Научная статья на тему 'Социально-психологические основы межэтнических отношений в спортивной деятельности'

Социально-психологические основы межэтнических отношений в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL PRINCIPLES OF INTERETHNIC RELATIONSHIP IN SPORT / ПАТРИОТИЗМ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ СПОРТА / PATRIOTISM AND INTERNATIONALISM OF SPORT / ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ / EDUCATION AND SELF-EDUCATION / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / VICTORIES AND DEFEATS / БОРЦЫ РАЗНОГО ВОЗРАСТА / WRESTLERS OF VARIOUS AGES / ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабаков А.И.

The relevance of the problems of interethnic relationship in modern society is unquestionable. It is proved by numerous wars, conflicts and contradictions on the national, ethnic and religious bases. The interethnic relationships have been set and are being developed, established in the centuries-old traditions. The purpose of the study was to analyze sociopsychological principles of interethnic relationship in sport and define effective ways to improve this work in the practice of modern sport. The social basis of interethnic relationship in sport is made of the documents of international sports federations, International Olympic Committee, Olympic Charter, national declarations, political parties and public organizations in physical culture and sport. Psychological and educational aspects of formation of the interethnic relationship in sport during trainings and competitions in wrestling are consolidated by the long-term practice and the methods specially organized by social, psychological and educational activities. Formation of humane, tolerant interethnic relationship, useful for trainers and athletes during sports competition, requires awareness of the social essence of sport for all nations and consolidation of the experience of self-regulation of emotional states and correct actions at victories and defeats. The developmental approach lays the basis of the actions on formation of the interethnic relationship in sport, especially in martial arts: taking into account the categories of junior schoolchildren, adolescents, young boys and senior wrestlers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические основы межэтнических отношений в спортивной деятельности»

УДК: 796.01:159.9

СОЦИАЛЬНО-

психологические основы межэтнических отношений в спортивной деятельности

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Бабаков

Институт физической культуры и спорта Владимирского государственного университета, Владимир

SOCIOPSYCHOLOGICAL PRINCIPLES OF INTERETHNIC RELATIONSHIP IN SPORT A.I. Babakov, associate professor, Ph.D.

Institute of physical culture and sport of Vladimir state university, Vladimir

Key words: psychological and social principles of interethnic relationship in sport, patriotism and internationalism of sport, education and self-education, self-regulation, victories and defeats, wrestlers of various ages. The relevance of the problems of interethnic relationship in modern society is unquestionable. It is proved by numerous wars, conflicts and contradictions on the national, ethnic and religious bases. The interethnic relationships have been set and are being developed, established in the centuries-old traditions.

The purpose of the study was to analyze sociopsy-chological principles of interethnic relationship in sport and define effective ways to improve this work in the practice of modern sport. The social basis of interethnic relationship in sport is made of the documents of international sports federations, International Olympic Committee, Olympic Charter, national declarations, political parties and public organizations in physical culture and sport. Psychological and educational aspects of formation of the interethnic relationship in sport during trainings and competitions in wrestling are consolidated by the long-term practice and the methods specially organized by social, psychological and educational activities. Formation of humane, tolerant interethnic relationship, useful for trainers and athletes during sports competition, requires awareness of the social essence of sport for all nations and consolidation of the experience of self-regulation of emotional states and correct actions at victories and defeats. The developmental approach lays the basis of the actions on formation of the interethnic relationship in sport, especially in martial arts: taking into account the categories of junior schoolchildren, adolescents, young boys and senior wrestlers.

Ключевые слова: психологические и социальные основы межэтнических отношений в спортивной деятельности, патриотизм и интернационализм спорта, воспитание и самовоспитание, саморегуляция, победы и поражения, борцы разного возраста.

Актуальность проблем межэтнических отношений в современном обществе не вызывает сомнения. Свидетельством тому, являются многочисленные войны, конфликты и противоречия на национальной, этнической и религиозной основе. В спортивной деятельности сложились и развиваются межэтнические отношения, узаконенные многовековыми традициями, которые представлены спортивной этикой, символикой и ритуалами. Они являются обязательными для всех тренеров, спортсменов, организаторов учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований различного масштаба. Однако и здесь порой возникают конфликты и противоречия, имеющие национальную окраску.

В сфере спортивной деятельности, включая спортивные единоборства, проблема межэтнических отношений рассматривалась в исследованиях, в какой-то мере касающихся патриотического и интернационального воспитания (А. Карелин, В. Игуменов, И. Ярыгин, Н. Магомедов, Л. Логинов, В. Бобровский, А. Кузнецов, А. Сагалеев, А. Семенов, А. Бабаков и др.), самовоспитания спортсменов и саморегуляции эмоциональных состояний при победах и поражениях (Г. Горская, Л. Дикая, В. Зобков, Ю. Сысоев и др.)

Среди официальных документов, касающихся межэтнических отношений в спортивной деятельности, следует отметить Олимпийскую хартию, документы международных спортивных

федераций, положения о спортивных соревнованиях и др.

Цель исследования - проанализировать социально-психологические основы межэтнических отношений в спортивной деятельности и определить эффективные пути совершенствования этой работы в практике современного спорта.

Методика и организация исследования. В статье представлены отдельные фрагменты из экспериментальной работы. В каждой экспериментальной группе было по 14-16 человек, всего 5 возрастных групп. Применялась 10-балльная или 5-балльная система оценок. Основные эксперименты проводили на базе экспериментальной площадки, созданной при Спортивном комплексе единоборств им. Дмитрия Тимофеева Института физической культуры и спорта Владимирского государственного университета (г. Владимир).

Исследование, ориентированное на олимпийский цикл, проводили непрерывно в течение учебного года, а в летний период - в спортивно-оздоровительных лагерях Владимирской области в течение 2008-2012 гг. Всего в экспериментальной работе приняли участие 16 тренеров по борьбе греко-римской, самбо и борьбе на поясах и 248 борцов разного возраста по указанным видам борьбы.

Основу методики исследования составляли:

а) диагностические методики;

б) педагогические наблюдения;

в) методы экспертных оценок;

г) анализ передового и массового опыта.

Результаты исследования и их обсуждение. При проведении анкетирования и педагогических наблюдений во время соревнований по борьбе участникам предлагали анкеты для выяснения различий в эмоциональных отношениях к спортивным соперникам своей и другой этнической группы непосредственно перед выходом на ковер. Отдельные результаты приведены в табл. 1 (п = 180).

На вопрос «Какие эмоции и переживания ты испытываешь перед спортивным поединком с представителем своей национальности?» были получены следующие ответы (см. табл. 1).

На вопрос «Какие эмоции и переживания ты испытываешь перед спортивным поединком с представителем другой национальности?» получены следующие ответы (табл. 2) (п=126).

В данном фрагменте исследования основное внимание сосредоточено на социально-психологических основах межэтнических отношений в процессе спортивных соревнований различного масштаба, региональных, российских, между-

Таблица 1. Эмоциональное состояние перед соревновательной схваткой с борцом своей этнической группы, % от колич. испытуемых

Положительные эмоции Результаты самооценок борцов и педагогических наблюдений экспертов (% выявленных результатов от числа обследованных борцов разных этнических групп) Отрицательные эмоции Результаты самооценок борцов и педагогических наблюдений экспертов (% выявленных результатов от числа обследованных борцов разных этнических групп)

Спокойствие 52,3 Тревожность 18,2

Уверенность 36,2 Неуверенность 12,9

Интерес 24,9 Безразличие 14,3

Смелость 68,3 Робость 10,5

Надежда 70,5 Разочарование 26,2

Бодрость 42,3 Усталость 14,5

Радость 28,4 Грусть 16,9

Гордость 30,9 Унижение 4,8

Боевая готовность (отсутствие волнения в форме дрожания типа мандража) 62,8 Ярко выраженная предстартовая «лихорадка» 38,4

Боевая готовность (отсутствие апатии, вялости, расслабленности) 68,1 Ярко выраженная предстартовая апатия 32,3

Таблица 2. Эмоциональное состояние перед соревновательной схваткой с борцом другой этнической группы, % от колич. испытуемых

Положительные эмоции Результаты самооценок борцов и педагогических наблюдений экспертов (% выявленных результатов от числа обследованных борцов разных этнических групп) Отрицательные эмоции Результаты самооценок борцов и педагогических наблюдений экспертов (% выявленных результатов от числа обследованных борцов разных этнических групп)

Спокойствие 24,3 Тревожность 57,5

Уверенность 7,2 Неуверенность 62,2

Интерес 44,4 Безразличие 36,2

Смелость 22,4 Робость 72,9

Надежда 24,6 Разочарование 46,8

Бодрость 6,3 Усталость 48,3

Радость 10,9 Грусть 34,1

Гордость 38,3 Унижение 18,2

Боевая готовность (отсутствие волнения в форме дрожания типа мандража) 30,3 Ярко выраженная предстартовая «лихорадка» 70,2

Боевая готовность (отсутствие апатии, вялости, расслабленности) 28,1 Ярко выраженная предстартовая апатия 72,8

народных, включая XXVII Всемирную Универсиаду в г. Казани (июль 2013 года).

Следующим фрагментом представлена экспериментальная программа, основу которых составляют теоретические сведения и накопления практического опыта межэтнических отношений в условиях работы с многонациональными спортивными коллективами борцов греко-римского стиля, самбо и на поясах. Условно в содержании экспериментальной работы выделено 5 блоков.

1-й блок: теоретические сведения об этнической идентичности и этническом сознания каждого человека. Приобретение опыта межэтнических отношений в спортивной и других видах деятельности.

2-й блок: теория о патриотизме в спорте. Накопление опыта патриотического поведения.

3-й блок: теория об интернационализме в спорте. Накопление опыта интернационального поведения.

4-й блок: теория о самовоспитании в спорте. Накопление практического опыта самовоспитания личности и поведения в спортивной деятельности.

5-й блок: теория о саморегуляции эмоциональных состояний в спорте. Накопление опыта саморегуляции эмоциональных состояний и поведения в случае спортивных побед и поражений

Юниоры и взрослые борцы в наших основных экспериментальных группах - это грамотные

спортсмены, в основном передовая студенческая молодежь, которая демонстрирует более осознанное стремление к укреплению межэтнических отношений в спортивной и других видах деятельности.

Представленные в статье отдельные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Социальную основу межэтнических отношений в спортивной деятельности составляют документы международных спортивных федераций по видам спорта, Международного Олимпийского комитета, Олимпийской хартии, декларации государств, политических партий и общественных организаций по вопросам физической культуры и спорта.

2. Психологические и педагогические аспекты формирования межэтнических отношений в спортивной деятельности в процессе спортивных тренировок и соревнований по спортивной борьбе представляют собой закрепленные многолетней практикой и специально организованной социальной, психологической и педагогической работой приемы:

• убеждение в этнической идентичности каждого человека на основе этнического сознания детей, молодежи и взрослых спортсменов;

• формирование патриотических качеств личности спортсмена;

• формирование интернациональных качеств личности спортсмена;

• воспитание и самовоспитание межэтнических отношений в спортивной деятельности и повседневной жизни;

• саморегуляция эмоционального состояния спортсмена в условиях острого, бескомпромиссного спортивного соперничества при неизбежных спортивных победах и поражениях.

3. Формирование гуманных, толерантных межэтнических отношений, необходимых для тренеров и спортсменов в условиях спортивного соперничества, требует осознания социальной сущности спорта для всех народов и закрепления опыта саморегуляции эмоциональных состояний и правильного поведения при спортивных победах и поражениях.

4. В основе работы по формированию межэтнических отношений в спортивной деятельности, особенно в спортивных единоборствах, должен быть положен возрастной подход: учет категорий младших школьников, подростков, юношией, юниоров, взрослых борцов.

Литература

1. Бабаков А.И. Диалектика национального и интернационального в системе спортивной работы с юными борцами / А.И. Бабаков // Теория и практика физ. культуры. - 2012.

- № 8. - С. 54-58.

2. Бабаков А.И. Межэтнические отношения в спортивной деятельности: В сб.: Психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы. Тезисы докл. Международной науч.-практ.конф., посвященной 120-летию со дня рождения В.Н. Мясищева, 10-13 июля 2013 г., изд-во Влад. гос. ун-та им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. / А.И. Бабаков. - Владимир-Москва, 2013. - С. 344-347.

3. Бобровский В.А. Патриотическое воспитание юных борцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Бобровский.

- М., 1997. - 20 с.

4. Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов (на материалах спортивной деятельности): дис. ... докт. психол. наук / Г.Б. Горская. - Краснодар, 1999. - 332 с.

5. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субьекта в экстремальных условиях деятельности: дис. ... докт. психол. наук / Л.Г. Дикая. - М., 2002.

- 342 с.

6. Зобков В.А. Психология отношений и личности учащегося / В.А. Зобков. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1992. - 155 с.

7. Игуменов В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результаты выступлений в ответственных соревнованиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Игуменов. - М., 1971. - 27 с.

8. Карелин А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: дис. ... докт. пед.наук / А.А. Карелин. - СПб., 2003. - 406 с.

9. Кузнецов А.С. Организационно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе: дис. ... докт. пед. наук. / А.С. Кузнецов. - Краснодар, 2002. - 481 с.

10. Магомедов Н.М. Воспитание патриотических и интернациональных качеств борцов: монография / Н.М. Магомедов, Л.В. Логинов, А.И. Бабаков. - Владимир: изд-во ВлГУ, Собор, 2012. - 256 с.

11. Сагалеев А.С. Соревновательно-тренировочная деятельность спортсменов-единоборцев в условиях межкультурного диалога Востока и Запада: дис. ... докт. пед. наук / А.С. Сагалеев. - Улан-Удэ, 2011. - 54 с.

12. Семенов А.Г. Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании: дис. ... докт. пед. наук / А.Г. Семенов. - СПб., 2001. - 487 с.

13. Сысоев Ю.В. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности: дис. ... докт. пед. наук / Ю.В. Сысоев. - М., 2001. - 480 с.

14. Ярыгин И.С. Ты выходишь на ковер / И.С. Ярыгин. - М.: Советская Россия, 1989. - 144 с.

References

1. Babakov, A.I. Dialectics of the national and international in the system of sports activity with young wrestlers / A.I. Babakov// Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 8. - P. 54-58. (In Russian)

2. Babakov, A.I. Interethnic relationship in sports activity: In: Psychology of human attitude to vital activity: problems and perspectives. Book of abstracts of the Internat. theor.-pract. conf. dedicated to the 120th anniversary of V.N. Myasischev, July 10-13 2013, publ. h-se of VAU named after A.G. and N.G. Stoletov. / A.I. Babakov. - Vladimir-Moscow, 2013. - P. 344-347. (In Russian)

3. Bobrovsky, V.A. Patriotic education of young wrestlers: abstract of Ph.D. thesis / V.A. Bobrovsky. - Moscow, 1997. - 20 P. (In Russian)

4. Gorskaya, G.B. Psychological factors of self-realization of professionals (case study of sports activity): doctoral thesis (Psychology) / G.B. Gorskaya. - Krasnodar, 1999. - 332 P. (In Russian)

5. Dikaya, L.G. Psychology of self-regulation of the subject's functional state in extreme conditions: doctoral thesis (Psychology) / L.G. Dikaya. - Moscow, 2002. - 342 P. (In Russian)

6. Zobkov, V.A. Psychology of pupil's relations and personality / V.A. Zobkov. - Kazan: publ. h-se of Kazan un-ty, 1992. - 155 P. (In Russian)

7. Igumenov, V.M. The study of the influence of pre-start emotional arousal of elite wrestlers on the results of performances at Russian competitions: abstract of Ph.D. thesis / V.M. Igumenov. - Moscow, 1971. - 27 P. (In Russian)

8. Karelin, A.A. The system of integral training of elite wrestlers: doctoral thesis (Hab.) / A.A. Karelin. - St.Petersburg, 2003. - 406 P. (In Russian)

9. Kuznetsov, A.S. Organization and methodological principles of long-term technical and tactical training in Greco-Roman wrestling: doctoral thesis (Hab.) / A.S. Kuznetsov. - Krasnodar, 2002. - 481 P. (In Russian)

10. Magomedov, N.M. Training patriotic and international qualities in wrestlers: monograph / N.M. Magomedov, L.V. Loginov, A.I. Babakov. - Vladimir: publ. h-se of VlSU, Sobor, 2012. - 256 P. (In Russian)

11. Sagaleev, A.S. Wrestlers' competitive-training activity in conditions of the East-West intercultural dialogue: doctoral thesis (Hab.) / A.S. Sagaleev. - Ulan-Ude, 2011. - 54 P. (In Russian)

12. Semenov, A.G. Development of Greco-Roman wrestling in Soviet student sport and physical education: doctoral thesis (Hab.) / A.G. Semenov. - St.Petersburg, 2001. - 487 P. (In Russian)

13. Sysoev, Yu.V. Theoretical and methodological principles of formation and uniting the collective during sports activity: doctoral thesis (Hab.) / Yu.V. Sysoev. - Moscow, 2001. - 480 P. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Yarygin, I.S. When you exceed the competition area / I.S. Yarygin. - Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1989. - 144 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

al.babakov@yandex.ru

Поступила в редакцию 30.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.