Е.Н. Никандрова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 2-3 КЛАССА
Статья посвящена анализу специфики развития связной устной речи обучающихся 2-3 класса с легкой умственной отсталостью. Целью работы является проведение экспериментального исследования развития связной устной речи обучающихся 2-3 класса с легкой умственной отсталостью. При проведении исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Итоги экспериментального исследования выявляют необходимость разработки коррекционно-развивающей программы по развитию связности устной речи у школьников 2-3 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Ключевые слова: связная устная речь; легкая умственная отсталость; эксперимент; школьники 2-3 класса.
Одним из самых важных инструментов социализации и адаптации является речь как средство познания и общения. Актуальность работы объясняется необходимостью развития коммуникативных навыков и способностей к формированию связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями и умственной отсталостью.
Проблеме формирования речевой коммуникации у детей с умственной отсталостью посвящены работы современных исследователей Е.И. Андреевой [2], Г.В. Савельевой [5], З.Е. Агранович [1], Б.П. Пуза-нова [4], др.
Исследователи отмечают, что дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности, связанные с формированием устной речи [4, с. 11; 1, с. 442]. Это свидетельствует о необходимости создания методических рекомендаций, способствующих улучшению результативности обучения связной речи умственно отсталых школьников в условиях среднего профессионального образования [2;
5].
Целью данной работы является проведение экспериментального исследования развития связной устной речи обучающихся 2-3 класса с легкой умственной отсталостью.
Для достижения заданной цели необходимо решить соответствующие задачи:
1.Обозначить методические особенности психо лого-педагогической диагностики связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
2.Выявить диагностические инструменты для выявления возрастных и психофизиологических особенностей школьников.
3.Выполнить констатирующий эксперимент по изучению специфики развития связной устной речи у учащихся 2-3 класса с легкой умственной отсталостью и проанализировать его результаты.
При проведении исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы применялись при анализе психологической и дефектологической литературы по проблеме исследования, а также при анализе и обобщении полученных сведений во время беседы со школьниками и преподавателями. Эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, экспериментальное исследование, статистические методы обработки данных.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 3» в городе Салехарде. Участники эксперимента - обучающиеся 2-3 классов с интеллектуальными нарушениями (Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард).
Для изучения специфики связной речи обучающихся 2-3 класса с легкой умственной отсталостью нами была разработана программа изучения диалогической и монологической связной речи. Основой программы стали методики А.В. Чулковой «Формирование диалога у дошкольников» [6] и Р.И. Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» [3], адаптированные к детям младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
© Е.Н. Никандрова, 2022.
При оценке формирования диалогических навыков у школьников с легкой умственной отсталостью учитывались следующие особенности:
1.Использование речевого этикета в речи ребенка. Для эксперимента были выбраны традиционные речевые ситуации: приветствие и прощание, ситуация просьбы и поведение в условиях конфликта.
2.Способность запросить информацию. Ребенку предлагаются картинки с изображением разных профессий: «Давай представим, что я строитель. Спроси у меня, что я делаю на работе, что интересного я смогу тебе рассказать».
3. Анализ речевых реакций. Ребёнку необходимо поговорить с взрослым по телефону. Взрослый произносит реплики-стимулы, а ребенок реплики-реакции.
4.Умение составлять диалог. Исследователь показывает ребенку картинку, на которой нарисованы две девочки, которые общаются, и предлагает ученику придумать, о чем они могут говорить.
Каждый из этих блоков оценивался по трехбалльной системе, в которой минимальный балл был от 4 до 6, а максимальный составлял 11-12 баллов.
При подготовке анализа нарушений устной речи использовалась оценка умения составлять диалог на основе сюжетных картинок. Эта методика способствует отражению характера языкового оформления ответа, соответствия ответа с изображенной на картинке ситуацией, умению составить рассказ и пересказать текст с опорой на картинку и без наглядной составляющей речи.
В связи с этим было выявлено пять уровней семантической оценки текста, где I уровень - рассказ полностью соответствует изображаемой картинке, а V уровень - ребенок отвечает на вопросы исследователя, не пытаясь составить рассказ. Языковое оформление текста оценивалось подобным образом: на I уровне демонстрируется связный, грамматически правильный и развернутый текст, а на V уровне рассказ отсутствует, школьник отвечает на вопросы исследователя.
В экспериментальном исследовании приняли участие десять учеников начальной школы в возрасте от 9 до 10 лет. У школьников наблюдалась пониженная познавательная деятельность, воплощенная в олигофрении в легкой степени умственной отсталости.
Исследование проводилось с 14 марта по 13 мая 2022 года. Перед началом эксперимента была проведена подготовительная работа, которая заключалась в осуществлении беседы с учителем-дефектологом, логопедом и педагогом-психологом с целью выявления особенностей развития связной речи школьников, характерных ошибок и психологических особенностях детей.
В результате диагностики уровня формирования речевого этикета семь детей из десяти продемонстрировали низкий уровень. Лишь два ребенка смогли опознать речевые штампы, которые встречаются в их языковом обиходе. В целом можно сделать вывод, что ученики 2-3 классов начальной школы с нарушениями интеллекта испытывают сложности в использовании формул речевого этикета в различных ситуациях, поэтому им сложно обратиться к собеседнику, назвав его по имени, а также использовать вежливые фразы в беседе.
При диагностике умений запрашивать информацию семь школьников задавали вопросы, но не достигли необходимой цели. Они нуждались в постоянной поддержке экзаменатора. Три школьника смогли самостоятельно задать вопрос без помощи ведущего.
При оценке уровня реплицирования шесть детей из десяти пассивно включались в диалог, использовали краткие реакции и длительные паузы.
Четыре школьника оказались на среднем уровне, поскольку они реагировали на реплики экзаменатора, но не смогли поддержать беседу. Это свидетельствует о том, что детям с интеллектуальной недостаточностью сложно поддерживать разговор, так как у них прослеживается недостаточно сформированный мотивационный компонент общения.
При составлении диалога школьники с легкой умственной отсталостью смогли продемонстрировать низкий уровень (ответы на вопросы экзаменатора с помощью простых односоставных предложений или жестов) и средний уровень (ответ на вопрос в форме простого предложения).
При выполнении задания испытуемым было сложно поддерживать диалог на заданную тему (серия сюжетных картинок «В лесу», «Лиса и кувшин»), дети часто отвлекались, пытаясь рассказать о том, что их интересует.
При попытке составления монологической речи школьники с умственной отсталостью нарушали последовательный рассказ, неправильно расставляли картинки, произносили несвязанные между собой предложения. В качестве примера можно привести следующий текст: «Птицы на гнезде. Большая улетела. Маленькие черные остались. Кот залез к ним. Птица ударила кота. Рыжий упал».
При расставлении сюжетно-ролевых картинок «Летом на даче» школьники затруднялись ответить на вопросы: «Чем занимались дети? Почему они были радостными? Что в это время делают взрослые?». В процессе выполнения задания некоторые учащимся была необходима стимулирующая помощь в виде дополнительных вопросов по содержанию изображения на картинке.
В качестве примера можно привести следующий рассказ, составленный одним из школьников: «Лето. Там дом, а тут яблоки. Мама даёт грушу дочке. Папа на лестнице. Тепло, много травы. Я тоже был на даче. Летом хорошо. На даче они работают и отдыхают».
При оценке сформированности монологической речи на основе сюжета мультфильма большая часть обучающихся показала низкий и ниже среднего уровни: «Я смотрю «Ну, погоди». Там волк всегда бегает за зайцем. Заяц очень умный и убегает от волка. Иногда они дружат. Там ещё был бегемот, он злился на волка. Волк весёлый. Заяц весёлый».
Таким образом, при анализе уровня сформированности диалогической и монологической связной речи у обучающихся c умственной отсталостью 2-3 класса были отмечены следующие особенности:
1.Фрагментарность связных высказываний;
2.отсутствие сложных предложений в монологах и диалогах;
3.несогласованность эпитетов и дополнений в роде, числе и падеже;
4.отсутствие логической последовательности в тексте.
Эффективная работа по развитию связной речи должна проводиться на уроках в общеобразовательной школе и при занятиях с педагогами-дефектологами и логопедами. Итоги экспериментального исследования позволяют выявить необходимость разработки коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие связной устной речи у учеников 2-3 класса с легкой умственной отсталостью.
Библиографический список:
1.Агранович З.Е. Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 2. С. 442-443.
2.Андреева Е.И. Динамика межличностного взаимодействия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками: дис. ... кандидата наук: 19.00.10. СПб., 2017. 238 с.
3.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 72 с.
4.Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие. М.: Вла-дос, 2011. 416 с.
5.Савельева Г.В. Методическое обеспечение коммуникативного подхода к формированию речевых умений школьников с нарушениями интеллекта // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-4. С. 99-103.
б.Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
220 с.
НИКАНДРОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия.