно-двигательной психофизической работы.

Уровень психофизической профилактики предполагает устойчивый навык регулярного проведения комплексной суставно-мышечной гимнастики и специализированного двигательно-дыхательного комплекса. Первая требуется для поддержания мышечного тонуса и регулярной проверки исправной работы и сохранности нормального физического функционала. Второй предназначен для целенаправленно проводимой усиленной регулировки дыхания и интенсивной подготовки тела к сверхнагрузкам.

На этапе общей идеомоторной тренировки в режиме пассивной медитации лежащий на спине или сидящий в удобной, расслабленной позе экспериментальный контингент осваивает определенные образно ассоциативные ряды представлений с целью опустошения сознания, освобождения его от всего несущественного до уровня нулевого чувственного восприятия и слияния с мыслеобразом пустоты. Осущест-

вление данной процедуры и достижение требуемого результата должны позволить велогонщикам перестать бояться проиграть гонку, научиться не бояться за свое тело, подавить или нейтрализовать все связанные с этими страхами мысли и, соответственно, чувства. В итоге хорошо обученной психофизической, биосоматической целостности предоставляется возможность наиболее полно, без субъективного влияния и искажения реализовать все свои специальные умения и доведенные до автоматизма наработанные навыки.

На данном этапе и в том же режиме следует внушить экспериментальному контингенту и интериоризовать некую идеологическую концепцию, превратив ее из внешней установки во внутреннее убеждение, сознательное кредо (символ веры) и бессознательный импульс жизнедеятельности и поведения каждого участника эксперимента. Суть указанной идеологической концепции довольно проста. Велодром - это уменьшенная и стилизованная модель нашей жизни. В свою очередь, все жизненные беды и проблемы человека проистекают из-за неверного мировоззренческого представления о противопоставлении и противоположности между ним и окружающим его миром, средой. Необходимо понять и уяснить, что на самом деле все мы являемся составной и неотделимой частью нашего мира. Более того, мы всегда воспринимаем мир только со знаком, через призму своего «Я», осознавая его сугубо личностно. Следует утвердиться в мнении, что мы и есть этот окружающий нас мир. По крайней мере именно таким образом окружающая среда должна восприниматься нашими чувствами и представляться нашему сознанию в зоне непосредственной жизнедеятельности. Исходя из указанной установки, следует твердо и уверенно строить свое поведение и осуществлять свою деятельность в жизни в целом и на треке в частности. Между треком и велогонщиком нет и не может быть никакого противопоставления. Они суть единое и неразделимое целое, поэтому нет случайностей или непредсказуемых и неуправляемых моментов, а есть целостная, сознающая себя, самоуправляемая система.

Освоение уровня общей работы в активно-медитативном телесно-двигательном режиме подразумевает изучение и многократное повторение специализированного единобор-ческого комплекса, имитирующего кругообразное скользящее движение бойца по жизненному пути (в нашем случае - скольжение велогонщика по трассе). Как и жизненный путь, трасса изобилует трамплинами и крутыми виражами, взлетами и падениями, имеет свой старт и финиш. Данный специализированный комплекс предназначен для формирования моторного навыка скольжения по треку, психофизически грамотного его прохождения от начала и до конца, при максимальной концентрации внимания, без каких-либо остановок и задержек.

Третий этап описываемой фазы - этап специальной подготовки или специальной работы предполагает многократное идеомоторное и непосредственно телесно-двигательное психофизическое прохождение участков трассы и всей трассы в целом. И идеальная и материальная работа здесь включают как подводящую, так и основную части.

Подводящая часть - это изложенные ранее, в качестве рекомендаций, аутотренинговые и телесно-двигательные упражнения, проделываемые в указанной последовательности на велотренажере.

Основная часть - это, по сути, специальная тренировка на трех уровнях активной медитации непосредственно на треке. Количество учебно-тренировочных занятий на треке определяется степенью достижения максимально высокого и при этом стабильного качественно-количественного результата при прохождении каждого из установленных относительно автономных участков (частей, фрагментов) трассы и всей трассы в целом каждым участником эксперимента. Проведение данного рода тренировок не удваивает стандартно запланиро-

ванную программу СФП, а придает этой программе несколько иное качество, большую глубину и возможность обеспечения более детального контроля и управления со стороны психолога (как помощника главного тренера команды велогонщиков ВМХ) и, соответственно, со стороны самого главного тренера, опирающегося на указанный рычаг контроля и управления в спортивно-педагогической работе.

Учебно-тренировочное занятие № 1.

Тема: идеомоторная работа с целостным образом трека.

Упражнения в режиме пассивной медитации, в сидячем положении на велотренажере или на велосипеде, на стартовой позиции:

- бросить взгляд на план трека или на сам трек; затем закрыть глаза и воспроизвести образ трека в воображении, по памяти; далее открыть глаза и соотнести воображаемый образ с оригиналом; повторять эту процедуру, добиваясь все более быстрого воспроизводства;

- взять в руки лист бумаги и карандаш, с закрытыми глазами быстро, не отрывая руки, нарисовать схему трека; затем открыть глаза и соотнести схему с оригиналом; проделать эту процедуру несколько раз, убыстряя темп рисования и добиваясь точности подобия;

- нарисовав с закрытыми глазами схему трека и оставив карандаш в том месте, где был закончен рисунок, по указанию преподавателя переставлять карандаш на тот или иной участок трассы на схеме, одновременно мысленно представляя себе этот участок, как бы в оригинале;

- представив себе план трека, также мысленно поместить на позицию старта условную точку (велогонщика) и идеомо-торно скользить с этой точкой, проходя все участки трассы все быстрее и быстрее, вплоть до мгновенного преодоления фрагментов трека. Можно усложнить данную задачу, условно помещая себя в начало мыслеобраза реального трека и последовательно перемещаясь по трассе.

Примечание. Все результаты по каждой попытке каждого представителя экспериментального контингента преподаватель-психолог тщательно фиксирует и заносит в специальный журнал. Количество попыток зависит от скорости обучения испытуемых до уровня предельного освоения задания.

Тренировочное занятие № 2.

Тема: специальная постановка дыхания при идеомоторной работе.

Упражнения в режиме пассивной и активной медитации на велотренажере:

- с закрытыми глазами постановка дыхания на разных режимах педалирования, имитирующих прохождение различных участков трека с воспроизведением воображаемых образов этих участков перед мысленным взором;

- обеспечение идеомоторного скольжения условной точки-гонщика по плану или целостному мыслеобразу трека с учетом правильного режима дыхания без педалирования;

- то же самое, но на фоне педалирования в нужных режимах.

Примечание. Все результаты по-прежнему фиксирует и записывает психолог; количество попыток также обусловлено стадией достижения требуемого результата.

Тренировочное занятие № 3.

Тема: целенаправленная стимуляция мышечной работы.

Упражнения в режиме пассивной и активной медитации на велотренажере:

- попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц по отдельности в отсутствие педалирования при общем расслаблении;

- отработка режима напряжения определенных групп мышц при имитации прохождения определенных участков трассы, но в отсутствие педалирования;

- повторение первого упражнения с педалированием;

- повторение второго упражнения с педалированием;

- с закрытыми глазами представить себе прохождение трассы целиком и синхронизировать режимы педалирования, дыхания и напряжения/расслабления требуемых групп мышц.

Примечание. В данном случае психолог обеспечивает избыточное количество попыток в связи с трудностью задачи и для стабилизации результата.

Тренировочное занятие № 4.

Тема: пассивная и активная медитационная работа с установленными образно-ассоциативными комплексами (цепочками) и рекомендуемыми упражнениями.

Упражнения в режиме пассивной и активной медитации на велотренажере, выполняемые условно:

- на стартовой позиции до падения планки;

- на стартовой позиции в момент падения планки;

- при движении по стартовому склону;

- при прохождении трамплина;

- на вираже;

- при осуществлении противоборства;

- при прохождении всей трассы в целом.

Тренировочное занятие № 5.

Тема: упражнения в режиме трехуровневой активной медитации на треке.

Упражнения в режиме активной медитации на велодроме, выполняемые:

- на стартовой позиции до падения планки;

- на стартовой позиции в момент падения планки;

- при движении по стартовому склону;

- при прохождении трамплина;

- на вираже;

- при осуществлении противоборства;

- при прохождении всей трассы в целом.

Количество учебных занятий по каждой теме определяется появлением и стабилизацией достоверных положительных изменений. Расчет ведется по последнему в экспериментальной группе.

Вывод. В заключение следует отметить, что вышеизложенное программно-плановое обеспечение дает возможность перейти непосредственно к основной или исполнительской фазе педагогического эксперимента со спортсменами высшей квалификации, специализирующихся в ВМХ-велоспорте.

Использованная литература

1. Передельский, А.А. Древнегреческое физическое воспитание и агонистика, древнеримский спорт как антологическая основа для генетического определения понятий «физическая культура» и «спорт» / А.А. Передельский, С.А. Коников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2010. - № 5. - С. 59-64.

References

1. Peredel'sky,A.A. Ancient Greek physical education and agonistics, Ancient Roman sport as an anthological basis for the genetic definition of «physical culture» and «sport» / A.A. Peredel'sky, S.A. Konikov // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 5. - P. 59-64. (In Russian)

Информация для связи с автором: kmm-74@mail.ru

Поступила в редакцию 11.09.2014 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.61

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ 10-14 ЛЕТ

В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ

Кандидат педагогических наук, профессор Т.В. Михайлова Соискатель М.М. Калинин

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: юные яхтсмены, технология, подготовка, годичный тренировочный цикл.

интегральная

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность технологии интегральной подготовки яхтсменов 10-14 лет в годичном тренировочном цикле.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе яхт-клуба «Дельфин» (г. Цимлянск) и центра «НОРД» (г Архангельск) в течение годичного тренировочного цикла (2013/2014 г.), в котором приняли участие 28 яхтсменов 10-14 лет. В процессе поисковых исследований были определены показатели интегральной подготовленности (физической, функциональной, технико-тактической и психологической) юных яхтсменов, которые позволили в дальнейшем сформировать контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, по 14 человек в каждой). Особенностью экспериментальной методики явилось применение специально разработанных объемов и интенсивности тренировочных средств, направленных на повышение интегральной подготовленности юных яхтсменов.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило установить, что к концу формирующего педагогического эксперимента у яхтсменов ЭГ показатели ловкости и гибкости в большей степени увеличивались на 25,8 и 26,3 % соответственно (р<0,05), в КГ эти изменения составили 6,8 и 8,8 % (р>0,05).

У яхтсменов ЭГ показатель физической работоспособности, оцениваемый с помощью теста Р^170, достигает 1565,1 кГм/мин (р<0,05), а у КГ - 1025,4 кГм/мин (р>0,05). Выявлено, что у яхтсменов КГ прирост показателей максимального потребления кислорода (МПК) за период эксперимента составляет 5,5 %, а у ЭГ - 11,9 %. У ях-

тсменов КГ за формирующий эксперимент произошел недостоверный прирост показателя ИГСТ - 3,2 % (р>0,05), а у ЭГ - 14,2 % (р<0,05).

Откренивание - это технико-тактический прием, который является существенным в увеличении скорости яхты, и с усилением ветра его значение возрастает. Так, исследования показали, что к концу формирующего эксперимента в ЭГ в процессе увеличения откренивающего момента в полтора раза на остром курсе приводит к росту скорости «Финна» на 25,6 % (р<0,05), а в КГ - всего на 12,6 % (р>0,05).

В результате психологической диагностики установлено, что у юных яхтсменов КГ показатели внимания и помехоустойчивости к концу формирующего эксперимента возрастают, но незначительно -на 9,5 и 12,3 % (р>0,05), в ЭГ эти изменения достоверны - 23,6 и 25,7 % соответственно (р<0,05).

Заключение. Применяемые в учебно-тренировочном процессе юных яхтсменов 10-14 лет ЭГ специально разработанные объемы и интенсивность тренировочных средств способствуют более существенному увеличению показателей интегральной подготовленности, тем самым обеспечивая достижение высоких спортивных результатов в процессе соревновательной деятельности.

Использованная литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ларин, Ю.А. Спортивная подготовка яхтсмена / Ю.А. Ларин. - М.: Терра-спорт, 1999. - 167 с.

2. Томилин, Т.Г. Подготовка высококвалифицированных яхтсменов / Т.Г. Томилин. - Краснодар, 2005. - 254 с.

Информация для связи с автором: tomriko58@mail.ru

Поступила в редакцию 06.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.