Научная статья на тему 'Определение ценностно-ориентационного единства в студенческих группах'

Определение ценностно-ориентационного единства в студенческих группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1326
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО / КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕННОСТНО-ГРУППОВОГО ЕДИНСТВА (ЦОЕ) / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трусова Л.Н., Казанцева Т.Н.

В статье представлены результаты исследования социально-психологического климата в студенческих группах с целью выявления проблем и разработки мер по улучшению взаимоотношений между членами коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трусова Л.Н., Казанцева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение ценностно-ориентационного единства в студенческих группах»

нравственными ценностями традиционного и современного общества, необходимость самовоспитания и формирования ценностей иного рода, позволяющих добиваться жизненного успеха в глобализированной среде, однако, большинство студенов отдаёт предпочтение традиционным ценностям.

Список литературы:

1. Нравственные ценности. Российское гуманистическое общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.humanism.ru/paradise47.htm (дата обращения: 10.01.2015).

2. Время в разных культурах. Модель организационной культуры Э. Холла. Отношение ко времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://leanoffice.ru/analizculture/timeculture.html (дата обращения: 08.01.2015).

3. Пушных В.А. Межкультурный менеджмент. Глава 2.1.3. Отношение ко времени [Электронный ресурс]. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 180 с. - Режим доступа: http://textb.net/97/index. html (дата обращения: 09.01.2015).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ

© Трусова Л.Н.*, Казанцева Т.Н.*

Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

В статье представлены результаты исследования социально-психологического климата в студенческих группах с целью выявления проблем и разработки мер по улучшению взаимоотношений между членами коллектива.

Ключевые слова ценностные ориентации, ценностно-ориентацион-ное единство, коэффициент ценностно-группового единства (ЦОЕ), групповая сплоченность.

Изучение проблемы единства ценностных ориентаций и целей, как одного из критериев развития группы, становится все более актуальным и в личностном, и в социальном аспекте. Интерес к данной проблеме не ослабевает, и обусловлен он, прежде всего, ее несомненной практической значимостью.

Проблема сплоченности группы имеет большую практическую значимость прежде всего для отбора групп, способных наилучшим образом решать те или иные практические или учебные задачи. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группе, складываются групповые ценностные ориентации. Степень совпадения важнейших цен-

* Доцент кафедры Истории и философии, кандидат экономических наук.

* Старший преподаватель кафедры Денег, кредита и финансов.

ностных ориентации членов группы характеризуется показателем ценност-но-ориентационного единства [1].

Практическое решение данной проблемы обусловило необходимость проведения исследования и определило его цель: с помощью эмпирического исследования выявить особенности ценностно-ориентационного единства групп студентов.

В исследовании решались следующие задачи: 1) определение меры согласованности мнений членов обследуемых групп по поводу того, какие качества личности являются наиболее важными для успешного выполнения учебной деятельности; 2) определение степени согласованности мнений членов групп по поводу того, какие качества личности являются наиболее ценными для успешной работы в коллективе, выполняющем общую работу для достижения совместных целей; 3) определение количественного выражения уровня психологического климата в группе.

В исследовании принимали участие 68 студентов 3 курса экономического факультета ФГБОУ «Вятская государственная сельскохозяйственная академия». Для определения ценностно-ориентационного единства были использованы методики, разработанные Л.М. Фридманом, В.С. Ивашкиным и В.В. Онуфриевой, а также методика для изучения психологического климата и в учебной группе.

Для решения первой задачи была использована методика Л.М. Фридмана [2].

Студентам предлагался перечень качеств, каждые пять из которых характеризуют отношения к учебе, стиль поведения и деятельности, знания, качества ума, учебно-организационные умения, отношение к товарищам, отношение к себе. Студенты должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.

Для обработки данных составляется матрица. В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный студент. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства студентов группы (С), вычисляют по следующей формуле:

с(1)

где п - сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности; получивших максимальное число выборов;

N - число учащихся, принявших участие в эксперименте.

С > 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что студенческую группу можно считать коллективом. Если 0,3 < С < 0,5, то группа промежуточная по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С < 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии группы как коллектива.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, студенты связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют.

Для студентов первой группы наиболее ценными качествами оказались дисциплинированность, трудолюбие, внимательность, целеустремленность, умение планировать работу.

Надо отметить, что первые четыре качества из пяти самых популярных принадлежат к одной группе и характеризуют отношение к учебе. Пятое качество характеризует учебно-организационные умения. Следовательно, студенты данной группы связывают успешное выполнение учебной деятельности с отношением к учебе.

Не ценятся в данной группе такие качества как идейная убежденность, критичность, честность, принципиальность, скромность, оригинальность.

Коэффициент ЦОЕ для данной группы составит:

1,4• (14 + 13 +10 + 9 + 7)-23 _ 51,2

6•23 138 , '

Коэффициент получился невысоким, т.е. данная группа является промежуточной по уровню развития ЦОЕ.

Для студентов второй группы важными оказались целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, внимательность, чувство ответственности. Как и в первой группе, четыре качества характеризуют отношение к учебе, пятое - учебно-организационные умения.

Коэффициент ЦОЕ:

_ 1,4 • (14 + 10 + 9 + 9 + 9) - 2^ _ 45,4 _ = 6•26 = 156 = , '

Коэффициент оказался ниже, чем в первой группе, что свидетельствует о недостаточном развитии группы как коллектива.

Студенты третьей группы считают наиболее важными для учебной деятельности дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, внимательность, умение планировать работу, целеустремленность, уверенность в себе (равное количество выборов).

По-прежнему основным является отношение к учебе, но в выбранных многими студентами качествах появляются те, которые характеризуют отношение к себе (уверенность в себе) и товарищам (коллективизм).

Коэффициент ЦОЕ:

_ 1,4• (10 + 8 + 7 + 7 + 6)-19 _ 34,2 = 649 = ИТ = , '

Он получился фактически таким же невысоким, как и во второй группе.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что среди данных групп нет такой, в которой ярко бы проявлялось ЦОЕ. Однако качества, выбранные студентами разных групп, во многом совпадают (рис. 1).

Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а часто и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда - климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы.

Рис. 1. Наиболее важные качества личности для успешного осуществления учебной деятельности (по мнению студентов)

Для решения второй задачи, то есть для определения степени согласованности мнений членов групп по поводу того, какие качества личности являются наиболее ценными для успешной работы в коллективе, выполняющем общую работу для достижения совместных целей, была использована методика определения опосредованной групповой сплоченности В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриевой [2].

Студентам предлагался перечень качеств, относящихся к трем группам: деловые (Д), моральные (М) и эмоциональные (Э). Необходимо было выбрать из предложенного списка 5 качеств, которые испытуемые считают важными для человека как члена коллектива.

Если Д > 55 % или Д+М > 60 %, то групповая сплоченность высокая.

Если М в пределах от 35 до 55 %, то групповая сплоченность средняя.

Если М < 35 %, то групповая сплоченность низкая.

Коэффициент ценностно-ориентационного единства рассчитывается по формуле:

т — п

С = —п • 100%, (2)

N

где N - общее число сделанных испытуемыми выборов, п - количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств, m - количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств.

Если C > 50 %, то ЦОЕ высокое, если С находится в пределах от 30 до 50 %, то ЦОЕ среднее, если С менее 30 %, то ЦОЕ низкое.

Для каждой группы рассчитывается процент выборов, приходящихся на деловые, моральные и эмоциональные качества (табл. 1).

Таблица 1

Результаты оценки опосредованной групповой сплоченности по методике В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой

Показатель 1 группа 2 группа 3 группа

Общее количество выборов 115 130 95

Процент выборов, приходящийся на эмоциональные качества 13,04 27,69 17,89

Процент выборов, приходящийся на деловые качества 57,39 56,15 64,21

Процент выборов, приходящийся на моральные качества 29,57 16,15 17,89

Групповая сплоченность высокая высокая высокая

Самые популярные качества Трудолюбие Исполнительность Организованность Дружелюбие Активность Трудолюбие Исполнительность Организованность Общительность Активность Трудолюбие Исполнительность Организованность Общительность Активность

Количество выборов, приходящихся на самые популярные качества 77 84 63

Количество выборов, приходящихся на самые непопулярные качества 2 1 0

Коэффициент ЦОЕ 65,2 63,8 66,3

Коэффициент ЦОЕ, рассчитанный по методике Л.М. Фридмана 0,37 0,29 0,30

Коэффициент ЦОЕ, рассчитанный по данной методике, у всех групп высокий. Это свидетельствует о единстве мнений относительно качеств членов группы. Четыре из пяти популярных качеств повторяются в каждой из групп.

Коэффициент ЦОЕ немного ниже во второй группе, как и в предыдущей методике.

Что касается групп качеств, то все студенты отдают предпочтение деловым качествам. Особенно большой процент выбора, приходящегося на деловые качества, в третьей группе. Моральные и эмоциональные качества у студентов данной группы составляют практически одинаковый процент по частоте выбора. Студенты второй группы ставят на второе место эмоциональные качества, студенты первой группы - моральные (рис. 2).

Для изучения психологического климата в учебной группе и его количественной была использована методика, предложенная в [3]. По данной методике респонденты оценивают предлагаемые варианты поведения членов своей группы по 5-ти балльной шкале, в результате рассчитывается показатель С, который характеризует климат в группе и измеряется в пределах от 12 до 60. Причем С = 60 характеризует идеальный психологический климат (таблица 2).

1 группа 2 группа 3 группа

□ деловые аморальные □ эмоциональные

Рис. 2. Процент выборов, приходящихся на разные группы качеств у студентов исследуемых групп

Фактические значения коэффициента средние и незначительно отличаются по группам. Средний размер коэффициента 36. Это свидетельствует о том, что психологический климат в группах не самый благоприятный, что, несомненно, оказывает влияние на посещаемость занятий в группе и успеваемость. Средний балл по последней промежуточной аттестации в группах студентов составил 3,96.

Таблица 2

Показатель, характеризующий психологический климат в исследуемых группах

1 группа 2 группа 3 группа

С = 34,35 С = 33,65 С = 33,84

Возможное значение коэффициента от 12 до 60

В первой группе, где психологический климат чуть лучше, выше и коэффициент ЦОЕ, и успеваемость. При этом, при исследовании опосредованной групповой сплоченности выяснилось, что студенты данной группы большее значение придают моральным качествам члена коллектива.

Подобные исследования следовало бы проводить, начиная с первого курса, тогда можно было бы проследить динамику всех показателей и провести более глубокий анализ того, как складывался психологический климат в группах. Но и на данном этапе существования группы важно поддерживать и улучшать климат в студенческом коллективе, активизировав психолого-педагогическую работу.

Умение снизить напряженность и создать хорошее настроение в коллективе - одна из насущных задач не только кураторов, но и всех преподавателей, работающих с группой. В коллективе с нормальным морально-психологическим климатом все его участники, как правило, отличаются доброжелательным, товарищеским отношением друг к другу.

Группам студентов необходим обще-коллективный интерес, направленный на учебную деятельность, и этот интерес надо систематически «тренировать», всесторонне укрепляя единение группы.

Само по себе успешное завершение совместного группового учебного мероприятия, в котором приняли участие все студенты, улучшает межличностные отношения. Совместное переживание успеха сближает студентов, стирает социальные барьеры между ними, способствует улучшению внутреннего имиджа группы.

Список литературы:

1. Чемерский Э.Ф., Чемерская Т.Г. Сплоченность - как ценностно-ориен-тационное единство группы [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 6. - Режим доступа: http://web.sna-uka.ru/issues/2011/10/4173 (дата обращения: 01.08.2014).

2. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 339 с.

3. http://www.gurutestov.ru/test/280/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.