УДК: 796.61
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ
диагностика и технико-тактический анализ как управляющий механизм экспериментального педагогического программирования в велоспорте (ВМХ)
Кандидат педагогических наук, профессор М.М. Ковылин Доктор педагогических наук, доцент А.А. Передельский
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
MIND-BODY DIAGNOSIS AND TECHNICAL AND TACTICAL ANALYSIS AS A CONTROL MECHANISM OF EXPERIMENTAL EDUCATIONAL PROGRAMMING IN CYCLING (ВМХ) M.M. Kovylin, professor, Ph.D. A.A. Peredel'sky, associate professor, Dr.Hab.
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPhC), Moscow Key words: educational experiment, cycling (BMX), mind-body diagnosis, technical and tactical analysis. The essence of the mind-body diagnosis in unity with the technical and tactical analysis is to identify the presence and degree of adequacy (accuracy and precision) of the psy-chophysical support of performance of the array of technical and tactical techniques used throughout the competition as a whole, for example when passing the entire race from start to finish.
The purpose of the present study was to conduct the technical and tactical analysis as a control mechanism of the experimental educational programming in cycling sport (BMX).
In the considered case the goal of the mind-body diagnosis in conjunction with the technical and tactical analysis was to identify «weak» aspects in the standard (approved, conventional) training program for cyclists with elite athletes in mind.
The whole range of recommendations presented should be complemented and completed with the exercises from the technical and tactical range of cycling sport (BMX). Directly special training sessions are to be conducted focused on the use of the method of active three-level meditation. The three levels of the indicated method are the following:
- «Single-point» practicing of simple elements;
- Practicing of relatively autonomous parts;
- Practicing of «sliding motion» throughout the track.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, велоспорт (ВМХ), психофизическая диагностика, технико-тактический анализ.
Введение. Суть психофизической диагностики в единстве с технико-тактическим анализом заключается в выявлении наличия и степени адекватности (точности и совершенства) психофизического обеспечения исполнения заданного арсенала технико-тактических приемов, применяемых на протяжении всего состязания в целом, например при прохождении всей дистанции от старта до финиша [1].
Цель исследования - технико-тактический анализ как управляющий механизм экспериментального педагогического программирования в велоспорте (ВМХ).
Методика и организация исследования. В рассматриваемом случае психофизическая диагностика в связке с технико-тактическим анализом проводилась с целью выявления «слабых» мест в стандартной (апробированной, традиционной) подготовке велосипедистов с расчетом на спортсменов высокой квалификации. Основным исследуемым контингентом по программе эксперимента были назначены мужчины и женщины - мастера спорта, члены сборной команды России по велоспорту (ВМХ). В качестве экспертов для пилотажного (разведывательного) опроса были выбраны 9 человек:
- 6 мастеров спорта из состава сборной России по велоспорту (ВМХ) (3 мужчины и 3 женщины);
- 3 профильных тренера (заслуженный тренер России и 2 тренера высшей категории).
На основе пилотажного опроса экспертов предполагалось разработать и объединить в программу педагогического эксперимента ряд необходимых учебно-тренировочных и соревновательных рекомендаций, полученных на основе применения технологии психофизической диагностики и технико-тактического анализа. Рекомендации излагаются в соответствии с перечнем условно выделяемых фрагментов участков последовательного прохождения трека, таких как:
• стартовая позиция;
• стартовый склон;
• первый трамплин и первый вираж;
• второй трамплин и второй вираж;
• третий трамплин и третий вираж;
• четвертый трамплин и финиш.
Выделенные фрагменты представляют собой участки велодрома, на которых возможна и целесообразна относительно независимая (обособленная, отдельная) отработка технико-тактических приемов и доводка (исправление, шлифовка) их психофизического обеспечения.
Однако фрагментация не должна вредить целостному восприятию трека. Диагностика общего и отдельного, целого и части требует их органичного соотнесения, поэтому психофизическую диагностику следует начинать с целого и только потом переходить к частям-фрагментам. Иначе легко прогнозируется возможность технико-тактических ошибок, неточностей, задержек реакции, замедления темпа и искажения планового режима прохождения велодрома.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенной психофизической диагностики и технико-тактического анализа.
1. Велодром в целом. Выявленные недостатки: недостаточно четкое представление мыслеобраза велодрома в целом; отсутствие постановки дыхания; недостаточная концентрация внимания; частичная напряженность (закрепощен-ность) ведущих мышечных групп (ног, спины, плечевого пояса, рук).
Рекомендации: формирование четкого и завершенного мыслеобраза велодрома в целом (упражнение: быстро и точно нарисовать целостную конфигурацию трека с закрытыми глазами и без отрыва карандаша от бумаги); обучение общим навыкам постановки дыхания; обучение максимальной концентрации внимания на базе общего мышечного расслабления (упражнение: пассивная медитация на образно-ассоциативных рядах); обучение отдельному попеременному напряжению и расслаблению установленных групп мышц при общем расслаблении всего остального мышечного корсета.
2.1. Стартовая позиция до падения планки. Выявленные недостатки: отсутствие поставленного дыхания; недостаточно расслабленная посадка на велосипеде; различное положение рук на грипсе (ручках); различное состояние психики; различное время (момент) принятия положения «готовности к старту». Рекомендации:
• дыхание размеренное, глубокое, нижнее (брюшное). Примечание. На 3-4 последних секундах - прокачка легких, на красно-желтый - сигнал глубокий вдох, на желто-зеленый сигнал - резкий, но не полный выдох;
• обеспечить максимально расслабленную посадку на велосипеде (плечи развернуты и опущены; смотреть прямо, не поворачивая и, желательно, не опуская головы).
Примечание. Методом встряхивания мышечных групп убрать остаточную крепотуру и точки (узлы) дискомфорта;
• положение рук на грипсе удобное, наложением кисти сверху, пальцы крепко сомкнуты на ручках, но, не стискивая;
• (упражнение: удержание руки партнера пальцами, выворачивание (освобождение) кисти из тисков пальцевого захвата);
• состояние психики максимально пустотное и отрешенно-сосредоточенное, концентрация на мыслеобразе велодрома «с высоты птичьего полета»;
• (упражнение: закрывая глаза, мысленно воспроизводить картинку велодрома, открывая - соотносить мыс-леобраз с оригиналом, тем самым сливаясь с трассой в единое целое);
• принятие положения «готовности к старту» в самый последний момент, после прокачки легких, на паузе после последнего глубокого вдоха. Концентрация на образе
мерцающего экрана телевизора с отключенной на ночное время программой (образ помех).
2.2. Стартовая позиция в момент падения планки. Выявленные недостатки: отсутствие поставленного дыхания; недостаточная концентрация; различные модели поведения без достаточного обоснования их выбора.
Рекомендации: резкий, но не полный выдох на желто-зеленый сигнал после задержки дыхания в конце прокачки легких; концентрация внимания на образе падения в бездонную пропасть или на образе погружения в морскую пучину (упражнение 1: падение на мягкое покрытие (батут) «солдатиком» вперед с постановкой в последний момент согнутых в локтях рук; упражнение 2: выполнение прямого удара рукой с ускоренным падением вперед на подставленную в последний момент ногу); модель поведения: поднявшись в седле велосипеда, переместить центр тяжести тела максимально вперед.
3. Стартовый склон. Выявленные недостатки:
- боязнь резкого ускорения, возможности не справиться со скоростью и столкнуться с велосипедом соперника:
- забывают дышать при крайне интенсивном педалировании;
- закрепощение мышц и частичная дисфункция периферической нервной системы.
Как следствие: падение темпа, сбой дыхания, быстрое нарастание усталости.
Рекомендации:
- дыхание быстрое, верхнее (грудное), соразмерное с темпом педалирования; достижение состояния пустотного, скользящего сознания (упражнение 1: пассивная медитация; упражнение 2: активная медитация в процессе педалирования на велотренажере); концентрация внимания на образе «пожирающей» пространство пули или на образе телепорта-ции (мгновенного психофизического переноса в точку первого прыжка) (упражнение: отведенную назад руку мгновенно положить на лоб стоящему напротив ассистенту.
Примечание. Упражнения для правой и левой руки чередуются);
- обучение тому, как не напрягать, а расслаблять интенсивно работающие мышцы (упражнение 1: «игра в ладошки»; упражнение 2: максимально интенсивный бег на месте с расслабленными ногами, плечами, руками, соотносимый с быстрым грудным дыханием; упражнение 3: встряхивание крупом подобно собаке, выбежавшей из воды).
4. Трамплин + вираж, трамплин. Выявленные недостатки:
- непоставленность дыхания;
- отсутствие четких представлений и приоритетов в выборе технико-тактической модели прохождения каждого из четырех трамплинов.
Рекомендации:
- при прохождении трамплина прыжком (прыжками) дыхание регулируется следующим образом: прыжок делается на вдохе, приземление и толчок на следующий прыжок (или на педалирование) делается на резком выдохе - частичном резком вдохе с дальнейшим частым грудным дыханием при педалировании;
- при прохождении трамплина на серфе дыхание должно соответствовать интенсивности работы велогонщика;
- техническая установка при прыжковом или смешанном прохождении трамплина должна быть направлена на реализацию схемы: «толчок-толчок» (а не «толчок-приземление-толчок») (упражнение 1: «чехарда» с чередованием толчков ногами от пола и руками от спины согнувшегося ассистента; упражнение 2: серия выпрыгиваний вперед и вверх из полного приседа); рекомендуемая техника для прохожде-
ния: первого трамплина - прыжки; второго - смешанная модель; третьего - прохождение на серфе; четвертого - прохождение на серфе; концентрация внимания на образе парящей над землей птицы или на образе подхваченного порывом ветра перышка (повторяется упражнение 2).
5. Противоборство. Выявленные недостатки: боязнь активного противоборства; недостаточно обостренная реакция на допущенное агрессивное воздействие (толчок велосипедом или телом, перекрывающий движение поворот колеса соперника, выдавливание на невыгодную позицию).
Рекомендации: отработка простой реакции отворота (уклон); отработка сложной реакции отворота (уклон) после собственной провокации на агрессивное действие (упражнение 1: челночные смещения с траектории бросаемого в тело мяча; упражнение 2: то же самое, но по схеме «провокация броска» - уход с траектории броска; упражнение 3: «слалом» - прохождение группы ассистентов, стоящих в колоне по два в разомкнутом строю, зигзагообразным лавированием; упражнение 4: силовой баскетбол).
Выводы. Весь представленный ряд рекомендаций требуется дополнить и завершить упражнениями из технико-тактического арсенала велоспорта (ВМХ). Проведе-
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ние непосредственно специальных тренировок рекомендуется ориентировать на использование метода активной трехуровневой медитации. Тремя уровнями указанного метода выступают:
- «одноточечная» отработка простых элементов;
- отработка относительно автономных фрагментов;
- отработка «скольжения» при прохождении всего трека.
Литература
1. Передельский А.А. Древнегреческое физическое воспитание и агонистика, древнеримский спорт как антологическая основа для генетического определения понятий «физическая культура» и «спорт» / А.А. Передельский, С.А. Коников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 59-64.
References
1. Perede'sky, A.A. Ancient Greek physical education and agonistics, Ancient Roman sport as an anthological basis for genetic definitions of the concepts of "physical culture" and "sport" / A.A. Peredel'sky, S.A. Konikov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2010. - № 5. - P. 59-64. (In Russian)
Информация для связи с автором: kmm-74@mail.ru
Поступила в редакцию 26.06.2014 г.
УДК: 796.01:159.9
ВЛИЯНИЕ ФОТОГРАФИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНА-ЕДИНОБОРЦА
Аспирант АА Черных
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ШОЛИФК), Москва
Ключевые слова:
изображение.
психическое состояние, фотографическое
Введение. Воздействие на психическое состояние спортсмена с помощью изображения становится все более актуальным. Фотографии тренировочной и соревновательной деятельности могут служить вариантом такого изображения. Они требует меньше времени для восприятия, чем вербальный текст, понятны для носителя любого языка, быстро и просто усваиваются.
Цель исследования - определение возможностей формирования оптимального психического состояния спортсмена с использованием специально отобранных фотографических изображений.
Методика и организация исследования. Для фиксирования изменений, происходящих в психике спортсмена (25 спортсменов-единоборцев - представителей рукопашного боя и боевого самбо) при воздействии фотографических изображений, применялись шкала субъективных оценок актуальных психических состояний СОПАС-8, а также замеры активности полушарий головного мозга с помощью прибора Активациометр-9 к [Ю. А. Цагарелли, 1995] и восьмицвето-вой тест Люшера, на основе которого высчитывался коэффициент психофизиологической активности (далее КПФА).
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования была выявлена факторная структура состояний на каждом из 4 этапов. При исходном замере было выявлено 3 фактора. Первый - «подавленность, пассивность и неуверенность в себе» с полнотой факторизации 45 %, второй - «самоконтроль, установка на предстоящее действий» (22,11 %) - включает спокойствие, удовлетворенность, нежелание действовать и самоконтроль), третий - «фактор ожидания активности» (15,7 %) - показывает активность левого и правого полушария). На этом этапе результаты факторного анализа свидетельствуют о подавленности, пассивности, депрессии, самоконтроле, а также о нежелании спортсменов действовать в текущий момент. Данные факторы лишь отчасти способствуют формированию внутренних опор. При показе индивидуально нейтральных фотографий было выявлено 3 фактора. Первый - «активность, энтузиазм и самонадеянность» (45,01 %), второй - «фактор, связанный с удовлетворенностью испытуемых нынешним положением и нежеланием
что-либо предпринимать» (22,11 %), и третий фактор - «психофизиологическая активность» (14,3 %) - свидетельствует об отсутствии самоконтроля, психическом беспокойстве и негодовании, так что активность испытуемых отчасти бесконтрольна.
На третьем этапе (индивидуально-отрицательные фотографии) было выявлено 3 фактора. Первый - «стенические эмоции» (35,47 %) - включает в себя хорошее настроение, социальную поддержку, бодрость, спокойствие, удовлетворенность, энтузиазм, второй - «отсутствие самоконтроля» (28,84 %) и третий - фактор, «связанный с ожиданием подавленного настроения и изнуренности» (15,53 %).
На последнем этапе (индивидуально-положительные фотографии) было выявлено 2 фактора: первый - «пассивность, неуверенность в себе» (50,04 %), второй - «фактор, связанный с нежеланием испытуемых предпринимать какие-либо действия» (23,43 %).
Выводы. Из трех видов фотографических изображений лучше всего для формирования оптимального психического состояния спортсмена применимы индивидуально-нейтральные. Фотографии индивидуально-отрицательных изображений формируют негативное состояние и могут быть использованы для поставленной цели лишь в случае, если их сочетать с изображениями нейтрального и положительного типов. Фотографии индивидуально-положительного типа также применимы для формирования у спортсменов уверенности в способности добиться успеха и установки на использование личностных индивидуальных преимуществ, присущих индивиду.
Использованная литература
1. Сопов, В.Ф. Психическое состояние в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Академический Проект, 2005. - 128 с. - (Психологические технологии).
2. Цагарелли, Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека: учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли. - Казань: Тагли-мат, 2002. - 167 с.
Информация для связи с автором: redpathfinder1@gmail.com
Поступила в редакцию 31.07.2014 г.