Кузнецова О.З. Ценностные ориентации студентов Омского государственного аграрного университета // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00541.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 17.022.1
Кузнецова Ольга Зориктоевна
Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Ценностные ориентации студентов Омского государственного аграрного
университета
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического исследования понятия ценностные ориентации и эмпирического исследования ценностных ориентаций, степени ценностно-ориентационного единства студентов ОмГАУ.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностно-ориентационное единство, ценностные ориентации как интегральное свойство личности, ценностные ориентации как система.
Студенчество в многочисленных современных исследованиях выделяется как отдельная социальная группа. Она находится в фокусе внимания психологов, социологов, педагогов, общественных и политических деятелей. Это связано с тем, что, во-первых, в этой среде ярко проявляются основные тенденции развития современного общества. Во-вторых, учеба в вузе меняет аксиологическую направленность и поведение студентов в процессе социально-психологической и профессиональной адаптации. В-третьих, именно в этот период, по мнению многих психологов, вырабатываются ценностные ориентации и готовность руководствоваться ими в деятельности и формировании отношения к различным аспектам жизни
В психологии понятие ценностные ориентации, как многие междисциплинарные научные понятия, интерпретируется по-разному. Как «важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей» [1]; отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [2]; основания - критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности [3]; «способ дифференциации объектов по их значимости» [4]. Ценностные ориентации, рассматриваются в качестве компонента структуры личности, становясь «сердцевиной» сознания, следуя которой личность принимает решения по жизненно важным вопросам. Развитость ценностных ориентаций, отмечает Жупик О.Н. «свидетельствует о зрелости личности, а устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обуславливает такие черты личности, как целостность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, а также активность жизненной позиции» [5]. В современных отечественных исследованиях, в частности, в работах Б.С. Братуся, Г.Е. Залесского, Е.И. Головахи, Г.Л. Будинайте и Т.В. Корниловой, Н.И. Непомнящей, С.С. Бубновой и др.,
отрефлексированные личностные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, выполняющая функции регулятора активности поведения человека.
В зарубежной науке выделение категории «ценностные ориентации» соотносятся с именем Т. Парсонса. В его представлении ценностные ориентации являются основой для выработки критериев отбора, норм, стандартов. Значимым для нашего исследования является выделение В. Франклом такой важной характеристики системы ценностных ориентации личности как многоуровневость и иерархия. По его словам «субъективное переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» [6]. Примечательна точка зрения Милтон Рокича, который в своих исследованиях пришел к заключению, что «общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах» [7].
Теоретический анализ понятия ценностные ориентации позволили заключить, что они структурируются в систему, которая:
• позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума;
• определяет вектор развития личности;
• является источником и механизмом развития личности;
• связывает в единое целое личность и социальную среду;
• выполняет одновременно функции контроля и регуляции деятельности и поведения и определения их цели.
Ценностные ориентации - социально детерминированы и динамичны; в процессе совместной деятельности складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность, выражающуюся в степени проявления ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), в уровне развития коллектива как целостного группового субъекта. ЦОЕ рассматривается как -степень совпадения важнейших ценностных ориентаций членов группы [8], характеризует отношение к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом; в первую очередь это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
Изучение особенностей ценностных ориентаций студентов Омского государственного аграрного университета (Омский ГАУ), степени ценностно-ориентационного единства группы как показателя уровня развития студенческих коллективов как целостного группового субъекта с применением апробированных в психолого-педагогических исследованиях диагностических методик стало предметом нашего эмпирического исследования.
База исследования. В исследовании принимали участие 23 студента 2 курса направления подготовки: Стандартизация и сертификация в пищевой промышленности (группа 1-10 чел.) и Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (группа 2-13 чел.).
Возраст студентов: 19-23 года.
Методы исследования: - методика «Определение ценностно-ориентационного единства группы» В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева [9].
Для исследования была осуществлена операционализация понятия -специфическая научно-исследовательская процедура, заключающаяся в согласовании способа описания и способа измерения. Результатом данной процедуры стал следующий конструкт:
Ценностные ориентации - интегральное свойство личности, формируемое при усвоении социального опыта; проявляют себя в целях, идеалах, убеждениях, интересах и
других элементах внутреннего мира; реализуются в деятельности и поведении личности, обеспечивая устойчивость личности. Они структурируются в систему как:
- отражение в сознании человека или социальной группы ценностей общества, становясь компонентом мировоззрения/групповой идеологии;
- предпочтения в отношении человеческих ценностей;
- критерии для оценки окружающей действительности;
- ранжирование объектов по их значимости;
- стимулы для достижения цели;
- регуляторы активности и социального поведения.
Организация исследования. В качестве стимульного материала студентам была предложена анкета В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева («Определение ЦОЕ группы») представляющая собой список качеств (21), состоящих из трех равных групп: деловые (Д), моральные (М) и эмоциональные (Э), отражающих ценностные ориентации молодежных групп.
Каждому члену группы предлагалось выбрать из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной учебы/деятельности. На основе анализа выбранных группой качеств, делается вывод о том, какие качества группа больше всего ценит; определяется, какую долю в процентах группа отводит деловым, моральным и эмоциональным качествам, объясняется уровень ценностно-ориентационного единства, опосредованного целями и задачами совместной групповой деятельности.
Обработка, анализ и интерпретация результатов.
После проведения анкетирования был осуществлен подсчет числа выборов, сделанных каждым испытуемым (таблица 1).
Таблица 1
Число выборов, сделанных анкетируемыми_
№ Качества/разряд качеств Количество выборов
1. Гр. 1 Гр. 2
2. Общительность Э 10 6
3. Активность Д 7 8
4. Организованность Д 12 3
5. Трудолюбие Д 8 6
6. Дружелюбие М 7 6
7. Отзывчивость Э 5 7
8. Исполнительность Д 6 4
9. Веселость Э 1 6
10. Честность М 1 5
11. Аккуратность Д 2 3
12. Справедливость М 0 4
13. Порядочность М 3 1
14. Приветливость Э 1 2
15. Настойчивость Д 1 1
16. Правдивость М 0 2
17. Принципиальность М 0 1
18. Сдержанность Э 0 0
19. Искренность Э 0 0
20. Обаяние Э 0 0
21. Деловитость Д 0 0
22. Скромность М 0 0
64 65
Результаты подсчета числа выборов по каждой группе представлены графически в диаграммах 1 и 2.
Результаты подсчета числа выборов по группе 1
Диаграмма 1
Результаты подсчета числа выборов по группе 2
Диаграмма 2
1
1 11
I Столбец!
I— со
£ п
ю
2
^
о >■
о.
ю ^
а; ±
>■
о. =1
о
X •С
IX
3"
ю о
о т
=1
(ь
т из о.
о
X
н
го о.
г
■х.
го
X
г
о. о
о ш
го о.
п •С и п п
1- 1- 1- 1- 1-
и и и и
п о п о о
X X ш X X
.0 т X т т
- о т го (11
го =1 >х * о.
X з; о а;
г о. - 0) =1 и и
3 т О с го X X
X
о; го ю о
т
0
01
о
X
о о. а:
На следующем этапе было подсчитано число выборов, приходящихся на каждую группу качеств по результатам анкетирования обеих групп. (Таблицы 2, 3)
Таблица 2
Ранжирование ценности деловых, моральных и эмоциональных качеств (гр. 1)
Деловые баллы Эмоциональные баллы Моральные баллы
Организованность 12 Общительность 10 Дружелюбие 7
Трудолюбие 8 Отзывчивость 5 Порядочность 3
Активность 7 Веселость 1 Честность 1
Исполнительность 6 Приветливость 1 Принципиальность 0
Аккуратность 2 Сдержанность 0 Справедливость 0
Настойчивость 1 Искренность 0 Правдивость 0
Деловитость 0 Обаяние 0 Скромность 0
36 17 11
56,25% 26,5% 17,25%
Таблица 3
Ранжирование ценности деловых, моральных и эмоциональных качеств (гр. 2)
Деловые баллы Эмоциональные баллы Моральные баллы
Трудолюбие 6 Общительность 6 Дружелюбие 6
Активность 8 Отзывчивость 7 Честность 5
Организованность 3 Веселость 6 Справедливость 4
Настойчивость 1 Приветливость 2 Порядочность 1
Исполнительность 4 Сдержанность 0 Правдивость 2
Аккуратность 2 Искренность 0 Принципиальность 1
Деловитость 0 Обаяние 0 Скромность 0
24 21 19
38% 33% 29%
Далее был определен коэффициент ценностно-ориентационного единства в каждой из исследуемой групп по следующей методике:
а) вычисление общего количества выборов N сделанных испытуемыми;
б) подсчет числа выборов, приходящихся на каждое качество;
в) подсчет количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (п);
г) подсчет количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (щ);
д) вычисление коэффициента ценностно-ориентационного единства (С) по формуле:
п — п1 С ---100%
к
Критерии оценки: если С50% - ЦОЕ высокое, оценка 3 балла; если 30% < С < 50 % ЦОЕ среднее, оценка 2 балла; в остальных случаях ЦОЕ низкое, оценка 1 балл [9].
Все данные для вычисления коэффициента ценностно-ориентационного единства группы представлены в таблице 4.
Табица 4
Данные для подсчета коэффициента ценностно-ориентационного единства группы
Гр. 1 Гр. 2
общее количество выборов, сделанных испытуемыми (К) 64 65
количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (п) 44 39
количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (ш) 0 0
Коэффициент ЦОЕ % 68,75% 60%
Коэффициент ЦОЕ в баллах 3 балла 3 балла
Результаты диагностики позволяют утверждать, что исследуемые группы можно считать сплоченной общностью с высоким коэффициентом ЦОЕ. Это означает, что степень согласованности мнений и позиций обучающихся по наиболее значимым вопросам, событиям и являениям достаточна высока. Ценностно-ориентационное единство в группе
проявляется в сближении оценок в морально-нравственной, эмоциональной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
Ранжирование исследуемых групп качеств показало одинаковые приоритеты в обеих группах. Первые по значимости для обучающихся первой и второй групп - деловые качества (56,25% и 38% выборов от общего количества), вторые - эмоциональные (26,5% и 21%) и третьи - моральные (17,25% и 19%).
Выбор деловых качеств в качестве приоритетных свидетельствует о том, что у студентов выраженное позитивное отношение к учебе.
На наш взгляд интерес представляют обобщенные данные выбора наиболее и наименее значимых качеств и их ранжирование в соответствии с предпочтениями студентов (Таблица
5).
Таблица 5
Таблица обобщенных данных по количеству выборов оцениваемых качеств и их рангу
№ Качества/разряд качеств Количество выборов
гр. 1 гр. 2 Общее кол-во выборов ранг
1 Общительность Э 10 6 16 1
2 Активность Д 7 8 15 2
3 Организованность Д 12 3 15 2
4 Трудолюбие Д 8 6 14 3
5 Дружелюбие М 7 6 13 4
6 Отзывчивость Э 5 7 12 5
7 Исполнительность Д 6 4 10 6
8 Веселость Э 1 6 7 7
9 Честность М 1 5 6 8
10 Аккуратность Д 2 3 5 9
11 Справедливость М 0 4 4 10
12 Порядочность М 3 1 4 10
13 Приветливость Э 1 2 3 11
14 Настойчивость Д 1 1 2 12
15 Правдивость М 0 2 2 12
16 Принципиальность М 0 1 1 13
17 Сдержанность Э 0 0 0 14-0
18 Искренность Э 0 0 0 14-0
19 Обаяние Э 0 0 0 14-0
20 Деловитость Д 0 0 0 14-0
21 Скромность М 0 0 0 14-0
Результаты эмпирического исследования показывают, что первые пять мест наиболее ценных для совместной учебы и деятельности в группе 1 занимают следующие качества: организованность (Д-12), общительность (Э-10), трудолюбие (Д-8), дружелюбие ( М-7), активность (Д-7). В группе 2 выбор наиболее значимых качеств распределился следующим образом: активность (Д-8), отзывчивость (Э-7), трудолюбие (Д-6), дружелюбие (М-6), общительность (Э-6), веселость (Э-6). Выборы в двух группах совпадают на 80%. Общительность, активность, трудолюбие и дружелюбие представляются значимыми качествами.
Студенты ценят общительность (1 место в общем ранге). Это не расходится с данными большинства психологов. Все исследователи так или иначе сходятся в признании огромного значения для молодежи общения со сверстниками, так как отношения с товарищами находятся в центре жизни молодежи, во многом определяя все остальные стороны поведения и деятельности. По мнению Л.И. Божович, у молодых людей, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Общительность присуща подростково-юношескому возрасту, а в условиях сплочения группы это качество позволяет наладить контакты, коммуникационные связи, сформировать групповые нормы для относительно нового коллектива. Видимо, поэтому востребованными качествами являются дружелюбие и отзывчивость (4 и 5 место соответственно), что позволяет предположить, что данные моральные и эмоциональные качества наиболее ценными для совместной деятельности, так как помогают наладить контакты, взаимодействовать, создают комфортную психологическую атмосферу. С педагогической точки зрения в целях формирования сплоченного студенческого коллектива целесообразным представляется организация таких видов учебной и внеучебной деятельности, где студенты могли бы быть вовлечены в интерактивное общение.
В число наиболее значимых качеств вошли практически одинаковые выборы -качества, связанные с основным видом деятельности - учебной. Активность, занимающая вторую позицию, может свидетельствовать о понимании личной ответственности за результаты своего труда и стремлении к самоопределению и самореализации и важности таких качеств как организованность и трудолюбие. По мнению студентов, эти качества обеспечивают личный успех и эффективность и успешность группы
Самые непопулярные качества в исследуемых группах стали сдержанность (Э), искренность (Э), обаяние (Э), деловитость (Д) и скромность (М). Это значит, что, студенты отдают предпочтение деловым качествам, а не эмоциональным, что говорит о том, что общение они выстраивают больше с рациональных позиций. Возможно, это свидетельствует о том, что студентам не хватает событийных мероприятий, где может произойти усиление контактов на почве совместных интересов.
Если учесть, что общительность, организованность, трудолюбие и дружелюбие, согласно выборам, сделанным обучающимися, важны как для успешной совместной деятельности, так и для достижения личных целей, то можно предположить, что студенты допускают возможность достижения целей, игнорируя такие моральные нормы как правдивость и принципиальность. Ну а скромность, в эпоху «активных и эффективных» не в почете и не выделяется как значимое качество в группах 1 и 2. Хотя это только предположение, требующее дополнительного исследования.
В заключении можно сделать вывод о том, что выбор деловых качеств в качестве приоритетных свидетельствует о том, что у студентов ярко выражено позитивное отношение к учебной (как основной трудовой на данном этапе) деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне. Они ценят общение как способ познания друг друга, поиска совместных интересов, выработки норм, регулирования конфликтов. Кроме этого, они общительны и готовы проявлять дружелюбие и отзывчивость к другим людям.
Ссылки на источники:
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
2. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. №4. С. 15 - 26.
3. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
4. Петровский А.В. Ориентации ценностные [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psychology.Su/slovar/o/orientacii_cennostnye_2/ [дата обращения: 10.03.2018].
5. Жупник О.Н. Понятие «Ценностные ориентации»: к проблеме определения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 3 (69). 2017. №2. С. 3-11 [Электронный ресурс]. - URL: http://sn-philcultpol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2018/01/001-jzupnik.pdf [дата обращения: 01.02.2018].
6. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева - М.: Прогресс, 1990. - 372 с.
7. Цит. по Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие / А. В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. С. 7
8. Чемерский Э.Ф., Чемерская Т.Г. Сплоченность - как ценностно-ориентационное единство группы // Современные научные исследования и инновации. -2011. - №6 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/4173 [дата обращения: 01.02.2018].
9. Ивашкин В.С. Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности [Электронный ресурс]. - URL: https://infopedia.su/5x2ba8.html [дата обращения: 01.02.2018].
Olga Kuznetsova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Value System of Students of Omsk State Agrarian University
Abstract: The article presents the results of a theoretical study of the concept «value orientations» and an empirical study of value orientations, the degree of value-orientation unity of OmSAU students.
Keywords: valuable orientations, valuable-orientational unity, group unity, value-group unity coefficien, value orientation as an integral feature of personality, value orientation as a system.