Научная статья на тему 'Особенности процесса коллективообразования в студенческих группах'

Особенности процесса коллективообразования в студенческих группах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
563
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллективообразование / студенческая группа / сплоченность / ценностно-ориентационное единство / социально-психологический климат. / team building / students’ group / cohesion / value-oriented unity / social and psychological climate.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жевна Анастасия Александровна, Елисеев Владимир Константинович

В статье анализируются факторы, обуславливающие специфику группового взаимодействия и взаимоотношений в студенческих коллективах. Актуальность изучения особенностей взаимоотношений студентов определяется их влиянием на эффективность совместной учебной деятельности и тем социализирующим воздействием, которое студенческая группа оказывает на индивида. Представлены результаты эмпирического исследования ценностно-ориентационного единства, сплоченности и климата студенческих групп с первого по четвертый курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULARITIES OF THE TEAM BUILDING PROCESS IN STUDENTS’ GROUPS

The article analyzes the factors that determine the specific features of group interaction and relationships in students’ groups. The relevance of studying the features of students’ relationships is determined by their impact on the effectiveness of educational activities and the socializing effect that a students’ group has on an individual. The article presents the results of an empirical study of value-oriented unity, cohesion and the climate of students’ groups from the first to the fourth years of study.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса коллективообразования в студенческих группах»

УДК 37.064.3

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ

А.А. Жевна, В.К. Елисеев

В статье анализируются факторы, обуславливающие специфику группового взаимодействия и взаимоотношений в студенческих коллективах. Актуальность изучения особенностей взаимоотношений студентов определяется их влиянием на эффективность совместной учебной деятельности и тем социализирующим воздействием, которое студенческая группа оказывает на индивида. Представлены результаты эмпирического исследования ценностно-ориентационного единства, сплоченности и климата студенческих групп с первого по четвертый курсы.

Ключевые слова: коллективообразование, студенческая группа, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, социально-психологический климат.

PECULARITIES OF THE TEAM BUILDING PROCESS IN STUDENTS' GROUPS

A.A. Zhevna, V.K. Eliseev

The article analyzes the factors that determine the specific features of group interaction and relationships in students' groups. The relevance of studying the features of students' relationships is determined by their impact on the effectiveness of educational activities and the socializing effect that a students' group has on an individual. The article presents the r e-sults of an empirical study of value-oriented unity, cohesion and the climate of students' groups from the first to the fourth years of study.

Key words: team building, students' group, cohesion, value-oriented unity, social and psychological climate.

Одной из целей высшего образования и показателем его качества является сформированность у выпускников так называемых общекультурных компетенций, к числу которых относится готовность к работе в коллективе, взаимодействию с коллегами на основе принятых норм. Студенческая группа выступает базой для формирования опыта социального взаимодействия через

включение индивидов одновременно и в деловые, и в неформальные отношения. По мнению Е.Е. Сапого-вой: «общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде. Важно также и то, что данное общение выступает разно-

видностью эмоционального контакта, способствующей осознанию группой своей принадлежности, автономии, эмоционального благополучия и устойчивости» [10, с. 57].

В социальной педагогике студенческая группа рассматривается с точки зрения единства трех позиций: как учебный коллектив вуза, где происходит обучение и профессиональное становление будущих специалистов; как организация, осуществляющая целенаправленную воспитательную работу с учащимися; как один из видов социальной группы, существующий по законам молодежной субкультуры.

А.С. Макаренко был сформулирован закон жизни коллектива, где форма его жизни - это движение, а остановка - его смерть; он также выделил основные принципы развития коллектива и разработал технологию его поэтапного формирования [9, с. 302].

В концепции Л.И. Уманского динамическая природа группового взаимодействия проявляется в последовательном развитии - от группы-конгломерата до высшей точки развития - коллектива. Каждая стадия характеризуется качественным изменением таких параметров как направленность, организованность, подготовленность и коммуникативность. Целостными характеристиками группы выступают также спло-

ченность, микроклимат, референт-ность, лидерство, интро- и интергрупповая активность [1, с. 57].

По мнению А.В. Петровского, развитие группы происходит по двум векторам: 1) степени опосредован-ности межличностных отношений содержанием совместной деятельности; 2) общественной значимости этой деятельности [1, с. 58]. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по этим направлениям. Указанные векторы образуют пространство, которое позволяет расположить в нем и ти-пологизировать объединения людей от диффузной группы до высокоорганизованных групп - коллективов.

Студенческая группа как социальный феномен включает в себя ряд параметров, обеспечивающих ее развитие, сохранение и функционирование. К числу основных параметров развития группы относят групповую сплоченность, которая определяется как «характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе» [2, с. 338]. А. и Б. Лотт рассматривали сплоченность как межличностную аттракцию (привлекательность), «как групповое свойство, являющееся производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы» [3, с. 146].

А.В. Петровский понимал под сплоченностью ценностно-

ориентационное единство, т.е. степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. «Ценностно-ориентационное единство в коллективе - это, прежде всего, сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности» [7, с. 135].

Другим параметром студенческой группы, характеризующим когнитивный и эмоциональный компоненты взаимоотношений между ее членами, является социально-психологический климат (СПК), который показывает уровень социального развития группы и преобладающее настроение, отражающее особенности жизнедеятельности коллектива. Макаренко указывал на значимость «мажора», т.е. активности, бодрости как необходимого условия формирования эффективного коллектива. «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка» -утверждал А.С. Макаренко [4, с.122].

П.И. Пидкасистый рассматривал СПК любой группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) как «систему отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и харак-

тер деятельности, а значит, и развития личности» [6, с. 447]. Ю.П. Платонова отмечал, что «основными показателями социально-

психологического климата коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность» [8, с. 23].

Характер складывающихся в группе отношений, таким образом, во многом определяет ход социализации и самоактуализации молодых людей. В связи с этим в условиях вузовской подготовки особое внимание необходимо уделять исследованию внутригрупповых отношений, что позволит, во-первых, определить пути формирования эффективного слаженного коллектива и построить оптимальную модель воспитательной работы с учетом специфики развития студенческой группы; во-вторых, прогнозировать и предупредить ситуации конфликтов или конкуренции, десоциализации участников учебного процесса.

В нашем исследовании были рассмотрены следующие параметры, определяющие взаимоотношения в учебном коллективе: сплоченность, климат и ценностно-

ориентационное единство. Эти параметры в совокупности являются показателями интеграции-

дезинтеграции группы, а экспери-

ментальная выборка, состоящая из студентов всех уровней обучения, с первого по четвертый курс, позволяет в динамике наблюдать процесс развития учебной группы.

Исследование проводилось на базе ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. В исследовании принимали участие 10 студенческих групп. Объем выборки составил 183 человека. Нами были использованы следующие методики: методика «Что важнее?» Л.М. Фридмана, позволяющая определить ценностно-ориентационное единство и уровень развития группы [13]; методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера - Ю. Ха-нина [11] и социометрический метод, дающий представление о групповой структуре и сплоченности группы на основе количества взаимных выборов [5].

Нами были получены следующие результаты. При проведении методики «Что важнее?» студенты должны были выбрать из предложенного списка пять наиболее важных качеств, необходимых для совместной учебной деятельности, на основе чего высчитывался коэффициент ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ). Результаты студентов-первокурсников говорят о недостаточном развитии группы как коллектива (коэффициенты ЦОЕ лежат в

значениях от 0,24 до 0,3). Группы старших курсов являются промежуточными по уровню развития (коэффициенты ЦОЕ от 0,34 до 0,41).

Студенты первых курсов чаще выбирали качества, связанные со сферой общения, такие как коллективизм и общительность, а студенты старших курсов связывали успех своей совместной учебной деятельности в первую очередь с ответственным отношением к учебе и развитыми учебно-

организационными навыками.

Методика Фидлера, основанная на методе семантического дифференциала, позволила нам оценить психологическую атмосферу в группе. Для этого суммировались субъективные оценки всех студентов, а затем вычислялся средний коэффициент психологической атмосферы. Чем ниже коэффициент, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе. Полученные нами результаты показали, что наиболее позитивные оценки даны студентами первых и вторых курсов (коэффициенты от 20% до 31%). Начиная с третьего курса, наблюдается тенденция к ухудшению психологической атмосферы. Самые высокие коэффициенты обнаружены у групп четвертого курса (45%).

Детальный анализ показал, что на первых курсах студенты наиболее благоприятно оценивают эмоцио-

нальные компоненты, относящиеся к сфере межличностных отношений, такие как дружелюбие, взаимная поддержка, теплота, согласие. Ближе к старшим курсам, помимо эмоциональных компонентов, значимыми становятся компоненты, связанные с деятельностной сферой, -успешность и продуктивность.

Метод социометрии позволил нам рассчитать коэффициент взаимности (КВ), который вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выступает одним из показателей благополучия внутригрупповых отношений. Самые высокие показатели КВ были обнаружены на 4 курсе (57%). Однако это, по нашему мнению, связано не с растущим уровнем привязанности и единства студентов, а с процессом дифференциации на более мелкие микрогруппы, связи в которых намного сильнее, чем в целом в группе. Фактически полученные результаты позволяют говорить об отрицательной динамике общей групповой сплоченности.

Таким образом, в ходе проведенного исследования нами была проанализирована динамика развития и характер отношений в студенческих группах разных уровней. Результаты исследования показали, что ни одна из исследуемых групп не достигла в своем развитии высоких показате-

лей ЦОЕ и по этому параметру не может быть отнесена к развитому коллективу. На разных этапах обучения обнаружена тенденция к снижению у членов группы желания проводить время вместе. Также наблюдается ухудшение психологической атмосферы в группах старших курсов. Одновременно с этим в студенческих коллективах происходит расслоение на микрогруппы - усиливаются чувства симпатии между одними членами группы и антипатии к другим ее членам, что также неблагоприятно сказывается на атмосфере в группе и ведет к изоляции между учащимися. Основой внутригруппового единства студентов в последние годы обучения становятся деловые отношения, а не общение.

На наш взгляд, полученные данные говорят о необходимости интенсификации воспитательной работы со студентами, при этом акцент следует делать на вовлечении студентов в совместную неформальную, внеучебную деятельность. Это позволит повысить уровень сплоченности на первых курсах обучения, а на последних такая деятельность будет способствовать размытию границ микрогрупп и установлению более открытых и теплых отношений внутри группы в целом.

Список литературы

1. Дроздова Н.В. Социальная психология. - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2012. -120 с.

2. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект пресс, 2001. - 318 с.

4. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - Челябинск, 1988. - 261 с.

5. Орлова М.Ю. Структурный анализ малых групп. - Владивосток, 1998. - 27 с.

6. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2012. -512 с.

7. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978 - 176 с.

8. Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях: в 2 т. - М.: Речь, 2007. - Т 2- 488 с.

9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. -365 с.

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2005. - 460 с.

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -490 с.

12. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. - С. 163-165.

References

1. Drozdova N.V. Social'naya psihologiya - Minsk: MGEU im. A.D. Saharova, 2012. - 120 s.

2. Karpenko L.A. Kratkij psihologicheskij slovar. - M.: Politizdat, 1985. - 431 s.

3. Krichevskij R.L., Dubovskaya E.M. Social'naya psihologiya maloy gruppy. -M.: Aspekt Press, 2001. - 318 s.

4. Makarenko A.S. Kolleltiv I vospitanie lichnosti. - Chelyabinsk, 1988. - 261 s.

5. Orlova M.Yu. Strukturnyj analiz malyh grupp. - Vladivostok, 1998. - 27 s.

6. Pedagogika. Uchebnoe posobie / Pod red. P.I. Pidkasistogo. - M.: Uyrait, 2012. - 512 s.

7. Petrovskij A.V., Shpalinsrkij V.V. Social'naya psihologiya kollektiva. - M.: Prosveshenie, 1978 - 176 s.

8. Platonov Yu.P. Psihologicheskie fenomeny povedeniya personala v gruppah organizaciyah v 2 t. - M.: Rech', 2007. - T 2. - 488 s.

9. Podlasyj I.P. Pedagogika 100 voprosov - 100 otvetov. -M.: Vlados-press, 2004. - 365 s.

10. Sapogova E.E. Psihologiya razvitiya cheloveka. - M.: Aspekt press, 2005. -460 s.

11. Fetiskin H.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti I malyh grupp. - M.: Izd-vo Instituta psihoteratii, 2002. - 490 s.

12. Fridman L.M. Izuchenie lichnosti uchashegosya I uchenicheskih kollektivov. - M.: Prosveshenie, 1998. - 207 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.