Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО -ВЗРОСЛОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО -ВЗРОСЛОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДЫ ЦОЕ И ФГЭ (ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА И ФАКТОРЫ ГРУППОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матчина С. В.

Статья раскрывает содержание, механизмы и этапы экспериментального исследования, проводимого в ходе организации педагогического эксперимента в образовательной организации, реализующей проект создания детско-взрослого партнерства. Показан организационно-содержательный эффект разработанной образовательной модели, включающего три показателя ценностно-целевое единство педагогического коллектива и сплоченность как фактор групповой эффективности горизонтального взаимодействия детей и взрослых.The article describes the content, mechanisms and stages of the experimental research carried out in the course of organizing a pedagogical experiment in an educational organization implementing the project of a child-adult partnership creation. The organizational meaningful effect of the developed educational model is shown, and it includes three indicators of value-target unity of a pedagogical team and the cohesion as a factor of group effectiveness of horizontal interaction among children and adults.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матчина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО -ВЗРОСЛОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО -ВЗРОСЛОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Матчина С.В.

Аспирант ГБОУ ДПО НИРО, Нижний Новгород

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает содержание, механизмы и этапы экспериментального исследования, проводимого в ходе организации педагогического эксперимента в образовательной организации, реализующей проект создания детско-взрослого партнерства. Показан организационно-содержательный эффект разработанной образовательной модели, включающего три показателя ценностно-целевое единство педагогического коллектива и сплоченность как фактор групповой эффективности горизонтального взаимодействия детей и взрослых.

ABSTRACT

The article describes the content, mechanisms and stages of the experimental research carried out in the course of organizing a pedagogical experiment in an educational organization implementing the project of a child-adult partnership creation. The organizational meaningful effect of the developed educational model is shown, and it includes three indicators of value-target unity of a pedagogical team and the cohesion as a factor of group effectiveness of horizontal interaction among children and adults.

Ключевые слова: детско-взрослое партнерство, организационно-содержательный эффект, проектный эксперимент, методы ЦОЕ и ФГЭ (ценностно-ориентационное единство коллектива и факторы групповой эффективности).

Keywords: child-adult partnership, organizational meaningful effect, design experiment, methods of team value-orientational unity and group efficiency factors).

В современных социокультурных условиях актуальным становится введение в образовательную практику общего образования новых форматов группового взаимодействия и социального партнерства образовательных организаций и социума. Кроме того, по утверждению Г.А. Игнатьевой, возникла острая необходимость создания нового технологического формата горизонтального взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей на основе организации проектного эксперимента педагогов, поскольку проектные формы организации образовательх процессов общего образования является ближайшей зоной становления нового педагогического профессионализма, разработки новой основной образовательной программы в рамках требований стандартов третьего поколения, прямо ориентированной на проектно-ресурсный тип управления педагогов и социальных партнеров и развитие субъектности подростка образовательной организации (3; 4; 5).

Апробация пространственной модели детско-взрослого партнерства, реализуемой на базе гимназии № 14 г. Выкса - стажировочной площадки кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО потребовала разработки программы эксперимента и организации проектного эксперимента как специфического метода междисциплинарного исследования,

направленного на проверку гипотезы научного исследования (3).

Базовыми компонентами эксперимента стало описание субъектов образовательной

деятельности; постановка проблемы, цель; гипотеза; план эксперимента; методы проведения эксперимента, включающего две адекватные

метрики ооценки эффективности разработанной модели: методика В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева «Ценностно-целевое единство педагогического сотрудничества в рамках детско-взрослого партнерства» (1;2) и методика Р.С. Немова «Сплоченность как фактор групповой эффективности», а также представлены образовательные результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы (6).

Проектный эксперимент выступает в качестве основного инструмента и механизма построения детско-взрослого партнерства и основой выявления закономерностей создания новых форматов горизонтального взаимодействия педагогов, детей и их родителей, в рамках содержательно -деятельностного пространства которого проектировались ситуации развития и самоопределение участников событийных встреч. На основе принципов синергийной включенности, позиционного самоопределения и рефлексивности детско-взрослое партнерство образовательной организации выступает в качестве коллективного субъекта проектирования.

В ходе апробации программы проектного эксперимента, который носит долговременный и преобразующий характер, были получены как теоретические, так и прикладные образовательные результаты.

Четко очертив образовательную систему гимназии, ориентированную на командное обучение и построение детско-взрослой общности в качестве объекта исследования, мы определили проблемную его область, составляющую суть предмета экспериментирования как совокупность условий и механизмов формирования детско-взрослого партнёрства в общеобразовательной

организации.

Стратегическая цель экспериментального исследования состояла в разработке условий и механизмов формирования ценностно-целевого единства педагогического сотрудничества и сплоченности как фактор групповой эффективности, составляющих в совокупности организационный эффект детско-взрослого партнерства.

Экспериментальная деятельность

подразумевала проектирование трёх уровней горизонтального взаимодействия участников партнерского характера: первый уровень -образовательное пространство гимназии, где проводился анализ профессиональных запросов и дефицитов профессионального развития; второй уровень - образовательное пространство событийных образовательных встреч участников сетевых проектных команд муниципалитета, в рамках которых осущесвлялась координация и интеграция деятельности всех участников проектной деятельности; третий уровень -образовательное пространство региона, в рамках которого тиражировался и масштабировался опыт инновационной деятельности.

Анализ условий и механизмов исследования объекта и предмета опытно-экспериментальной работы позволил нам сформулировать проблему и гипотезу, а именно:

- проблема: как с точки проектно-преобразующей парадигмы и методологии системно-деятельностного подхода создать пространственную модель детско-взрослого партнёрства и получить организационный эффект в условиях образовательной организации?

- гипотеза исследования состоит в том, что детско-взрослое партнерство выступает институциональной формой пространственной соорганизации взрослых и детей, направленной на формирование новых социальных позиций и общественных отношений, включая ценностно-ориентационное единство и сплоченность. Создание и существование такого социального пространства в образовательной организации, в структуру которого входит система социальных позиций детей и взрослых (по П. Бурдьё) возможно лишь при проектировании комплекса антропологических представлений в рамках проектно-преобразующей парадигмы (В.И. Слободчиков), механизмов и условий профессионального развития педагогов (Г.А. Игнатьева).

Представим результаты, полученные в ходе проектного эксперимента. Для оценки степени сформированности названных выше

показателей в проектном эксперименте применялись следующая система диагностических материалов:

- включенное наблюдение, анкетирование и консультирование;

- методика В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева определения ценностно - ориентационного единства проектных групп на входе и выхолде (1;2);

- методика Р.С. Немова на определение сплоченности групповой эффективности в рамках детско-взрослого партнерства (6).

Диагностика степени ценностно -ориентационного единства педагогов. Данный показатель фиксирует то, насколько совпадают позиции и оценки членов проектной группы по отношению к важным для всей группы ценностям и целям деятельности (1), которая используется для определения сущности детско-взрослого партнерства и является ли данная общность именно сплочённой событийной общностью.

Для оценки социального уровня сплоченности проектной группы был использован тест «Пульсар», позволяющий оценить готовность к горизонтальному взаимодействию, её

направленность, организованность, активность, сплочённость, референтность и интегративность. Диагностический инструмент позволил определить степень различий в этих показателях между членами проектной группы на входе и выходе . Для оценки различий между двумя выборками использовался U-критерий Манна-Уитни; эмпирический показатель U рангов отражает величину зоны совпадений между рядами. Расчётная сумма определялась по формуле:

E (Ri) = N*(N+1)/2

где N - общее количество ранжируемых наблюдений.

При определении критерия к организации процедуры нами использовались цветные карточки, а также значения ранжировались по двум выборкам. Сумма рангов нами подсчитывалась отдельно для первой и второй выборки. Значение U было определено по формуле:

U = (ni+n2) + Nx*(Nx+1)/2 - Tx

где n1 - количество испытуемых в выборке 1; n2 - количество испытуемых в выборке 2; Tx -ранговая сумма; Nx - количество испытуемых.

Критические значения Uk определялись с помощью таблицы. После обработки были получены следующие результаты:

Состояние Показатели Показатели

на входе на выходе

1. Готовность к командной 9,6 10,4

деятельности

2. Направленность 9,4 9,6

3. Организованность 9,8 10,2

4. Активность и лидерство 9,2 8,6

5. Сплочённость

9,2

10,1

Полученные результаты были оценены с помощью критерия Манна - Уитни. В результате была подтверждена гипотеза о об отсутствии серьёзных различий между показателемя организационного эффекта на входе и выходе ПВК (ценностно-ориентиционное единство и сплоченность в организации проектной деятельности в рамках детско-взрослого партнерства), обладающими высокой степенью ценностно - ориентационного единства (0,64 и 0,67), выражающейся в высокой степени готовности к решению коллективных задач, единством целей и ценностей партнерства.

В ходе анкетирования при включенном наблюдении эмпирические данные обрабатывались по формуле:

ЦОЕ % = 100 % N

где п — сумма выборов, которые получили пять качеств, чаще всего указываемых на втором экспериментальном этапе;

т — сумма выборов, которые получили пять качеств, реже всего указываемых на втором экспериментальном этапе;

N — общее число сделанных испытуемыми выборов.

В результате диагностики было установлено, что педагогический коллектив гимназии, обучающиеся и их родители, а также социальные партнеры, все кто принимали участие в новом формате работы , стали активными участниками диссеминации нового опыта, стремясь создать коллектив, имеющего высокую степенью ценностно - ориентационного единства (0,76).

Таким образом, обобщая содержание проведенного экспериментального исследования эффективности разработанной модели детско-взрослого партнерства в гимназии № 14 г. Выкса, можно утверждать, что его цель и задачи были достигнуты, а полученные результаты

подтверждают сформулированное гипотетическое предположение о том, вводенное в научный оборот понятие «детско-взрослое партнерство» является высшей формой проектно-деятельностной кооперации детей и взрослых в условиях системы общего образования и детско-взрослое партнерство является эффективной пространственной моделью, обеспечивающей организационный эффект в условиях образовательной организации.

Литература:

1. Быков С.В. Взаимосвязь ценностно -ориентационного единства и уровня развития группы в образовательной организации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 2 (18). С. 10 - 23.

2. Ивашкин В.С., Онуфриев В.В. Ценностно-ориентационное единство педагогического коллектива /Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., Изд-во Института Психотерапия, 2002 - 421 с.

3. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов //Педагогика и просвещение. 2015. № 4. С. 359-372.

4. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Проектно-ресурсное управление инновациями в образовании: антропологическая проекция//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 5. С. 490-509.

5. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Крайникова М.Н. Основная образовательная программа как вектор развития субъектности подростка. Учебно -методическое пособие для педагогических работников системы общего образования. -Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. - 212 с.

6. Немов Р.С., Шестаков А.Г. Сплоченность как фактор групповой эффективности // Вопросы психологии - 1999 - № 3 - с.14- 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.