Научная статья на тему 'Религиозно-политические основания агонально-спортивной традиции и их влияние на теорию и методику спортивного образования'

Религиозно-политические основания агонально-спортивной традиции и их влияние на теорию и методику спортивного образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / RELIGIOUS AND POLITICAL GROUNDS / АГОНАЛЬНО-СПОРТИВНАЯ ТРАДИЦИЯ / AGONAL-SPORTS TRADITION / СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPORTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Передельский А.А., Александр Киртоакэ

Promoting scientific or scientific-philosophical analysis of modern sport, we often forget that sport, acting as a subject of this analysis, as a real sociocultural phenomenon, is not created, but merely reflected, comprehended in this analysis. Sport is not a creation of any science or philosophy focused on it, though it is influenced by both of them. As a complex system of homogeneous diversified social activity, in the unity of its verbal and nonverbal communication forms, sport is an integrative result or product of extensively sociocultural program that has been developing and implementing its potential since ancient times. This means that one can speak only about the role of science and scientific philosophy in the formation of the indicated program education only from the second half of the XIX century, and even then without any claim to the absolutization of the rational-logical secular origin. Hence, the most fundamental, in terms of specific historical substantiation, formation of ideological and methodological grounds of the agonal-sports tradition is beyond the scope of scientific and secular, in the field of religious and political sectors of the sociocultural program of formation of sport. The purpose of the present study was to determine the dependence of the theory and methodology of modern sports education from evolving religious and political grounds of the world agonal-sports tradition. Religious studies of the historically specific national coordinate system enable to form every time a relatively unique image of national, and, therefore, religious and political existence of such a culture as sport that has long been internationalized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политические основания агонально-спортивной традиции и их влияние на теорию и методику спортивного образования»

УДК: 796.077.5

РЕЛИГИОЗНО-

политические основания агонально-спортивной традиции и их влияние на теорию и методику спортивного образования

Доктор педагогических наук, доцент А.А. Передельский Аспирант Александр Киртоакэ

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

RELIGIOUS AND POLITICAL GROUNDS OFAGONAL-SPORTS TRADITION AND ITS EFFECT ON THEORY AND METHODOLOGY OF SPORTS EDUCATION AA. Peredel'sky, associate professor, Dr.Hab.

A. Kirtoake, postgraduate student Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Key words: religious and political grounds, agonal-sports tradition, sports education.

Promoting scientific or scientific-philosophical analysis of modern sport, we often forget that sport, acting as a subject of this analysis, as a real sociocul-tural phenomenon, is not created, but merely reflected, comprehended in this analysis. Sport is not a creation of any science or philosophy focused on it, though it is influenced by both of them. As a complex system of homogeneous diversified social activity, in the unity of its verbal and nonverbal communication forms, sport is an integrative result or product of extensively sociocultural program that has been developing and implementing its potential since ancient times. This means that one can speak only about the role of science and scientific philosophy in the formation of the indicated program education only from the second half of the XIX century, and even then without any claim to the absolutization of the rational-logical secular origin. Hence, the most fundamental, in terms of specific historical substantiation, formation of ideological and methodological grounds of the agonal-sports tradition is beyond the scope of scientific and secular, in the field of religious and political sectors of the sociocultural program of formation of sport. The purpose of the present study was to determine the dependence of the theory and methodology of modern sports education from evolving religious and political grounds of the world agonal-sports tradition. Religious studies of the historically specific national coordinate system enable to form every time a relatively unique image of national, and, therefore, religious and political existence of such a culture as sport that has long been internationalized.

Ключевые слова: религиозно-политические основания, агональ-но-спортивная традиция, спортивное образование.

Введение. Пропагандируя научный или научно-философский анализ современного спорта, мы часто забываем о том, что спорт, выступая объектом такого анализа, как реальный социокультурный феномен, этим анализом отнюдь не создан, а всего лишь отражен, осмыслен. Спорт не создан ни наукой, ни ориентированной на него философией, хотя и испытывает влияние с их стороны. Как комплексная система однородной мультивидовой социальной деятельности, в единстве её вербальных и невербальных коммуникативных форм, спорт является интегратив-ным результатом или продуктом обширной социокультурной программы, развивающей и реализующей свой потенциал ещё с древних времен. А это означает, что о роли науки и научной философии в становлении указанного программного образования имеет смысл говорить лишь со второй половины XIX века, да и то без претензии на какую-либо абсолютизацию рационально-логического светского начала. Отсюда следует, что наиболее фундаментальный, с точки зрения конкретно-исторического обоснования, пласт мировоззренческих и методологических оснований агонально-спортивной традиции лежит за рамками научного и светского, в области религиозного и политического секторов социокультурной программы становления спорта.

Цель исследования - выявить зависимость теории и методики современного спортивного образования от эволюционирующих религиозно-политических оснований мировой агонально-спортивной традиции.

Результаты исследования и их обсуждение. Начнем с того, что любая попытка обхода, игнорирования конкретно-исторического анализа многообразия различных стадий, моделей развития спорта в угоду абстрактным глобалистическим установкам, формально-логическим обобщениям лишена научной достоверности, бесперспективна, так как не от-

ражает реальное существование спорта ни в древности, ни в современном мире. Таким образом, возникает проблема научно обоснованного исправления, «снятия» глобалистического и формальнологического искажения истории и сущности спорта. Разрешить указанную проблему можно по-разному. Например, путем развернутого доказательства следующих тезисов.

1. Универсальной или глобалистической, усредненной модели спорта в реальной истории никогда не существовало уже в силу различных конкретно-исторических оснований эволюции спорта. Поэтому грубое обобщение его сущности сведением к нескольким (тем более к одному или двум) наиболее характерным признакам некорректно и недопустимо.

2. Тенденция глобализации и секуляризации спортивной культуры в прошлом, настоящем, обозримом будущем дополняется и как минимум уравновешивается противоположной тенденцией, выраженной прежде всего в русле национализации, конкретной социокультурной (или этнокультурной) адаптации спорта.

Следует уточнить, что измерение и оценка степени доминирования той или иной тенденции - также прерогатива сугубо конкретно-исторического, фактического анализа. Однако исследование национальных условий, социального своеобразия существования спорта нам априори представляется ничуть не менее значимой задачей, чем изучение интернациональных условий его функционирования.

Попробуем предложить корректный подход к обоснованию и решению трех последовательно формулируемых в свете вышесказанного задач:

• показа спорта как единства конкретно-исторического, прежде всего религиозно-политического разнообразия;

• выявления критериев анализа и оценки своеобразия национальных моделей спорта;

• определения и обоснования показателей необходимой корректировки любой национальной спортивно-образовательной системы по сравнению с виртуальной абстрактно-глобалистической социокультурной, точнее общецивилизационной, спортивно-образовательной матрицей.

Кратко остановимся на анализе существа первой задачи. Говоря о мировой агонально-спортивной традиции, уже «в первом приближении» следует выделять не одну, а две четко выраженные, взаимо-влияющие и взаимопротивопоставленные античные модели спорта: агональную (греческую, эллинистическую) и колизеальную (римскую, имперскую) [1]. Эти модели сильно разнятся по общему формацион-ному, экономическому, социальному, политическому, культурно-религиозному основаниям. Так, аго-нальная модель формировалась еще при родовом, далее эволюционировала при племенном, военно-демократическом, рабовладельческом общественных устройствах, сохранив до самого конца свою корневую родовую сущностную основу. Колизеаль-ная модель как таковая формировалась уже в рабовладельческом обществе, отражая и оформляя основы последнего.

Экономика агональной модели изначально строилась на индивидуальных и коллективных (частных и общественных) пожертвованиях. Экономика коли-зеальной модели была включена в уже довольно развитую систему рабовладельческих товарно-денежных отношений, складывалась на базе мощного меценатства, бюджетирования спортивного тотализатора, агентской сети продаж и покупок спортсменов.

В играх-агонах участвовали не просто свободные люди, а полноценные граждане полисов, идентифицировавшие себя с греческим, а затем с более широким, но всё равно локализованным эллинистическим этносом (этносами). Римский спорт снял любые социальные и этно-национальные ограничения на уровне состязаний. Спортсменами становились представители любых социальных групп (от рабов до императоров, от римских граждан до диких варваров) вне какой-либо, даже самой широкой имперской идентификации.

Политически агоны прежде всего выполняли функцию этно-национального самоопределения и внутреннего сплочения; римский спорт - функцию широкомасштабного (сперва республиканского, затем имперского) политического лоббизма, то есть, по сути, функцию социально-классового противопоставления и разобщения внутри самого римского мира.

В агонах нашли свое наиболее полное ритуальное и идеологическое выражение греческие религиозные «культы жизни», в римском (латинском) спорте столь же полно выразились латинские религиозные «культы смерти».

Колоссальная фактическая (и формальная, и содержательная) разница между агональной и колизе-альной моделями может быть рельефно представлен-на в их краткой модельной характеристике.

Агональная модель по факту исторической реальности предполагает:

• обязательный четырехлетний цикл подготовки атлетов;

• относительно игровой, ограниченно экстремальный, условный характер детально регламентированного соперничества, отсутствие летального исхода как безусловной нормы соревнований;

• связь телесно-двигательной практики с древнегреческой философской, а в том числе и с про-тогуманистической, традицией;

• участие в состязаниях как великую честь и социальную ответственность, добровольный акт и свободное решение атлетов.

Колизеальная модель по факту исторической реальности исходит из:

• «плавающей», ситуативной цикличности в подготовке спортсменов, вплоть до её полного игнорирования;

• абсолютно экстремального, практически безусловного, хотя и частично регламентированного, характера прикладного боевого соперничества, признания летального исхода как предельно высокой нормы участия в соревнованиях;

• практически абсолютного отсутствия связей телесно-двигательной практики с древней философской протогуманистической традицией;

№ 10 • 2014 Октябрь | ОйоЬег

35

• акцентов на принудительный для большинства атлетов, несвободный и унизительный характер решения об участии в соревнованиях. Заключение. В современной агонально-спортивной практике, столь четкой и резкой, противопоставленности модельных признаков не существует (по крайней мере явно не наблюдается). Современный спорт высших достижений, олимпийский и профессиональный спорт морально и юридически базируются на некой усредненной матрице. Однако границы и сама суть этой матрицы объективно и субъективно предельно сильно размыты, «смазаны», варьируются в зависимости от многих конкретных условий существования и пропаганды спорта. И если определяющим моментом абстрактного усреднения являются светское реформирование и рационально-логическое оформление спортивной культуры, то значимым моментом конкретного варьирования и поляризации моделей спорта выступает его этно-национальная, в частности религиозно-политическая, адаптация, способная по факту развернуть одну и ту же видовую

спортивную модель в широчайшем диапазоне от атональной до колизеальной модели.

Исследования в религиозных рамках исторически конкретной национальной системы координат позволяет каждый раз формировать относительно неповторимый облик национального, а значит, и религиозно-политического существования такой, уже давно интернационализированной культуры, как спорт.

Литература

1. Передельский А.А. Древнегреческое физическое воспитание и агонистика, древнеримский спорт как антологическая основа для генетического определения понятий «физическая культура» и «спорт»/ А.А. Передельский, С.А. Коников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2010.- № 5.- С. 59-64.

References

1. Peredelsky, A.A. Ancient Greek physical education and agonistics, ancient Roman sport as an anthological basis for genetic definitions of the concepts of "physical culture" and "sport" / A.A. Peredelsky, S.A. Konikov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 5. - P. 59-64. (In Russian)

Информация для связи с автором: filosofia@sportedu.ru

Поступила в редакцию 12.04.2014 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.853.24

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО

АА Хорунжий

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: дзюдо, функциональное состояние, физкультурно-оздоровительные занятия, простая зрительно-моторная реакция, внешнее дыхание.

Цель исследования - определение функционального состояния юных спортсменов на этапе начальной подготовки в дзюдо.

Организация и методы исследования. Функциональное состояние юных дзюдоистов оценивалось по динамике показателей зрительно-моторных реакций и внешнего дыхания в процессе физкультурно-оздоровительных занятий [1]. В исследовании приняли участие юные дзюдоисты 11-12 лет (п=23). Изучаемые показатели определяли с помощью программно-аппаратного комплекса «Нейро-Тест» и спирографа «Спиро-Спектр».

Результаты исследования и их обсуждение. При тестировании показателей до начала тренировочного занятия продолжительность простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) составила 229,05±33,04 мс. Функциональное состояние ЦНС юных дзюдоистов оценивалось при помощи критериев Лоскутовой (устойчивость реакции, функциональный уровень системы и уровень функциональных возможностей), вычисляемых на основе стабильности значений ПЗМР. В результате уровень функциональных возможностей ЦНС в группе юных дзюдоистов составил 3,13±0,24, что оценивается как низкий уровень. После тренировочного занятия по дзюдо продолжительностью 1,5 ч ПЗМР составила 224,03±38,05 мс. Уровень функциональных возможностей ЦНС составил 3,62±0,31, что оценивается как средний уровень.

На основании проведенного спирографического исследования у большинства обследованных после тренировочного занятия отмечался прирост скоростных и объемных показателей внешнего дыхания (жизненная емкость легких -ЖЕЛ, форсированная жизненная емкость легких - ФЖЕЛ, объем форсированного выдоха за 1 с - ОФВ1, пиковая объемная скорость - ПОС, мгновенная объемная скорость в момент выдоха 25 % ФЖЕЛ - МОС25, 50 % ФЖЕЛ - МОС50, 75 % ФЖЕЛ - МОС75). Обнаруженная тенденция может быть охарактеризована как адекватная приспособительная реакция респираторной системы детей на тренировочные занятия дзюдо продолжительностью 1,5 ч.

Заключение. Выявленное увеличение скорости ПЗМР и внешнего дыхания свидетельствует о расширении функциональных возможностей организма юных дзюдоистов на этапе начальной подготовки в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Выявленная тенденция свидетельствует об успешном протекании процессов адаптации детей к предлагаемым физическим нагрузкам и может учитываться как один из критериев предрасположенности к занятиям дзюдо, а также при отборе в группы начальной подготовки ДЮСШ по спортивным единоборствам.

Литература

1. Высочин, Ю.В. Контроль за функциональным состоянием нервно-мышечной системы / Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко, Л.Г. Яценко // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 1. - С. 36-40.

Информация для связи с автором:

тел.: 89156337892; е-таН: anik1950@mail.ru

Поступила в редакцию 05.08.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.