Научная статья на тему 'Особенности положения в классном коллективе подростков-переселенцев, воспитывающихся в семьях с христианскими традициями'

Особенности положения в классном коллективе подростков-переселенцев, воспитывающихся в семьях с христианскими традициями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ ИЗ ВЕРУЮЩИХ СЕМЕЙ / СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гапонова София Александровна, Сивкова Мария Борисовна

В работе анализируются особенности статусного положения в коллективе класса подростков-переселенцев, воспитывающихся в семьях верующих. Выявлено, что, несмотря на ряд социальных факторов, таких как ограниченные материальные возможности, невысокий социальный статус родителей, мировоззренческие расхождения и др., рейтинг этих детей имеет стабильно средние позиции. Наблюдается устойчивая связь между положением верующих детей в классе и оценкой их нравственных качеств одноклассниками. Ключевые слова: подростки из верующих семей, статусное положение, нравственная сфера, личностные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гапонова София Александровна, Сивкова Мария Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS POSITION IN THE CLASS BODY OF TEENAGERS-MIGRANTS, EDUCATED IN THE FAMILIES OF CHRISTIAN TRADITIONS

The peculiarities of the status position in the class body of teenagers-migrants, educated in believers’ families are analyzed. It is revealed, that in spite of different social factors, such as limited material opportunities, rather a low parents’ social status, ideological differences and other factors, the rating of these children has steadily medium positions. A close connection between the position of children with religious beliefs and the estimation of their moral qualities by the classmates is observe.

Текст научной работы на тему «Особенности положения в классном коллективе подростков-переселенцев, воспитывающихся в семьях с христианскими традициями»

УДК 376.5: 159.922.7

С.А. ГАПОНОВА, д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой социальной психологии НГПУ им. К. Минина, e-mail: sagap@mail.ru

М.Б. СИВКОВА, кандидат психол. наук, педагог-психолог МОУ Дивеевская средняя школа e-mail: sivkowam@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С ХРИСТИАНСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ

S.A. Gaponova, M.B. Sivkova

THE STATUS POSITION IN THE CLASS BODY OF TEENAGERS-MIGRANTS, EDUCATED IN THE FAMILIES OF CHRISTIAN TRADITIONS

В работе анализируются особенности статусного положения в коллективе класса подростков-переселенцев, воспитывающихся в семьях верующих. Выявлено, что, несмотря на ряд социальных факторов, таких как ограниченные материальные возможности, невысокий социальный статус родителей, мировоззренческие расхождения и др., рейтинг этих детей имеет стабильно средние позиции. Наблюдается устойчивая связь между положением верующих детей в классе и оценкой их нравственных качеств одноклассниками. Ключевые слова: подростки из верующих семей, статусное положение, нравственная сфера, личностные качества, психологический климат в классе.

The peculiarities of the status position in the class body of teenagers-migrants, educated in believers' families are analyzed. It is revealed, that in spite of different social factors, such as limited material opportunities, rather a low parents' social status, ideological differences and other factors, the rating of these children has steadily medium positions. A close connection between the position of children with religious beliefs and the estimation of their moral qualities by the classmates is observe.

Key words: teenagers from believers' families, status position, moral sphere, personal qvalities, psychological climate in class.

Масштабные социально-экономические преобразования, происходящие в последние двадцать лет на всем постсоветском пространстве, по силе психологического воздействия на бывших граждан СССР без преувеличений можно оценить как потрясение. Столь глобальная реконструкция социума неизбежно обусловлена и изменениями в мировоззрении людей. Несмотря на всю болезненность и многотрудность процесса выживания в условиях экономического упадка, развала государственной системы, дискредитации привычной советской идеологии, именно эти негативные тенденции способствовали обращению многих граждан к духовным корням, возрождению утраченных религиозных традиций. За минувшие 20 лет сформировалась целая социальная группа людей, которые пытаются постигать основы веры, строить свою жизнь, соблюдая религиозные каноны. Эта социальная категория весьма разнородна по ряду критериев: возраст, образование, материальное положение, национальность, социальный статус. При этом следует учесть, что большинство из них родились в атеистическом государстве и воспитывались в семьях, где в подавляющем большинстве религиозные основы были утрачены. Процесс обращения человека к духовным истокам не может быть легким и безболезненным, тем более, когда он происходит «с чистого листа», без опоры на семейные и государственные традиции. В последние годы на смену проблемам возрождения приходят вопросы укоренения и развития духовных традиций народа. Для педагогической и психологической науки представляет немалый интерес

изучение личностных особенностей детей, выросших за прошедшие десятилетия в семьях с христианским мировоззрением. Наиболее отчетливо особенности такого воспитания можно проследить там, где христианские традиции проявились наиболее интенсивно и где можно констатировать наличие большого количества людей, позиционирующих себя как верующие1.

Уникальным в этом смысле является село Дивеево в Нижегородской области. Здесь в 1991 году возобновил свою деятельность Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Духовная значимость этого места для православных христиан имеет всемирный масштаб, что и стало причиной многочисленных переселений в Дивеево людей из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Столь интенсивные миграционные процессы не могли не отразиться на социальном облике села, в том числе и на общеобразовательной школе. Так, из 725 обучающихся в Дивеевской средней школе - 180 детей из семей верующих. Эта категория устанавливается путем ежегодного социологического опроса школьников, с целью составления социального паспорта каждого класса. В социальном паспорте класса отражены такие категории семей, как: многодетные семьи, семьи беженцев и переселенцев, малоимущие семьи, а также верующие семьи.

Включение в категорию верующих осуществляется на основании субъективного мнения самих детей, однако подразумевается, что дети из этой социальной группы не ограничиваются только ношением нательного креста и верой в бога как высшую справедливость, но и соблюдают посты, регулярно посещают церковные богослужения, знакомы с основными канонами Православной церкви. Многие родители этих детей либо являются церковнослужителями (6%), либо работают в монастыре (56%). Большинство из этих семей также относятся и категории малоимущих (60%) и многодетных (55%), семей, где один или оба родителя не имеют работы (50%) [2]. Несмотря на то, что процесс переселения в Дивеево не является на данный момент столь интенсивным, как в первые годы после открытия монастыря, но систематическая миграция учащихся в течение года продолжается. Так, за последние три учебных года выбыло 200 учеников, прибыло 149 учеников. В результате этого состав большинства классов не является стабильным.

Все перечисленные факторы создают тот сложный социальный фон, который во многом обуславливает невысокие показатели эмоционального благополучия в большинстве классов. Ежегодно проводимое психологами школы исследование эмоционального благополучия классных коллективов свидетельствует о том, что во всех классах с 7-го по 9-й показатели эмоционального благополучия в среднем на 38% ниже оптимального значения. Логично было бы предположить, что и без того повышенная в силу возрастных особенностей конфликтность подростков может усугубляться из-за появления в классах новых детей, большинство из которых оказались в Дивеевской средней школе по причине смены места жительства на основании религиозных убеждений родителей. Вполне закономерные психологические трудности вхождения в новый коллектив могут осложняться следующими социальными факторами: расхождения во взглядах и убеждениях как между учениками, так и их родителями, низкое материальное положение и социальный статус семей большинства вновь прибывших учеников.

Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей статусного положения в классном коллективе подростков, воспитывающихся в семьях с христианскими традициями. В ходе эксперимента анализировались следующие аспекты: психологический климат в классе; ценностно-ориентационное единство классного коллектива; статус каждого учащегося в классном коллективе; личностные качества, важные для совместной деятельности [2].

ИСПЫТУЕМЫЕ

1 Здесь и далее для краткости изложения материала под термином "верующие" мы будем понимать лиц, не просто крещённых в православной церкви или разделяющих те или иные религиозные взгляды, но и соблюдающих обрядовую сторону религии — пытающихся жить в соответствие с канонами православной церкви.

Исследование проводилось на базе 7-9 классов. В эксперименте приняли участие 242 подростка в возрасте от 12 до 16 лет, из них 94 девочки и 148 мальчиков. Из 242 учеников 68 относятся к категории дети из верующих семей.

МЕТОДИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первоначальное исследование психологического климата в классных коллективах проводилось с помощью методики В.С.Ивашкина и В.В.Онуфриевой [3]. Под психологическим климатом в данном случае имелся в виду преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, проявляющийся как в отношении людей друг к другу, так и в отношении к общему делу. Для нахождения количественного выражения уровня психологического климата в классе каждому школьнику было предложено 12 соответствующих теме исследования утверждений анкеты. Для каждого из утверждений необходимо было выбрать один из 5 вариантов ответа: А - совершенно согласен с этим, Б - согласен с этим, В - согласен, но не со всем, Г - не согласен с этим, Д -совершенно не согласен с этим. В ходе обработки результатов подсчитывалось количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразуется в баллы. На основании суммарного балла вычислялась величина, характеризующая психологический климат в классе (С), которая может принимать значения в диапазоне от 12 до 60. При этом С=60 характеризуется как оптимальный климат. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты исследования психологического климата в классных коллективах

класс дети из верующих семей в классе, % Показатель эмоционального благополучия (оптимальное значение 60)

7 16,7 35,1

7 13,6 45,6

7 22,2 38,2

7 52,9 40

8 4,7 37,9

8 29,1 35,9

8 42,8 34,7

8 15 31

9 0 34,6

9 9,1 36,8

9 29 32,1

9 73 39,9

Из таблицы 1 видно, что во всех классах показатели микроклимата превышают среднее значение (30 баллов), но не достигают оптимального. В среднем показатели микроклимата во всей выборке ниже оптимального значения на 38%. Однако значимых отрицательных корреляций показателя количества детей из семей верующих с эмоциональным благополучием в классе не обнаружено, следовательно, можно предположить, что наличие таких детей не оказывает негативного влияния на психологический микроклимат коллектива.

Для изучения групповой сплоченности класса нами использовалась методика определения ценностно-ориентационного единства в адаптации В.С.Ивашкина и В.В.Онуфриевой [3]. Нельзя не согласиться с создателями методики, что анализ такого явления, как групповая сплоченность, не может быть сведен только к рассмотрению частоты и интенсивности контактов между членами группы, степени их взаимных симпатий. Действительно, следует признать, что в целом ряде случаев активизация межличностных контактов членов группы, их интенсификация может свидетельствовать о возникновении в коллективе сил ведущих не к сплочению, а к распаду группы. В методике исследуется степень согласованности мнений всех членов коллектива в отношении наиболее значимых

для жизнедеятельности объектов. В нашем случае в роли такого объекта выступают качества, наиболее важные для совместной деятельности. Стимульным материалом является перечень деловых, моральных и эмоциональных качеств, отражающих ценностные ориентации группы. Из предложенного списка качеств учащиеся выбирают 5 качеств, которые, по их мнению, наиболее важны для человека как члена группы. В ходе первичной обработки эмпирических данных вычисляется число выборов, приходящихся на каждое качество в списке; число выборов, приходящихся на 5 самых популярных и 5 самых непопулярных качеств; подсчитывается коэффициент ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), а также процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества. Результаты исследования представлены в таблице 2. Из таблицы 2 видно, что в 10 из 12 классов показатели ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) имеют высокие значения, так как превышают 50%.

В двух классах ЦОЕ имеет средние значения (45-49%). В данном случае так же, как и в первом эксперименте, нет оснований, говорить о наличии статистически значимых связей между количеством детей из «верующих» семей и ценностно-ориентационным единством класса. Коэффициент корреляции между этими признаками, по Спирмену, составляет 0,3, что позволяет сделать вывод о том, что увеличение числа учащихся из семей "верующих" в классе не ведет к снижению ценностного единства в группе. Следует обратить внимание на то, что чем больше в классах детей из семей верующих, тем выше процент выборов моральных качеств как наиболее значимых. Статистическую достоверность этого факта подтверждает коэффициент корреляции, который составляет 0,65 (р<0,01) и позволяет предположить, что чем больше в классе детей из семей верующих, тем чаще в качестве значимых для успешной совместной деятельности черт указываются принципиальность, честность, порядочность, дружелюбие, справедливость, правдивость и т.д. Таблица 2 - Результаты исследования ЦОЕ и личностных качеств школьников (в %) в классных коллективах

класс дети из верующих

семей в классе, % деловые моральные эмоциональные

ЦОЕ качества качества качества (%)

7 16,7 60 37 34 30

7 13,6 51 43 30 27

7 22,2 56 29 30 41

7 52,9 62 18 42 40

8 4,7 53 35 29 36

8 29,1 51 27,5 37,5 35

8 42,8 52 28 38 34

8 15 54 32 44 24

9 0 49 29 37 34

9 9,1 45 40 25 35

9 29 52 25 30 45

9 73 53 21 41 38

С помощью социотеста А.Я. Анцупова была проведена комплексная диагностика взаимоотношений и межличностных конфликтов [1]. Тест имеет модульную структуру, включающую две базовые и несколько дополнительных шкал. Два первых базовых модуля («Мое отношение», «Отношение ко мне») позволили оценить отношение к каждому школьнику со стороны всех членов класса, выделить не только реальные конфликтные взаимоотношения, но и оценить их интенсивность и остроту. Три дополнительных модуля «Качество учебы», «Поведение в классе» и «Нравственные качества» дали возможность уточнить особенности социального статуса каждого ученика в классе. Учащимся раздаются бланки, содержащие список учеников класса. Оценка отношения к каждому ученику

выставляется знаком «+» в соответствующей строке (напротив фамилии одноклассника) и столбце (оценка от 1 до 10). Нами для увеличения достоверности и снятия напряжения была выбрана анонимная форма опроса. Для соблюдения анонимности в самом начале процедуры учащиеся поставили в своем бланке напротив своей фамилии нейтральные баллы «4» или «5». Процедура оценивания каждого одноклассника по десятибалльной шкале осуществлялась пять раз, в соответствии с количеством модулей: «Мое отношение», «Отношение ко мне», «Качество учебы», «Поведение в школе», «Нравственные качества». Последний пятый модуль позволяет оценить нравственный уровень одноклассников. При этом каждый человек имеет свои критерии, по которым он судит о нравственных характеристиках других людей. Эти критерии задаются и формируются в процессе жизни родителями, социальной средой, примерами из литературы и т.д. Данный модуль позволяет опереться именно на личную установку опрашиваемого, его личную позицию относительно самого понятия «нравственность».

Тест позволяет выявить учащихся, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений, путем вычисления персонифицированного индекса конфликтности. С этой целью дополнительно подсчитывается количество отрицательных оценок, выставленных каждому ученику по модулям «Мое отношение» и «Отношение ко мне».

Нами был проведен качественный и количественный анализ статуса детей из семей «верующих» по всем модулям теста в отдельности и статуса в целом. Сгруппированные частоты по модулям «Поведение в классе» и «Нравственные качества» у этой категории детей лежат в диапазоне от 1 до 6 места. Кроме того, распределение в данной выборке испытуемых по модулю «Нравственные качества» характеризуется правосторонней (отрицательной) ассиметрией (А=-0,74), что свидетельствует о наличии высоких значений в выборке, т.е. одноклассники оценивают детей из верующих семей как более нравственных, честных, порядочных и добрых. Распределение же значений персонифицированного индекса конфликтности, напротив, имеет левостороннюю (положительную) асимметрию (А=1,17), следовательно, представлено более низкими значениями. Таким образом, дети из верующих семей имеют невысокие показатели персонифицированного индекса конфликтности.

Анализ значений общего статуса этих учащихся в классных коллективах позволил обнаружить следующую тенденцию. Эмпирические значения ассиметрии (Аэмп=0,14) и эксцесса (Еэмп= -0,856) суммарного статуса учащихся не превосходят критических значений (Акр=0,85; Екр= 2,66), т.е распределение можно считать нормальным. Следовательно, рейтинг этих учащихся в классе имеет в основном средние значения, а крайние показатели встречаются достаточно редко.

Следует обратить внимание на связь между значениями по модулю «Нравственные качества» и общим рангом учащегося в группе. В выборке детей из верующих семей отмечается тесная статистически значимая корреляция (р=0,67; р<0.01) между показателями «Нравственные качества» и «Статус в группе», свидетельствующая о том, что чем выше оцениваются нравственные качества ученика, тем выше его статус в группе.

ВЫВОДЫ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Нет оснований рассматривать в качестве конфликтогенного фактора присутствие в классе детей из верующих семей, т.к. оно не оказывает негативного влияния ни на эмоциональное благополучие класса, ни на ценностно-ориентационное единство коллектива.

2. Несмотря на ряд социальных факторов, которые могут осложнять положение детей из семей верующих в классных коллективах, а именно: их малочисленность в сравнении с общим составом класса, ограниченные материальные возможности, невысокий социальный статус родителей, мировоззренческие расхождения - рейтинговые позиции этих детей в классе имеют стабильно средние позиции.

3. Наблюдается устойчивая связь между положением детей из семей верующих в классе и оценкой их нравственных качеств: более высокий статус в группе имеют те из них, кого одноклассники выше оценили по критерию «Нравственные качества». В свою очередь

те дети из семей верующих, которые обладают высоким коэффициентом конфликтности, имеют низкие оценки по критерию «Нравственные качества».

Выявленные тенденции, показывающие, что подростковый коллектив, в состав которого входят дети, воспитывающиеся в семьях с христианскими традициями, характеризуется более высоким ожиданием по отношению к нравственности таких детей; большим удельным весом в системе коллективных ценностей нравственных качеств по отношению к качествам деловым и эмоциональным, не являются типичными или характерными для любого классного коллектива, а лишь отражают некоторые социокультурные особенности учащихся конкретной сельской школы. Открытым остается вопрос об особенностях дальнейшей социализации детей, воспитанных в семьях с христианскими традициями. Принципиально отличная социальная ситуация обучения вдали от дома, большая социальная свобода и открытость воздействиям внешнего мира, свойственная студенчеству, могут выступить в качестве факторов, трансформирующих усвоенные ранее ценности. В каком направлении и в какой степени будет происходить эта, на наш взгляд неизбежная, трансформация еще предстоит изучить. Основанием для выводов об особенностях адаптации в коллективе лиц, воспитанных в христианской религиозной традиции, могут быть результаты масштабных лонгитюдных исследований.

Значимым, на наш взгляд, является факт отсутствия негативного отношения к носителям христианского мировоззрения. Стремление подростков оценить сверстников с точки зрения морали, а не критериев рационального фетишизма уже является важным, хотя и недостаточным, показателем намечающихся позитивных изменений в вопросах нравственного оздоровления подрастающего поколения. Полученные в настоящем исследовании результаты в очередной раз подтверждают и практическую, и теоретическую целесообразность выдвижения государством в качестве приоритетных в новых федеральных государственных образовательных стандартах задач духовно-нравстенного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я.Анцупов. - М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Гапонова, С.А. Мульттренинг как метод формирования эффективного поведения подростков в конфликте. Теоретические подходы и практическое применение: монография / С.А.Гапонова, М.Б.Сивкова. - LAP LAMBERT Асаёетю Publishing, Saarbrücken, Germany, 2011.

3. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб.пособие / В.Б.Шапарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

©Гапонова С.А., Сивкова М.Б., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.