Научная статья на тему 'Разработка и использование имитационного тренажера «Стартовые ворота» в технической подготовке начинающих велосипедистов ВМХ-race'

Разработка и использование имитационного тренажера «Стартовые ворота» в технической подготовке начинающих велосипедистов ВМХ-race Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛОСИПЕДИСТЫ ВМХ-RACE / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИМИТАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР / СПОСОБНОСТИ К СОХРАНЕНИЮ РАВНОВЕСИЯ / РЕАГИРУЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ / CYCLISTS BMX-RACE / TECHNICAL TRAINING / SIMULATION TRAINER / ABILITY TO PRESERVE EQUILIBRIUM / REACTING ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пушкин Александр Сергеевич, Горская Инесса Юрьевна

В статье представлены результаты собственных исследований, посвященных использованию имитационного тренажера «Стартовые ворота» в процессе технической подготовки начинающих велосипедистов ВМХ-race. Представлено описание разработанного в ходе исследования тренажера. Охарактеризованы возможности использования тренажера в практике спортивной подготовки. Обоснована методика обучения технике старта и стартового разгона, одной из составных частей которой являются упражнения на тренажере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пушкин Александр Сергеевич, Горская Инесса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and usage of simulation trainer «Starting gate» in technical preparation of beginner cyclists in BMX-race

The article presents the results of own research, dedicated to the use of simulation trainer «Starting gate» in the process of technical preparation of beginner cyclists in BMX-race. It provides a description of the developed in the course of the study of the simulator. There is characterized the possibility of using the simulator in the practice of sport training. The technique of learning technology is proposed for start and start acceleration, one of the constituent parts of which are the exercises.

Текст научной работы на тему «Разработка и использование имитационного тренажера «Стартовые ворота» в технической подготовке начинающих велосипедистов ВМХ-race»

УДК 796.61.093.554

А. С. ПУШКИН щ И. Ю. ГОРСКАЯ И

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА «СТАРТОВЫЕ ВОРОТА»

В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НАЧИНАЮЩИХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ВМХ-RACE

В статье представлены результаты собственных исследований, посвященных использованию имитационного тренажера «Стартовые ворота» в процессе технической подготовки начинающих велосипедистов ВМХ-race. Представлено описание разработанного в ходе исследования тренажера. Охарактеризованы возможности использования тренажера в практике спортивной подготовки. Обоснована методика обучения технике старта и стартового разгона, одной из составных частей которой являются упражнения на тренажере.

Ключевые слова: велосипедисты ВМХ-race, техническая подготовка, имитационный тренажер, способности к сохранению равновесия, реагирующие способности.

ВМХ относится к экстремальным видам спорта, стремительно развивающимся в последние годы. Международным союзом велосипедистов (иС1) дисциплина ВМХ-гасе с 2004 года включена в программу Олимпийских игр. В России ВМХ-гасе становится все более и более популярным, однако рейтинг российских спортсменов на соревнованиях высокого уровня (этапы Кубка мира, чемпионат мира) остается на низком уровне, одной из причин этого является недостаточная разработанность методик физической, технической, тактической, соревновательной подготовки в годичном цикле на разных этапах многолетней тренировки спортсменов ВМХ-гасе.

Деятельность спортсмена в этом виде спорта предполагает прохождение короткой дистанции на специальной трассе с преодолением препятствий и виражей различной сложности. По мнению ряда авторов, во время прохождения дистанции ВМХ-гасе сложная оперативная деятельность предполагает принятие решений на фоне дефицита времени, изменения положения системы «спортсмен — велосипед» в экстремальных условиях риска [1, 2]. Таким образом, ВМХ-гасе предъявляет высокие требования к проявлению координационных способностей и уровню технической подготовленности в условиях активного противоборства гонщиков на дистанции.

Одним из важных технических элементов в этом виде спорта является старт. От качества выполнения старта, а именно реакции на звуковой и зрительный сигнал, а также правильного выполнения каждого элемента старта и стартового разгона (поза, выполнение движений, угол наклона конечностей и т.д.) будет зависеть положение спортсмена на трассе. По мнению ряда авторов, от стартового разгона зависит 50 % успеха в гонке. Также важно занять правильное положение на стартовом заборе: посадка, правильное положение толчковой ноги, рук на руле и сохранение равновесия, то есть старт является ка-

чественно сложным техническим элементом в этом виде спорта [3, 4]. По мнению многих авторов, начинать обучение ключевым техническим элементам в любом виде спорта следует уже на начальном этапе подготовки [5 — 7].

Несмотря на важность данного технического элемента и его вклад в результативность на трассе, в практике российские тренеры сталкиваются с недостаточной разработанностью методики обучения и совершенствования техники старта. В научно-методической литературе (отечественной и зарубежной) также отсутствуют теоретические данные по проблеме изучения значимости различных компонентов координационных способностей и их вклад в успешность овладения техникой старта и стартового разгона. Кроме того, отсутствует научное обоснование методики обучения технике старта: не обосновано содержание, направленность и виды упражнений для обучения технике старта, соотношение общих и специальных упражнений, их последовательность, место этих упражнений в годичном цикле подготовки с учетом российских условий обеспечения тренировочного процесса, а также возможности использования тренажерных устройств в процессе обучения.

Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования методики обучения технике старта и стартового разгона в ВМХ-гасе на этапе начальной спортивной подготовки.

Объект исследования — процесс технической подготовки велосипедистов ВМХ-гасе.

Предмет исследования — методика обучения технике старта и стартового разгона с использованием тренажерного устройства для мальчиков (10—11 лет), занимающихся ВМХ-гасе, на этапе начальной спортивной подготовки.

В ходе исследования было предположено, что разработка критериев оценки элементов техники старта и стартового разгона и выявление кондици-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

онных и координационных способностей, наиболее значимых для успешного обучения технике старта в ВМХ-гасе, позволит обосновать направленность и содержание методики обучения технике старта с использованием тренажерного устройства и повысить уровень физической и технической подготовленности мальчиков, занимающихся ВМХ-гасе, на этапе начальной спортивной подготовки.

На данном этапе исследования решалась задача разработки и обоснования методики обучения технике старта с использованием тренажерного устройства в ВМХ-гасе.

Методы и организация исследования. В исследовании использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; анализ видеоматериалов и видеоанализ технических действий; методы математической статистики. Исследование проводится на базе кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта СибГУФК и СДЮСШОР № 30 г. Омска. В исследовании принимают участие юные спортсмены 10—11 лет, относящиеся к группам НП 1-го и 2-го года обучения. Количество испытуемых 75 (мальчики).

Практическая значимость. В результате проведенного этапа исследования в практику работы спортивных школ внедрены критерии оценки элементов техники старта и стартового разгона, а также методика обучения технике старта в ВМХ-гасе с использованием тренажерного устройства на этапе начальной спортивной подготовки.

Результаты исследования. В ходе исследования был разработан тренажер «Стартовые ворота». Тренажер сделан по размерам оригинального старта, используемого на соревнованиях международного уровня (сохранены все размеры и углы наклона оригинального старта). В России только в городе Саранске имеется старт, соответствующий мировым стандартам, на котором проводятся этапы Кубка России по ВМХ спорту, чемпионаты и первенства России. Отсутствие стандартного старта на трассах по ВМХ-гасе в России, а также крайне недостаточное количество этих трасс значительно затрудняет процесс технической подготовки, обучения технике старта, совершенствования старта и стартового разгона на разных этапах многолетней системы спортивной подготовки. Также усугубляют создавшуюся ситуацию климатические условия Сибирского региона.

В г. Омске имеется одна действующая трасса для ВМХ-гасе, однако ее протяженность, конфигурация и устройство старта не соответствуют стандартным международным образцам. Возможность проводить тренировки на этой трассе сохраняется с апреля по октябрь. Все остальное время года спортсмены тренируются в обычном спортзале. В этой связи, использование тренажера «Стартовые ворота» позволяет, во-первых, освоить стандартные размеры стартовых ворот и обучить начинающих спортсменов выполнять старт в стандартных условиях. Во-вторых, использование разработанного тренажера позволяет осуществлять техническую подготовку в течение всего года без сезонных перерывов.

Разработанный тренажер представляет собой механическое устройство, изготовленное из металлических деталей, на котором полностью воспроизведены длина, угол наклона, высота стартовых ворот, соответствующих международным стандартам. Тренажер позволяет имитировать правильную по-

садку на старте, правильное положение туловища, рук и ног, правильное положение спортсмена по отношению к велосипеду, положение головы, а также правильное выполнение действий в момент падения стартовых ворот.

Кроме имитационной функции тренажер позволяет отрабатывать способности к сохранению равновесия в момент подготовки к старту. Умение длительно удерживать правильную позу и сохранять равновесие без опоры является значимым для спортсмена в момент выполнения старта, так как длительность подготовки к старту может меняться на разных заездах и достигать серьезной продолжительности. В момент старта в ВМХ-гасе спортсмен удерживает положение только с помощью собственных усилий, находясь практически без опоры, только упираясь передним колесом в стартовый забор, туловище и таз при этом находятся в поднятом положении.

Основные компоненты, над которыми можно работать на разработанном тренажере:

1. Отработка правильной стартовой позы (ноги на педалях, толчковая нога впереди, туловище расположено над седлом, руки на руле, спина прямая).

2. Длительность удержания позы (сохранение равновесия в стартовом положении, координационная выносливость).

3. Отработка быстроты реакции на звуковой и зрительный сигнал во время старта.

4. Отработка выполнения действий после падения стартового забора (активное педалирование, сохранение прямолинейности, правильное положение в стартовом коридоре).

На тренажере можно индивидуально с каждым спортсменом отработать те элементы, на которые нужно обратить внимание, а именно технику выполнения старта, координационные способности, значимые при выполнении старта (реагирующая способность, способность к сохранению равновесия). Большое преимущество разработанного тренажера заключается в его транспортабельности, что позволяет легко перевозить его к месту тренировки как в естественных условиях (на трассе), так и в спортзале. На случай плохой погоды его можно установить в помещении и заниматься обучением с новичками либо совершенствовать технику с группами спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, что важно для российских условий, так как сезон начинается в апреле и заканчивается в октябре. Тренировку с применением тренажера можно осуществлять как индивидуально, так и групповым методом (при условии изготовления нескольких тренажеров).

Эффективность данного тренажера подтвердили данные проведенного педагогического эксперимента, а также тренеры по ВМХ-гасе высокой категории. Упражнения с использованием тренажера «Стартовые ворота» являются составной частью методики обучения технике старта и стартового разгона на начальном этапе подготовки спортсменов ВМХ-гасе, разработанной нами в ходе исследования. Определено соотношение разных средств в методике обучения технике старта на начальном этапе в ВМХ-гасе, включая упражнения на разработанном тренажере. В ходе исследования доказано, что одним из значимых компонентов методики обучения технике старта и стартового разгона на начальном этапе в ВМХ-гасе является использование упражнений на разработанном нами тренажере (в процентном соотношении соответственно 25:75).

■кг иэг

Рис. 1. Изменение показателей технико-тактической и координационной подготовленности велосипедистов ВМХ-гасе 10-11 лет в ходе педагогического эксперимента (%) Примечание: 1 — показатели способности к сохранению равновесия; 2 — показатели реагирующей способности;

3 — показатели кинестетических способностей;

4 — показатели способности к ориентации в пространстве; 5 — количество грубых ошибок в технике выполнения старта; 6 — количество легких ошибок и ошибок средней тяжести в технике выполнения старта;

7 — показатель скорости стартового разгона;

8 — показатель качества техники стартового разгона

В процессе исследования определено количество и направленность упражнений на тренажере, место этих упражнений в тренировочном процессе, последовательность применения упражнений, дозировка упражнений на разработанном тренажере.

Педагогический эксперимент проведен в течение подготовительного периода годичного цикла подготовки, который продолжается у спортсменов ВМХ-гасе на этом этапе многолетней подготовки с ноября по март (5 месяцев). Анализ результатов педагогического эксперимента позволил выявить достоверно более высокие значения изменений всех изучаемых показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. После воздействия разработанной методики у спортсменов экспериментальной группы достоверно улучшились показатели скорости стартового разгона и качества техники стартового разгона, о чем свидетельствуют достаточно высокие величины приростов (18 % в ЭГ и только 5 % в КГ). Темпы прироста показателей технико-тактической и координационной подготовленности в экспериментальной группе неодинаковы. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что наиболее выраженные сдвиги в ходе педагогического эксперимента произошли по показателям способностей к сохранению равновесия в положении готовности к старту (37 %), по показателям, характеризующим качество выполнения

технического элемента старт, особенно действия спортсмена в момент падения стартовых ворот, (снизилось количество грубых ошибок и ошибок средней тяжести в технике на 35 %) (рис. 1). Менее выраженные изменения в ходе педагогического эксперимента произошли по параметрам реагирующих способностей (12 %), что, по-видимому, связано с тем фактом, что быстрота реагирования достаточно жестко генетически лимитирована.

Тренажер апробирован и внедрен в тренировочный процесс СДЮСШОР в группы начальной подготовки (НП), учебно-тренировочные группы (УТ), а также в группы спортивного совершенствования (СС), что подтверждается актами внедрения.

Библиографический список

1. Акайкина, Е. В. Комплексная программа развития физических качеств у подростков в ВМХ-спорте и ее реализация в Республике Мордовия / Е. В. Акайкина // Интеграция образования. - 2009. - № 4. - С. 65-67.

2. Прудникова, М. С. Исследование психических процессов велосипедистов 12-13 лет под воздействием специфических нагрузок (на материале велосипедного мотокросса) / М. С. Прудникова // Физическое воспитание студентов. -2012. - № 2. - С. 82-85.

3. Дышаков, А. С. Психологические факторы формирования техники преодоления препятствий в ВМХ-спорте / А. С. Дышаков, В. М. Максимова // Спортивный психолог. -2008. - № 1. - С. 26-32.

4. Mateo, M. Optimizacion del rendimento en la salida ciclista de la BMX mediante tecnica / М. Mateo, M.Zabala // Lecturas ef deportes, 111. - 2007.

5. Горская, И. Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И. Ю. Горская // Теория и практика физической культуры : науч.-теорет. журн. - 2010. - № 7. -С. 34-38.

6. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.

7. Никитушкин, В. Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. - М. : ИКА, 1998. - 285 с.

ПУШКИН Александр Сергеевич, аспирант кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта.

ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: mbofkis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2013 г.

© А. С. Пушкин, И. Ю. Горская

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.