Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДОМ ОТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДОМ ОТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа развития / основная образовательная программа / технология управления переходом / development program / basic educational program / transition management technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Д. Загидуллина, О.И. Полякова

В статье представлена управленческая ситуация перехода образовательной организации от программы развития к образовательной программе в условиях введения ФГОС общего образования. Данные нормативные документы сопоставляются по структурным позициям: ценностно-целевые и концептуальные основания программ, содержательно-деятельностный компонент, организационно-управленческие механизмы и ресурсы обеспечения образовательной деятельности и конкретизируются в рамках построения новой образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Д. Загидуллина, О.И. Полякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR MANAGING THE TRANSITION FROM A DEVELOPMENT PROGRAM TO AN EDUCATIONAL PROGRAM OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents the management situation of the transition of an educational organization from a development program to an educational program in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard for general education. These normative documents are compared in terms of structural positions: value-target and conceptual foundations of programs, content-activity component, organizational and managerial mechanisms and resources for providing educational activities and are concretized within the framework of building a new educational practice.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДОМ ОТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДОМ ОТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И.Д. Загидуллина, заместитель директора О.И. Полякова, заместитель директора МБОУ СШ № 8 (Россия, г. Выкса)

DOr.10.244n/2500-1000-2021-n-2-181-185

Аннотация. В статье представлена управленческая ситуация перехода образовательной организации от программы развития к образовательной программе в условиях введения ФГОС общего образования. Данные нормативные документы сопоставляются по структурным позициям: ценностно-целевые и концептуальные основания программ, содержательно-деятельностный компонент, организационно-управленческие механизмы и ресурсы обеспечения образовательной деятельности и конкретизируются в рамках построения новой образовательной практики.

Ключевые слова: программа развития, основная образовательная программа, технология управления переходом.

Значение основной образовательной программы как ключевого нормативного документа, определяющего организационно-управленческие и содержательно-деятельностные условия образовательной деятельности, состоит в том, что она определяет миссию образовательной организации в социокультурном пространстве. ФГОС общего образования характеризует образовательную программу как форму общественного договора, гражданского контракта между обществом (родителями) и педагогическим коллективом, закрепляющую обязательства образовательной организации по обеспечению возможностей развития и саморазвития обучающихся [1].

В рамках реализации программы развития «Школа - центр социально-педагогического дизайна для детей и взрослых», педагогический коллектив школы № 8 г. Выксы разрабатывает механизмы перехода на новый уровень непрерывного опережающего образования детей и педагогов, проектируя систему условий в рамках требований ФГОС нового поколения, корректируя содержание основных образовательных программ. Проблемная ситуация перехода к обновленным ФГОС начального и основного общего образования требует разработки новой концепту-

альной модели управления развитием образовательной организации на основе синтеза программно-целевого и проектно-ресурсного подходов к решению практических проблем, возникающих в ходе инновационного процесса [4].

По мнению В.И. Слободчикова современные механизмы развития образования находят свое отражение в программах трех типов: проектных, управленческих и образовательных [6, с. 271-274]. Это соответствует требованию наличия в современной школе трех важнейших стратегических документов ( «стратегической триады»): программы развития образовательной организацией, комплекса образовательных программ по всем реализуемым уровням общего образования и ежегодного публичного доклада образовательной организации.

На первом этапе разработки модели управления развитием требовалось сопоставить указанные выше типы программных документов и выделить структурные блоки по следующим позициям: концептуальные основания программы, содержание деятельности, средства обеспечения деятельности. Данная операция является необходимой для планирования и организации деятельности педагогического коллек-

тива и проектных команд школы в инновационном векторе.

Концептуальные основания предполагают описание пространства или сферы деятельности ее авторов-разработчиков, главных ценностно - целевых ориентиров; содержания совместной деятельности; а также наличие характеристики субъектных позиций педагогов как участников коллективно-распределенной деятельности. Программа развития школы «Школа - центр социально-педагогического дизайна для детей и взрослых» фиксирует область или предмет преобразования, которые определяются ее миссией. Она состоит во всестороннем использовании различных ресурсов сферы образования и социума для решения задач развития детей на основе механизма позиционного самоопределения и социального развития, расширения возможностей реализации личностного потенциала каждого и позиционирования в ситуации выбора и неопределенности.

В программе развития образовательной организации ведущим ценностно-смысловым ориентиром выступает цель. На данном шаге развития школы она состоит в разработке множества новых форматов обучения и воспитания, социализации, создании условий для «коридора успешного взросления» подрастающего поколения, способного к самообразованию, самореализации и к саморазвитию. Технология управления шагом развития ориентирована на принципиальные аспекты управленческой деятельности, включающие по В.И. Слободчикову « умение работать с самоопределением субъектов учебной деятельности (обучающиеся); субъектов педагогической деятельности (педагоги); субъектов социокультурной сферы микрорайона школы, района и региона (родители, социальные партнеры); владение нормами разработки стратегии (стратегического мышления) и пошагового программирования образовательных и социокультурных ситуаций; владение способами и технологиями исследовательской, проектной и экспертной деятельности [6].

Основная образовательная программа общего образования осуществляет инте-

грацию и соорганизацию всех базовых составляющих образовательного процесса через комплекс следующих действий команды развития школы: построение иерархической системы целей общего образования; выбор технологий организации образовательного процесса; разработка надпредметных программ, определяющих содержание взаимодействия всех рабочих программ курсов, дисциплин и модулей при достижении общих целей образования; построение системы оценивания результатов образовательной деятельности; регламентация прав и обязанностей участников образовательного процесса, обеспечивающих их взаимодействие при достижении образовательных целей.

Содержание коллективно-распределенной деятельности разработчиков программы развития определяется содержанием инновационных проектов: «Школа формирования позиционности» - развивающее начальное общее образование; «Школа субъектности подростка» - проектирование индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов на этапе основного школьного образования; «Школа взрослой социальной позиционности» - построение вариативной модели старшей школы и «Педагог - наставник по развитию «Школа профессионального саморазвития» - построение новой социокультурной практики профессионального развития педагогов на основе организации проектного эксперимента и [2;4].

Содержанием программы управления переходом в новый этап развития являются способы совместных действий субъектов образовательного процесса, представляющие оперативные средства решения управленческих проблем. Сюда входит определение способов соорганизации профессиональных позиций, разработка соответствующих форм и структур и закрепление их в нормативных актах.

Построение позиционных практик и детско-взрослых общностей учитывает положения теории развивающего образования В.В. Давыдова и теории возрастной периодизации В.И. Слободчикова, согласно которым каждый обучающийся может

определить темп и результаты своего развития. Соответствующие методы и принципы должны быть прямо ориентированы на развитие, детерминироваться конкретной социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и определяемыми ею психологическими новообразованиями конкретного периода развития [5;6].

Способ реализации программы развития фиксируется в ресурсно - структурированном плане управленческих действий по реализации инновационных проектов. Формой кооперирования их разработчиков и реализаторов является организационно-управленческая команда, которая строится на принципах: привлечения к сотрудничеству родителей и социальных партнеров, имеющих единые ценностные ориентации; выявления у каждого участника управленческих позиций и готовности принять ответственность за совместные управленческие решения [3;4].

Эффективность технологии проектирования образовательной программы определяется созданием детско-взрослых, профессионально-родительских общностей, сущностными характеристиками которых являются построение диалоговых ситуаций, создание атмосферы доверия и сопереживания, поддержки управленческой инициативы каждого. Управление содержанием образовательной программы осуществляется через проектирование и сце-нирование новых форм и способов организации образовательного процесса в рамках конкретных ступеней развития обучающихся [3].

На уровне основной образовательной программы начального общего образования ведущим условием развития личности младшего школьника является построение учебной деятельности как поисково-исследовательской деятельности, при условии создании единой команды администрации, педагогов и родителей, работающей над образованием детей. На уровне основной школы приоритетом выступает проектирование пространства разнородных образовательных форматов: мастерские, лаборатории, студии, экскурсии, экспедиции и т.п., позволяющих обучаю-

щимся включаться в разнообразные общественно-значимые практики и на основе учебных проектов выходить на индивидуальные образовательные траектории. На старшей ступени развития старших подростков происходит ориентация на углубленную и вариативную составляющую основных сфер теоретического сознания человека: наука, искусство, право, религия, политика, экономика, на организацию внеучебной социально-ориентированной деятельности, в рамках которой культивируются авторские проектные формы деятельности обучающихся.

Построение инновационной образовательной модели «Школы - центр социально-педагогического дизайна детей и взрослых» в качестве ведущих условий предполагает проектирование собственных маршрутов профессионального развития педагогов, их мировоззренческое самоопределение, формирование комплекса способностей позиционного самоопределения обучающихся, освоение технологии проектно-ресурсного управления и модернизацию образовательных программ в рамках обновленных ФГОС общего образования [1].

Диагностика, оценка и контроль в рамках технологии управления переходом осуществляется посредством мониторинг комплекса эффектов: образовательного эффекта, связанного с изменениями в качестве обучения и воспитания, в содержании и формах обучения, характеристиками потенциала педагогических кадров и методического потенциала работы школы; социального эффекта, связанного с отношением к образовательной организации в социуме, ростом доверия к школе со стороны педагогической общественности и родителей; организационно-

управленческого эффекта, характеризующего совокупность организационно-педагогических условий и механизмов реализации образовательных программ; материально-технических и финансово-экономических эффектов, характеризующих степень концентрации материальных, технических, цифровых, финансовых ресурсов; инновационного эффекта, опреде-

ляемого привлекательностью инновационной идеи школы, способностью педагогов строить ситуации развития для обучающихся.

В качестве главного ожидаемого результата образовательной программы мы полагаем достижение качества образования, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства, и разработка путей его достижения в образовательном процессе. В качестве средств диагностики, контроля и оценки качества реализации образовательной программы в контексте инновационной модели школы выступают проведение событийных онлайн-встреч в рамках профессионально-родительского сообщества, представление выпускниками портфолио - пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности; ежегодный публичный доклад директора школы; портфо-лио педагогов [1;2].

Если программа развития отображает цели и ценности образования и ориентирует образовательную систему школы в будущее, то образовательная программа в этом контексте фиксирует цели образования и образовательную систему школы в

настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной организации для ее заказчиков, родителей, партнеров, конкурентов. Образовательная программа также носит инновационный характер, если она опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует передовую духовно-нравственную и организационную культуру. Как правило программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, а для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме [1;2].

Таким образом, концептуальные основы программы развития школы, где фиксируется образ проектируемой системы и перспективный образ выпускника и стратегия инновационных преобразований, являются теми механизмами рефлексивного управления и содержательными аспектами инновационной деятельности образовательной организации, которые уже работают на разработку основной образовательной программы «Школы - центра социально-педагогического дизайна для детей и взрослых» в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Библиографический список

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования». Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?index=5&rangeSize= 1. Дата обращения 18.11.2021 г.

2. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Крайникова М.Н. Образовательная программа основного общего образования - вектор развития субъектности подростка. Учебно - методическое пособие для педагогических работников системы общего образования. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. - 212 с.

3. Игнатьева Г.А., Мольков А.С., Тулупова О.В. Инновационная идея: от мысли - к концепции. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 108 с.

4. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Проектно-ресурсное управление инновациями в образовании: антропологическая проекция // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. № 5. С.490 - 509.

5. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. -Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.

6. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.

TECHNOLOGY FOR MANAGING THE TRANSITION FROM A DEVELOPMENT PROGRAM TO AN EDUCATIONAL PROGRAM OF AN EDUCATIONAL

ORGANIZATION

I. D. Zagidullina, Deputy Director O.I. Polyakova, Deputy Director MBOU Secondary School № 8 (Russia, Vyksa)

Abstract. The article presents the management situation of the transition of an educational organization from a development program to an educational program in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard for general education. These normative documents are compared in terms of structural positions: value-target and conceptual foundations of programs, content-activity component, organizational and managerial mechanisms and resources for providing educational activities and are concretized within the framework of building a new educational practice.

Keywords. development program, basic educational program, transition management technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.