Научная статья на тему 'Содержание логопедической работы по развитию продуктивных и репродуктивнях видов связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и легкой умственной отсталостью'

Содержание логопедической работы по развитию продуктивных и репродуктивнях видов связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и легкой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонова Наталья Евгеньевна

В статье рассмотрена актуальность развития связной монологической речи, представлена методика и результаты обследования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи и умственной отсталостью. Определено содержание работы на основе результатов обследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание логопедической работы по развитию продуктивных и репродуктивнях видов связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и легкой умственной отсталостью»

88

УДК 376.36

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОДУКТИВНЫХ И РЕПРОДУКТИВНЯХ ВИДОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Антонова Н. Е., магистрант 2 курса, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»

В статье рассмотрена актуальность развития связной монологической речи, представлена методика и результаты обследования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи и умственной отсталостью. Определено содержание работы на основе результатов обследования.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, продуктивные виды связной речи, репродуктивные виды связной речи, недоразвитие речи, умственная отсталость.

За последние годы отмечена тенденция к увеличению количества детей как с общим недоразвитием речи, так и с легкой умственной отсталостью. Как у детей с общим недоразвитие речи, так и у детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения связной речи. У обеих категории можно отметить стойкие трудности не только порождения речевого высказывания, но и декодирования речевых сообщений [Воробьева, 2006, с.19; Мамаева, 2011, с.34; Мамаева, Шевченко, 2015, с. 70].

Сформированная связная речь - важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе, сформированность связной речи обеспечит ребенку возможность целостного восприятия, отражение и воспроизведение воплощающей в речи информации. Не сформированность или недоразвитие связной речи оказывает отрицательное влияние на обучение и социализацию ребенка в целом.

Сформированная связная речь - это конечная цель логопедического воздействия при системном недоразвитии речи, требующая длительной, кропотливой работы логопеда, учителя и родителей ребенка, следовательно, необходимы

дифференцированные методические рекомендации, позволяющие педагогам систематизировать, поэтапно и эффективно простроить коррекционно-образовательный процесс.

Особенно актуальны данные рекомендации в условиях инклюзивного образования, когда в одной образовательной организации можно встретить разные нозологические группы детей с ограниченными возможностями здоровья [Теория ..., 2015, с.8].

Исходя из всего вышеизложенного, изучив специальную литературу по вопросам изучения и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи и легкой умственной отсталости, нами была проведена исследовательская работа. Цель данной

работы заключалась в следующем: сравнить особенности продуктивных и репродуктивных видов связной речи у детей с общим недоразвитием речи и легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить

дифференцированные методические рекомендации.

Для проведения констатирующего

эксперимента была использована методика обследования связной речи у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи, предложенная В.К. Воробьевой [Воробьева, 2006, с.29]:

Констатирующий эксперимент включал 3 блока заданий.

1 блок: направлен на выявление репродуктивных возможностей речи детей.

2 блок: направлен на исследование продуктивных видов связной речи. Он включает в себя два задания:

2.1. Ребенку предлагается самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события.

2.2. Ребенку предлагается составить рассказ по найденной программе.

3 блок: направлен на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности. Он включает в себя 2 задания:

3.1. Экспериментатор предлагает детям составить продолжение рассказа по прочитанному зачину.

3.2. Детям предлагается самостоятельно выбрать тему и реализовать ее в рассказ (творческое рассказывание) без опоры на заданные элементы содержания (зачин или предметные картинки).

Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Были определены следующие критерии для анализа уровня сформированности связной монологической речи детей:

1. Полнота и последовательность воспроизведения элементов смысловой программы исходного текста (репродуктивные возможности детей).

2. Продуктивные речевые возможности:

2.1. умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;

2.2. умение реализовать найденную программу в цельное связное сообщение;

3. Построение связного сообщения оценивается следующим образом:

3.1. составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;

3.2. особенности создания самостоятельного инициативного связного высказывания

4. Способность детей самостоятельно сравнивать заданные образцы в смысловом и языковом отношении.

Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы 2 экспериментальные группы. При комплектовании

89

экспериментальных групп нами учитывались следующие критерии:

1. Одинаковая возрастная категория (все дети, участвовавшие в экспериментальной работе, достигли возраста 7- 8 лет);

2. Характер дефекта.

Экспериментальная группа № 1. В состав данной группы вошли дети, имеющие заключение: общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия.

Экспериментальная группа №2. В состав данной группы вошли дети, имеющие легкую степень умственной отсталости и системное недоразвитие речи.

Проанализировав результаты всех серий заданий, нами были выявлены незначительные отличия между испытуемыми внутри группы по всем критериям, но зато выявлены существенные отличия между группами. Испытуемые второй экспериментальной группы показали наиболее низкий уровень сформированности связной монологической речи.

В группе детей с общим недоразвитием речи наиболее сформированным оказалось умение составлять рассказ по найденной программе, нежели раскладывать серию сюжетных картинок, а в группе детей с легкой умственной отсталостью более сформированным оказалось умение раскладывать серию картин, нежели ее воспроизводить. В экспериментальной группе 1 менее сформированным оказалось умение воспроизводить смысловую программу исходного текста (репродуктивные возможности), а дети экспериментальной группы 2 по данной серии, наоборот, показали более высокий результат.

При построении связного высказывания группа 1 показала более высокий результат по созданию самостоятельного инициированного связного высказывания, чем по составлению продолжения рассказа по прочитанному зачину, а у детей экспериментальной группы № 2 по обоим показателям результат низкий.

Исходя из полученных результатов исследования нами составлены дифференцированные методические рекомендации.

Каждая из операций порождения смыслового высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях. Затем постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста.

Работа по развитию связной речи должна проводиться не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи может обеспечить эффективность логопедической работы.

При составлении методических рекомендаций мы опирались на методические разработки различных авторов: Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, А.М. Курицыной, В.К. Воробьевой, Т.В. Ахутиной, в основу составления методических рекомендаций положена теория о поэтапном

формировании умственных действий, предложенная П.Я. Гальпериным.

Логопедическая работа по коррекции нарушений связной речи как у детей с общим недоразвитием речи, так и детей умственной отсталостью должна быть направлена на коррекцию и развитие всех операций порождения речевых высказываний, на формирование всех уровней речи.

Исходя из этого, мы выделили два основных показателя для построения дифференцированных методических рекомендаций:

— смысловое программирование;

— языковое оформление.

Для детей с общим недоразвитием речи по такому показателю, как смысловое программирование выделены следующие этапы:

1. восстановление порядка картин серии;

2. воспроизведение элементов смысловой программы исходного текста по наглядным опорам;

3. самостоятельное воспроизведение элементов смысловой программы исходного текста;

4. создание связного сообщения на основе развития замысла зачина по наглядным опорам;

5. создание связного сообщения на основе развития замысла зачина;

6. создание самостоятельного инициативного высказывания.

Для детей легкой умственной отсталостью выделены следующие этапы:

1. восстановление порядка картин серии;

2. составление связного рассказа с опорой на заданную программу по наглядным опорам;

3. воспроизведение элементов смысловой программы исходного текста по наглядным опорам;

4. самостоятельное воспроизведение элементов смысловой программы исходного текста;

5. создание связного сообщения на основе развития замысла зачина по наглядным опорам;

6. создание связного сообщения на основе развития замысла зачина;

7. создание самостоятельного инициативного высказывания.

Предложенные этапы возможно применить не для всех детей с легкой умственной отсталостью. Выполнение таких действий как: создание рассказа по заданному зачину с опорой и без опор, создание рассказа на основе самостоятельно найденной программе, доступны только для 20% детей экспериментальной группы 2.

Для детей обеих групп логопедическая работа по развитию языкового оформления высказывания, а именно - синтаксического оформления должна строится поэтапно:

1. Построение простых малораспространенных предложений;

2. Построение простых распространенных предложений;

3. Построение предложений с однородными членами;

4. Построение сложносочиненных предложений;

5. Построение сложноподчиненных

предложений.

Безусловно, необходимо учитывать зону «ближайшего развития» и «зону актуального развития» в каждом конкретном случае.

Таким образом, практическая значимость поведенного нами исследования заключается в том, что позволяет нам увидеть точную и детальную картину о нарушении связной речи у данных категорий детей. Результаты исследования позволяют простроить поэтапную и эффективную коррекционно-развивающую работу как для детей с общим недоразвитием речи, так и для детей с легкой умственной отсталостью, позволят максимально точно и четко сформулировать планируемые результаты и дифференцированно определить содержание логопедической работы в рабочих программах коррекционных курсов по развитию речи, что является одним из требований федеральных государственных образовательных стандартов [Мамаева, 2017, с.44].

Источники и литература:

1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.

2. Мамаева А.В. Разработка рабочих программ курсов логопедической направленности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов // Сибирский вестник специального образования, 2017. № 1 (19). С. 40 - 50.

3. Мамаева А.В. Формирование умения декодировать информацию в процессе общения у детей с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2011. № 3. С. 33-41.

4. Мамаева А.В., Шевченко Н.А. Развитие понимания текстовых сообщений у детей с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с двигательными и речевыми нарушениями // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 2 (15). С. 65-75.

5. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллектив. монография / авт. коллектив [И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда и др.]. Красноярск. 2015. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.