Научная статья на тему 'Практическая стрельба как вид спорта: ретроспективный и проблемный анализ'

Практическая стрельба как вид спорта: ретроспективный и проблемный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА / PRACTICAL SHOOTING / ВИД СПОРТА / SPORT / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / WORLDVIEWS / МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ / GUIDELINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрух А.И.

The relevance of addressing the issues of scientific analysis of formation and development of practical shooting as a domestic sport is determined by several reasons. Firstly, it seems very timely to address this issue and even urgent in more generally problematic terms restoration of the generalized system of civil and military-centered physical education in Russia. Secondly, already today the extreme demand for practical shooting is stipulated by the applied tasks of its use in the program for training officers of various defence and law enforcement agencies. Moreover, the steady expansion of this segment of the social base of practical shooting in Russia proves that it is still very far to the limit of satisfaction of the growth of the specified demand. Thirdly, the steady trend of an absolute increase of those involved in practical shooting, accumulation of solid experience by veterans and managers are getting more involved in an increasingly acute contradiction with the existing scientific and methodological data starvation, lack of the system of educational professional training of management and coaching teams. The appearance of such a system, in turn, is impossible without the profound scientific monitoring and creation on its basis of the necessary and sufficient amount of training and methodological support. The purpose of the study was to analyze the history of development of practical shooting as a sport, its ideological grounds, distinctive features, order of study units. The choice of methods of research, analysis, monitoring of the problem area of practical shooting is facilitated by the almost complete lack of theses focused on it, special studies and methodological developments dedicated to it. One more specific distinction of practical shooting the use of targets with «feedback», that enables to immediately send a signal to the brain about the need for correction, forming optimal motor function and «feeling of right shot». In essence, this is not another, but one of the main differences of practical shooting, converting (or, conversely, returning) it to the mechanism of active meditation that has been practiced even by medieval oriental warriors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая стрельба как вид спорта: ретроспективный и проблемный анализ»

ТРЕНЕР

УДК: 799.3

ПРАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА КАК ВИД СПОРТА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Кандидат педагогических наук А.И. Кондрух

Центральный совет Общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы России», Москва

PRACTICAL SHOOTING AS A SPORT: RETROPECTIVE AND PROBLEM ANALYSIS

A.I. Kondrukh, Ph.D. The Central Council of the All-Russian Sports Public Organization «Russian Federation of Practical Shooting», Moscow

Key words: practical shooting, sport, worldviews, guidelines. The relevance of addressing the issues of scientific analysis of formation and development of practical shooting as a domestic sport is determined by several reasons. Firstly, it seems very timely to address this issue and even urgent in more generally problematic terms - restoration of the generalized system of civil and military-centered physical education in Russia.

Secondly, already today the extreme demand for practical shooting is stipulated by the applied tasks of its use in the program for training officers of various defence and law enforcement agencies. Moreover, the steady expansion of this segment of the social base of practical shooting in Russia proves that it is still very far to the limit of satisfaction of the growth of the specified demand. Thirdly, the steady trend of an absolute increase of those involved in practical shooting, accumulation of solid experience by veterans and managers are getting more involved in an increasingly acute contradiction with the existing scientific and methodological data starvation, lack of the system of educational professional training of management and coaching teams. The appearance of such a system, in turn, is impossible without the profound scientific monitoring and creation on its basis of the necessary and sufficient amount of training and methodological support.

The purpose of the study was to analyze the history of development of practical shooting as a sport, its ideological grounds, distinctive features, order of study units. The choice of methods of research, analysis, monitoring of the problem area of practical shooting is facilitated by the almost complete lack of theses focused on it, special studies and methodological developments dedicated to it.

One more specific distinction of practical shooting - the use of targets with «feedback», that enables to immediately send a signal to the brain about the need for correction, forming optimal motor function and «feeling of right shot». In essence, this is not another, but one of the main differences of practical shooting, converting (or, conversely, returning) it to the mechanism of active meditation that has been practiced even by medieval oriental warriors.

Ключевые слова: практическая стрельба, вид спорта, мировоззренческие установки, методические указания.

Актуальность обращения к вопросам научного анализа становления и развития практической стрельбы как отечественного вида спорта определяется сразу несколькими причинами.

Во-первых, это обращение выглядит очень своевременным и даже неотложным в более общем проблемном плане - восстановлении в России всеобщей системы гражданского и военно-ориентированного физического воспитания [3].

Во-вторых, уже сегодня крайняя востребованность в практической стрельбе объясняется прикладными задачами её использования в программе подготовки офицеров самых различных спецструктур и силовых ведомств. Причем постоянное расширение данного сегмента социальной базы практической стрельбы в России доказывает, что до предела удовлетворения роста указанной востребованности еще очень далеко.

В-третьих, устойчивая тенденция абсолютного увеличения числа занимающихся практической стрельбой, накопления солидного опыта ветеранами и руководителями входят во всё более острое противоречие с существующим научно-методическим информационным голодом, с отсутствием системы учебно-образовательной профессиональной подготовки кадров руководящего и тренерско-преподавательского составов. Появление подобной системы, в свою очередь, невозможно без серьезнейшего научного мониторинга и создания на его основе необходимого и достаточного объема учебно-методического обеспечения.

Цель исследования - провести анализ истории развития практической стрельбы как вида спорта, ее мировоззренческих оснований, отличительных особенностей, последовательности разделов обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Выбор методов исследования, анализа, мониторинга проблемного поля практической стрельбы облегчается почти полным отсутствием сфокусированных на ней диссертаций, посвященных ей специальных исследований и методических разработок. Редкими исключениями выступают, например, труды автора данного материала, методическое пособие Е. Б. Ефимова или диссертация В. А. Крючина по соревновательной

подготовке спортсменов в области практической стрельбы, защищенная в Уральском государственном университете физической культуры в 2006 г. Крайне бедное теоретико-методическое обеспечение рассматриваемой спортивной практики исключает возможность использования традиционного метода анализа документов и переключает внимание на другие эмпирические методы, в частности наблюдение и эксперимент. Широкомасштабным отечественным социально-педагогическим экспериментом является создание самой Федерации практической стрельбы России, обобщение результатов многолетней деятельности которой способно предоставить достоверные данные и послужить отправной станцией для решения всех вышеназванных задач.

Итак, по всей видимости, история практической стрельбы имеет американские корни. Её пролог связан с дуэльной практикой американских ковбоев, бандитов, шерифов в XIX в. на так называемом Диком Западе. В подобных дуэлях выживал стрелок, умевший быстро выхватывать оружие и гарантированно поражать свою цель из любого, даже самого неустойчивого положения. Начало спортивной истории практической стрельбы датируется концом 70-х - началом 80-х гг. ХХ в. и отождествляется с организаторской деятельностью американских ветеранов войны во Вьетнаме. Именно их менталитет, убеждения, опыт легли в основу первого Регламента проведения соревнований по практической стрельбе. Это были правила гораздо более воинственные, чем сейчас, реальные по условиям поражения мишеней, предельно ориентированные на боевую практику. Даже мишени напоминали в то время контур человека с зонами поражения А, С, D (альфа, чарли, дельта). Декорациями же служили макеты боевой техники. Лишь недавно под давлением пацифистского движения и гуманистически настроенной общественности был осуществлен уход от наиболее явных раздражителей в сторону обезличенных, условных, ромбовидных спортивных мишеней и столь же условных декораций. Переход от боевой образности к «мягкому», или «гражданскому», стилю, впрочем, не повлиял на саму суть, содержательную специфику соревнований по практической стрельбе. Однако и эта разница вызвала обратную реакцию со стороны специалистов и послужила стимулом к противоположной тенденции в современной эволюции практической стрельбы - тенденции к усилению её боевой и служебной прикладности. Данная тенденция стимулируется также ростом численности бывших и действующих офицеров силовых структур, занимающихся практической стрельбой как видом спорта. В соответствующем российском спортивном движении, например, военнослужащие уже изначально составляли половину всего контингента, а в настоящий момент каждый третий спортсмен является либо бывшим, либо действующим сотрудником силовых ведомств.

Тем не менее все спортсмены выступают на соревнованиях как гражданские лица, а сами соревнования по практической стрельбе организуются на общеспортивной правовой базе, что не позволяет причислять

практическую стрельбу к сугубо прикладным видам спорта. Более того, подобное причисление в принципе деструктивно и ничего кроме краха практической стрельбы как вида спорта повлечь за собой не может.

Другое дело - выделять и обосновывать различные «зоны ответственности», социальной и педагогической ориентации практической стрельбы. Такими зонами должны стать: спорт, общее (основное) физическое воспитание, специальное (прикладное) физическое воспитание [1, 2].

Несмотря на относительно недавнее возникновение рассматриваемого вида спорта в России его было бы неверно называть молодым. По факту официальное решение о вступлении российского регионального отделения в 1РБС (Международную конфедерацию стрельбы) было принято в 1999 г. Оно лоббировалось очень большим количеством соревнований по практической стрельбе, прошедших в России с 1997 по 1999 г. В 2006 г. практическая стрельба уже была официально зарегистрирована как самостоятельный российский вид спорта, а в 2007 г. получила первую федеральную аккредитацию. Таким образом, с конца 90-х гг. ХХ в. по настоящий момент отечественное движение и вид спорта по практической стрельбе накопили немалый опыт, позволяющий не только отличать её от спортивной стрельбы вообще, но и ответственно формулировать целый перечень базовых теоретико-методических положений, правильней сказать разделов.

Практическая стрельба включает в себя соревнования по четырем направлениям стрельбы: стрельбу из пистолета и револьвера, стрельбу из гладкоствольного ружья, стрельбу из нарезного карабина и многоборье - «триган».

Основополагающими принципами практической стрельбы являются: точность, мощность, скорость. Интересно, что именно так называлась организация, руководившая становлением и развитием данного вида спорта до появления в 2006 г. Общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы России». Расшифровать указанные принципы довольно просто: максимальная эффективность поражения мишеней за минимальное время при наибольшей мощности оружия. Для совмещенной реализации этих факторов требуются недюжинный опыт, отличная реакция, взрывная подвижность (ускорен-ность и скорость рваного ритма передвижения, эффективная скорострельность), сила, растяжка и гибкость, выносливость, координация, отличное знание характеристик и возможностей применяемого оружия. В свою очередь, только суммарный учет основополагающих принципов и всех перечисленных факторов плюс умение (даже навык) быстрого и точного выведения из этой суммы оптимальной схемы, построения плана очередности поражения мишеней различной категории сложности - находят выражение в формировании интегративной способности, определяющей уровень мастерства спортсмена по практической стрельбе. Такую интегративную, или системообразующую, способность, качество целесообразно называть практическим стрелковым интеллектом. Именно в этом послед-

нем уравновешиваются, гармонизируются все уровни, направления подготовки спортсмена по практической стрельбе: стрелковой, физической, психологической. Без зрелого практического стрелкового интеллекта просто невозможно победить или даже просто достаточно успешно выступить на соревнованиях с большим количеством изменяющихся факторов, доходящим до 1000 зачетных выстрелов и до 600-700 мишеней, используемых в условиях исполнения всегда различающихся и неповторяющихся упражнений.

Хочется надеяться, что вышеизложенные моменты в их полноте и сложности дают достаточно четкое, рельефное представление об отличии практической стрельбы от других стрелковых видов спорта, в частности от пулевой стрельбы. Определенные отличия практической стрельбы отражены в мировоззренческих установках, правилах вступления в ряды членов Федерации практической стрельбы, последовательности и наполняемости разделов теоретико-методической подготовки.

Мировоззренческие установки воплощаются в «Кодексе стрелка», заповедях, имеющих силу закона для каждого занимающегося практической стрельбой.

1. Стрельба есть неотъемлемая часть патриотического воспитания в реальном, а не виртуальном пространстве и времени. Общефизическая крепость и крепость духа, умноженные на умение стрелять и драться, - вот та основа, на которой только и можно начинать воспитывать патриота, ибо моральная проповедь слабого телом и духом, неумелого человека чаще всего просто смешна, вызывает жалость и раздражение.

2. Безопасное и культурное обращение с оружием («Кодекс стрелка») есть комплексный базовый навык, основа гражданского, патриотического воспитания. Оно предполагает четыре принципа:

• всегда обращаться с оружием как с заряженным;

• не направлять оружие туда, куда не хочешь стрелять;

• не помещать палец на спусковой курок, пока оружие не направлено на мишень;

• прежде чем стрелять, сначала обязательно убедись, какого рода мишень перед тобой, что перед ней и за ней.

Вступление в Федерацию регламентируется наличием разрешения на огнестрельное оружие, наличием рекомендаций от двух действительных стрелков - членов спортклуба, прохождением курсов безопасности обращения с оружием (включая сдачу теоретического и практического экзаменов), прохождением одного соревнования под присмотром инструктора. Указанная комплексность условий отсекает проникновение в Федерацию посторонних, психически неустойчивых и духовно незрелых людей, всякого рода террористов и бандитов, гарантирует преемственность ответственности и дисциплины, формирует условия и чувство боевого братства, спортивного товарищества.

Мировоззренчески-воспитательное воздействие занятий практической стрельбой в огромном большинстве случаев обязательно достигает ожидаемого

эффекта, хотя этот эффект несколько разнится для разных по возрасту категорий населения. Например, если для молодежи характерны обретение мужественности, патриотической социализации, дисциплинированность, то для взрослых специфичен выверенный мировоззренческий синтез осознания азарта, опасности и необходимости максимальной концентрации, сравнимой с образом «змеи в руке».

Наконец, основные, или базовые, навыки практической стрельбы подразумевают целый комплекс методических указаний, включающих следующие разделы:

• удержание оружия;

• наводка на мишень;

• обработка спуска;

• наведение, прицеливание, выстрел;

• шаг-выстрел;

• выхватывание из кобуры;

• смена магазина, дозарядка и перезарядка оружия;

• поднятие оружия с поверхности;

• начало стрельбы из разных стартовых положений заряженности оружия;

• перенос точки прицеливания по фронту, по направлению, при перемещении;

• стрельба из разных положений (стоя, сидя, с переносом массы тела и точки опоры);

• стрельба лёжа;

• стрельба из-за укрытия;

• стрельба в порт;

• стрельба сильной/слабой рукой;

• стрельба по движущимся мишеням;

• стрельба в движении.

Соответственно корректной методической подачи требует и обучение технологии практической стрельбы, а именно: объяснение стрелку устройства оружия, работы частей и механизмов, природы выстрела, всех вышеперечисленных разделов, основ анализа и способов поражения мишеней различных видов, психофизиологии осуществления выстрела и промахов.

В заключение осталось сказать еще об одном характерном отличии практической стрельбы - об использовании мишеней «с обратной связью», позволяющей сразу же «посылать в мозги сигнал о необходимости коррекции, формируя оптимальную моторику и «ощущение правильного выстрела». По существу, это не очередное, а одно из главных отличий практической стрельбы, превращающее (или, наоборот, возвращающее) её к практиковавшемуся еще средневековыми восточными воинами механизму активной медитации. Литература

1. Коников С.Л. «Единоборства в подготовке бойцов специального назначения: история и современность» / С.Л. Коников, А.А. Передельский // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 9. - С. 46-49.

2. Передельский АА. Профильная педагогическая технология и её конкретно-исторический прикладной характер / А.А. Передельский // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 1. - С. 4953.

3. Передельский А.А. Формирования нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры: наука в помощь идеологии. / А.А. Передельский // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 2. - С. 53-56.

References

1. Konikov, S.L. «Martial Arts in training soldies of the special forces group: Past and Present" / S.L. Konikov, A.A. Peredel'sky // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2010. - № 9. - P. 46-49. (In Russian)

2. Peredel'sky, A.A. Profile educational technology and its specific historical application / A.A. Peredel'sky // Vestnik sportivnoy nauki. - 2013. - № 1. - P. 49-53. (In Russian)

3. Peredel'sky, A.A. Formation of moral and spiritual health of individuals by means of physical and sports culture: the science to help ideology / A.A. Peredel'sky // Vestnik sportivnoy nauki. - 2012. - № 2. - P. 53-56. (In Russian)

Информация для связи с автором: filosofia@sportedu.ru

Поступила в редакцию 12.04.2014 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК:

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКЕ ЕДИНОБОРСТВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ОПЫТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.Г. Котова

Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: высшее физкультурное образование, опыт двигательной деятельности, ключевые двигательные действия единоборств, типичные ошибки/.

Введение. В ходе реализации новой стратегии образования имеется ряд нерешенных вопросов, относящихся к содержанию образовательного процесса с учетом дифференциации и индивидуализации подготовки спортивных педагогов по практическим дисциплинам, к которым относятся единоборства [1].

Целью данного исследования стало определение типичных ошибок, подбор средств и методов для их исправления в процессе обучения технике единоборств с учетом опыта двигательной деятельности студентов.

Методика и организация исследования. В 2009-2012 гг. нами было проведено линейное опытно-экспериментальное исследование с привлечением 217 студентов дневного обучения Института физической культуры - 163 юноши и 54 девушки, обучающихся по дисциплине «Единоборства». Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе, обучая студентов технике единоборств, мы структурировали учебный материал на основе модульно-блочной системы и выделили ключевые дидактические единицы, на втором этапе дополнительно применили рейтинговую систему оценки достижений студентов, выделили типичные ошибки в технике единоборств и подобрали подводящие комплексы упражнений, корректирующие их и развивающие специальные физические качества. В статье мы приводим результаты второго этапа работы со студентами второй экспериментальной группы (ЭГ-2) - 62 человека (42 юноши и 20 девушек). В ходе работы со студентами ЭГ-2 мы сформулировали четыре подгруппы соответственно по принадлежности к виду спорта по классификации движений в спорте В. С. Фарфеля. В первую подгруппу (Гр-1) вошли студенты, занимающиеся циклическими видами спорта, во вторую (Гр-2) - ациклическими, в третью (Гр-3) вошли студенты, занимающиеся сложнокоординационными видами спорта. Причем Гр-3 мы разделили на две подгруппы: первая (Гр-3-А) объединила студентов, занимающихся спортивными играми, вторая (Гр-3-Б) - единоборствами.

Для их коррекции были применены разные комплексы подводящих упражнений.

Приводим последовательность их выполнения в стойке и партере: идеомоторное упражнение, имитационные упражнения без отягощения, имитационные упражнения с резиновым жгутом, выполнение технико-тактических действий (ТДД) с партнером по заданию, выполнение ТДД в полной координации; выполнение упражнений для развития отстающих физических качеств. Например, в Гр-1 для исправления ошибок, связанных с закрепощенностью движений туловища и нижних конечностей во время бросков в стойке, мы применяли следующий комплекс упражнений: мысленное воспроизведение движений «подбив ногами», «сбрасывание» (2-я и 3-я фазы броска); имитационные упражнения без отягощения с акцентом на качественном выполнении (2-я и 3-я фазы броска); имитационные упражнения с резиновым жгутом (2-я и 3-я фазы броска) с фиксацией в крайнем

положении; выполнение броска с партнером с акцентом на качественном выполнении (2-я и 3-я фазы броска) в преодолевающем режиме с сопротивлением 50 % от общей силы; выполнение броска в полной координации в режиме, приближенном к учебно-тренировочной схватке (УТС); выполнение упражнений для развития силы туловища, нижних конечностей, гибкости (метод повторный). У студентов Гр-2 для устранения ошибок, связанных с низкой скоростью выполнения двигательных действий (ДД) в стойке: мысленное воспроизведение ДД; имитационные упражнения без отягощения с высокой скоростью; имитационные упражнения броска с резиновым жгутом с высокой скоростью за 20 с; выполнение броска с двумя партнерами с акцентом на быстром выполнении в преодолевающем режиме с сопротивлением 30-40 % от общей силы; выполнение броска в полной координации в режиме, приближенном к таковому на УТС; выполнение упражнений для развития скоростно-силовых способностей, гибкости (метод повторный). У студентов Гр-3-А для устранения ошибок, связанных с двигательной недостаточностью тела и частей тела в пространстве в стойке, - мысленное воспроизведение ДД; имитационные упражнения без отягощения; имитационные упражнения броска с резиновым жгутом отдельно по каждой фазе броска (1, 2, 3-й), затем в полной координации; выполнение броска с партнером в стандартном режиме; выполнение броска в полной координации в режиме, приближенном к УТС; выполнение упражнений для развития специальной ловкости, гибкости (метод повторный). Для Гр-3-Б комплекс подводящих упражнений состоял из таких же тренировочных упражнений, как и в Гр-3-А, но в более усложненных условиях (сложность технических действий, количество повторений, режимы работы).

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе педагогического эксперимента уровень развития общих физических качеств во всех группах остался без изменения - высоким, уровень развития специальных физических качеств достоверно вырос. Выявлена положительная динамика выполнения техники бросков в стойке: в ГР-1 больше студентов получили оценку «хорошо»: у юношей -на 53 %о, девушек - на 62 0%. В Гр-2 у всех юношей показатели техники улучшились с оценки «удовлетворительно» на оценку «хорошо» (100 %%), девушек с оценками «удовлетворительно» (на 25 %%) и «хорошо» (на 50 %) стало меньше, а с оценкой «отлично» - на 70 %% больше. В Гр-3-А юношей с оценками «хорошо» стало больше на 37 %% и «отлично» - на 14 %; девушек с оценкой «отлично» стало больше на 70 %. В Гр-3-Б у юношей и девушек результаты остались без изменения -на высоком уровне.

Вывод. Учет личностного опыта двигательной деятельности студентов позитивно влияет на качество обучения технике единоборств, что выражается в повышении уровня специальной физической подготовленности и овладении техникой двигательных действий.

Литература

1. Манжелей И.В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образовании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 12. - С. 24-30.

Информация для связи с автором: tatyna2205@mail.ru

Поступила в редакцию 21.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.